Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 18:15, реферат
Обращение к философской системе Фридриха Ницше актуально и по сей день. Большое количество изданий, выпущенных на разных языках, посвящено изучению философии Ницше, и его центральному трактату «Так говорил Заратустра», который также вполне можно считать художественным произведением, скорее философской поэмой. Различные переводы трактата на другие языки, может видоизменить какие-то мысли, которые Ницше запечатлел на немецком языке и во многом поэтому Философия Ницше, а в частности трактат «Так говорил Заратустра» достаточно противоречив, так как его перевод с немецкого языка очень сложен и неоднозначен. Поэтому данный трактат вызвал огромный отклик и рассматривался с различных аспектов, с точки зрения философской, религиозной систем, также как основа учений такого идеологического направления как фашизм. Идеи о «сверхчеловеке» и преимуществах арийской расы перед всеми другими было почерпано из произведений Ницше и в частности из трактата «Так говорил Заратустра»), как попытка составления творческого портрета Ф. Ницше и т. д.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ Ф. НИЦШЕ………………………………………………………..5
ГЛАВА II. КРИТИКА МОРАЛИ…………………………………………………………………..10
ГЛАВА III. КОНЦЕПЦИЯ «СВЕРХЧЕЛОВЕКА»: ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ……………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………23
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ Ф. НИЦШЕ………………………………………………………..5
ГЛАВА II. КРИТИКА
МОРАЛИ………………………………………………………………
ГЛАВА III. КОНЦЕПЦИЯ «СВЕРХЧЕЛОВЕКА»: ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ……………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Фридрих Ницше - один из самых яростных критиков религии и морали христианства, поэтому на протяжении долгого времени его учения всячески отвергались, так как в своих учениях Ницше предпринял героическую попытку создания оригинальной системы нравственных ценностей. Со временем его философия становится особенно интересной, так она воплощает старой традиции немецкой духовности, прежде всего ее философии и литературы, находившей свое выражение в самой строгой нравственности. Философия Ницше оказала огромное влияние на мировую культуру в целом, поэтому исследовательской литературы, посвященный изучению философии Ницше огромное количество. В частности, анализу сочинений философа посвятили свои работы: К.А. Свасьян (“Фридрих Ницше: мученик познания”), М. Хайдеггер (“Европейский нигилизм”), Карл Ясперс (“Ницше и христианство”), Ф.Г. Юнгер (“Ницше”), Артур Данто (“Ницше как философ”), И. И. Евлампиев, Ю.Б. Мелих и многие другие. Философскую систему ницшеанства изучали с разных аспектов или в разных аспектах, или с разных позиций, точек зрения. Авторы, занимавшиеся изучением истории мировой философии, отдельных философских систем, достаточно подробно рассмотрели основные философские мысли, изложенные в трактатах Ницше. Важным для исследователей также является изучение жизни и творческого пути Фридриха Ницше, исторических событий, в которых развивалась его философия.
Обращение к философской системе Фридриха Ницше актуально и по сей день. Большое количество изданий, выпущенных на разных языках, посвящено изучению философии Ницше, и его центральному трактату «Так говорил Заратустра», который также вполне можно считать художественным произведением, скорее философской поэмой. Различные переводы трактата на другие языки, может видоизменить какие-то мысли, которые Ницше запечатлел на немецком языке и во многом поэтому Философия Ницше, а в частности трактат «Так говорил Заратустра» достаточно противоречив, так как его перевод с немецкого языка очень сложен и неоднозначен. Поэтому данный трактат вызвал огромный отклик и рассматривался с различных аспектов, с точки зрения философской, религиозной систем, также как основа учений такого идеологического направления как фашизм. Идеи о «сверхчеловеке» и преимуществах арийской расы перед всеми другими было почерпано из произведений Ницше и в частности из трактата «Так говорил Заратустра»), как попытка составления творческого портрета Ф. Ницше и т. д. Такое неоднозначное отношение к философским работам Ницше, рассмотрение его трактатов с разных точек зрения дает возможность экстраполировать их на нашу проблему исследования, для более глубокого ее изучения.
В данной работе предпринята попытка достаточно подробно описать жизненный путь философа, дать анализ его основным произведениям и рассмотреть философскую концепцию его творчества.
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ Ф. НИЦШЕ
Жизнь Ницше - воплощение самой его философии во всей ее суровой величественности и трагичности. Не зная первую, трудно понять вторую. И не поняв вторую, невозможно постичь то исключительно сильное воздействие, которое оказало учение Ницше на уходящий ХХ век.
Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 года в Реккене, Саксония. Отец и дед его были пасторами. Он был серьезным уравновешенным мальчиком. Несмотря на молодые годы, совесть его была чрезвычайно требовательной и боязливой. Страдая от малейшего выговора, он не раз хотел заняться самоисправлением. Мальчик знал, что среди товарищей пользуется престижем. "Когда умеешь владеть собой, - поучал он важно сестру,- то начинаешь владеть всем миром".
Он был горд и твердо веровал в благородство своего рода. Им владел тиранический инстинкт творчества. В 12 дней написал историю своего детства. Ницше хотел поступить в Пфорта. Ему дали стипендию, и он покинул свою семью в 1858 г. Он редко принимал участие в играх, так как не любил сходиться с незнакомыми ему людьми. С раннего детства у него было инстинктивное влечение к письменной речи, к видимой мысли.
Рано проявивший необычайную одаренность в поэзии и музыке, филолог по образованию, в двадцать пять лет он получил место профессора филологии в университете Базеля. Его считали надеждой немецкой филологии. Его книги великолепны с точки зрения языка, увлекательны для чтения и полны потрясающих по новизне идей. И тем не менее практически все они были встречены в штыки как как критикой, так и читающей публикой, прижизненная слава Ницше носила скандальный характер. Очевидно, дело было именно в его идеях.
Любимыми авторами Ницше
были Шиллер, Байрон, Гельдерлин. Душа
его всегда обладала способностью быстро
привязываться к месту и
Шопенгауэр безраздельно
покорил Ницше своим
Время, в которое жил Фридрих Ницше, было очень сложным: Германия переживала болезненный процесс объединения, проводимый жесткой рукой Бисмарка, ломались столетиями накопленные стереотипы, нормы, правила, которые были так привычны, приятны и ценны немецкой душе и которые так хотелось сохранить. Немецкая интеллигенция, прекрасно образованная, воспитанная цветом европейской культуры - сонмом великих поэтов, философов и музыкантов, больше всего желала плодотворного развития идей и традиций самой передовой в то время в Европе немецкой культуры и лишь очень немногие видели необходимость радикальных перемен. Одним из них был Фридрих Ницше.
Ницше, хотя он и был
профессором, - философ скорей литературного
склада, чем академического. Он не изобрел
никаких новых специальных
В 1869 г. после поездки по Германии Ницше начинает жить между Базилем и Трибшеном, где живет Вагнер. Великий Рихард Вагнер был его другом, хотя между ними было тридцать лет разницы. Вагнеру посвящена первая книга Ницше - "Рождение трагедии из духа музыки", сразу же вызвавшая скандал.
Поступательное движение
в искусстве, по Ницше, "связано
с двойственностью
Осознанно
Ницше не было романтиком; действительно,
он часто резко критикует
Несмотря на
то, что Ницше критикует
Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше/ Д. Галеви. – Ростов-на- Дону: «Феникс», 1998 – с. 76
Юлий II, завоевавший Болонью и использовавший талант Микеланджело, может служить примером человека, которого Ницше желал бы видеть во главе правительства.
Естественно сравнивать Ницше с Макиавелли, несмотря на важные различия между этими двумя людьми. Различия эти состоят в том, что Макиавелли был человеком действия, его мнения формировались в тесном контакте с делами общества и шли в ногу с веком; он не был ни педантичным, ни систематичным, и его философия политики не образует непротиворечивого целого. Ницше, напротив, был профессором, в сущности книжником, философом, находящимся в сознательной оппозиции к политическим и этическим течениям своего времени. Однако сходство их глубже. Философия политики Ницше аналогична философии политики, изложенной в книге "Князь" (но не в "Размышлениях"), хотя она разработана и применена более широко. У обоих - и у Ницше, и у Макиавелли - этика нацелена на власть и носит умышленно антихристианский характер, причем, антихристианский характер у Ницше выступает более выпукло. Наполеон был для Ницше тем же, чем Чезаре Борджа для Макиавелли: великим человеком, побежденным мелкими противниками.
Ницше очень любит говорить парадоксами, желая шокировать рядового читателя. Он делает это, употребляя слова "добро" и "зло" в обычных им значениях, а потом заявляет, что предпочитает зло добру. В своей книге "По ту сторону добра и зла" он на самом деле стремится изменить понятия читателей о добре и зле, но при этом стремится, за исключением отдельных моментов, представить дело так, будто он восхваляет зло и порицает добро.
С 1876 г. и всю жизнь
Ницше страдал тяжелейшими
В ноябре 1888 г., уже одержимый безумием, Ницше пытался написать историю своей жизни. Все ученики покинули его: немецкие филологи объявили его "человеком, умершим для науки".
У Ницше нет Бога,
нет отца, нет веры, нет друзей;
он намеренно лишил себя
Этика Ницше тесно связана с его психологией, со всей его жизнью. На первый взгляд мы видим прославление зла, силы, жестокости. Погибший интеллект спасти было нельзя.
Фридрих Ницше умер в Веймаре, 25 августа 1900 г.
Мораль - центральная точка философии Ницше, ее стержень. Все его идеи относительно государства ли, христианства или назначения философии неизбежно сводились к проблеме морали, на основе норм и ценностей которой, собственно, и строится все человеческое существование. Элементы морали органически вплетаются в нашу жизнь в процессе воспитания и составляют даже не столько основу, сколько уже каркас нашего мировоззрения и мировосприятия, взаимодействия с окружающей физической и социальной сферой. Таким образом, общественная мораль, в какой форме она ни воплощается в нашем сознании, накладывает неизгладимый отпечаток на всю жизнь человеческого существа, зачастую определяя его жизненные пути. С одной стороны, эта функция морали обладает высокой ценностью, направляя человеческие возможности, с другой - она эти возможности ограничивает, заставляя мыслить и действовать посредством своих понятий и ни коим образом вне их. Отсюда вывод: у общественной морали есть свои недостатки, и недостатки эти при этом весьма существенны. Будет логично рассудить, что несовершенная мораль, как и любая другая несовершенная вещь, в соответствии с законами должна быть пересмотрена, переоценена и по возможности заменена или хотя бы реорганизована в подобную, но более совершенную форму.
В 1879 году
он создал новые книги: “
Информация о работе Концепция "сверхчеловека": переоценка ценностей