Концепция "сверхчеловека": переоценка ценностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 18:15, реферат

Краткое описание

Обращение к философской системе Фридриха Ницше актуально и по сей день. Большое количество изданий, выпущенных на разных языках, посвящено изучению философии Ницше, и его центральному трактату «Так говорил Заратустра», который также вполне можно считать художественным произведением, скорее философской поэмой. Различные переводы трактата на другие языки, может видоизменить какие-то мысли, которые Ницше запечатлел на немецком языке и во многом поэтому Философия Ницше, а в частности трактат «Так говорил Заратустра» достаточно противоречив, так как его перевод с немецкого языка очень сложен и неоднозначен. Поэтому данный трактат вызвал огромный отклик и рассматривался с различных аспектов, с точки зрения философской, религиозной систем, также как основа учений такого идеологического направления как фашизм. Идеи о «сверхчеловеке» и преимуществах арийской расы перед всеми другими было почерпано из произведений Ницше и в частности из трактата «Так говорил Заратустра»), как попытка составления творческого портрета Ф. Ницше и т. д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ Ф. НИЦШЕ………………………………………………………..5

ГЛАВА II. КРИТИКА МОРАЛИ…………………………………………………………………..10

ГЛАВА III. КОНЦЕПЦИЯ «СВЕРХЧЕЛОВЕКА»: ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ……………16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ ГОТОВО.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………..3

 

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ Ф. НИЦШЕ………………………………………………………..5

 

ГЛАВА II. КРИТИКА МОРАЛИ…………………………………………………………………..10

 

ГЛАВА III. КОНЦЕПЦИЯ «СВЕРХЧЕЛОВЕКА»: ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ……………16

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………21

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Фридрих Ницше - один из самых яростных критиков религии и морали христианства, поэтому на протяжении долгого времени его учения всячески отвергались, так как в своих учениях Ницше предпринял героическую попытку создания оригинальной системы нравственных ценностей. Со временем его философия становится особенно интересной, так она воплощает старой традиции немецкой духовности, прежде всего ее философии и литературы, находившей свое выражение в самой строгой нравственности. Философия Ницше оказала огромное влияние на мировую культуру в целом, поэтому исследовательской литературы, посвященный изучению философии Ницше огромное количество. В частности, анализу сочинений философа посвятили свои работы: К.А. Свасьян (“Фридрих Ницше: мученик познания”), М. Хайдеггер (“Европейский нигилизм”), Карл Ясперс (“Ницше и христианство”), Ф.Г. Юнгер (“Ницше”), Артур Данто (“Ницше как философ”), И. И. Евлампиев, Ю.Б. Мелих и многие другие. Философскую систему ницшеанства изучали с разных аспектов или в разных аспектах, или с разных позиций, точек зрения. Авторы, занимавшиеся изучением истории мировой философии, отдельных философских систем, достаточно подробно рассмотрели основные философские мысли, изложенные в трактатах Ницше. Важным для исследователей также является изучение жизни и творческого пути Фридриха Ницше, исторических событий, в которых развивалась его философия.

     Обращение к философской системе Фридриха Ницше актуально и по сей день. Большое количество изданий, выпущенных на разных языках, посвящено изучению философии Ницше, и его центральному трактату «Так говорил Заратустра», который также вполне можно считать художественным произведением, скорее философской поэмой. Различные переводы трактата на другие языки, может видоизменить какие-то мысли, которые Ницше запечатлел на немецком языке и во многом поэтому Философия Ницше, а в частности трактат «Так говорил Заратустра» достаточно противоречив, так как его перевод с немецкого языка очень сложен и неоднозначен. Поэтому данный трактат вызвал огромный отклик и рассматривался с различных аспектов, с точки зрения философской, религиозной систем, также как основа учений такого идеологического направления как фашизм. Идеи о «сверхчеловеке» и преимуществах арийской расы перед всеми другими было почерпано из произведений Ницше и в частности из трактата «Так говорил Заратустра»), как попытка составления творческого портрета Ф. Ницше и т. д. Такое неоднозначное отношение к философским работам Ницше, рассмотрение его трактатов с разных точек зрения дает возможность экстраполировать их на нашу проблему исследования, для более глубокого ее изучения.

     В данной работе предпринята попытка достаточно подробно описать жизненный путь философа, дать анализ его основным произведениям и рассмотреть философскую концепцию его  творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I.  ИСТОРИЯ ЖИЗНИ Ф. НИЦШЕ

 

Жизнь Ницше - воплощение самой его  философии во всей ее суровой величественности и трагичности. Не зная первую, трудно понять вторую. И не поняв вторую, невозможно постичь то исключительно  сильное воздействие, которое оказало учение Ницше на уходящий ХХ век.

Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 года в Реккене,  Саксония.  Отец и дед его были пасторами. Он был серьезным уравновешенным мальчиком. Несмотря на молодые годы, совесть его была чрезвычайно  требовательной и боязливой. Страдая от малейшего выговора, он не раз хотел заняться самоисправлением. Мальчик знал, что среди товарищей пользуется престижем. "Когда умеешь владеть собой, - поучал он важно сестру,- то начинаешь владеть всем миром".

Он был горд и твердо веровал в благородство своего рода. Им владел тиранический инстинкт творчества. В 12 дней написал историю своего детства. Ницше хотел поступить в Пфорта. Ему дали стипендию, и он покинул свою семью в 1858 г. Он редко принимал участие в играх, так как не любил сходиться с незнакомыми ему людьми. С раннего детства у него было инстинктивное влечение к письменной речи, к видимой мысли.

Рано проявивший  необычайную  одаренность в поэзии и музыке,  филолог по образованию, в двадцать пять лет он получил место профессора филологии в университете  Базеля. Его считали надеждой немецкой филологии. Его книги великолепны с точки зрения языка,  увлекательны для чтения и полны потрясающих по новизне идей.  И тем не менее практически все они были встречены в штыки как как критикой, так и читающей публикой, прижизненная слава Ницше носила скандальный характер. Очевидно, дело было именно в его идеях.

Любимыми авторами Ницше  были Шиллер, Байрон, Гельдерлин. Душа его всегда обладала способностью быстро привязываться к месту и жилищу, в равной степени она дорожит воспоминанием о счастливых минутах и о меланхолических настроениях.

Шопенгауэр  безраздельно покорил Ницше своим превосходством, тонким вкусом и широким размахом. Он вверяет себя мудрости Шопенгауэра  и таким образом видит свое самое глубокое желание осуществившемся: у него есть учитель! Ницше справедливо считал себя последователем Шопенгауэра,  но  он выше Шопенгауэра во многих отношениях, особенно потому, что его учение последовательно и непротиворечиво.  Шопенгауэровская  восточная  этика самоотречения не гармонировала с его метафизикой всемогущества воли. У Ницше же воля первична не только в плане метафизическом,  но и в  этическом.

Время,  в которое  жил Фридрих Ницше, было очень  сложным:  Германия переживала болезненный  процесс объединения, проводимый жесткой рукой Бисмарка, ломались столетиями накопленные стереотипы, нормы, правила, которые были так привычны, приятны и ценны немецкой душе и которые так хотелось  сохранить.  Немецкая интеллигенция,  прекрасно образованная,  воспитанная цветом европейской культуры - сонмом великих поэтов, философов и музыкантов,  больше  всего  желала плодотворного развития идей и традиций самой передовой в то время в Европе немецкой культуры и лишь очень немногие  видели  необходимость радикальных перемен. Одним из них  был Фридрих Ницше.

Ницше,  хотя он и был  профессором, - философ скорей литературного  склада, чем академического. Он не изобрел  никаких новых специальных теорий  в  онтологии  и  эпистемологии;  наибольшее значение имеет прежде всего его этика,  а так же его острая историческая  критика. 

В 1869 г. после поездки по Германии Ницше начинает жить между Базилем  и Трибшеном, где живет Вагнер. Великий Рихард Вагнер был его  другом, хотя между ними было тридцать лет разницы. Вагнеру посвящена первая книга Ницше - "Рождение трагедии  из духа музыки",  сразу же вызвавшая скандал.

Поступательное движение в искусстве,  по Ницше, "связано  с двойственностью аполлонического  и дионисического начал". Мистерии дионисического культа символизируют  жизнь человека в таинственном и великолепном мире,  его  инстинктивное  единение  с  природой.  "Дионисическое искусство хочет убедить нас в вечной радостности существования,  но только  искать эту радостность мы должны не в явлениях,  а за явлениями". Аполлоническое же,  напротив, это "полное чувство меры, самоограничение, свобода  от  диких порывов". С исчезновением  дионисического духа связывается "бросающееся в глаза ...  вырождение греческого человека" и современное плачевное состояние человеческого духа. Однако "несомненные предзнаменования дают нам ручательство в том, что в современном нам мире происходит  обратный  процесс постепенного пробуждения дионисического духа!" "Новым Эсхиллом" объявляет Ницше Рихарда Вагнера,  в музыке которого  он  видит  свидетельство возрождения трагического мифа в немецком духе, а с ним и новой жизни немецкого гения.0

Ницше страстно любил Вагнера,  но поссорился с ним после написания  оперы "Парсифаль",  которая  показалась Ницше  слишком  христианской  и слишком полной самоотречения.  После ссоры он жестоко ругал Вагнера, и даже дошел до того,  что обвинил Вагнера в том,  что он еврей.  Однако, общее мировоззрение Ницше оказалось очень схожим с мировоззрением Вагнера, которое отразилось в его музыкальном цикле "Кольцо  Нибелунгов".

       Осознанно  Ницше не было романтиком; действительно,  он часто резко критикует романтиков.  Осознанно его мировоззрение  было эллинским,  но без орфической  компоненты.  Его восхищают досократики,  за исключением Пифагора. Он питает  склонность к Гераклиту. Великодушный человек Аристотеля очень похож на "благородного человека"  Ницше,  но  в  основном Ницше утверждает,  что греческие философы, начиная с Сократа были ниже своих предшественников. Ницше не может простить Сократу его плебейского происхождения и обвиняет его в разложении знатной афинской молодежи с помощью демократических моральных принципов.

       Несмотря на  то, что Ницше критикует романтиков, его мировоззрение многим обязано  им:  это аристократический анархизм  байроновского типа, и никто не удивится,  узнав,  что Ницше восхищался Байроном. Ницше пытался соединить два рода ценностей,  которые нелегко гармонируют между собой: с одной стороны, ему нравятся безжалостность, война, аристократическая  гордость;  с другой стороны он любит философию,  литературу, искусство,  особенно музыку. Исторически эти ценности сосуществовали в эпоху Возрождения;  папа


 Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше/ Д. Галеви. – Ростов-на- Дону: «Феникс», 1998 – с. 76

Юлий II, завоевавший Болонью  и использовавший талант Микеланджело,  может служить примером человека,  которого Ницше желал бы видеть во главе правительства.        

Естественно сравнивать Ницше с Макиавелли, несмотря на важные различия между этими двумя  людьми. Различия  эти состоят  в том,  что Макиавелли был человеком действия,  его мнения формировались в тесном контакте с делами общества и шли в  ногу с веком;  он не был ни педантичным,  ни систематичным, и его философия политики не образует непротиворечивого целого.  Ницше,  напротив,  был профессором, в сущности книжником, философом, находящимся в сознательной оппозиции к политическим и этическим течениям своего времени.  Однако сходство их глубже. Философия политики Ницше аналогична философии политики,  изложенной в книге "Князь" (но не в "Размышлениях"),  хотя она разработана и применена более широко. У обоих - и у Ницше, и у Макиавелли - этика нацелена на власть и носит умышленно антихристианский характер,  причем,  антихристианский  характер у Ницше выступает более выпукло.  Наполеон был для Ницше тем же,  чем Чезаре Борджа для Макиавелли: великим человеком, побежденным мелкими противниками.     

Ницше очень любит  говорить парадоксами, желая шокировать рядового читателя. Он делает это, употребляя слова "добро" и "зло" в обычных  им значениях, а потом заявляет, что предпочитает зло добру. В своей книге "По ту сторону добра и зла" он на самом деле стремится изменить  понятия читателей о добре и зле, но при этом стремится, за исключением отдельных моментов,  представить дело так, будто он восхваляет зло и порицает добро.

С 1876 г. и всю жизнь  Ницше страдал тяжелейшими головными  болями, они истощали его. 200 дней в  году проходили в жутких мучениях. Но это не было невропатологией, как  принято считать. Его "Утренняя заря" (1881), написанная в состоянии невообразимых физических страданий, свидетельствует о зрелом уме. Произведения Ницше большей частью написаны в форме коротких фрагментов, афоризмов. Эта форма была единственно возможной в подобном состоянии.

 В ноябре 1888 г., уже  одержимый безумием, Ницше пытался написать историю своей жизни. Все ученики покинули его: немецкие филологи объявили его "человеком, умершим для науки".

 У Ницше нет Бога, нет отца, нет веры, нет друзей; он намеренно лишил себя всякой  поддержки, но все таки не  согнулся под тяжестью жизни. Страдания воспитывают его волю и оплодотворяют его мысли.

Этика Ницше тесно  связана с его психологией, со всей его жизнью. На первый взгляд мы видим прославление зла, силы, жестокости. Погибший интеллект спасти было нельзя.

Фридрих Ницше умер в  Веймаре, 25 августа 1900 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         ГЛАВА II. КРИТИКА МОРАЛИ

 

     Мораль - центральная точка философии Ницше, ее стержень. Все его идеи относительно государства ли, христианства или назначения философии неизбежно сводились к проблеме морали, на основе норм и ценностей которой, собственно, и строится все человеческое существование. Элементы морали органически вплетаются в нашу жизнь в процессе воспитания и составляют даже не столько основу, сколько уже каркас нашего мировоззрения и мировосприятия, взаимодействия с окружающей физической и социальной сферой. Таким образом, общественная мораль, в какой форме она ни воплощается в нашем сознании, накладывает неизгладимый отпечаток на всю жизнь человеческого существа, зачастую определяя его жизненные пути. С одной стороны, эта функция морали обладает высокой ценностью, направляя человеческие возможности, с другой - она эти возможности ограничивает, заставляя мыслить и действовать посредством своих понятий и ни коим образом вне их. Отсюда вывод: у общественной морали есть свои недостатки, и недостатки эти при этом весьма существенны. Будет логично рассудить, что несовершенная мораль, как и любая другая несовершенная вещь, в соответствии с законами должна быть пересмотрена, переоценена и по возможности заменена или хотя бы реорганизована в подобную, но более совершенную форму.

    В 1879 году  он создал новые книги: “Пестрые  мысли и изречения”, “Странник  и его тень”. В следующем, 1880 году, появилась “Утренняя заря”,  а в 1881 вышел “Рассвет”. 

Информация о работе Концепция "сверхчеловека": переоценка ценностей