Концепция З.Фрейда о структуре психики человека и взаимосвязи её уровней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:55, реферат

Краткое описание

Психоаналитическая теория З.Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. При таком подходе считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека. Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, разрабатывал психоаналитические концепции почти полностью на своих обширных клинических наблюдениях над больными неврозами, а также на психоанализе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. Уровни сознания З.Фрейда: топографическая модель………………………………………………………………………………....5
2. Понятие бессознательного З.Фрейда...........................................8
3. СТРУКТУРНАЯ ТЕОРИЯ личности……………...……………………14
4. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ………23
5. Защитные психические механизмы..………………………...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….34
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат З. Фрейд Борисевич.doc

— 371.50 Кб (Скачать файл)


Министерство  по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

Государственное учреждение образования

«Гомельский инженерный институт»

Кафедра «Гуманитарные науки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНЦЕПЦИЯ З.ФРЕЙДА О СТРУКТУРЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА И ВЗАИМОСВЯЗИ ЕЁ УРОВНЕЙ

РЕФЕРАТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:                          ___________________ Борисевич А.М.

магистрант кафедры

(естественных наук)

 

 

 

Рецензент:                             ___________________ Левицкая И.П.

преподаватель кафедры  

 

 

Гомель 2013

 

ПЛАН

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

1. Уровни сознания З.Фрейда: топографическая модель………………………………………………………………………………....5

2. Понятие бессознательного З.Фрейда...........................................8

3. СТРУКТУРНАЯ ТЕОРИЯ личности……………...……………………14

4. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ………23

5. Защитные психические механизмы..………………………...32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….34

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы.

Ни одно направление  не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как психоанализ. Это направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.

   Основателем психоанализа считается австрийский ученый - психиатр Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Его идеи влияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Названа эта концепция «фрейдизм» по имени его основателя Зигмунда Фрейда. Опираясь на идеи Фрейда, но дополняя и уточняя их, постепенно сформировалось целое психологическое направление «психоанализ» [1].

Теория психоанализа Фрейда представляла собой качественный скачок в развитии психологии, психиатрии и неврологии, открывала новые горизонты для философии, социологии, истории, религиоведения, юриспруденции и, наконец, давала оригинальный угол зрения для интерпретации всей мировой культуры. Заслуга Фрейда состоит в том, что ему удалось показать роль бессознательного в психике человека, рассмотреть основные зависимости сознания и бессознательного.

Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. При таком подходе считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека. Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, строил психоаналитические концепции почти полностью на своих обширных клинических наблюдениях над больными неврозами, а также на психоанализе.

Фрейд — прежде всего психолог, но развивая свою теорию, он ищет аргументы в ее защиту в самых различных отраслях знания: археологии, этнографии, истории, лингвистике, религиоведении, философии, праве, искусстве.

Фрейдовское психоаналитическое видение человека дало новый поворот  в философском осмыслении бытия человека в мире. Свертывание человеческой проблематики вовнутрь личности, акцентирование внимания на тех аспектах жизни, которые обнаруживаются по ту сторону сознания, интерпретация человеческого существования с точки зрения внутриличностных конфликтов и коллизий - все это обеспечивало значимость фрейдовской концепции для западноевропейского мировоззрения.

На сущность и мировоззренческое обоснование его модели психической структуры личности оказали воздействие философские теории Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, влиянию которых Фрейд был подвержен в наиболее поздний период своей деятельности.

Целью исследования является рассмотрение темы «Концепция З.Фрейда о структуре психики человека и взаимосвязи её уровней».

Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее основные положения, выводы могут быть использованы в дальнейшем исследовании проблем психики человека.

Объект исследования: концепция З. Фрейда о структуре психики человека.

Предмет исследования: уровни психической жизни, структурная модель теории личности, стадии развития личности, защитные психические механизмы

Задачи исследования:

    1. Рассмотреть топографическую модель психики человека.
    2. Раскрыть понятие бессознательного уровня З.Фрейда.
    3. Проанализировать структурную теорию личности.
    4. Ознакомиться с психоаналитической теорией развития личности.
    5. Изучить защитные психические механизмы.

 

 

 

 

 

 

  1. УРОВНИ СОЗНАНИЯ З.ФРЕЙДА: ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

 

В течение длительного  периода развития психоанализа Фрейд  применял топографическую модель личностной организации. Согласно этой модели, в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Рассматривая их в единстве, Фрейд использовал эту «психическую карту», чтобы показать степень осознаваемости таких психических явлений, как мысли и фантазии. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Фрейд настаивал на том, что только незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входит в сферу сознания. Что бы в данный момент времени ни переживалось в сознании человека, это следует рассматривать как результат процесса избирательной сортировки, в значительной степени регулируемого внешними сигналами. Более того, определенное содержание осознается лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге.

Область предсознательного, иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. Например, вы можете вспомнить все, что вы делали в прошлую субботу вечером; все города, в которых вам довелось жить; свои любимые книги или аргумент, который вы высказали вчера своему другу. С точки зрения Фрейда, предсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического [3, с. 211].

Самая глубокая и значимая область человеческого разума —  это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Примерами того, что может быть обнаружено в бессознательном, служат забытые травмы детства, скрытые враждебные чувства к родителю и подавленные сексуальные желания, которые вы не осознаете. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.

Фрейд не первым обратил  внимание на значение бессознательных  процессов в поведении человека. Некоторые философы XVIII и XIX веков предполагали, что основное содержание внутреннего мира не доступно для осознания. Однако, в отличие от своих идейных предшественников, Фрейд придал концепции бессознательной жизни эмпирический статус. В частности, он подчеркивал, что бессознательное следует рассматривать не как гипотетическую абстракцию, а скорее, как реальность, которую можно продемонстрировать и проверить. Фрейд твердо верил в то, что действительно значимые аспекты поведения человека оформляются и направляются импульсами и побуждениями, всецело находящимися вне сферы сознания. Эти влияния не только не осознаются, но, более того, если они начинают осознаваться или открыто выражаться в поведении, это встречает сильное внутреннее сопротивление индивидуума. Неосознанные переживания, в отличие от предсознательных, полностью недоступны для осознания, но они в значительной степени определяют действия людей. Однако неосознанный материал может выразиться в замаскированной или символической форме, подобно тому, как неосознаваемые инстинктивные побуждения косвенно находят удовлетворение в снах, фантазиях, игре и работе. Эту догадку Фрейд использовал в своей работе с больными [7, с. 52].

  Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые человек осознает в данный момент времени. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге.

 Область предсознательного включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия.

Самая глубокая и значимая область человеческого разума — это бессо-знательное, которое представляет собой хранилище примитивных ин-стинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО З.ФРЕЙДА

 

Бессознательное — это  огромный пласт психики, по своему объему значительно больший, чем вся сознательная жизнь. Впервые бессознательное в начале века было открыто австрийским психиатром З. Фрейдом. Категория бессознательного прочно вошла в обиход науки XX века. Она настолько укоренена в нашем сознании, что рассуждения о нем, изучение его невозможны без этой категории.  Бессознательное также реально, как и сознание. Какова его природа? Для психоаналитической философии  (прежде всего — для учения Фрейда) более важно не содержание внешнего мира, а исследование того малого мира, которым является человеческое бытие. Фрейд не столько отворачивается от онтологической проблематики, сколько переносит ее в глубины человеческого существа. Всякий душевный процесс, по Фрейду, существует сначала в бессознательном и только потом может оказаться в сфере сознания. Причем переход в сознание — отнюдь не обязательный процесс, ибо далеко не все психические акты становятся сознательными [4, с. 22].

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах. Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации.

Бессознательная память — это та память, которая связана  с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь. Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах.

Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т.д., которые человек не осознает у себя, но которые ему присуши и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях [8, с. 139].

Одна из групп таких  явлении — ошибочные действия оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещании, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением сновидения, грезы, мечты. Оговорки представляют собой бессознательно детерминированные артикуляционные речевые действия, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно их смысловой характер, неслучайны. З.Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают из столкновения бессознательных намерений человека, других его побуждений с сознательно поставленной целью поведения, которая находится в противоречии со скрытым мотивом. Когда подсознательное побеждает сознательное, то возникает оговорка. Таков психологический механизм, лежащий в основе всех ошибочных действий они «возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений». Забывание имен представляет собой другой пример бессознательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен [13, с. 25].

Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями. Явное, осознаваемое содержание сновидения не всегда, за исключением двух случаев, соответствует скрытым, бессознательным намерениям и целям того человека, кому это сновидение принадлежит. Эти два случая: детские сновидения дошкольников и инфантильные сновидения взрослых людей, возникшие под влиянием непосредственно предшествующих сну эмоциогенных событий прошедшего дня.

В своем сюжетно тематическом содержании сновидения почти всегда связаны с неудовлетворенными желаниями и являются символическим способом устранения нарушающих нормальный сон импульсов, порождаемых этими желаниями. Во сне неудовлетворенные потребности получают галлюцинаторную реализацию. Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Действие цензуры искажает, запутывает содержание сновидений, делая их алогичными, непонятными и странными. Благодаря бессознательному смещению акцентов, замене и перегруппировке элементов явное содержание сновидения под действием цензуры становится совершенно непохожим на скрытые мысли сновидения. Для их расшифровки требуется специальная интерпретация, называемая психоанализом. Сама цензура является бессознательным психическим механизмом и проявляется в пропусках, модификациях, перегруппировке материала памяти, сновидений, представлений. Подсознательные мысли, по Фрейду, превращаются в сновидениях в зрительные образы, так что в них мы имеем дело с примером бессознательного образного мышления. Бессознательные явления вместе с предсознательными управляют поведением, хотя функциональная роль их различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях (а) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения, (6) когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа, (в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может, (г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий [2, с. 311].

Информация о работе Концепция З.Фрейда о структуре психики человека и взаимосвязи её уровней