Концепция богочеловечности в учении В.С.Соловьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 15:09, контрольная работа

Краткое описание

В философии В.С. Соловьева ясно ощущается двойственность: с одной стороны, важное место среди его учений занимает учение об Абсолюте как «всеединстве», о порождении Абсолютом своего «другого», а с другой стороны, очень рано центральным понятием его системы становится доктрина Богочеловечества - чисто христианское учение.
Встреча этих разных концепций впервые получает выражение в «чтениях о Богочеловечестве», оставаясь уже до конца решающей установкой у Соловьева.

Вложенные файлы: 1 файл

В философии Соловьева ясно ощущается двойственность.docx

— 17.14 Кб (Скачать файл)

В философии В.С. Соловьева ясно ощущается двойственность: с одной стороны, важное место среди его учений занимает учение об Абсолюте как «всеединстве», о порождении Абсолютом своего «другого», а с другой стороны, очень рано центральным понятием его системы становится доктрина Богочеловечества - чисто христианское учение.

Встреча этих разных концепций  впервые получает выражение в  «чтениях о Богочеловечестве», оставаясь  уже до конца решающей установкой у Соловьева.

Чтения о Богочеловечестве

Рассмотрение этой концепции В.С. Соловьев начинает с рассмотрения религии. Современная религия, по его словам, является жалкой подобией настоящей религии – «религиозностью», т.е. личным настроением.

Обновление религии должно произойти под знаком всеобщности, однако западный путь деизма порочен, так как приводит к атеизму. Западная цивилизация идет по пути постепенного отмежевания от Бога, ибо истинный путь к единению с Богом – цель и суть истинной религии – идет через самоотрицание.

При этом Соловьев часто  обращается к образу Иисуса Христа (Чтение 7, 8, 10, 11 и 12), видя в нем не одного конкретного человека, а "всеединую личность, заключающую в себя все природное человечество". Сам человек по природе своей уже является соединением божественного и материального. Преобладание материального начала характеризует первобытного человека или Адама, а преобладание божественного - "богочеловеческую личность" Иисуса Христа, явившего миру чудеса любви, милосердия и самоотверженности.

Иными словами, человечество, которое посредством истинной религии  воссоединяется с богом, есть Богочеловечество, или, как выражается Соловьев, Церковь, стремящаяся к «свободной теократии».

В Чтении 11 и 12 Соловьев возвращается к Чтению 1, чтобы снова указать  на плачевное состояние современной  религии, таким образом окаймляя свою работу и указывая на главную проблему, затрагиваемую его концепцией.

 

Три речи в память Достоевского

Для начала, надо обозначить, почему из всех русских литераторов  Соловьев для своей работы выбирает именно Ф.М. Достоевского. В предисловии указано, что Соловьев интересуется, прежде всего, идеей, которая двигала Достоевским. Как ему кажется, в произведениях Достоевского и в их влиянии на других людей есть нечто большее, чем деятельность романиста, и это большее лежит в христианской направленности идей Достоевского.

Сначала Соловьев указывает  на некую ущербность (антирелигиозность) современного искусства, которое, не осознавая  религиозности своей задачи, не может найти нравственного рычага для изменения мира, к чему оно, впрочем, стремится. «Предтечей» становления религиозного искусства Соловьев считает именно Достоевского.

При этом Соловьев в произведениях  Достоевского выделяет образ Церкви как нравственный идеал и всенародное  самоотречение на пути к достижению этого идеала – это согласуется  с его собственной точкой зрения, которая раскрывается в Чтениях  о Богочеловечности (самоотречение  как путь к единению с Богом).

Во второй речи Соловьев указывает на важность единения человечества и важность человечности этого единения. Особенно в этой речи следует отметить момент перехода от всечеловечества к богочеловечеству: он заключается в данной христианством вере в бесконечность человеческой души, которая не позволит человеку остановиться на чем-либо мелочном и бытовом. В своих образах, как говорит Соловьев, Достоевский показал читателям, что «искра этой бесконечности и полноты существует во всякой душе человеческой, даже на самой низкой степени падения».

Наконец, в третьей речи Соловьев поднимает вопрос о месте  природы рядом с Богочеловечеством. Все ложные теории и заблуждения  исходят от разъединения трех основных вер – в Бога, в природу и в человека. Стоит слить только две из них – получается нечто неполноценное. Человек должен верить не только в Бога как в добро, но и в его воссоединение с природой во плоти, что означает поверить в Богоматерию и стоящего между природой и Богом совершенного человека – Богочеловека. Богочеловечество включает в себя соединение веры в Бога с верой в природу и в человека. По Достоевскому, в таком состоянии человек сможет посвятить себя православному делу. 

Определить какая  из изученных философских традиций является основой философских построений русского философа,  какая из пройденных в курсе тем близка, по вашему мнению, проблематике выбранного вами автора. Какие из изученных направлений, философских и культурных традиций подвергаются критике в русской  философии?

По моему мнению, измышления Соловьева во многом близки к философской  традиции, в основе которой лежат  учения Платона. Христианская любовь (суть положительного откровения по Соловьеву) являет собой продолжение «недосказанной» теории любви у Платона. Как раз именно в этой теории Платона высказывается мысль о том, что человек является внешним соединением божественной и смертной природы – я вижу в этом некий прообраз концепции Богочеловечества у Соловьева.

Соловьев затрагивает  множество проблем, и их спектр гораздо  шире, чем те, которые мы рассмотрели в курсе философии. В целом, характер работ Соловьева можно обозначит как антропоцентричный, однако он не обошел космологическую проблему стороной (досократовская философия в целом космологична). Если не брать в расчет ярко выраженную симпатию Соловьева к Платону, то, например, его работы в некоторой степени затрагивают теодицею (Соловьев видит причину зла в «вечном доприродном мире»), однако она не является предметом его изучения. Также Соловьев уделяет внимание восприятию человека как творца, художника, что является краеугольным камнем философии Возрождения – отсюда следует антропоцентричный характер метафизики Соловьева, ведь он отводит человеку (совершенному человеку) важное место – между природой и Богом, ставит веру в него наравне с верой в Бога и в природу.

В философии Соловьева  резкой критике подвергается современная  для него религия как жалкое подобие  истинной, а также западные философские  течения наподобие деизма, который  ведет к атеизму, к разложению души и отмежеванию от Бога.  

Источники:

  1. Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. М., 1989
  2. Лосский Н.О. История русской философии. М. Академический Проект, 2007
  3. Соловьев В. С. Три речи в память Достоевского. На пути к истинной философии М.: Директ-Медиа, 2008.
  4. Фролов И. Т. и др. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов, 3-е изд., перераб. и доп., М.: Республика, 2003

Информация о работе Концепция богочеловечности в учении В.С.Соловьева