Концепция «сверхчеловека» Ф. Ницше и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 21:04, реферат

Краткое описание

Фримдрих Вимльгельм Нимцше (Friedrich Wilhelm Nietzsche, 15 октября 1844, Рёккен, Германский союз - 25 августа 1900, Веймар, Германская империя) немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений и впоследствии отразившиеся в философии жизни. Будучи изложенными в афористической манере, большинство сочинений Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много споров.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 31.47 Кб (Скачать файл)

 

Философия.

Концепция «сверхчеловека»  Ф. Ницше и современность.

 

Введение.

Фримдрих Вимльгельм Нимцше (Friedrich Wilhelm Nietzsche, 15 октября 1844, Рёккен, Германский союз - 25 августа 1900, Веймар, Германская империя) немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений и впоследствии отразившиеся в философии жизни. Будучи изложенными в афористической манере, большинство сочинений Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много споров.

Нельзя не согласиться  с мнением сестры философа, Э. Фёрстер-Ницше, которая пишет: "Учение о сверхчеловеке более чем какая-либо другая идея может быть правильно понято только в связи и взаимозависимости с другими учениями автора "Заратустры" (1, с.286). Поэтому необходимо кратко изложить последние, а также сказать несколько слов о стиле Ницше, весьма своеобразном.

 

 

 

 

 

Концепция сверхчеловека

Данный идеал Ницше  наиболее подробно раскрывает в своей  работе "Так говорил Заратустра" (1883-1886). "По форме эта большая страстная книга является рассказом о странствиях Заратустры - персонажа, основанного на образе иранского пророка шестого века до нашей эры Зороастра (Заратустра - латинизированная форма этого имени), но сообразованного с поэтическим и философским замыслом Ницше". (3, с.589-590) Исследователи отмечают, что данная книга "строится как своего рода Евангелие: достаточно вслушаться в стиль и обороты речи Заратустры, его обращения к ученикам, разговор притчами и образами, загадками и ответами, и пр. То есть Заратустра выступил как новый Христос, точнее, анти-Христос, подменяя Его и выдвигая новые ценности". (11, с. 19)

"Образ Заратустры, - свидетельствует сестра философа, - предносился моему брату с  самой ранней юности; он писал  мне однажды, что еще ребенком  видел великого перса во сне". (1, с.285) В своей книге Ницше  "противопоставил европейскому  христианству восточные религии,  начиная с персидского Заратуштры  и кончая древнеиндийским Ману. <…> Характерно, что берется  именно перс, ибо именно персы  наиболее близко соприкасались  с первыми европейцами - греками  и именно они хотели уничтожить  только что возникшую европейскую  цивилизацию (греко-персидские войны). Интересно, что воевавшие с  греками персидские цари Дарий  и Ксеркс исповедовали, по словам  исследователей, учение Заратуштры". (11, с.24)

"Исторический Заратустра (Зороастр) верил в то, что мир  является ареной всеохватывающего  конфликта между двумя космическими  силами, одна из которых добро,  другая - зло. Наш долг в этой  борьбе, учил Заратустра, состоит  в том, чтобы становиться на  сторону светлых сил. Но поскольку  Ницше находился "по ту сторону  добра и зла", то он не  верил в космологию Дзен-Авесты". (7, с.236) Сам Ницше пишет о реальном  и творчески преобразованном  образе Заратустры следующим  образом: "…то, что дает этому  персу совершенно исключительное положение в истории, составляет с моими идеями полную противоположность. Заратустра первым увидел в борьбе добра и зла главный рычаг, управляющий движением вещей, - переработка моральных понятий в метафизические, каковы сила, причина, цель в себе - вот в чем состоит его значение. Но сам этот вопрос, будучи поставлен, заключал бы в себе, по существу дела, и свой ответ. Заратустра создал это роковое заблуждение - мораль, следовательно, он же и должен быть первым, кто познал его. <…> Заратустра правдивее всякого другого мыслителя. Его учение, и только оно одно, объявляет правдивость высшей добродетелью - в противоположность трусости идеалистов, обращающихся в бегство перед реальностью; в Заратустре больше чисто физического мужества, чем во всех мыслителях, вместе взятых. Говорить правду и хорошо стрелять из лука: такова персидская добродетель. <…> Самопреодоление морали посредством правдивости, самопреодоление моралистов путем превращения в собственную противоположность - в "я": вот что означает в моих устах имя Заратустры". (1, с.297) Иными словами, "раз Заратустра был первым, кто совершил ошибку, полагая, что моральные ценности являются объективными характеристиками универсума, он должен стать первым, кто исправит ошибку и будет агитировать в пользу новой философии". (7, с.236)

Ницшевский Заратустра говорит, что "человечество, как таковое, не имеет единственной цели или всеобщей морали: "Тысяча целей существовала до сих пор, ибо существовала тысяча народов. Недостает еще только цепи для тысячи голов, недостает единой цели. Еще у человечества нет цели". (16, с.44) Заратустра и хочет заполнить эту моральную лакуну и возвещает объединяющую людей цель - ubermensch (сверхчеловек)". (7, с.236)

"Обычно исследователи  и комментаторы отмечают уверенно, что слово "сверхчеловек" мыслитель  почерпнул в гетевском "Фаусте". Но стоит вглядеться в текст "Фауста", чтобы увидеть весьма ироническое употребление этого понятия. Вызванный заклятием Фауста Дух издевательски бросает ему: "Welch erbarmlich Grauen / Fa t Ubermenschen dich! Wo ist der Seele Ruf?" usw. (Или в буквальном переводе: "Какая жалкая боязнь охватила, сверхчеловек, тебя! Где зов души?" и т.д.) Т.е. позитивный смысл этого слова в "Фаусте" отсутствует. Правда, о возможности перерастания человека в нечто высшее мы можем найти у Данте:

"Пречеловеченье вместить в слова

Нельзя; пример мой близок по приметам,

Но самый опыт - милость  Божества".

Данте. Божественная комедия.

Рай. Песнь первая.

Данте употребляет слово "trasumanar” - пречеловеченье, превращение в нечто большее, чем человек. Однако великий итальянский поэт и мыслитель считал, что стать больше, чем человек, сверхчеловеком, человек может не вопреки, а лишь благодаря помощи Бога. Можно предположить, что восхищавшийся Возрождением Ницше знал эти строки Данте, строки очень серьезные в отличие от гетевской иронии, но выступил, похоже, как против великого немецкого, так и против великого итальянского поэта". (11, с.18-19)

Показательно, что американский исследователь А. Данто оставил немецкий термин непереведенным, так как слово "сверхчеловек" (по-английски "Superman”, "Overman”) не может не вводить в заблуждение.

Однако, что такое ubermensch (сверхчеловек)?"В качестве идеала, к которому мы должны стремиться в своем человеческом обличье, эта идея выступает как исключительно неопределенная и неконкретная цель. <…> Ubermensch (сверхчеловек) противопоставляется тому, кого Ницше называет "последний человек" (der Letzte Mensch), и кто стремится как можно больше походить на всех других, который счастлив просто потому, что счастлив: "Счастье найдено нами", - говорят последние люди и моргают". (16, с.12) Это - стадный человек современной ему эпохи, и Ницше-Заратустра презирает его". (7, с.238) В одной из своих работ мыслитель писал: "…цель человечества не может лежать в конце его, а только в его совершеннейших экземплярах". Этим "совершеннейшим экземпляром" может стать каждый, но далеко не каждый реализует эту потенциальную возможность; констатация этого печального факта и заставляет Ницше обращаться не к каждому, а к избранным". (8, с.110) И вот Заратустра говорит:

"Человек есть нечто,  что должно превзойти. Что сделали  вы, чтобы превзойти его?

Все существа до сих пор  создавали что-нибудь выше себя; а  вы хотите быть отливом этой великой  волны и скорее вернуться к  состоянию зверя, чем превзойти  человека? <…>

Человек - это канат, натянутый  между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью. <…>

В человеке важно то, что  он переход, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход  и гибель.

Я люблю тех, кто не умеет  жить иначе, как чтобы погибнуть, ибо идут они по мосту.

Я люблю великих ненавистников, ибо они великие почитатели и  стрелы тоски по другому берегу. <…>

Я люблю того, кто оправдывает  людей будущего и искупляет людей прошлого: ибо он хочет гибели от людей настоящего.

Я люблю того, кто карает своего Бога, так как он любит  своего Бога: ибо он должен погибнуть  от гнева своего Бога. <…>

Я люблю того, чья душа переполнена, так что он забывает самого себя, и все вещи содержатся в нем: так становятся все вещи его гибелью". (16, с.8,10-11)

"Человек одновременно  переход и гибель. Мы превосходим  себя, преодолевая нечто в самих  себе, и это то, что гибнет и  оставляется нами. Мы погибаем  главным образом как человеческие  существа ради того, чтобы стать  чем-то более возвышенным. Человеческая  жизнь есть жертва (или должна  ею быть) во имя не чего-то  транс - или экстрачеловеческого, а во имя достижимого для нас, жертва, придающая нам силы преодолеть (частично) самих себя. В отличие от аскетического идеала этот идеал не является деморализующим. Он не подчеркивает нашу никчемность, а определяет наши достоинства как находящиеся в процессе изменения. Мы превосходим себя вчерашних, но еще не доросли до себя будущих, и нам предстоит найти более возвышенный образ себя как живых существ. Ubermensch (сверхчеловек) - это не белокурая бестия. Белокурая бестия остается позади, будем надеяться, навсегда. Ubermensch (сверхчеловек) - впереди". (7, с.238-239)

Сложность восприятия данной проблемы читателями Ницше и, в частности, вышеупомянутая подмена понятий  вызвана тем, что "его книги  не только сами по себе произведения искусства, - они требуют искусства и от читателя, ибо читать Ницше - это  своего рода искусство, где совершенно недопустима прямолинейность и  грубость и где, напротив, необходима максимальная гибкость ума, чутье иронии, неторопливость. Тот, кто воспринимает Ницше буквально, "взаправду", кто ему верит, тому лучше его не читать", - отмечал великий немецкий писатель Томас Манн. (14, с.386)

"Однако предмет разговора  об ubermensch (сверхчеловеке) связан, конечно же, не только с тем, чтобы перестать делать нечто, что мы делали ранее, а с тем, чтобы двинуться в новом направлении. Но куда? К какому конечному пункту? Вероятно, Ницше заслуживает упрека в том, что оставил данный вопрос до такой степени открытым. Его сестра уверяла Гитлера, что он и есть тот, кого имел в виду брат, когда говорил об ubermensch (сверхчеловеке). Читатели старшего поколения верили, что Ницше подразумевал некий конкретный образ, взятый, по крайней мере, из прошлого. <…> Но в действительности нет смысла вглядываться в прошлое в поисках примеров, поскольку в нашей истории еще никогда не было ни одного ubermensch

"Никогда еще не  было сверхчеловека! Нагими видел  я обоих, самого большого и  самого маленького человека. Еще  слишком похожи они друг на  друга. Поистине, даже самого великого  из них находил я - слишком  человеческим!" (16, с.66)

"…Этому немецкому  Раскольникову сподобилось с  оглядкой на Наполеона решать  ребус собственной жизни: "тварь  дрожащая" или "сверхчеловек". (19, с.17)"По Ницше, на пути  к достижению совершенства, необходима  трехкратная трансформация сущности человеческого существа в сверхчеловеческое начало. В речи "О трех превращениях" Заратустра указывает три стадии или метаморфозы человеческого духа, соответствующие трем этапам восходящего формирования человека в идеальный тип сверхчеловека.

На начальной ступени  человеческий дух символизирует  верблюд, навьюченный грузом из многочисленных выхолощенных заповедей, утративших смысл  традиций и мертвых авторитетов.

На второй стадии - превращения  верблюда во льва - человек освобождается  от пут, связывающих его на пути к  сверхчеловеку, и завоевывает себе свободу для создания "новых  ценностей". <…> В человеке пробуждается недовольство собой, стремление стать  господином своих добродетелей. Заратустра называет это состояние "часом  великого презрения": "В чем то высокое, что можете вы пережить? Это - час великого презрения. Час, когда ваше счастье становится для вас отвратительным, так же как и ваш разум и ваша добродетель". (16, с.9) <…> Великое презрение, отказ от тех учений, которые мешают свободному развитию личности, проповедуя "равенство людей", и отрешение от пессимизма, представляют собой последние шаги на пути восхождения к сверхчеловеку. Пессимизм Ницше трактует широко, имея в виду как метафизическую доктрину (утверждающую, что небытие лучше бытия), так и этическое учение (рассматривающее тело как начало злое и греховное по своей природе): "Я не следую вашим путем, вы, презирающие тело! Для меня вы не мост, ведущий к сверхчеловеку!" (16, с.25) <…>

Заключительная метаморфоза - превращение льва в ребенка - представляет собой положительный этап появления  сверхчеловеческого типа. Младенчество символизирует утверждение жизни: "Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения". (16, с. 19) Вступающий на путь человека принимает жизнь, благословляя ее, и в этом смысле является искупителем земной действительности: ""И вот мое благословение, - говорит Заратустра, - над каждой вещью быть ее собственным небом, ее круглым куполом, ее лазурным колоколом и вечным спокойствием - и блажен, кто так благословляет! Ибо все вещи крещены у родника вечности по ту сторону добра и зла…" (16, с.118) Принятие и оправдание жизни - отправной пункт "пути созидающего". (18, с.75-76)

"Позиция Ницше здесь  на стороне человека, способного  к подвигу, к преодолению себя. Бытие изначально не порочно,  оно стало таковым, потому что  человек перестал верить в  себя, избрал путь слабого. Человеку  нужно преодолеть себя. Он вправе  ожидать к себе отношения не  как к тому, кто нуждается в  жертве. Убежденность в том, что человек слаб, вызывает и убежденность в том, что он с необходимостью примет жертву, нуждается в ней, жертвуя ему, его лишают выбора, ограничивают его свободу". (15, с.100) А "загадочное "Само", ассоциируемое Ницше с телом человека, - это подсознательная, глубинная полнота личности, в которой нет никакого различия души и тела и которая полностью определяет все устремления души и тела. Ницше упоминает это Само только для того, чтобы отвергнуть взгляды "презирающих тело", и это не позволяет ему более ясно сформулировать мысль о том, что именно Само и является той движущей, той творческой силой, которая пересоздает человека и ведет его к состоянию, обозначаемому термином "сверхчеловек". (8, с.111)

Информация о работе Концепция «сверхчеловека» Ф. Ницше и современность