Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 15:09, контрольная работа
В философии В.С. Соловьева ясно ощущается двойственность: с одной стороны, важное место среди его учений занимает учение об Абсолюте как «всеединстве», о порождении Абсолютом своего «другого», а с другой стороны, очень рано центральным понятием его системы становится доктрина Богочеловечества - чисто христианское учение.
Встреча этих разных концепций впервые получает выражение в «чтениях о Богочеловечестве», оставаясь уже до конца решающей установкой у Соловьева.
В философии В.С. Соловьева ясно ощущается двойственность: с одной стороны, важное место среди его учений занимает учение об Абсолюте как «всеединстве», о порождении Абсолютом своего «другого», а с другой стороны, очень рано центральным понятием его системы становится доктрина Богочеловечества - чисто христианское учение.
Встреча этих разных концепций впервые получает выражение в «чтениях о Богочеловечестве», оставаясь уже до конца решающей установкой у Соловьева.
Чтения о Богочеловечестве
Рассмотрение этой концепции В.С. Соловьев начинает с рассмотрения религии. Современная религия, по его словам, является жалкой подобией настоящей религии – «религиозностью», т.е. личным настроением.
Обновление религии должно произойти под знаком всеобщности, однако западный путь деизма порочен, так как приводит к атеизму. Западная цивилизация идет по пути постепенного отмежевания от Бога, ибо истинный путь к единению с Богом – цель и суть истинной религии – идет через самоотрицание.
При этом Соловьев часто обращается к образу Иисуса Христа (Чтение 7, 8, 10, 11 и 12), видя в нем не одного конкретного человека, а "всеединую личность, заключающую в себя все природное человечество". Сам человек по природе своей уже является соединением божественного и материального. Преобладание материального начала характеризует первобытного человека или Адама, а преобладание божественного - "богочеловеческую личность" Иисуса Христа, явившего миру чудеса любви, милосердия и самоотверженности.
Иными словами, человечество, которое посредством истинной религии воссоединяется с богом, есть Богочеловечество, или, как выражается Соловьев, Церковь, стремящаяся к «свободной теократии».
В Чтении 11 и 12 Соловьев возвращается
к Чтению 1, чтобы снова указать
на плачевное состояние
Три речи в память Достоевского
Для начала, надо обозначить, почему из всех русских литераторов Соловьев для своей работы выбирает именно Ф.М. Достоевского. В предисловии указано, что Соловьев интересуется, прежде всего, идеей, которая двигала Достоевским. Как ему кажется, в произведениях Достоевского и в их влиянии на других людей есть нечто большее, чем деятельность романиста, и это большее лежит в христианской направленности идей Достоевского.
Сначала Соловьев указывает на некую ущербность (антирелигиозность) современного искусства, которое, не осознавая религиозности своей задачи, не может найти нравственного рычага для изменения мира, к чему оно, впрочем, стремится. «Предтечей» становления религиозного искусства Соловьев считает именно Достоевского.
При этом Соловьев в произведениях Достоевского выделяет образ Церкви как нравственный идеал и всенародное самоотречение на пути к достижению этого идеала – это согласуется с его собственной точкой зрения, которая раскрывается в Чтениях о Богочеловечности (самоотречение как путь к единению с Богом).
Во второй речи Соловьев указывает на важность единения человечества и важность человечности этого единения. Особенно в этой речи следует отметить момент перехода от всечеловечества к богочеловечеству: он заключается в данной христианством вере в бесконечность человеческой души, которая не позволит человеку остановиться на чем-либо мелочном и бытовом. В своих образах, как говорит Соловьев, Достоевский показал читателям, что «искра этой бесконечности и полноты существует во всякой душе человеческой, даже на самой низкой степени падения».
Наконец, в третьей речи
Соловьев поднимает вопрос о месте
природы рядом с
Определить какая из изученных философских традиций является основой философских построений русского философа, какая из пройденных в курсе тем близка, по вашему мнению, проблематике выбранного вами автора. Какие из изученных направлений, философских и культурных традиций подвергаются критике в русской философии?
По моему мнению, измышления Соловьева во многом близки к философской традиции, в основе которой лежат учения Платона. Христианская любовь (суть положительного откровения по Соловьеву) являет собой продолжение «недосказанной» теории любви у Платона. Как раз именно в этой теории Платона высказывается мысль о том, что человек является внешним соединением божественной и смертной природы – я вижу в этом некий прообраз концепции Богочеловечества у Соловьева.
Соловьев затрагивает множество проблем, и их спектр гораздо шире, чем те, которые мы рассмотрели в курсе философии. В целом, характер работ Соловьева можно обозначит как антропоцентричный, однако он не обошел космологическую проблему стороной (досократовская философия в целом космологична). Если не брать в расчет ярко выраженную симпатию Соловьева к Платону, то, например, его работы в некоторой степени затрагивают теодицею (Соловьев видит причину зла в «вечном доприродном мире»), однако она не является предметом его изучения. Также Соловьев уделяет внимание восприятию человека как творца, художника, что является краеугольным камнем философии Возрождения – отсюда следует антропоцентричный характер метафизики Соловьева, ведь он отводит человеку (совершенному человеку) важное место – между природой и Богом, ставит веру в него наравне с верой в Бога и в природу.
В философии Соловьева
резкой критике подвергается современная
для него религия как жалкое подобие
истинной, а также западные философские
течения наподобие деизма, который
ведет к атеизму, к разложению
души и отмежеванию от Бога.
Источники:
Информация о работе Концепция богочеловечности в учении В.С.Соловьева