Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 12:53, контрольная работа
Средние века - это период полного господства феодализма, крепостничества и христианства в Европе. Именно две особенности - феодализм и христианство - обусловили собой содержание и состояние философии Средневековья. Данная философия - богословие. Средневековая философия - слишком содержательный и продолжительный этап в истории. Движение философской мысли пронизано проблемами религии.
Введение………………………………………………………….. 3
1. Концепции мира и человека в философии средневековья…..4
2. Проблема соотношения знания и веры. Сущность и значение спора об универсалиях в средневековой философии…………………….. 8
3. Покажите преемственность в развитии философии: античная
философия – томизм-неотомизм……………………………….. 13
Заключение……………………………………………………….. 17
Список используемой литературы……………………………. ...18
Федеральное государственное
образовательное бюджетное
Высшего профессионального образования
Финансовый университет
При правительстве российской федерации
Барнаульский филиал
Кафедра «Философии, истории и права»
Специальность «Экономика»
Контрольная работа
Вариант № 8
По дисциплине «Философия»
Тема «Концепции мира и человека в философии средневековья»
Студент ______________
Группа 2Б-2
Преподаватель: кандидат философских наук, доцент Менькин Николай Павлович
Барнаул 2013
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Концепции мира и человека в философии
средневековья…..4
2. Проблема соотношения знания и веры.
Сущность и значение спора об универсалиях
в средневековой философии……………………..
8
3. Покажите преемственность в развитии философии: античная
философия – томизм-неотомизм…
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………. ...18
Введение
Для лучшей ориентации в
историческом пространстве ученые разделили
эпохи на несколько этапов. Средними
веками назвали период, идущий после античности и продолжавшийся
до Нового времени.
Средние века - это период полного господства
феодализма, крепостничества и христианства
в Европе. Именно две особенности - феодализм
и христианство - обусловили собой содержание
и состояние философии Средневековья.
Данная философия - богословие. Средневековая
философия - слишком содержательный и
продолжительный этап в истории. Движение
философской мысли пронизано проблемами
религии.
Отдельно философия даже не рассматривалась.
Ей были присущи учительство и назидательность.
Это способствовало общей установке на
ценность обучения с точки зрения продвижения
к спасению, к Богу. Обычная форма трактата
- диалог мудрого учителя и примерного
поддакивающего ученика. Философия Средних
веков была оптимистична.
Ее корни уходят в единобожие. Мышление
теоцентрично: Бог - истина, определяющая
все сущее. Сильное влияние на западную
средневековую философию оказала именно
христианская религия. О ней и пойдет речь.
В основе монотеизма лежат два принципа,
чуждых языческому миру: идея творения
и идея откровения. Основными учениями
в христианстве средних веков считались
патристика и схоластика.
1. Концепции мира и человека в философии
средневековья.
В основе средневекового
человекознания лежали религиозные (теоцентристские) о своей сути
установки о том, что Бог — начало всего
сущего. Он создал мир, человека, определил
нормы человеческого поведения. Первые
люди (Адам и Ева), однако, согрешили перед
Богом, нарушили его запрет, захотели стать
наравне с ним, чтобы самим определять,
что есть добро и зло. В этом заключается
первородный грех человечества, который
частично искупил Христос, но который
должен искупиться и каждым человеком
через раскаяние и богоугодное поведение,
Средневековая философия поставила принципиальные
вопросы о сущности и существовании, о
Боге, человеке и Истине, смысле вечности,
соотношении градов «земного» и «Божьего»
(Августин, Боэций и др.).
Если греческая философия
выросла на почве античного
Греческая философия, как
мы видели, была связана с языческим
многобожием (политеизмом) и при
всем различии представлявших ее учений в конечном
счете носила космологический характер,
ибо тем целым, в которое включалось все
сущее, в том числе и человек, была природа.
Что же касается философской мысли средних
веков, то она уходит своими корнями в
религии единобожия (монотеизма). К таким
религиям принадлежат иудаизм, христианство
и мусульманство, и именно с ними связано
развитие как европейской, так и арабской
философии средних веков. Средневековое
мышление по существу своему теоцентрично:
реальностью, определяющей все сущее,
для него является не природа, а Бог.
В основе христианского монотеизма лежат
два важнейших принципа, чуждых религиозно-мифологическому
сознанию и соответственно философскому
мышлению языческого мира: идея творения
и идея откровения. Обе они тесно между
собой связаны, ибо предполагают единого
личного Бога. Идея творения лежит в основе
средневековой онтологии (учения о бытии),
а идея откровения составляет фундамент
учения о познании. Отсюда всесторонняя
зависимость средневековой философии
от теологии, а всех средневековых институтов
- от церкви.
Согласно христианскому догмату, Бог сотворил
мир из ничего, сотворил актом своей воли,
благодаря своему всемогуществу. Божественное
всемогущество продолжает каждый миг
сохранять, поддерживать бытие мира. Такое
мировоззрение носит название креационизма
- от латинского слова «creatio», что значит
«творение», «созидание».
Догмат о творении переносит центр тяжести
с природного на сверхприродное начало.
В отличие от античных богов, которые были
как бы родственны природе, христианский
Бог стоит над природой, по ту сторону
ее и потому является трансцендентным
Богом, подобно единому Платона и неоплатоников.
Активное творческое начало как бы изымается
из природы, из космоса и передается Богу;
в средневековой философии космос поэтому
уже не есть самодовлеющее и вечное бытие,
не есть живое и одушевленное целое, каким
его считали многие из греческих философов.[2,
141 с.]
Другим важным следствием креационизма
является преодоление характерного для
античной философии дуализма противоположных
начал - активного и пассивного: идей или
форм, с одной стороны, материи - с другой.
На место дуализма приходит монистический
принцип: есть только одно абсолютное
начало - Бог; все остальное - его творение.
Водораздел между Богом и творением - непереходимый:
это две реальности различного онтологического
(бытийного) ранга.
Строго говоря, подлинным бытием обладает
только Бог, ему приписываются те атрибуты,
которыми античные философы наделяли
бытие. Он вечен, неизменен, самотождествен,
ни от чего не зависит и является источником
всего сущего. Христианский философ IV-V
веков Августин Блаженный (354-430) говорит
поэтому, что Бог есть высшее бытие, высшая
субстанция, высшая (нематериальная) форма,
высшее благо. Отождествляя Бога с бытием,
Августин следует Священному Писанию.
В Ветхом Завете Бог сообщает о себе человеку:
«Я есмь Сущий». В отличие от Бога, сотворенный
мир не обладает такой самостоятельностью,
ибо существует благодаря не себе, а Другому;
отсюда происходят непостоянство, изменчивость,
преходящий характер всего, что мы встречаем
в мире. Христианский Бог, хотя сам по себе
не доступен для познания, тем не менее
открывает себя человеку, и его откровение
явлено в священных текстах Библии, толкование
которых и есть основной путь богопознания.
Таким образом, знание о нетварном (несотворенном)
божественном бытии (или сверхбытии) можно
получить только сверхъестественным путем,
и ключом к такому познанию является вера
- способность души, неведомая античному
языческому миру. Что же касается тварного
(сотворенного) мира, то он - хотя и не до
конца - постижим с помощью разума; правда,
о степени его постижимости средневековые
мыслители вели немало споров.
Понимание бытия в средние века нашло
свое афористическое выражение в латинской
формуле: ens et bonum convertuntur (бытие и благо
обратимы). Поскольку Бог есть высшее бытие
и благо, то все, что им сотворено, в той
мере, в какой оно несет на себе печать
бытия, тоже хорошо и совершенно. Отсюда
вытекает тезис о том, что зло само по себе
есть небытие, оно не есть положительная
реальность, не есть сущность. Так, дьявол
с точки зрения средневекового сознания
- это небытие, прикидывающееся бытием.
Зло живет благом и за счет блага, поэтому
в конечном счете добро правит миром, а
зло, хоть и умаляет благо, не в состоянии
уничтожить его. В этом учении выразился
оптимистический мотив средневекового
миросозерцания, отличающий его от умонастроений
поздней эллинистической философии, в
частности от стоицизма и эпикуреизма.
В основе средневекового человекознания
лежали религиозные (теоцентристские)
о своей сути установки о том, что Бог —
начало всего сущего. Он создал мир, человека,
определил нормы человеческого поведения.
Первые люди (Адам и Ева), однако, согрешили
перед Богом, нарушили его запрет, захотели
стать наравне с ним, чтобы самим определять,
что есть добро и зло. В этом заключается
первородный грех человечества, который
частично искупил Христос, но который
должен искупиться и каждым человеком
через раскаяние и богоугодное поведение,
Средневековая философия поставила принципиальные
вопросы о сущности и существовании, о
Боге, человеке и Истине, смысле вечности,
соотношении градов «земного» и «Божьего»
(Августин, Боэций, Эриугена, Альберт Великий
и др.). [3, 367 с.]
2. Проблема соотношения знания и веры. Сущность и значение спора об универсалиях в средневековой философии.
На вершине средневекового интеллектуального
мышления стоит Фома Аквинский. Согласно
Фоме Аквинскому, «есть некоторые
истины, которые превосходят сколь
угодно мощный разум: например, Бог един
в трех лицах. Другие истины вполне доступны
разуму: например, что Бог существует,
что Бог един и подобные этому». Фома Аквинский
впервые ввел различие истин факта и веры,
которое широко распространилось в религиозной
философии.
Основные этапы развития: апологетика, патристика, схоластика
Апологетика - раздел теологии, посвященный
рациональной защите истинности христианского
вероучения. Греческим словом apologia (защита)
первоначально называли речь защитника
на суде в ответ на речь обвинителя. Поэтому
термин «апологеты» закрепился за христианскими
писателями 2–3 вв., которые в своих «апологиях»,
обращенных к римским императорам или
просвещенной публике, старались отстоять
правоту христианства. К ним относят Аристида,
Юстина Мученика, Татиана, Афинагора, Минуция
Феликса и Тертуллиана. Позднейшие апологии
создавались в период гонений на христианство.
Так, Августин написал трактат «О граде
Божием» (413–426) в ответ на адресованные
христианам обвинения в том, что постигшие
Рим несчастья вызваны отказом от веры
в языческих богов, а Фома Аквинский написал
свою «Сумму» против язычников с целью
защиты христианского учения от аристотелевой
логики, клонившейся к материалистическому
пантеизму.
Провиденциализм - (лат. providentia - провидение),
система взглядов, в соответствии с которой
всеми мировыми событиями, в том числе
историей и поведением отдельных людей,
управляет божественное провидение (провидение
- в религиозных представлениях: Бог, высшее
существо или его действия). Вообще, в средневековой
философии можно выделить, как минимум,
два этапа ее становления - патристику
и схоластику, четкую границу между которыми
провести довольно трудно.
Патристика (от греч. pater - отец) - философия
и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных
вождей христианства до VII века. Учения,
выработанные отцами церкви, стали основополагающими
для христианского религиозного мировоззрения.
Патристика внесла огромный вклад в формирование
этики и эстетики позднеантичного и средневекового
общества.
Патристика - совокупность теолого-философских
взглядов «отцов церкви», которые взялись
за обоснование христианства, опираясь
на античную философию и прежде всего
на идеи Платона. Начиная с III столетия
патристика, наоборот, стремится приспособиться
к неоплатонизму и использовать его философские
основы для обоснования христианства.
Схоластика - систематическая средневековая
философия, сконцентрированная вокруг
университетов и представляющая собой
синтез христианского (католического)
богословия и логики Аристотеля. Слово
«Scholasticus», употребляемое в качестве существительного,
прилагалось сначала к учителям одной
или нескольких наук, преподававшихся
в основанных Карлом Великим монастырских
школах, а также к учителям богословия;
впоследствии оно было перенесено на всех,
кто занимался науками, особенно философией. [ 4, 58-60 с.]
В первый раз выражение «схоластика» встречается,
насколько известно, у Теофраста в его
письме к своему ученику Фании. Слово «схоластика»
(а также и «схоластик») не имело первоначально
такого укоризненного смысла, с каким
оно стало употребляться в новые времена,
когда схоластическая или средневековая
философия начала подвергаться нападкам
со стороны представителей нового умственного
движения. Так, например, Цицерона многие
римляне называли схоластиком, после того
как он стал изучать греческую философию,
но этим названием хотели обозначить только
теоретика, забывающего важность практики
и практического образования. Теперь слово
«Схоластика» применяется не только к
средневековой философии, но и ко всему,
что в современном образовании и в учёных
рассуждениях хотя бы отчасти напоминает
по содержанию и форме схоластицизм - и
применяется обычно как отрицательный
эпитет.
По общему своему характеру схоластика
представляет религиозную философию не
в смысле свободной спекуляции в области
вопросов религиозно-нравственного характера,
как это мы видим в системах последнего
периода греческой философии, а в смысле
применения философских понятий и приёмов
мышления к христиански-церковному вероучению,
первый опыт которого представляет предшествовавшая
схоластике патристическая философия.
Имея в виду путём такого применения сделать
доступным разуму содержание веры, патристика
и схоластика тем отличались одна от другой,
что для последней этим содержанием служило
Св. Писание и для догматической формулировки
собственно откровенного учения она пользовалась
философией — тогда как для патристики
содержание веры заключалось в установленных
отцами догматах и философия применялась
преимущественно к уяснению, обоснованию
и систематизации последних. Абсолютной
противоположности, впрочем, между схоластикой
и патристикой нет, потому что и в патристическое
время, наряду с постепенным формулированием
догматов, шло обоснование и приведение
их в систему, а с другой стороны, нельзя
сказать, чтобы и в период схоластики система
догматов представляла собою во всех пунктах
законченное целое: в области богословско-философской
спекуляции догматическое учение подверглось
некоторой дальнейшей разработке.
Отношение между схоластикой и патристической
философией точнее можно определить так:
первая осуществляет и развивает то, что
не достигло ещё осуществления и развития
в последней, находилось в качестве зародыша.
Средневековая мысль
ясно понимала различие этих областей.
Философия основывалась на естественно-разумных принципах и доказательствах
или, как тогда говорили, на «естественном
свете», а теология - на божественном откровении,
которое было сверхъестественно. Учениям
философским истина присуща, сравнительно
с откровением, в незначительной мере;
показывая, до каких пределов познания
может дойти человек своими естественными
силами, философия вместе с тем даёт доказательство
того, что она не может удовлетворить стремления
нашего разума к созерцанию Бога и вечному
блаженству и что здесь необходима помощь
сверхъестественного откровения.
Схоластики чтили древних философов, как
людей, которые достигли вершины естественного
знания, но это не значит, чтобы философы
исчерпали всю возможную для человека
истину: преимущество теологии перед философией
заключается как в том, что она имеет высший
принцип познания, так и в том, что она
обладает высшими истинами, которых разум
не может достигнуть сам собою. Эти откровенные
истины у схоластиков собственно и составляли
существенное содержание их систем, философия
же служила только вспомогательным средством
для задач богословия. Поэтому они и говорили,
что философия - служанка богословия (лат.
ancilla theologiae). В двояком отношении она была
такою служанкою: во-первых, она давала
теологии научную форму; во-вторых, из
неё теология извлекала те истины разума,
на основе которых она могла возвыситься
до спекулятивного разумения христианских
тайн, насколько оно вообще доступно человеческому
духу.
В начале схоластического периода философская
мысль ещё не стоит в рабском подчинении
церковному учению. Так, Эригена хотя и
утверждает, что все наши исследования
должны начинаться с веры в откровенную
истину, при толковании которой мы должны
всецело подчинить себя руководству отцов,
- однако истинную религию он не согласен
понимать просто в виде санкционированного
авторитетом учения и в случае коллизии
между авторитетом и разумом отдаёт предпочтение
последнему; противники упрекали его в
неуважении к церковному авторитету. И
после Эригены согласие разума с учением
церкви было достигнуто лишь постепенно.
С половины XIII век это согласие является
твёрдо обоснованным, с тем, однако, ограничением,
что специфически христианские догматы
(троичность, воплощение и др.) изъяты из
области доказуемого разумом. Постепенно
(в основном - ко времени возобновления
номинализма в XIV веке) круг теологических
положений, доказуемых разумом, все более
сужается, пока наконец место схоластического
предположения сообразности церковного
учения с разумом заступает полное отделение
школьной философии (аристотелевской)
от христианской веры.
Взгляд на философию как на служанку богословия
хотя и не проводился строго всеми схоластиками,
однако выражал, можно сказать, господствующую
тенденцию времени. Тон и направление
всей духовной жизни в средние века давала
церковь. Естественно, что и философия
в это время принимает теологическое направление
и судьба её связывается с судьбою иерархии:
с возвышением последней и она достигает
высшего расцвета, с падением её - падает.
[5, 265-269 с.]
3. Покажите преемственность в развитии философии: античная философия - томизм - неотомизм.
Многие характерные
особенности средневековой
Под бытием Фома разумеет христианского Бога, сотворившего мир, как о том повествуется в Ветхом Завете. Различая бытие (существование) и сущность, Фома тем не менее не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий корень. Сущности, как субстанции, обладают, согласно Фоме, самостоятельным бытием, в отличие от акциденций (свойств, качеств), которые существуют только благодаря субстанциям. Отсюда выводится различение так называемых субстанциальных и акцидентальных форм. Субстанциальная форма сообщает всякой вещи простое бытие, а потому при ее появлении мы говорим, что нечто возникло, а при ее исчезновении - что нечто разрушилось.
На низшей ступени
бытия форма, согласно Фоме, составляет лишь внешнюю определенность
вещи (causa formalis); сюда относятся неорганические
стихии и минералы. На следующей ступени
форма предстает как конечная причина
(causa finalis) вещи, которой поэтому присуща
целесообразность, названная Аристотелем
«растительной душой», как бы формирующей
тело изнутри, - таковы растения. Третий
уровень - животные, здесь форма есть действующая
причина (causa efficiens), поэтому сущее имеет
в себе не только цель, но и начало деятельности,
движения. На всех трех ступенях форма
по-разному привходит в материю, организуя
и одушевляя ее.
Наконец, на четвертой ступени форма предстает
уже не как организующий принцип материи,
а сама по себе, независимо от материи
(forma per se, forma separata). Это дух, или ум, разумная
душа, высшее из сотворенных сущих. Не
будучи связана с материей, человеческая
разумная душа не погибает со смертью
тела. Поэтому разумная душа носит у Фомы
имя «самосущего». В отличие от нее, чувственные
души животных не являются самосущими,
а потому они и не имеют специфических
для разумной души действий, осуществляемых
только самой душой, отдельно от тела -
мышления и воления; все действия животных,
как и многие действия человека (кроме
мышления и акта воли), осуществляются
с помощью тела. Поэтому души животных
погибают вместе с телом, тогда как человеческая
душа - бессмертна, она есть самое благородное
в сотворенной природе. Следуя Аристотелю,
Фома рассматривает разум как высшую среди
человеческих способностей, усматривая
и в самой воле прежде всего ее разумное
определение, каковым он считает способность
различать добро и зло. Как и Аристотель,
Фома видит в воле практический разум,
то есть разум, направленный на действие,
а не на познание, руководящий нашими поступками,
нашим жизненным поведением, а не теоретической
установкой, не созерцанием.
В мире Фомы сущими оказываются в конечном
счете индивиды. Этот своеобразный персонализм
составляет специфику как томистской
онтологии, так и средневекового естествознания,
предмет которого - действие индивидуальных
«скрытых сущностей» - «деятелей», душ,
духов, сил.
Информация о работе Концепции мира и человека в философии средневековья