Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 17:35, контрольная работа
Философия Китая претерпевала значительные изменения на самых ранних ступенях своего развития. Поиск смысла жизни и стремление найти своё место в этом мире позволила многим величайшим умам человечества оставить свой неповторимый и яркий след в истории.
Введение 3
Часть 1 .Философия Древнего Китая ..……………………………………….
Часть 2 Конфуций………………………………………………………...……
Часть3 Конфуцианство……………………………………………………....…
Часть4 Лао-Цзы………………………………………………………………...
Часть5.Даосизм…………………………………………………………………
Заключение…..…………………………………………………………………
Список литературы….……………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тюменский государственный архитектурно-строительный университет
ИНЖЭКИ
Кафедра государственного и муниципального управления и права
Выполнила студентка гр. ГМУ(заонч.отдел.)
Руководитель:
доцент, к. ф. н .
Введение 3
Часть 1 .Философия Древнего
Китая ..……………………………………….
Часть 2 Конфуций……………………………………………………….
Часть3 Конфуцианство……………………………………………
Часть4 Лао-Цзы…………………………………………
Часть5.Даосизм…………………………………………
Заключение…..……………………………………………
Список литературы….……………………………
Введение
Философия как теоретическая
дисциплина о мире и человеке практически
одновременно возникает на Западе и на
Востоке. Становление восточного философствования
происходит в двух традициях - китайской
и индийской.
Восточная мысль во многом сходна
с античной. Сравнивая восточную философию
с западной, можно считать их философствованием
различного типа.
В отличие от западной (античной),
для восточной философской мысли не характерен
полный отказ от мифологической традиции.
Используя логику и разумную аргументацию
для объяснения всеобщего, восточная традиция
не отвергает истин, отраженных в мифе,
а развивает и усложняет их. Специфична
в восточной традиции и структура философского
текста.
Любой философский памятник
многослоен. В нем содержится напластование
имен, образов, идей и концепций. Он является
произведением не одного автора, но целой
школы, время же его создания измеряется
столетиями.
Часть.1. Философия Древнего Китая
Философия любой страны зарождалась
в самой сердцевине мифологических понятий,
и использовала их материал в своих целях.
Не стала исключением в этом плане и философия
Древнего Китая, однако китайские мифы
по сравнению с мифическими образами других
стран имеют свою уникальную специфику.
В качестве героев здесь предстают реальные
золотые династии прошлых веков. Небольшое
количество материала, представленного
китайскими мифами, отражающее взгляды
китайцев на взаимодействие человека
с окружающим миром, его становление и
взаимодействие, не играет ведущей роли
в древнекитайской философии. Тем не менее,
все китайские натурфилософские учения
берут своё начало в мифологии и примитивной
религии.
Религия, как и философия Древнего
Китая неповторима и уникальна, неслучайно
два основных философских направления
– конфуцианство и даосизм имеют довольно
яркие религиозные предпосылки.
Культуру древнего Китая, уходящую
корнями в глубь веков, отличает преемственность
поколений, благодаря которой процесс
развития этой культуры не знает сколько-нибудь
значительных разрывов. На протяжении
нескольких тысячелетий сохранились отличительные
черты нации, язык, письменность и культурные
традиции, которые и сегодня составляют
принадлежность каждого китайца, в какой
бы части света он ни жил.
Период китайской истории, известный
под названием «эпохи Весны и Осени и Воюющих
царств», был отмечен политической нестабильностью
и междоусобными войнами, которые вели
правители многочисленных княжеств и
царств на территории Китая. Однако этот
смутный период оказался весьма плодотворным
в развитии древнекитайской философской
и политической мысли. Появились многочисленные
мыслители, проповедовавшие свои теории
и создававшие свои школы. Сложилась обстановка
свободных дискуссий и соперничества
«ста школ». Наиболее влиятельными были
четыре теоретических направления: учение
Конфуция, учение Моцзы, учение Лаоцзы
(теория «Дао», дао-путь) и легизм. В центре
внимания всех философских школ были проблемы
создания хорошо организованного и процветающего
общества.
Наибольшую популярность приобрели
учение Моцзы и учение Конфуция, их так
и называли: «популярные школы». Основатель
первой из них Моцзы (468 - 376 гг. до н. э.) полагал,
что главной причиной социальной конфронтации
является отсутствие между людьми взаимной
любви. Поэтому он проповедовал любовь
каждого ко всем независимо от степени
родства и знакомства, выступал против
проявлений недоброжелательства и агрессивности,
против войн и захвата других государств.
Моцзы стоял за бережливость, не одобрял
дорогостоящие пышные ритуалы и обременительные
правила этикета; выступал за назначение
чиновников по их достоинствам, а не по
принципу наследования; благожелательно
относился к религии. Сторонники Маоцзы
не одобряли замкнутость семейного быта,
ратовали за то, чтобы разбить семейные
рамки. Однако эта их концепция натолкнулась
на решительное сопротивление сторонников
традиционного сословно-родового уклада
и была отвергнута правителями последующих
поколений.
.Часть .2 .Конфуций
Конфуций родился в 551 г. до н.э. в знатной, но обедневшей семье, рано остался без родителей, но упорным трудом пробрел образование, стал «книжником», человеком, умеющим рисовать и читать иероглифы. Долгое время провел на государственной службе, которую оставил в знак несогласия с нечестивыми поступками царя, имел целую школу последователей и умер в 479 г. до н.э.
Его учение известно по работам его учеников и последователей в виде записей бесед с учителем и его высказываний: «Лунь юй» («Беседы и рассуждения»), «Чунь цю», «Да сюэ» («Великое учение») и «Чжун юн» («Учение о середине»). Развиваясь в виде своего рода социально-этической антропологии, конфуцианство сосредоточило свое внимание на человеке, проблемах его врожденной природы и благоприобретенных качеств, положения в мире и обществе, отношение к духам предков, взаимоотношения с другими, «старшими» и «младшими», людьми.
Воздерживаясь от собственных суждений о сверхъестественном, Конфуций формально одобрил традиционную веру в безразличное, божественно-натуралистичное, «судьбоносное» Небо («Тянь») и посредничающих с ним духов предков. Это в дальнейшем обусловило обретение конфуцианством социальных функций религии.
Часть.4.Лао-Цзы
Лао-Цзы (он же - Ли Эр) - философ, живший в VI в. до н. э. в Древнем Китае. Считается основателем даосизма, хотя в своем настоящем виде даосизм имеет весьма мало общего с философией самого Лао-Цзы, настолько последняя подверглась различного рода дополнениям, изменениям и искажениям. Лао-Цзы - автор знаменитого трактата “Дао-дэ-цзин”, посвященного выяснению ключевого в философии даосизма понятия Дао. Этот трактат стал каноническим сочинением религиозного даосизма и многократно переводился на европейские языки.
Лао-Цзы родился в 604 году до н.э. в древнекитайском царстве Чу, в уезде Ку, области Ли, в деревне Цюйжэнь, неподалёку от современного Пекина. Согласно преданию, беременная мать носила его в себе несколько десятков лет и родила уже стариком, из-за чего он и получил своё имя Лао-Цзы ("Старый ребёнок"). В действительности же его звали Ли Эр.
Часть .5. Даосизм
Философия Древнего Китая не
ограничивалась одним лишь конфуцианскими
взглядами, отличной альтернативой ему
стал Даосизм.
В центре внимания этого учения
находятся космос, природа и сам человек,
однако постижение этих понятий происходит
не по типу обыкновенного логического
мышления, а с помощью понятийного внедрения
в истинную природу существования. Его
основатель – Лао Дань, был современником
Конфуция, и Древнекитайская философия
с её взглядами на жизнь были ему отнюдь
не чужды.
Даосизм – трактат «Книга о
Дао и Дэ». Основателем течения является
Лао Дзы – архивариус. Главная категория
– Дао (путь). Под дао понимается универсальный
закон мира, который является движущей
силой всего.
Философский принцип увой (недеяния).
Принцип Дао Де – метод философствования.
Учение о бессмертии – культ бессмертия.
Основы даосизма, философии
Лао-цзы излагаются в трактате «Дао Дэ
цзин» (IV-III вв. до н. э.). В центре доктрины
- учение о великом Дао, всеобщем Законе
и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное
движение. Дао - своего рода закон бытия,
космоса, универсальное единство мира.
Дао господствует везде и во всем, всегда
и безгранично. Его никто не создал, но
всё происходит от него, чтобы затем, совершив
кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое
и неслышимое, недоступное органам чувств,
постоянное и неисчерпаемое, безымянное
и бесформенное, оно даёт начало, имя и
форму всему на свете. Даже великое Небо
следует Дао.
Каждый человек, чтобы стать
счастливым, должен встать на этот путь,
попытаться познать Дао и слиться с ним.
Согласно учению даосизма, человек-микрокосм
вечен так же, как и универсум-макрокосм.
Физическая смерть означает только то,
что дух отделяется от человека и растворяется
в макрокосме. Задача человека в своей
жизни добиться, чтобы произошло слияние
его души с мировым порядком Дао. Каким
же образом можно достичь такого слияния?
Ответ на этот вопрос содержится в учении
Дао.
Пути Дао присуща сила Де. Именно
через силу “У вэй” Дао проявляется в
каждом человеке. Эту силу нельзя истолковывать
как усилие, а наоборот, как стремление
избегать всякого усилия. “У вэй” - означает
«недеяние», отрицание целенаправленной
деятельности, идущей вразрез с естественным
порядком. В процессе жизни необходимо
придерживаться принципа недеяния - принципа
увей. Это не бездействие. Это деятельность
человека, которая согласовывается с естественным
ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее
Дао означает, пустую трату сил, и приводит
к неудаче и гибели. Таким образом, даосизм
учит созерцательному отношению к жизни.
Блаженства достигает не тот,
кто стремится добрыми делами завоевать
расположение Дао, а тот, кто в процессе
медитации, погружения в свой внутренний
мир стремится вслушаться в самого себя,
а через себя вслушаться и постичь ритм
мироздания.
Таким образом, цель жизни осмысливалась
в даосизме как возвращение к вечному,
возвращение к своим корням.
Нравственный идеал даосизма
- это отшельник, который с помощью религиозной
медитации, дыхательных и гимнастических
упражнений добивается высокого духовного
состояния, позволяющего ему преодолеть
все страсти и желания, погрузиться в общение
с божественным Дао.
Дао проявляется через обыденную
жизнь и воплощается в поступках обученных
людей, хотя мало кто из них полностью
«идет по Пути». Более того, сама практика
даосизма построена на сложной системе
символики взаимосоответствий и единения
мира общего, космического, и внутреннего,
человеческого. Всё, например, пронизано
единой энергией ци. Ребенок рождается
от смешения изначального ци (юань ци)
отца и матери; человек живёт, лишь продолжая
напитывать организм неким внешним ци
(вай ци), переводя его во внутреннее состояние
с помощью системы дыхательных упражнений
и правильного питания. Всё по-настоящему
«великое» связано с запредельным, Дао,
которое при этом ежемгновенно проявляется
в вещах, явлениях, поступках. Космическое
здесь постоянно проецируется на человеческое
и проступает в особом витальном «энергетизме»,
энергетической потенции, как самого Дао,
так и людей, которые смогли в полной мере
постичь его. Сам путь Дао воспринимается
как начало энергетическое, одухотворяющее,
например, в «Чжуан-цзы» сказано: «Он одухотворил
божества и царей, породил Небо и Землю».
На сегодняшний день Дао – одно
из наиболее адекватных понятий, объясняющих
способы и происхождение всего сущего
на планете. Оно проявляется в истории
вещей, но само по себе самостоятельной
сущностью не является, поскольку Дао
источников не имеет. Человек здесь определяется
как часть природы, он должен удерживать
это единство с природой и жить в согласии
с миром, из которого собственно появился.
На этом основывается основное душевное
равновесие и спокойствие человека.
Заключение
Китайская система религиозного синкретизма,
явившаяся результатом сложного процесса
синтеза всех трех учений: конфуцианства,
даосизма и буддизма, складывалась медленно
и постепенно, на протяжении ряда столетий.
Главенствующим в этом сложном процессе
всегда было конфуцианство. Однако даже
после провозглашения его в Хань официальной
государственной идеологией конфуцианству
далеко не сразу удалось доказать и отстоять
свой бесспорный приоритет в духовной
культуре Китая. Дело в том, что после крушения
Хань в конце II в. н. э. Китай целых четыре
столетия был раздроблен на независимые
государства, управлявшиеся императорами
как китайских, так и некитайских династий.
В этот длительный период раздробленности,
смут и междоусобиц обстановка в стране
отнюдь не способствовала успеху конфуцианства.
Конечно, в сфере государственного управления
и административно-политической структуры,
так же как и в области общественных отношений
и в системе этики, выработанные в Хань
конфуцианские стандарты продолжали существовать
и даже определять характер и развитие
китайского общества. Однако многочисленные
иноземные вторжения расшатывали только
что установившиеся общекитайские социальные
нормы и традиции, децентрализация ослабляла
роль конфуцианской бюрократической структуры
и рождала локальные центробежные тенденции
феодальной знати.
Китай III--VI вв. меньше всего характеризовался абсолютным господством конфуцианства, хотя оно по традиции и продолжало считаться официальной государственной идеологией, а его приверженцы, как правило, стояли у руля правления и занимали основные посты в системе администрации. В этот период китайской истории то в одном, то в другом из многочисленных государств временами приходили к власти правители, симпатизировавшие буддистам или даосам, -- и эти религии выходили на передний план, завоевывали прочные позиции и влиятельных сторонников. Понятно, что в таких условиях все основные идеологические системы Китая имели достаточно благоприятные возможности для своего независимого существования и развития. И хотя каждая из этих систем многое заимствовала от остальных, длительная практика сосуществования в рамках уже сформировавшейся китайской цивилизации с ее устоявшимися культурными стандартами и общепризнанной системой ценностей вела к еще большему взаимовлиянию и выдвижению на передний план того общего, что было у них. И конфуцианство, и даосизм, и буддизм были еще вполне самостоятельными и даже соперничавшими друг с другом идеологиями.