Конфуций и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 18:55, реферат

Краткое описание

Мировым религиям свойственен повышенный интерес к биографиям обожествляемых основателей. Так основу христианского канона составляют Евангелия, т.е. жизнеописание Иисуса. И рассказ о жизни Учителя весьма важная часть конфуцианского учения.

Однако, как у Магомета и Будды, канонической биографии Конфуция нет. Ее приходится реконструировать по материалам многочисленных источников, свидетельства которых не всегда аутентичны и иногда не коррелируют между собой.

Вложенные файлы: 1 файл

fl_KONFUC.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Конфуций и государство

Мировым религиям свойственен повышенный интерес к биографиям обожествляемых основателей. Так основу христианского  канона составляют Евангелия, т.е. жизнеописание  Иисуса. И рассказ о жизни Учителя  весьма важная часть конфуцианского учения.  

 Однако, как у Магомета и  Будды, канонической биографии  Конфуция нет. Ее приходится  реконструировать по материалам  многочисленных источников, свидетельства  которых не всегда аутентичны  и иногда не коррелируют между  собой. 

Детство и юность

Уже в древности, встречаясь с незнакомцем, китаец спрашивал не "Кто ты? ", а "Чей ты? ". Поэтому в начале следует уделить внимание предкам Конфуция. Они в далекие времена принадлежали к разряду гунов и чжухоу (т.е. высшей знати) . Из них следует упомянуть четырех: Вей-цзы, Фу Фухэ, Чжен Каофу и Кун Фуцзя.  

 Вей-цзы можно считать основателем  рода и самым знатным его  представителем. Он служил у основателя  династии Чжоу Чень-вана(1024- 1004 гг. до н.э.) и за военные заслуги  был сделан первым государем  царства Сун.  

  Фу Фухэ - предок Конфуция в  10-м поколении -был старшим  сыном сунского царя Минь-гуна. После смерти отца он уступил  трон решительному младшему брату  Фу Цзи и получил титул сунского  дафу. После него род Конфуция  не имел престола, но занимал  высокое положение при нем.  

 Наиболее известный из потомков  был Чжеy Каофу, который был  не только осторожным и умным  политиком и царедворцем, но  и знатоком письменных памятников. Совместно с придворным историком  чжоуского дома он трудился  над редактурой раздела "Гимны  дома Шан" из "Ши цзына"важной составной части китайского канона.  

 Начиная с Кун Фуцзя, сына  Чжен Каофу, фамильным иероглифом  стал знак "Кун". Кун Фуцзя,  занимавший в царстве Сун пост  да сыма, принимал активное участие  в дворцовой борьбе. Сначала ему  сопутствовал успех, но затем вместе с правителем, которого он поддерживал, Кун Фуцзя был убит. Его сын Му Цзинфу вынужден был бежать в соседнее царство Лу. Это закончило 300-летнюю историю Кунов в царстве Сун.  

 Праправнук Му Цзинфу, отец  Конфуция, Шу Лянхе унаследовал воинственность своего предка и,   служа Лу в качестве военачальника продемонстрировал недюжинную доблесть, но в отличие от основателя рода не получил ни наград, ни повышения в ранге. По социальному статусу он остался аристократом(дафу) , но низшего ранга и с весьма скромным достатком- управляющий небольшой административной единицей без права передачи ее по наследству.  

В достаточно почтенном возрасте(66 лет) Шу Лянхе взял себе третью -юную жену Янь Чжи. Эта разница в  возрасте нарушила морально-этические нормы древнего Китая. Когда подошло время родов, Шу Ленхе  и Янь Чжи отправились совершать молебен в пещере глинистого холма, который по верованиям лусцев обладал магической силой. Там и родился Конфуций -в 551 г. до н.э. 27 августа по лунному календарю.  

Мальчика назвали Цю и дали прозвище Чжун Ни. Цю- холм, Ни -глина. Цю был вторым сыном (чжун) Шу Лянхе, холм же был глинистый.  

 Священный холм навеки стал  присутствовать в имени и прозвище  просветителя китайской нации.  Впоследствии слава Конфуция коснулась и его пещере дали два имени -Кун лин тун("пещера, в которой обитает дух холма") и Фу цзы тун ("пещера наставника") . Она сохранилась до наших дней.  

 Сам мальчик унаследовал  родовую фамилию -Кун. В Китае  и сопредельных странах с иероглифической письменности Конфуций известен как Кун Цю или Чжун Ни. Мальчику не исполнилось и двух лет, как скончался любящий его отец. Социальный статус вдовы дафу, "прославившегося храбростью и силой", был достаточно высок.  

 Материальное же обеспечение  оставляло желать лучшего. Конфуций сам говорил: "В детстве я был беден, поэтому приходилось заниматься многими презрительными делами" (выращивать овощи, переносить тяжести, убирать дом и т.п.) . Только благодаря трудолюбию и скромности матери и сына они смогли кое-как обеспечить себе бедное существование. Попреки и худая молва не могли не пригнуть бедную женщину. Она замкнулась в своем горе, и это состояние передавалось и ребенку. Он часто расставлял подносы для жертвоприношений.  

Но было бы ошибочным представлять Цю за вечными молитвами: мальчик рос веселым и жизнерадостным, часто играл со сверстниками. Но уже тогда он отличался знанием траурных церемоний, обостренным восприятием несправедливости, особенно со стороны родственником, и чувством особой любви к родителям. Зерна будущей концепции почитания родителей были заложены в нем матерью.  

 Нелегкий физический труд  закалил Цю приучил к невзгодам.  Хотя судьба и нанесла ему  ряд тяжких ударов в детстве  и юности, она как бы компенсировала  умом, отменным здоровьем и силой. " Кун-цзы был высотой в девять чи и шесть цуней (1.91 м) , все звали его верзилой. Юноша увлеченно занимается самообразованием в надежде, что со временем знания смогут прокормить его и помогут в служебной карьере.  

В 6-5 веках до н.э. образованным в  Китае считался тот, кто в совершенстве владел "шестью искусствами" (лю и) : выполнять ритуалы, понимать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей, читать и считать. В царстве Лу, претендовавший на духовное верховенство в стране, этим "искусствам" придавалась особая значимость.  

В 19 лет Конфуций берет в жены девушку из семьи Ци, проживавшей  в царстве его предков-Сун, что  без благосклонности луских аристократов вряд ли было возможно.  

Через год после женитьбы у Конфуция родился сын. Луский правитель Чжаогун видимо в память о заслугах Шу Лянхе, послал Конфуцию со слугой крупного карпа - символ благо пожелания юной семье. Сына по этому назвали Бо Юй (юй - рыба, бо - старший из братьев) . Он рассчитывал иметь еще детей, но судьба распорядилась иначе.

Конфуций поступил на службу в дом Цзи - один из наиболее знатных и влиятельных аристократических родов царства Лу. Вначале он ведал амбарами (сказалось, видимо, его умение считать и вести деловые книги) , затем стадами, принадлежавшими Цзи.  

 В каком возрасте (20 или 26-27 лет) начал служить Конфуций и сколь долго длилась эта служба, неизвестно.

В древних трактатах значительно  большее внимание уделено одной  из характерных черт молодого Конфуция - он не только не стеснялся спрашивать о том, чего не знал, но и домогался исчерпывающего ответа. Он также интересовался государственным устройством как Лу, так и других государств. Источники показывают, что он преуспел в изучение ли(правил поведения) .  

 Зрелость 

 Размышляя на склоне лет  о пройденном пути и как  бы подводя итог прожитому, Конфуций разделил свою жизнь на несколько периодов: "Учитель сказал: "В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок я освободился от сомнений. В пятьдесят я познал Волю Неба. В шестьдесят научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала. " Но к тридцати годам он встал на ноги не только в материальном смысле, но и в духовном.  

К тридцати годам у него уже была заложена всех будущих начинаний мудреца. "Этот фундамент сыграл ключевую, определяющую роль во всей дальнейшей жизни Конфуция - его общение с людьми". Конфуций освоил достижения древнекитайской письменной культуры, что позволило в будущем приступить к составлению "Книги истории" (Шу цзина) , "Книги стихов" (Ши цзина) , "Книги перемен" (И цзина) , "Весны и осени" (Чунь-цу) , "Книги о ритуалах" (Ли цзи) , "Книги и музыке" (Юе цзи) . Начиная с ханьского периода(2 в. до н.э. - 2 в. н.э.) эти памятники обрели статус канонической литературы, став в дальнейшем несущей конструкцией всей китайской культуры.  

 К тридцати годам созрели  основные этико-философские концепции  будущего учения Конфуция.  

1. Концепция жень ("гуманность", "человеколюбие") и ли ("правила", "этикет") . Ли провозглашалось высшим проявлением жень. Эти два компонента отражали воззрения Конфуция на государственное устройство и социальную организацию общества.  

2. Суть второй концепции - "быть  преданным, (честным) сановником, почитать  правителей". Она охватывала целый комплекс проблем, связанных с системой управления и прежде всего с нормами взаимоотношения главы государства и чиновничества.  

3. Третья концепция известна как  "следование среднему пути" (чжун юн) или "учение о середине", которым Конфуций предостерегает от увлечения крайностями.  

4. Рассуждая о проблеме власти, Конфуций считал, что все дела  должны решаться на основе  принципа справедливости, т.е., по  существу соединил воедино такие  отдаленные понятия, как "власть" и "справедливость".  

5. Пятая концепция касается отношения человека к той вере, которую он исповедует: " Будь непреклоненно верен нашему учению, старательно овладевай им; рискуя жизнью, оберегай его". Куан Ямин отмечает, что вся дальнейшая жизнь Конфуция явилась наглядным примером непрелонной приверженности этой доктрине.  

6. К этому времени сформировались  его начальные представления  о Воле Неба, пока еще непоследовательно  выразившие его критическое отношение  к повсеместно распространенной  тогда вере в духов.  

  Нетрудно заметить, что большинство концепций было связано с проблемой управления государством и обществом. Это вполне отражало ситуацию в сложнейший переходный период в истории Китая и в социально-экономическом и в политическом плане.  

  Конфуций ощущал веление времени  и, когда он на склоне лет, подводя итоги своей жизни, сказал, что модель управления государством и обществом, модель человеческих взаимоотношений была им  в основном уже создана.  

  Теперь надо было изложить  ее правителю и изложить так,  чтобы она ему понравилась. Это было трудно, т.к. можно было одновременно прогневать высшую аристократию. Он отлично понимал и не в впадал в уныние потому, что не "занимал высокого поста", и хотел совершенствоваться, чтобы доказать людям, что достоин его. Он пытался умерить нетерпение и начинает с малого открывает частную школу, где и проповедует свою модель управления.  

  Среди учеников тридцатилетнего  Конфуция уже на начальном  этапе выделилелись своими знаниями  Янь Лу, Цзэн Дянь, Цзы Лу и  др. Наиболее преданным оказался  Цзы Лу, прошагавший с ним весь жизненный путь и торжественно похоронивший Учителя с соблюдением всех этических норм.  

  В 517 г. до н.э., в жизни Конфуция  произошел крутой поворот. Потерпев  поражение в борьбе с мощными  аристократическими родами, правитель  Лу Чжао-гун был вынужден был вынужден бежать в соседнее царство Ци. Конфуций не пожелал оставаться в охваченном беспорядками Лу и последовал за Чжао-гуном.  

  Его давно влекло процветающие  царство Ци. Правда, возможность  сделать там карьеру во многом  зависела от отношения крупнейшего политического деятеля Ци- Янь Ина, но Конфуций надеялся показать себя достойным соратником или оппонентом.  

  На политическом небосклоне эпохи  Чуньцю Янь Ин являл собой  фигуру яркую и необычную. Став  первым советником при циском  царе Мин-гуне (581-554) , он сохранил эту должность при его сыне Чжуан-гуне(553- 548) и внуке Цзин-гуне (547-490) . В делах управления Янь Ин был наиболее последовательным и страстным приверженцем принципа "хе".  

  Беглецы из Лу, наделенного обостренным  чувством справедливости и уже немало повидавшего в жизни, не могло не поразить наличие у первого советника таких особо ценимых им качеств, как самостоятельность, простота, скромность, добропорядочность, отсутствие какого-либо намека на стяжательство и самое главное- подлинное уважение к уму, независимо от родословной и социального положения человека.  

  Формируя впоследствии образ  цзынь-цзы ("совершенномудрого") , Конфуций многое заимствовал  у первого советника Ци, особенно  его приверженность принципу "хе".  

  В царстве Ци Конфуций прожил более двух лет, после чего вынужден был вновь вернуться в Лу. Со второй попытки ему удалось добиться аудиенции Цзин-гуна и высказав свои соображения, получил в кормление уезд Ниси. Но он видимо каким-то образом задел интересы крупной аристократии и поэтому нового повышения он никогда не увидел бы. Поэтому ему опять пришлось вернуться в Лу. В 37 лет находится в своем родном царстве. Начинается еще один период в его жизни, закончившийся в 501 году, когда Конфуций наконец получает долгожданную официальную должность. Этот 14-летний период скудно освещен в источниках. Сообщения о двух беседах видимо неаутентичны.  

  Например, в одном эпизоде дело  обстояло следующим образом. Ближайшие  слуги семьи (вассалы) Цзи после  бегства Чжао-гуна выступили против своего хозяина. Оба привлекали на свои стороны учеников Конфуция и оба пытались добиться расположения самого Учителя. Одному из них он вежливо отказал, а о желании сотрудничать с другим рассказал своему ученику Цзы Лу. Но тот упрекнул его в нарушение своих собственных принципов например "правитель должен быть правителем". Которым он пытался ограничить власть политиков достигших власть не праведным путем. Конфуций в конце концов отказал тому, кому сначала хотел довериться. И еще раз подкрепил свою философию еще одним. Он предложил концепцию, смысл которой заключался в том, что истинное (стабильное) правление может вестись только Сыном Неба, а  в случае же если оно исходит не от него, то власть утрачивается в течение нескольких поколений.  

  Итак, отказавшись от службы у новоявленного царя, Конфуций с большой энергией приступил к редактированию древнекитайских памятников и занятиям со своими учениками, отдавая им все свое время: "Слуги слуг захватили власть в государстве, поэтому в царстве Лу все, начиная с дафу и ниже, стали допускаться нарушения и сошли с истинного Пути. Поэтому Конфуций отказался от службы, удалился на покой и сосредоточился на исправлении "Ши цзина", "Шу цзина", а также на разработке ритуала и на занятиях музыкой. Число учеников постоянно множилось, они приходили и из далеких мест, и не было среди них ни одного, кто бы не внимал бы его поучениям". Наконец его учение стало настолько известным, что на государственных экзаменах в 501 году его учение цитировал почти каждый абитуриент.  

Информация о работе Конфуций и государство