Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:46, реферат
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем шести миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожий друг на друга.
Введение
Основная часть
Заключение
Список использованной литературы
Реферат
Концепция личности Э.В. Ильенкова
Содержание
Введение
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем шести миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожий друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.
Сегодня данная проблема стоит как никогда остро, т. к. все современные проблемы человечества – стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета - является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других. Все вышеперечисленное явилось причиной выбора темы данной работы, задачей которой является рассмотрение и анализ концепции личности выдающегося философа, психолога, педагога, публициста Э.В. Ильенкова. В чем знаковость Ильенкова? Что такого мог придумать и мог ли штатный философ в заидеологизированном СССР?
Ильенков действительно теоретизировал
так, что это раздражало официоз, так что
в кругах обществоведов он прослыл любопытным
чудаком-метром. У него даже появились
не просто официальные аспиранты, но и
последователи - его труды перевели коллеги
из ГДР и писали по его трудам диссертации
на немецком.
Но главный козырь Ильенкова - это теоретическое
содействие кружку педагога-психолога
А.И. Мещерякова, которому удалось осуществить
на основе своей методики обучение слепоглухонемых
детей. Казалось бы, у слепоглухонемых
младенцев нет никакой возможности запустить
вторую сигнальную систему, но воспитанники
Мещерякова и Ильенкова не только «запустили»,
но ещё и защитили диссертации, продолжая
дело своих учителей. Этот поразительный
успех прибавил Ильенкову уже в советские
годы как позитивной, так и негативной
харизмы.
Так что у советского официоза идеи Ильенкова вызывали неприятие. По существу, он боролся с начетничеством ритуальных «диамата» и «истмата», с рефлексологическим взглядом павловцев на природу мышления, с «плехановщиной». Пока вокруг гремели фанфары съездов, развевались краснознаменные цитаты из вечнозеленых классиков, Ильенков с непуганым романтизмом уповал диалектику мысли. Но его отодвигали - маловато цитировал, не по-советски смело и вольно рассуждал. .Теперь же, когда всё можно, «ильенковцы» обнаружили, что философ опять не пришелся ко двору: бородатых марксистов вообще списали.
Впрочем, харизму так просто не спишешь. Ильенков, похоже, и был таким вот ярким, как выражались в советское время, «неконъюнктурщиком», упрямо витающим в ноосферах.
Основная часть
Для научной позиции Ильенкова характерно убеждение в том, что философия, психология и педагогика, в сущности, - одна и та же наука, только ее разные уровни.
В своих трудах он широко пользуется понятием "теоретическая психология", тем самым точно характеризуя своеобразие собственного теоретического творчества, в котором философия, психология и педагогика диалектически отождествляются.
В центре внимания Ильенкова - проблематика, связанная со всесторонним и гармоничным развитием личности.
Ильенков показывает нелепость понимания этой всесторонности и гармоничности как "всезнайства" и "всеумейства". Он выдвигает и разрабатывает концепцию универсальных и специальных способностей личности: вершинное развитие первых как раз и обеспечивает всесторонность и гармоничность развития, а вторые приноравливаются к тому или иному специальному (прежде всего узкопрофессиональному) случаю.
Универсальные способности
обеспечивают формирование любых специальных
способностей, но никакая, сколь угодно
большая сумма специальных
Ильенков четко выделяет и перечисляет универсальные способности, попутно выдвигая концепцию физического и духовного здоровья. Не считая себя компетентным в области первого, он ограничивается констатацией факта, что без физического здоровья, без постоянной сознательной заботы о его поддержании, всесторонним и гармоничным стать и оставаться невозможно. Поэтому способность (умение, культуру) поддержания физического здоровья он включает в список универсальных способностей личности.
Структуру же духовного здоровья Ильенков разрабатывает подробнейшим образом на протяжении всего своего теоретического творчества.
К способностям, обеспечивающим духовное здоровье личности, Ильенков относит,
во-первых, мышление, развитое
"потреблением" теоретической
(прежде всего философской)
Во-вторых, воображение, также развитое "потреблением" эстетической культуры человечества до высшего интуитивного уровня.
В-третьих, нравственность,
развитую "потреблением" этической
культуры до уровня сознательно реализуемой
личностью в собственном образе
жизни человечности, до уровня последовательно-
Особое внимание Ильенков
уделяет самой категории личности. Опираясь
на учение К.Маркса о сущности человека
(человечества) как совокупности (Ильенков
уточняет перевод - "ансамбля") всех
общественных отношений, Ильенков разрабатывает
концепцию личности как ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, имея в виду, что в отличие
от индивидуальности зоологической и
любого другого "единичного" личность
через других людей и созданные людьми
вещи (в том числе такие, как национальный
или любой специальный язык) является
индивидуально-неповторимым, уникальным
центром, фокусом "ансамбля всех общественных
отношений". По Ильенкову, "человеческая"
и значит культурная, включенная в общечеловеческую
культуру, в которой "ансамбль всех
общественных отношений" резюмирован
и закреплен. Поэтому Ильенков категорически
настаивает на тезисе о "стопроцентной"
социальности личности, о том, что в момент
физического рождения появляется еще
не человеческая, а лишь зоологическая
индивидуальность.
В. Ильенков, экстраполируя результаты
экспериментов со зрительными образами,
получил оригинальную концепцию идеального,
которая легла в основу его теории личности.
Согласно Э.В. Ильенкову, в социокультурной
среде функционируют некие организующие
начала - формы-образцы, по которым строится
человеческая деятельность, например,
проведение заседания или строительство
дома. Форма осуществления любой человеческой
деятельности существует объективно,
но имеет идеальную природу в силу своей
виртуальности. Идеально или духовно окрашенной
может быть любая деятельность, не сводящаяся
к ее конкретным составляющим, и, следовательно,
она может быть реализована вне зависимости
от заданного места или предполагаемых
участников.
По мнению Э.В. Ильенкова, процесс овладения объективно существующими формами человеческой деятельности для индивида может заключаться в способе организации усвоения идеальных образцов существующих действий. Таким образом, постижение различных форм деятельности может осуществляться в субъективном виртуальном пространстве личности. Данный подход может применяться при формировании духовности личности, идеальная природа которой представлена как «формы-образцы», существующие в коллективном сознании, а также в архетипах коллективного бессознательного, и транслируемые в индивидуальное сознание человека. «Формы-образцы», предусматривающие организацию человеческого поведения и деятельности, представлены в «действенности», которая, по выражению А. Камю, в любые времена человеческой истории связана с тем, что социум вменяет человеку реальность коллективной веры и заставляет считаться с ней. Так, люди оценивают себя, организуют свою деятельность, следуя ожиданиям, нормам, предписываемыми им их социальным окружением.
Таким образом, имманентно присущая
человеку способность свободного и
творческого создания истории своей
жизни заключает в себе возможность
реализовывать многообразные
Смысл формирования гуманистичности личности с позиций изложенного подхода заключается в том, что фиксирование в индивидуальном сознании духовно окрашенных «форм-образцов» различных видов деятельности служит основой личностной самореализации, определяя ее содержание и направленность. Чтобы внутренние представления, совокупность духовных категорий нашли свое отражение в практической деятельности, необходимы инновационные технологии, позволяющие освоить новые способы видения действительности, переосмысление и изменение восприятия и оценки человеком мира, открытия новых образцов взаимодействия с окружающей средой.
Органическая связь
Профессиональная деятельность является значительным, хотя и не единственным, способом самоактуализации. И именно в профессиональной деятельности особо важна гуманистическая направленность личностного развития, что поможет предотвратить нездоровый карьеризм и бессмысленную гонку за мнимыми ценностями.
В. Ильенков дает следующее определение: «Действительная личность обнаруживает себя тогда и там, когда и где индивид в своих действиях и продукте своих действий производит результат, всех других индивидов волнующий, всех других индивидов касающийся, всем другим близкий и понятный, - короче всеобщий результат, всеобщий эффект. Личность задает всем людям новый эталон работы. Она рождается на переднем крае возникновения всеобщей культуры» По его мнению, результат активности личности - ее главный признак.
Если по-конкретней обозначить
пафос ильенковской темы: мышление происходит
не из мирового духа идеалистов и мистиков,
и не из мозга «вульгарных материалистов»
или рефлексологов-павловцев, мышление
– «свойство высокоорганизованной материи»,
но не серого вещества мозга, а общества.
«В функциях мозга проявляет себя, свою
активность совсем иной феномен, нежели
сам мозг, а именно личность», - размеренно
и трезво толкует мышление «русский платон»
и продолжает. - «Но если ваша цель — изучение
личности, то вы на мозг должны смотреть
как на один из органов, с помощью которых
реализуется личность, представляющая
собой куда более сложное образование,
чем мозг и даже чем вся совокупность органов,
образующих живое тело индивида»
«Личность» у западных экзистенциалистов трактовалась как борьба подсознательного, глубинного инстинктивного начала с навязанными социумом условностей, социальных обязанностей, так что свобода здесь представлялась как бунт против социальных табу. Обычный коммунист - противник таких разгильдяев, обычный «либерал» - напротив решительно «за» любые самые экстравагантные права. Но Ильенков – ни морализатор, ни ретроград, он пытается научной аргументацией вообще устранить концепцию личности как эдакого либидозного садомазо. Тем более, он протестует против попыток исторические процессы обосновать шизофреническими свойствами индивидов по несчастливой случайности оказавшихся во власти. «Так и возникают психофизиологические концепции, выдающие физиологическую проекцию острых социальных конфликтов XX столетия за причину этих конфликтов, за их «научно-материалистически обнаруживаемый источник», а сами конфликты — за проекцию психофизиологии (точнее, просто физиологии нервной деятельности) на экран внешних взаимоотношений между людьми»
То есть, в переводе на сегодняшний язык: не злодей Бен Ладен или Садам мутят международную обстановку, а социальная ситуация современного мира дает «физиологическую проекцию» в виде терроризма, тирании и прочих жутких ситуаций.
Взгляд Ильенкова не совпадает вполне ни с религиозной картиной, ни с концепцией расхожего атеизма. Личность по Ильенкову «не умирает вместе со своим органическим телом». Но умереть личность всё же может. «Там же, где однажды найденные, однажды завоеванные, однажды достигнутые способы жизнедеятельности начинают превращаться в очередные штампы-стереотипы, в непререкаемые и догматически зафиксированные мертвые каноны, личность умирает заживо: незаметно для себя она тоже превращается медленно или быстро в набор … шаблонов, …в нечто безличное — в живой труп».
Личность – «ансамбль» взаимоотношений («король» потому «король», что другие считают себя «подданными»). «Свобода», этот почти синоним « личности», мыслится не как стремление делать то, что, «мне желается», а как «способность каждый раз действовать не только согласно уже известным эталонам, стереотипам, алгоритмам, но и каждый раз индивидуально варьировать всеобщие способы действия применительно к индивидуально-неповторимым ситуациям, особенностям материала». Чем-то похоже на нынешнее «креатив».
Заключение
Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекосознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспективностью проявлений личности, многообразием её становления и развития.