Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 18:55, реферат
Мировым религиям свойственен повышенный интерес к биографиям обожествляемых основателей. Так основу христианского канона составляют Евангелия, т.е. жизнеописание Иисуса. И рассказ о жизни Учителя весьма важная часть конфуцианского учения.
Однако, как у Магомета и Будды, канонической биографии Конфуция нет. Ее приходится реконструировать по материалам многочисленных источников, свидетельства которых не всегда аутентичны и иногда не коррелируют между собой.
Мировым религиям свойственен повышенный интерес к биографиям обожествляемых основателей. Так основу христианского канона составляют Евангелия, т.е. жизнеописание Иисуса. И рассказ о жизни Учителя весьма важная часть конфуцианского учения.
Однако, как у Магомета и
Будды, канонической биографии
Конфуция нет. Ее приходится
реконструировать по
Детство и юность
Уже в древности, встречаясь с незнакомцем, китаец спрашивал не "Кто ты? ", а "Чей ты? ". Поэтому в начале следует уделить внимание предкам Конфуция. Они в далекие времена принадлежали к разряду гунов и чжухоу (т.е. высшей знати) . Из них следует упомянуть четырех: Вей-цзы, Фу Фухэ, Чжен Каофу и Кун Фуцзя.
Вей-цзы можно считать
Фу Фухэ - предок Конфуция в
10-м поколении -был старшим
сыном сунского царя Минь-гуна.
После смерти отца он уступил
трон решительному младшему
Наиболее известный из
Начиная с Кун Фуцзя, сына
Чжен Каофу, фамильным
Праправнук Му Цзинфу, отец Конфуция, Шу Лянхе унаследовал воинственность своего предка и, служа Лу в качестве военачальника продемонстрировал недюжинную доблесть, но в отличие от основателя рода не получил ни наград, ни повышения в ранге. По социальному статусу он остался аристократом(дафу) , но низшего ранга и с весьма скромным достатком- управляющий небольшой административной единицей без права передачи ее по наследству.
В достаточно почтенном возрасте(66 лет) Шу Лянхе взял себе третью -юную жену Янь Чжи. Эта разница в возрасте нарушила морально-этические нормы древнего Китая. Когда подошло время родов, Шу Ленхе и Янь Чжи отправились совершать молебен в пещере глинистого холма, который по верованиям лусцев обладал магической силой. Там и родился Конфуций -в 551 г. до н.э. 27 августа по лунному календарю.
Мальчика назвали Цю и дали прозвище Чжун Ни. Цю- холм, Ни -глина. Цю был вторым сыном (чжун) Шу Лянхе, холм же был глинистый.
Священный холм навеки стал
присутствовать в имени и
Сам мальчик унаследовал
родовую фамилию -Кун. В Китае
и сопредельных странах с
Материальное же обеспечение оставляло желать лучшего. Конфуций сам говорил: "В детстве я был беден, поэтому приходилось заниматься многими презрительными делами" (выращивать овощи, переносить тяжести, убирать дом и т.п.) . Только благодаря трудолюбию и скромности матери и сына они смогли кое-как обеспечить себе бедное существование. Попреки и худая молва не могли не пригнуть бедную женщину. Она замкнулась в своем горе, и это состояние передавалось и ребенку. Он часто расставлял подносы для жертвоприношений.
Но было бы ошибочным представлять Цю за вечными молитвами: мальчик рос веселым и жизнерадостным, часто играл со сверстниками. Но уже тогда он отличался знанием траурных церемоний, обостренным восприятием несправедливости, особенно со стороны родственником, и чувством особой любви к родителям. Зерна будущей концепции почитания родителей были заложены в нем матерью.
Нелегкий физический труд
закалил Цю приучил к
В 6-5 веках до н.э. образованным в Китае считался тот, кто в совершенстве владел "шестью искусствами" (лю и) : выполнять ритуалы, понимать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей, читать и считать. В царстве Лу, претендовавший на духовное верховенство в стране, этим "искусствам" придавалась особая значимость.
В 19 лет Конфуций берет в жены девушку из семьи Ци, проживавшей в царстве его предков-Сун, что без благосклонности луских аристократов вряд ли было возможно.
Через год после женитьбы у Конфуция родился сын. Луский правитель Чжаогун видимо в память о заслугах Шу Лянхе, послал Конфуцию со слугой крупного карпа - символ благо пожелания юной семье. Сына по этому назвали Бо Юй (юй - рыба, бо - старший из братьев) . Он рассчитывал иметь еще детей, но судьба распорядилась иначе.
Конфуций поступил на службу в дом Цзи - один из наиболее знатных и влиятельных аристократических родов царства Лу. Вначале он ведал амбарами (сказалось, видимо, его умение считать и вести деловые книги) , затем стадами, принадлежавшими Цзи.
В каком возрасте (20 или 26-27 лет) начал служить Конфуций и сколь долго длилась эта служба, неизвестно.
В древних трактатах значительно большее внимание уделено одной из характерных черт молодого Конфуция - он не только не стеснялся спрашивать о том, чего не знал, но и домогался исчерпывающего ответа. Он также интересовался государственным устройством как Лу, так и других государств. Источники показывают, что он преуспел в изучение ли(правил поведения) .
Зрелость
Размышляя на склоне лет о пройденном пути и как бы подводя итог прожитому, Конфуций разделил свою жизнь на несколько периодов: "Учитель сказал: "В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок я освободился от сомнений. В пятьдесят я познал Волю Неба. В шестьдесят научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала. " Но к тридцати годам он встал на ноги не только в материальном смысле, но и в духовном.
К тридцати годам у него уже была заложена всех будущих начинаний мудреца. "Этот фундамент сыграл ключевую, определяющую роль во всей дальнейшей жизни Конфуция - его общение с людьми". Конфуций освоил достижения древнекитайской письменной культуры, что позволило в будущем приступить к составлению "Книги истории" (Шу цзина) , "Книги стихов" (Ши цзина) , "Книги перемен" (И цзина) , "Весны и осени" (Чунь-цу) , "Книги о ритуалах" (Ли цзи) , "Книги и музыке" (Юе цзи) . Начиная с ханьского периода(2 в. до н.э. - 2 в. н.э.) эти памятники обрели статус канонической литературы, став в дальнейшем несущей конструкцией всей китайской культуры.
К тридцати годам созрели
основные этико-философские
1. Концепция жень ("гуманность", "человеколюбие") и ли ("правила", "этикет") . Ли провозглашалось высшим проявлением жень. Эти два компонента отражали воззрения Конфуция на государственное устройство и социальную организацию общества.
2. Суть второй концепции - "быть преданным, (честным) сановником, почитать правителей". Она охватывала целый комплекс проблем, связанных с системой управления и прежде всего с нормами взаимоотношения главы государства и чиновничества.
3. Третья концепция известна как
"следование среднему пути"
(чжун юн) или "учение о середине",
которым Конфуций
4. Рассуждая о проблеме власти,
Конфуций считал, что все дела
должны решаться на основе
принципа справедливости, т.е., по
существу соединил воедино
5. Пятая концепция касается отношения человека к той вере, которую он исповедует: " Будь непреклоненно верен нашему учению, старательно овладевай им; рискуя жизнью, оберегай его". Куан Ямин отмечает, что вся дальнейшая жизнь Конфуция явилась наглядным примером непрелонной приверженности этой доктрине.
6. К этому времени
Нетрудно заметить, что большинство концепций было связано с проблемой управления государством и обществом. Это вполне отражало ситуацию в сложнейший переходный период в истории Китая и в социально-экономическом и в политическом плане.
Конфуций ощущал веление
Теперь надо было изложить ее правителю и изложить так, чтобы она ему понравилась. Это было трудно, т.к. можно было одновременно прогневать высшую аристократию. Он отлично понимал и не в впадал в уныние потому, что не "занимал высокого поста", и хотел совершенствоваться, чтобы доказать людям, что достоин его. Он пытался умерить нетерпение и начинает с малого открывает частную школу, где и проповедует свою модель управления.
Среди учеников
В 517 г. до н.э., в жизни Конфуция
произошел крутой поворот.
Его давно влекло процветающие царство Ци. Правда, возможность сделать там карьеру во многом зависела от отношения крупнейшего политического деятеля Ци- Янь Ина, но Конфуций надеялся показать себя достойным соратником или оппонентом.
На политическом небосклоне
Беглецы из Лу, наделенного обостренным чувством справедливости и уже немало повидавшего в жизни, не могло не поразить наличие у первого советника таких особо ценимых им качеств, как самостоятельность, простота, скромность, добропорядочность, отсутствие какого-либо намека на стяжательство и самое главное- подлинное уважение к уму, независимо от родословной и социального положения человека.
Формируя впоследствии образ
цзынь-цзы ("совершенномудрого"
В царстве Ци Конфуций прожил более двух лет, после чего вынужден был вновь вернуться в Лу. Со второй попытки ему удалось добиться аудиенции Цзин-гуна и высказав свои соображения, получил в кормление уезд Ниси. Но он видимо каким-то образом задел интересы крупной аристократии и поэтому нового повышения он никогда не увидел бы. Поэтому ему опять пришлось вернуться в Лу. В 37 лет находится в своем родном царстве. Начинается еще один период в его жизни, закончившийся в 501 году, когда Конфуций наконец получает долгожданную официальную должность. Этот 14-летний период скудно освещен в источниках. Сообщения о двух беседах видимо неаутентичны.
Например, в одном эпизоде дело
обстояло следующим образом.
Итак, отказавшись от службы у новоявленного царя, Конфуций с большой энергией приступил к редактированию древнекитайских памятников и занятиям со своими учениками, отдавая им все свое время: "Слуги слуг захватили власть в государстве, поэтому в царстве Лу все, начиная с дафу и ниже, стали допускаться нарушения и сошли с истинного Пути. Поэтому Конфуций отказался от службы, удалился на покой и сосредоточился на исправлении "Ши цзина", "Шу цзина", а также на разработке ритуала и на занятиях музыкой. Число учеников постоянно множилось, они приходили и из далеких мест, и не было среди них ни одного, кто бы не внимал бы его поучениям". Наконец его учение стало настолько известным, что на государственных экзаменах в 501 году его учение цитировал почти каждый абитуриент.