Конфуцианство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 22:06, доклад

Краткое описание

Этика сформировалась в эпоху, когда начались распад родоплеменного строя и формирование раннего рабовладения. К этому моменту общество накопило обширные представления о добре и зле. Первоначально учёные занялись описанием уже сложившихся обычаев и нравов. Но очень быстро этого оказалось недостаточно, и примерно с 6 в. н.э. в русле философии появляются попытки осмыслить природу поведения человека, основные механизмы, определяющие поведение. Этот период получил название предэтики.

Второй раздел этики сформировался вместе с возникновением самой науки. Этика стала накапливать практический материал и осмысливать возникновение, развитие, основные механизмы частных, специфических, особенных этических систем. Сюда входит: Осмысление профессиональной этики;Этика замкнутых идеологизированных систем;Этика возрастных групп, религиозных групп и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Этика.docx

— 16.55 Кб (Скачать файл)

Этика – это наука о поведении людей, нравах и обычаях в поведении. Явление, которое изучает этика (нравы, обычаи и т.д.), позднее – с 1 в. до н.э. – получило название Мораль. Родоначальник этого слова Гай Юлий Цезарь.

История этики.

Этика сформировалась в эпоху, когда начались распад родоплеменного строя и формирование раннего  рабовладения. К этому моменту  общество накопило обширные представления  о добре и зле.  Первоначально  учёные занялись описанием уже сложившихся  обычаев и нравов. Но очень быстро этого оказалось недостаточно, и  примерно с 6 в. н.э. в русле философии  появляются попытки осмыслить природу  поведения человека, основные механизмы, определяющие поведение. Этот период получил  название предэтики.

Второй раздел этики  сформировался вместе с возникновением самой науки. Этика стала накапливать  практический материал и осмысливать  возникновение, развитие, основные механизмы  частных, специфических, особенных  этических систем. Сюда входит: Осмысление профессиональной этики;Этика замкнутых идеологизированных систем;Этика возрастных групп, религиозных групп и т.д.

Третий раздел этики  – осмысление пройденного наукой пути и рождение истории этических  учений.

Четвертая часть  – раздел моральной прогностики. Почти с самого рождения науки  учёные пытались дать идеалы, к которым  надо стремиться. Однако сначала этот раздел не занимал существенного  места в науке. Особую роль он начал  играть уже в новом времени, особенно в ХХ веке. Это было связано с  усилением социального бремени  и с изменением динамики социальных процессов. Оказалось, что в этих условиях человек может не успевать за цивилизационными изменениями. Как следствие – значительно расширяются механизмы воздействия на нравственные процессы, регуляция формирования морали в современном мире.

Основные  категории этики.

Категориями называются понятия, в которых наука этика  раскрывает сущность морали и моральной  деятельности человека. Нормы формируются  на уровне общественного сознания, и это отражается категориями  «добро и зло».

  1. Добро и зло, – предельно общие категории, дающие оценку с позиции интереса всего общества, они не могут существовать друг без друга. Добро может фигурировать как благо, как польза, зло – это вред. Добро и зло конкретно историчны.
  2. Совесть, честь, достоинство – категории, характеризующие уровень индивидуального морального сознания.Совесть в индивидуальном сознании выполняет репрессивную функцию, она сравнивает общественно признанное понимание добра с конкретным поступком человека. Эта функция совести людьми давно понята, и в индивидуальном сознании выработались механизмы нейтрализации совести. Природа совести такова, что она может неоднократно возвращаться и тревожить нас годы спустя после совершения деяния. Иногда внутренний суд намного строже, чем суд людской. Это состояние человека зафиксировала религия. Поэтому предсмертная исповедь во многих странах является безусловным свидетельским доказательством чего-либо важного. Принять предсмертную исповедь может священник любой конфессии, церковь это допускает. Достоинство – собирательная категория, в которой аккумулируется предшествующий опыт человека в процессе формирования личности. Содержательное понимание своего достоинства накапливается постепенно, по мере осознания человеком того, что он несёт в себе, под своим «я».
 
  1. Честь – это  те границы, которые устанавливает  себе сам человек, в рамках которых  он считает, что не теряет своего достоинства. Честь устанавливает даже более  узкие границы, чем право.
 
  1. Долг – социальный заказ от общества к человеку, социальные ожидания, оформленные в представлениях о добре и зле соответственного исторического периода (покорность жены мужу в древности). С этими  ожиданиями человек знакомится всю  свою жизнь, но пока человек не выполняет  свой долг – его представления  иллюзорны. Полностью мы осознаём свой долг во время прямого столкновения с конкретной ситуацией.
 
  1. Ответственность, – усваивая представления о долге, мы проводим селекцию требований, признаём какие-то ожидания верными, а какие-то отвергаем. Ответственность – это  та часть требований долга, которую  человек принимает на себя, и за отступление от которых готов  нести ответственность.

  «Социальное» и  «природное» на  разных этапах  возникновения морали.

Первые нормы морали носили исключительно запретительный характер. Нельзя убить себе подобного (внутривидовое регулирование). Первоначальное формирование морали заняло очень много  времени. Весь этот период до раннего  рабовладения получил название предмораль. Следующий шаг на этапе предморали – появление норм разрешительного плана, которые формулировались в сослагательном наклонении – «нельзя убить соплеменника, но стыдно не убить врага».

С этого момента  нормы морали начинают делиться на три группы:

Носила безусловно – запретительный характер. Регулировала поведение в наиболее важных для человека и сообщества первобытных людей ситуациях: запрет на убийство соплеменника, на избыточный сбор растительных продуктов и избыточное убийство животных. От этой формы до нас дошли только фольклорные произведения (например, народные песни севера). За отступление от норм этой группы следовало серьёзное наказание. Так как люди обладали неразвитым мышлением и языком, и оценить сложное абстрактное наказание совестью не могли – на помощь стали призываться высшие силы природы (молния, гром, засуха и т.д.). Так началось сращивание морали и религии, и далее они врозь не развивались. Эта группа норм в первобытных и родоплеменных сообществах фактически играла роль права.

Регулировала семейно  – брачные отношения. Здесь появляются нормы разрешительного плана, которое возникает много позже.

Регулирование отношений  между соплеменниками, которые не состоят в прямом кровном родстве (взаимовыручка, дружба, товарищество и т.д.). 

Мораль в нашем  понимании начинает складываться в  период распада родоплеменного строя  и начала формирования классового общества. Это связано с постепенным  осознанием человеком своего «я»  и выделением его из «мы». Люди стали  чувствовать свою особенность. «Илиада» Гомера описывает мораль этого периода.

«Золотое  правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь,чтобы относились к тебе.». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».

Человеку не следует  причинять боль, подчинять себе, порабощать, мучить и убивать ни одно животное, живое существо, организм или чувствующее существо. Это  учение о не-насилии непреложно, неизменно и вечно. Точно так же, как страдание болезненно для тебя, оно столь же болезненно, тревожно и пугающе для всех животных, живущих существ, организмов и чувствующих существ.

Иммануил Кант формулирует близкий к своему знаменитому категорическому практический императив: … поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству


Информация о работе Конфуцианство