Конфуций как философ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 00:05, реферат

Краткое описание

Все знания человечества, как бы они ни были многообразны и удивительно дифференцированы между собой и внутри себя. Но наряду с этим дифференцированным подходом нужен и обобщающе-мудрый взор, проникнутый философским мышлением. Философия осуществляет это познание с помощью веками отработанной тончайшей системы предельно обобщающего категориального строя разума. Можно сказать, что философия – это все единосущее, “схваченное в мыслях”; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 29.90 Кб (Скачать файл)

 Введение

 

Все знания человечества, как бы они ни были многообразны и удивительно дифференцированы между собой и внутри себя. Но наряду с этим дифференцированным подходом нужен и обобщающе-мудрый взор, проникнутый философским мышлением. Философия осуществляет это познание с помощью веками отработанной тончайшей системы предельно обобщающего категориального строя разума. Можно сказать, что философия – это все единосущее, “схваченное в мыслях”; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты.

   Впервые философия возникает в нескольких уголках нашей планеты: в Индии, в Китае и в средиземноморских греческих колониях. Наиболее известными философами стали выходцы из стран таких, как Рим, Греция и др.

   Конфуцианство — одно  из ведущих идейных течений  в древнем Китае. Конфуций — создатель нравственно-религиозного учения — оставил глубочайший след в развитии духовной культуры Китая, во всех сферах его общественной жизни — политической, экономической, социальной, моральной, в искусстве и религии. 

  

     

  Конфуций как философ.

 Конфуций (Кун-цзы, около 551-478 гг. до н.э, его родина – городок Цюй-фу) – образец мудреца, и, как говорят, “Учитель Китая”. В отличие от многих других мудрецов и духовных наставников древнего Китая о Конфуции, на первый взгляд, известно очень многое. Прежде всего, он обладает настоящей биографией – хроники донесли до нас и даты его жизни и описания странствий по Китаю от двора одного правителя к другому, по записям его учеников можно увидеть и характер Конфуция – строго ментора и тонкого наставника, человека страдающего и твердого, чувствительного и непоколебимого. Сама эпоха, которой принадлежало время жизни Конфуция, отличалась драматизмом и динамизмом: это период, когда община во все большой степени лишалась своих традиционных прав, непосредственно подчиняясь государству. Сам Конфуций так описывал свой жизненный путь:

В пятнадцать лет я обратил  свои помыслы к учению;

В тридцать лет я имел прочную основу;

В сорок лет у меня не осталось сомнений;

В пятьдесят лет я  познал веление Небес;

В шестьдесят лет я настроил свой слух;

А теперь в свои семьдесят  лет я следую зову сердца, не нарушая  правил.1

   

   Конфуций является основателем философской школы рю (цзю). Название учения можно перевести как моралисты или ученые. Основой принципов построения совершенного общественного устройства Конфуций считал гуманность (чжэн). Затем появилась концепция ли – соблюдение ритуалов и обрядов – и ци – практическое воплощение нравственных норм.

    Этика.

   Конфуцианство – прежде всего учение о нравственности. Конфуцианская этика опирается на такие понятия, как “взаимность”, “золотая середина” и “человеколюбие”, составляющие в целом “правильный путь” (дао), по которому должен следовать каждый, кто желает жить счастливого, т.е. в согласии с самим собой, с другими людьми и с Небом.

    Тянь.

Духовной  целью человечества Конфуций называл  тянь (небеса) – одна из главных категорий  китайской культуры, выражающая понятия:

  1. Бога, верховного божества
  2. Природы, естества
  3. Небосвода как носителя астрономических и метеорологических объектов и явлений
  4. Неба как основополагающего структурного элемента космоса.

Судьба учения самого Конфуция зависит  от воли Неба. Сам он познал волю Неба в 50 лет, тогда-то он и начал проповедовать.

    Луньюй (Беседы и Суждения).

   Главная книга Конфуцианства, составленная учениками Конфуция из кратких заметок, фиксирующих высказывания, поступки учителя, а также диалоги с его участием. Книга написана на древнекитайском языке, состоит из двадцати глав, названных по первому выражению каждой из них. Знание этой книги наизусть являлось обязательным требованием китайского классического образования.2

 Пример:

13.26.  Мастер говорил:”Благородный человек обладает чувством собственного достоинства, но не высокомерен; маленький человек высокомерен, но не обладает чувством собственного достоинства”.

20.3.  Мастер говорил:”Если человек не понимает свою судьбу, у него нет средства стать благородным; если он не понимает обычаев, у него нет средства осознать свое место в жизни; если он не понимает слов, у него нет средства понять людей”.

   Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь ("гуманность") как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли ("этикета") - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д. Согласно К., постичь жэнь могут лишь избранные, т. н. цзюнь цзы ("благородные мужи"), т. е. представители высших слоев общества; простолюдины же - сяо жэнь (дословно - "мелкие людишки") не в состоянии постичь жэнь. Это противопоставление "благородных" простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его последователей, - яркое выражение социальной направленности, классового характера Конфуция.3 
   Согласно Конфуцию, все отношения в обществе должны строго регулироваться определенными нормами, призванными обеспечить неукоснительное подчинение младших старшим и подданных государю. В связи с этим человек в своем поведении должен всегда руководствоваться сложным комплексом различных этических принципов. 
Этико-политическое учение Конфуция получило свое отражение в “Лунь юй”, который, таким образом, является важнейшим источником наших знаний о конфуцианстве. “Лунь юй” сыграл огромную роль в жизни Китая, это была одна из первых книг, которую наизусть выучивал в школе китаец и которой он затем руководствовался в течение всей своей жизни.  
         Согласно разработанной Конфуцием схеме, все управление государством, равно как и обществом должно базироваться на пи (правилах). Соблюдению правил он придавал особое значение.  
         Значение пи (правил) весьма объектно; оно включает в себя: жэнь - человеколюбие, и прежде всего,  любовь к родственникам и сородичам; сао - сыновнюю почтительность к родителям и предкам, уважение к старшим и подчиненость им; честность и искренность; постоянное стремление к внутреннему самоусовершенствованию; вежливость и т.д. Конфуций считал, что уступчивость (жан), особенно для людей, исполняющих государственные функции, является обязательным элементом в делах управления.  
Конфуций выдвинул требование об “исправлении имен” (чжэн мин) как важнейший политический принцип. Когда циский Цзингун спросил у Конфуция об управлении, Конфуций ответил: “Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном”[1].  
Конфуций ставил перед собой двоякую цель:  
1. упорядочить отношения родства среди самой родовой знати, упорядочить ее взаимные отношения, сплотить родовую аристократию перед лицом нависшей угрозы потери ею власти и захвата ее “низшими” людьми – новыми землевладельцами, торговцами и крестьянами;  
2. обосновать идеологически привилегированное положение родовой знати, показать ее “право” на знатность и господство, сгладить недовольство низов господством родовой аристократии.  
         Пройдут века, и бюрократия превратит понятие уступчивость и вежливость, в неотъемлемую часть правил. Правда, вежливость уже будет трактоваться по-иному и сведется лишь к слепому следованию сложившимся церемониям и впоследствии на западе получит  наименование китайских церемоний. 

    Политика.

С самого своего рождения конфуцианство  отличалось осознанной социально-этической  направленностью и стремлением  к слиянию с государственным  аппаратом.

Этому стремлению соответствовало теоретическое  истолкование и государственной  и божественной («небесной») власти в семейно-родственных категориях: вся китайская нация носила название «сто семейств», «государство – одна семья», государь – Сын Неба и  одновременно «отец и мать народа». Государство отождествлялось с  обществом, социальные связи – с  межличностными, основа которых усматривалась в семейной структуре (отеческая власть принадлежит как главе малого семейства, т.е. отцу, так и главе большой семьи, т.е. императору). Последняя же выводилась из отношений между отцом и сыном (все подданные этого государства-семейства должны были проявлять к императору сыновью любовь и почтительность).

Император является отцом всей страны, а подданные  должны быть его верными детьми. Все население страны поделили на 4 категории (своего рода, отдаленный прообраз индуистских каст):

1. Люди, обладающие мудростью с  рождения;

2. Люди, которые могут приобрести  мудрость;

3. Люди, с трудом постигающие учение;

4. Народ, который не в состоянии  научиться мудрости или приобрести  знания.

 

 

Литература.

“Философия древнего Мира”, 1999 год, Москва ”Высшая школа”, А.Н.Чанышев

“Восточная философия”, 2001 год, Москва, Томпсон мел

“Философские традиции Востока”, 2004 год, Минск, Н.С.Семенов

“Философия Зарубежного Востока о социальной сущности человека” (Сборник научных трудов), 1986 год, Москва, А.Е.Лукьянов

“История философии в вопросах и ответах”, 2006 год, Москва, Д.А.Симонов

“Религии Востока. Конфуцианство, буддизм и даосизм”, СПБ, 1873; Петров А. А.

www.diclib.ru “Конфуцианство”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Философские традиции Востока, Н.С. Семенов, стр. 134

2 Восточная философия, Томпсон Мел, стр. 210

3 www.diclib.ru “Конфуцианство”

 


Информация о работе Конфуций как философ