Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 11:24, контрольная работа
Проблема познания человека, его бытия - одна из основных во всей мировой философской мысли. Она волновала умы уже мыслителей Древнего Востока. В частности, рассуждения о человеке, о его природе и о проблеме его нравственного совершенствования встречаются в священных индийских текстах – Ведах (не имеющих точной датировки существования – сер. IV – сер. II тыс. до н.э.), или же у китайского философа Конфуция (VI – V вв. до .э.). Не обошли эту проблему и античные мыслители.
Сократ (470 – 399 гг. до н.э.) был старшим современником молодого Платона. Последний считал его своим учителем. Основной целью философии Сократ ставил самопознание человека, как путь к постижению истинного блага. Все учение Сократа о человеке проникнуто идеей недопустимости насилия и безрезультативности его применения в любой деятельности – будь то культурная, воспитательная или хозяйственная , поскольку, « кого заставляют силой, тот ненавидит, как будто у него что – то отняли, а на кого воздействуют убеждением, тот любит, как будто ему сделали одолжение. Поэтому несвойственно образованным людям действовать насилием: такие поступки свойственны людям, обладающим силой, но не разумом». (эти слова Сократа передает Платон, т.к. первый не писал никаких сочинений). Т.е Сократ одним из первых говорит, что в основе природы человека лежит добро и справедливость.
Тезис о недопустимости насилия свидетельствует не только о четком понимании Сократом специфики человека, но и о понимании им необходимости разработки особого подхода к человеку. Также Сократ рассуждает о том, что в любом деле человеком должны руководствоваться такие жизненные ценности, как красота, справедливость, дружба, мудрость,. Сократ разъяснял предназначение человека в обществе, его обязанности, его взаимоотношения с законами, необходимость почитания богов, образования, воздержания от грубых страстей.
Познание человека мыслится им как составная часть процесса человеческих взаимоотношений, общения людей: познание человека есть момент общения. В общении присутствует духовное воздействие людей друг на друга, характер которого обязательно надо учесть для того, чтобы не нарушить осуществляющийся при этом процесс познания. Неправильно построенное общение ведет к искажению познания и к неверным выводам. И наоборот, непризнание познавательной стороны затрудняет процесс общения. Следовательно, взаимосвязанные процессы познания и общения должны быть особым образом организованы.
Идея о природе человека получила свое продолжение у Платона (427 – 347 до н. э), ученика Сократа. Его учение базируется на двух постулатах. Первый касается проблемы познания человека самого себя и окружающего мира – когда человек что-то новое обнаруживает, он воплощает в себе идею или закон, который существовал до него и независимо от него (в своременных условиях это можно сказать о законах генетики, физики, психологии, которые существуют независио от нашего сознания). Т.е. главное в познании - Человек должен не создавать, а только воплощать уже имеющиеся в мире идеи. По Платону, «человек должен постигать общие понятия, складывающиеся из многих чувственных восприятий, но сводимые разумом воедино. А это есть припоминание того, что некогда видела наша душа, когда она сопутствовала богу, свысока смотрела на то, что мы теперь называем бытием, и, поднявшись, заглядывала в подлинное бытие. Только человек, правильно пользующийся такими воспоминаниями, всегда становится подлинно совершенным» («Диалоги» Платона). Этапы человеческого бытия основываются на его опыте и, правильно воспользовавшись своим знанием, человек может достичь истинности своих мыслей и действий, тем самым направить свою душу к искомому совершенству. Каждый человек должен стремиться к духовному совершенству, он должен стараться быть лучше. И если у человека есть сила воли и умение управлять своими мыслями, он добьется своей цели.
Во-вторых, согласно Платону, сущностью человека является только душа, а его тело выступает лишь как более низкая и враждебная душе материя. В действительности, человек как бы разделяется на две неравноправные части, из которых высшей выступает идея, а низшей тело. Тем самым, платоновская душа определяет основное движение человека в его развитии и существовании.
Дальнейшее развитие учение о человеке получило у Аристотеля (284 – 322 до н.э.). он, в противоположность Платноу, рассматривает человека как единство его души и тела, тесно взаимосвязанных друг с другом. И хотя тело должно находиться в подчинении у души, как наиболее возвышенной части, тем не менее, они не могут существовать изолированно. Ведь человеческие тело и душа существуют ради реализации наших потребностей, мыслей, желаний и эмоций, тем самым определяя смысл нашего бытия.
Аристотель высказывает ряд плодотворных идей, которые были востребованы, осознаны только спустя несколько столетий. Так, он рассматривает человека как продукт естественного развития. Принципиальное отличие человека от животных заключается в том, что он «по природе своей – существо политическое», так как природа вселила во всех людей стремление к государственному общению, благодаря чему, собственно и возникло государство.
Второе отличительное свойство человека заключается в том, что он одарен речью, языком, благодаря чему он способен к чувственному восприятию и выражению таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Он считал, что мышление и разум – это то, что в человеке является специфически человеческим. Ведь разум – наивысшая способность нашего познания. С его помощью мы постигаем невидимое, божественное, что позволяет нам выявлять определенные ценности, помогающие отличать искомые признаки человеческого бытия. Но не обходится теория Аристотеля без выявлений основных функций, схожих с животными. Это раздражимость (ощущение) и способность свободного перемещения в пространстве благодаря движениям тела. Наконец, человек имеет общие функции с растениями – питание и размножение. Итак, душа человека соприкасается с основами растительного и животного мира, тем самым определяя свою наивысшую ступень развития.
Касаясь происхождения человека и государства и их взаимоотношения, Аристотель считает, что во всех случаях государство должно стоять впереди индивида, так как целое всегда должно предшествовать своей части. Если характеризовать взгляды Аристотеля на человека в целом, то можно сказать, что он впервые отмечает значение социальных факторов при определении сущности человека.
Таким образом, мы можем увидеть, что на протяжении 5-4 вв. до н.э. место человека в мире существенно менялось: если в начале человек выступает лишь как часть Вселенной, который стремится к гармонии в ней, то уже к концу 4 в. до н.э. человек выступает как политичски и социально высокоорганизованный объект этого мира, стремившийся не только к природный гармонии, но и к прочному взаимодействию внутри общества.
2. Понятия «Форма» и «Содержание». Как они соотносятся?
Общепринято считать, что эти два понятия друг друга дополняют, и без одного из них нельзя полностью изучить сущность какого-либо объекта. Во взаимоотношении С. и ф. содержание представляет подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Но вопрос о том как они соотносятся – остается открытым.
Категории С. и ф. появляются в древнегреческой философии: первую развитую концепцию формы создала древнегреческая атомистика, в которой форма означала пространственно организованную структуру тела в виде атомов. В истории философии в качестве категории содержания выступало понятие "материя", означающее вещественное первоначало всего того, что происходит во Вселенной. Платон исходил из того, что чувства, вещи возникают из взаимодействия формы и "материи" (содержания), причём форме принадлежит определяющая, активная роль.
Наиболее развитую античную концепцию С. и ф. построил Аристотель, который утверждал, что любая вещь есть единство формы и "материи".
Немецкие философы в определенной степени признавали равноценность двух понятий. Так, например, Гегель говорил, что в мире построено на отношениях между формой и содержанием.
К. Маркс и Ф. Энгельс несколько дополнили вопрос о соответсвии содержания и формы. На примере историческог процесса они говорили о том, что если между содержанием и формой объекта возникают противоречия, то рано или поздно это должно привести к смене старых новыми формами и содержанием. На примере – весь исторический процесс разделен на 5 формаций (5 форм) – см. вопрос 3. каждая формация (форма) имеет свое содержание (способ производства, определенные социальные классы, их взаимодейсвтие). Когда внутри формации возникают противоречия (меняется содержание) – рано или поздно произойдет революция, на смену старой – новая формация, т.о. меняется форма исторического процесса. Здесь мы можем увидеть, что первоосновой происходящего является содержание, форма поддается последующим изменениям содержания.
3. Формационный
подход к пониманию