Корни этнических конфликтов. Дискриминация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:02, реферат

Краткое описание

События последних лет продемонстрировали, что этнические конфликты в различных частях мира выходят за рамки внутригосударственных и даже региональных. Это имеет особое значение в связи с тем, что регионы этнической нестабильности ассоциируются все чаще и в периодической, и в научной литературе с потенциальными субъектами международного терроризма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………..….…3
Понятие этнического конфликта…………………………………………………………….…4
Межэтнический конфликт как социальное и политическое явление………7
Трактовка, корни и типология этнополитического конфликта…………………9
Системные причины возникновения этнополитических конфликтов……..11
Дискриминация………………………………………………………………………………………….15
Способы урегулирования этнических конфликтов…………………………………17
Заключение…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

этнич конфликты.docx

— 48.54 Кб (Скачать файл)

                                      Федеральное агентство по образованию

                    ГОУ Ульяновский педагогический  университет им. И.Н.Ульянова

                                     Факультет технологии и предпринимательства

                                                           
 
 
 
 

               Реферат

          на тему: «Корни этнических конфликтов. 

                              Дискриминация». 
 
 

                                                                                                                 Выполнил студент

                                                                                                                  

                                                                             

                                                                                                                 Проверил преподаватель

                                                                                                                  
 

                                                  Ульяновск, 2011 г.

  Содержание:

  Введение………………………………………………………………………………………………………..….…3

  1. Понятие этнического конфликта…………………………………………………………….…4
  2. Межэтнический конфликт как социальное и политическое явление………7
  3. Трактовка, корни и типология этнополитического конфликта…………………9
  4. Системные причины возникновения этнополитических конфликтов……..11
  5. Дискриминация………………………………………………………………………………………….15
  6. Способы  урегулирования  этнических  конфликтов…………………………………17

  Заключение……………………………………………………………………………………………………………21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение.

  Проблема этнических конфликтов в течение последних  десятилетий является одной из наиболее актуальных тем для исследователей, представляющих различные сферы  науки. Главная причина столь  пристального внимания к данному  вопросу заключается в трудноразрешимости подобного рода конфликтов, которые  к тому же стали одним из наиболее распространенных источников общественных противоречий и политической нестабильности. Большинство существующих в настоящее  время конфликтов можно идентифицировать как этно-религиозно-территориальные. Это косовский, баскский, ольстерский, карабахский, грузино-абхазский кризисы  и другие. Огромное количество этнических конфликтов продолжает дестабилизировать  ситуацию в странах Африки и Латинской  Америки.

  Для Российской Федерации данная проблема также  одна из наиболее серьезных. Можно уже  говорить о том, что один из конфликтов, развернувшихся на территории России – чеченская война, в основе которой  лежит, в том числе этническая компонента, – одно из крупнейших политических событий конца ХХ века. Аргументами  в пользу справедливости последнего положения могут служить крайняя  острота конфликта, повышенный интерес  мировой общественности к событиям, развивающимся на территории Чечни, волна религиозных и национальных выступлений во всем северокавказском регионе, которую подхлестнула война  в Чеченской Республике. Нельзя забыть и войну в Афганистане с  участием СССР.

  События последних  лет продемонстрировали, что этнические конфликты в различных частях мира выходят за рамки внутригосударственных  и даже региональных. Это имеет  особое значение в связи с тем, что регионы этнической нестабильности ассоциируются все чаще и в  периодической, и в научной литературе с  потенциальными субъектами международного терроризма. 
 
 
 
 

1.Понятие этнического конфликта.

  Под этническим конфликтом понимается конфликт, характеризующийся определенным уровнем  организованного политического  действия, участием общественных движений, наличием массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской  войны, в которых противостояние происходит по линии этнической общности.  Современные этнические конфликты  имеют разные исторические истоки. Следовательно, пути их разрешения также  могут быть разнообразны.

  Этнос характеризуется существованием жестких  культурных и социальных механизмов интеграции, которые обусловливают  стремление личности видеть оправдание своего существования, основную ценность в своем растворении в сообществе. В основе отношений древних сообществ  лежит представление о том, что  все общности вне «мы» – нечто  чуждое, несущее в себе абсолютную, реальную и потенциальную враждебность людям, т.е. членам данного этноса. На первых ступенях развития человечества определяющим отношением между этносами был геноцид, т.е. потенциальная и  реальная угроза взаимного истребления.

  Столкновения  между этносами в древности рассматривалось  сторонами как естественные и  неизбежные, требующие мобилизации  всех воинских сил этноса. Идеальная  модель «войны против всех», если под  «всеми» понимать обособленные сообщества, имеет своим историческим прототипом именно эту ситуацию.  Хотя бесконечное  количество этносов, племен исчезло  во взаимной борьбе, тем не менее, человечество сумело уцелеть, так как всегда существовал  противоположный полюс, т.е. возможность  сосуществования этносов, их слияния, всегда в той или иной форме  и масштабах существовал механизм культурного взаимопроникновения.

  В современном  мире практически не существует этнически  гомогенных государств, К таковым  можно условно отнести только 12 стран, (9% всех государств мира). В 25 государствах (18,9%) основная этническая общность составляет 90% населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89 %. В 31 государстве (23,5 %) национальное большинство составляет от 50 до 70 %, и в 39 странах (29,5%) едва ли половине населения является этнически  однородной группой. Таким образом, людям разных национальностей так  или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь  складывается далеко не всегда.

  Национализм — это идеология и политика в национальном вопросе, в основе которых лежит трактовка нации  как высшей ценности и формы общества. В определенных, взвешенных дозах  национализм не представляет большой  угрозы для нормального развития общества. Но если его идеологи делают ставку на национальное превосходство, национальную исключительность, то он может принять и такие крайние  формы, как шовинизм, расизм и, как  часто говорят, воинствующий национализм. Такой национализм время от времени  проявлялся и раньше, преимущественно  в национальных и региональных масштабах. Но тот всплеск воинствующего  национализма, который имел место  в 90-е годы, принял уже достаточно выраженный глобальный характер. Политологи объясняют это явление усилением  общей тенденции к суверенизации  больших и малых этнических общностей  с целью создания своих независимых  государств, растущей нетерпимостью  к национальным меньшинствам, усилением  ксенофобии, жертвами которой становятся в первую очередь беженцы, переселенцы  и рабочие-иностранцы. Отмечается также  все большее сопротивление значительной части населения процессам интернационализации  и особенно глобализации международных  отношений. Это означает, что воинствующий национализм является носителем  дезинтеграционного начала, касающегося  современной политической и экономической  картины мира. Воинствующий национализм  находит наиболее яркое выражение  в этнических конфликтах.

  Этнические  конфликты характерны, прежде всего, для многонациональных государств, которых в мире около шестидесяти, и государств с более или менее  значительными национальными меньшинствами (их примерно столько же). Они имеют  сложный, противоречивый и долговременный характер, а в основе их могут  лежать территориальные споры, к  которым добавляются исторически  накапливавшиеся обиды, воспоминания о пережитом национальном угнетении  и тем более геноциде, длительная взаимная отчужденность и вражда. В развитых странах причиной этнических конфликтов чаще выступают не прямая дискриминация, нарушение прав человека, а социальное неравенство, различия в уровнях жизни национальных меньшинств и титульных наций. А  конечной целью этнических конфликтов является либо получение автономии, либо завоевание полной политической независимости. И то и другое —  это разные проявления сепаратизма, то есть стремления к обособлению, отделению. В наши дни сепаратизм оказывает  большое дестабилизирующее воздействие  на весь мировой геополитический  порядок. В рамках второй половины XX в. 53 основных очага сепаратизма, занимающих тeрpиторию в 12,7 млн. км² с населением в 220 млн. человек. В 20 очагах конфликты носят вооруженный характер, что особенно характерно для Азии. Этнические конфликты чаще всего вспыхивают тогда, когда общее социально-экономическое положение в стране резко меняется к худшему и (или) когда наступает политическая нестабильность. Яркий пример этому — страны СНГ после распада Советского Союза, страны Восточной Европы после крушения мировой социалистической системы.

  В мировой  конфликтологии нет единого концептуального  подхода к причинам межэтнических  конфликтов. Анализируются социально-структурные  изменения контактирующих этнических групп, проблемы их неравенства в  статусе, престиже, вознаграждении. Есть подходы, сосредотачивающиеся на поведенческих  механизмах, связанных с опасениями за судьбу группы, не только за потерю культурного своеобразия, но и за использование собственности, ресурсов и возникающей в связи с  этим агрессией.  Исследователи, опирающиеся  на коллективные действия, концентрируются  на ответственности элит, борющихся  с помощью мобилизации вокруг выдвигаемых ими идей за власть, ресурсы. В более модернизированных  обществах членами элиты становились  интеллектуалы с профессиональной подготовкой, в традиционных имела  значение родовитость, принадлежность к улусу, etc. Очевидно, элиты прежде всего ответственны за создание «образа  врага», представлений о совместимости  или несовместимости ценностей  этнических групп, идеологии мира или  вражды, в ситуациях напряженности  создаются представления о чертах народов, препятствующих общению - «мессианстве»  русских, «наследуемой воинственности»  чеченцев, а также иерархии народов, с которыми можно или нельзя «иметь дело». 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Межэтнический конфликт как социальное и политическое явление.

  Общество, являясь динамической системой, социальным организмом не может находиться в  состоянии статиса (неизменности). В  процессе своего функционирования и  развития оно постоянно изменяется, и вопрос лишь в степени этих изменений  за определенный промежуток времени  и направленности этих изменений. Глубокие и резкие социально-политические трансформации  в любом обществе всегда сопровождаются обострением политической ситуации, нагнетанием социальных противоречий, падением духовно-нравственного состояния  общества, ростом страстей и амбиций  в борьбе за политическую власть. Такое  состояние политической системы  проявляется, в том числе, в виде многочисленных конфликтов в разных сферах жизни общества. Не составляет исключения и сфера межнациональных (межэтнических) отношений.

  Конфликт  как социальный феномен – неизбежное явление в динамично развивающихся  социальных системах. Конфликт имеет  место там, где сталкиваются интересы различных социальных сил.

  В наиболее общей трактовке, социальный конфликт - это явно выраженное состояние борьбы социальных групп, где участники оспаривают свои претензии на те или иные общественные ценности или ресурсы.

  Исходя  из того, что этносы (народы)- это  суть разновидности больших социальных групп, на них распространяются законы социальных взаимодействий. Значит, межэтнические конфликты с полным основанием можно отнести к социальным конфликтам. Но, как и любые другие, со своей спецификой. Дело в том, что одной из важнейших причин противоречий здесь является этническое своеобразие, в том числе, различия в самоидентификации, в мировосприятии, в понимании окружающей действительности и характере включенности в неё своего и других этнических сообществ.

  Г.Т. Тавадов в своем словаре –  справочнике «Этнология» дал  такое определение: «Межнациональный (межэтнический) конфликт - форма межгруппового  конфликта, в котором группы с  противоположными интересами различаются  по этническому признаку».

  Но  этнические конфликты - это особая форма  социальных конфликтов. Он обладает способностью вовлекать в свою орбиту предметные области и объекты других типов  конфликтов и в чистом виде встречается  не часто. Более того, часть специалистов полагает, что чисто этнических конфликтов, т.е. конфликтов из-за этнических различий, в природе не существует.

Информация о работе Корни этнических конфликтов. Дискриминация