Космополитизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 15:30, реферат

Краткое описание

Глобализация это повсеместно происходящий процесс, результатами которого становится такие тенденциями, как возрастание многообразия человеческих сообществ, усиление специфических особенностей экономики, политического строя, культуры, рост тяготения к их сохранению, а с другой стороны, возникает реальное единство и взаимозависимость народов. В свою очередь усиление международного сотрудничества и понимание того, что складываются общецивилизационные процессы, что важнейшие национальные и внутригосударственные проблемы (экономические, продовольственные, энергетические, экологические, информационные, демографические) могут быть решены лишь совместными усилиями.

Содержание

Введение _____________________________________________________ стр. 2
Изначальная идея Космополитизма _______________________________ стр. 4
Космополитизм и космополитическая идентичность:
практики интерпретации ________________________________________ стр. 6

Особое значение концепции нового космополитизма У. Бека _________ стр. 8
О гражданстве и о космополитической демократии ________________ стр. 10
Определение Мультикультурализма ______________________________ стр. 11
Мультикультурное общество ____________________________________ стр. 11
Обоснование мультикультурализма _______________________________ стр. 12
Заключение ___________________________________________________ стр. 14
Список используемой литературы ___

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

     Содержание:

     Введение _____________________________________________________ стр. 2

     Изначальная идея Космополитизма _______________________________ стр. 4

     Космополитизм и космополитическая идентичность:

     практики  интерпретации ________________________________________ стр. 6 

     Особое  значение концепции нового космополитизма У. Бека _________ стр. 8

    О гражданстве и о космополитической демократии ________________ стр. 10

    Определение Мультикультурализма ______________________________  стр. 11

    Мультикультурное  общество ____________________________________  стр. 11

    Обоснование мультикультурализма _______________________________ стр. 12

    Заключение ___________________________________________________  стр. 14

     Список  используемой литературы _________________________________ стр. 16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Мирогражданство - большая тема, обсуждавшаяся в  течение двух тысячелетий, начиная  со стоиков, и получившая новый резонанс в последние годы, в первую очередь это связано с процессами глобализации.

     Глобализация  это повсеместно происходящий процесс,  результатами которого становится такие тенденциями, как возрастание многообразия человеческих сообществ, усиление специфических особенностей экономики, политического строя, культуры, рост тяготения к их сохранению, а с другой стороны, возникает реальное единство и взаимозависимость народов. В свою очередь усиление международного сотрудничества и понимание того, что складываются общецивилизационные процессы, что важнейшие национальные и внутригосударственные проблемы (экономические, продовольственные, энергетические, экологические, информационные, демографические) могут быть решены лишь совместными усилиями.

     Если  все вышесказанное подвести к  нашей дисциплине, можно сказать  об актуальности данного процесса, как объекта для изучения. Это можно обосновать, тем, что в процессе международного сотрудничества происходят межкультурные коммуникации, которые в свою очередь усложнены специфическими для разного народа понятиями, нормами, культурными традициями. Конечно, если контакты происходят в деловой среде, то здесь «острые углы» сглаживаются за счет делового этикета, правил и норм, принятых в деловой среде. А если говорить о простых людях, которые в силу определенных причин вынуждены сменить место жительства и адаптироваться к новому обществу, к новой «инаковой» культурной, бытовой среде. Если подвести все к теме мой работы, то хочу сказать, что процесс адаптации и принятия инокультурных представителей должен происходить с двух сторон, как принимающей, так и со стороны адаптируемой.

     Так в своей работе я буду рассматривать довольно утопическую теорию мультикультурализма, как процесс создания благоприятных факторов в обществе для принятия представителей других народов с их самобытными особенностями, а в качестве мировоззренческой основы, специфической черты и инструмента для «обезболивания» процесса адаптации будет выступать понятие космополитизм.

     Прежде  хочу заметить, что данная тема является в последнее время очень актуальной, но вместе с тем спорной и не достаточно изученной. Основной проблемой является устаревшее, довольно категоричное восприятие понятий «мультикультурализм» и «космополитизм». При оценке этих теорий, многие ученные обращаются к изначальным определениям, к истокам возникновения, а также дают им свою собственную однозначную, субъективную оценку, в основном отрицательную. Отчасти это правильно, но с другой стороны сейчас эти понятия надо рассматривать под призмой современных происходящих процессов, вносить корректировки в их определения. А также уходить от стереотипов, что данные понятия подразумевают отказ от своей этнической идентичности, культурных, религиозных ценностей, а в результате от своей Родины  и чувства патриотизма к ней. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Изначальная идея Космополитизма

      
          Космополитизм - теория, которая призывает к отказу от патриотических чувств, в отношении страны, но заменяет их аналогичными по отношению к миру, планете Земля. "Единство человеческого рода" - вот главная его идея. Космополитизм противоречит интернационализму. Очевидно, что современное общество вступило в процесс формирования единой планетарной цивилизации, в которой отдельные страны и народы действительно потеряют статус автономных самодостаточных единиц. И вместе с тем современное человечество находиться лишь в начале этого процесса, в той его фазе, когда понятия "национальная экономика", "национальная политика" еще не стали фиктивными, а отдельные страны все еще являются обществами, не потерявшими принципиальную способность выживать в режиме автономного существования. Космополиты не ассоциируют понятие "Родина" с политическим режимом или общественным строем, ставят права и интересы личности выше прав и интересов государства, считают, что государство было в свое время создано для защиты прав своих граждан и должно отстаивать их интересы, а не граждане должны жертвовать всем и вся ради неведомых им интересов государства. Коренное отличие       космополитизма от интернационализма в том, что целью космополитизма является освобождение человека от националистических догм и "державной" мании величия, а целью интернационализма является, наоборот, экспорт отечественного национализма и "державности". 
         Космополитизм - идеология т. н. мирового гражданства. В философии стоицизма все люди являются гражданами единого мирового государства Космополиса. В эпоху Возрождения и Просвещения идеал мирового гражданства был направлен против феодальной раздробленности (Данте, Кампанелла), выражал идеи освобождения индивида от феодальных оков (Лессинг, Гете, Шиллер, Кант, Фихте). В современных условиях космополитизм выступает в виде различных социально-политических ориентаций от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к национальной культуре и традициям. Таким образом, космополитизм - идеология т.н. "мирового гражданства", ставящая интересы граждан выше интересов отдельной нации.
 

     Со  времени своего возникновения понятие  космополитизма имело различное  содержание, определяемое конкретно-историческими  условиями. Кризис античного полиса и создание государства Александра Македонского явились причиной появления разных по содержанию космополитических воззрений. Одни из них обосновывали расширение сферы эксплуатации (Александр Македонский, Марк Аврелий). Космополитизм Антисфена и Диогена Синопского выражал отрицательное отношение к полису. Стоики, главным образом Зенон из Китиона, в космополитическом идеале искали общественную форму, которая бы сделала возможной жизнь каждого человека по единому всемирному закону. В эпоху феодализма основным носителем реакционных космополитических тенденций выступала католическая церковь. В период Возрождения идеи мирового гражданства были направлены против феодальной раздробленности (Данте, Т. Кампанелла). В Германии, в противоположность феодально-партикуляристскому "патриотизму" и княжескому деспотизму, идеи мирового гражданства развивались у Г.Э. Лессинга, И.В. Гете, Ф. Шиллера, И. Канта, И.Г. Фихте в своеобразном единстве с патриотическими идеями.

     Космополитические идеи получили еще более распространение  в эпоху империализма, отражая  объективную тенденцию капитализма к интернационализации, действующую наряду с образованием национальных государств. Космополитизм представляет собой неотъемлемую часть идеологии империализма: буржуазные политические науки; экономические теории права (теории международной правосубъектности личности и так называемого мирового права, основанные на отрицании национального и государственного суверенитета). Космополитические идеи создания мирового государства или мировой федерации выдвигаются в современных условиях также представителями гуманистического пацифизма (например, предложение о предложении ООН в мировое государство). Однако подобные теории носят явно утопический характер, так как не учитывают существование государств с различным социальным строем, а также борьбы народов за национальное освобождение. 

     Космополитизм и космополитическая  идентичность: практики интерпретации

     Говоря  о космополитизме, мы говорим не просто о некоем очередном социальном феномене, который требуется понять, но о смене самого видения современного мира. Речь идет, иными словами, если следовать У. Беку, об иной концепции социального космополитизма, социальных отношений в ситуации глобализации. Или иначе: проблема более строгой концептуализации космополитизма.

     В современной литературе о космополитизме можно выделить 4 главные проблемы:

     1) проблема неопределенности и  связанные с ней культурные  исследования, использующие понятие космополитизм в качестве пустого означающего, которое может символизировать почти любую реальность или идею;

     2) проблема идентификации и попытки ответить на сложный вопрос «Кто является космополитом?»

     3) проблема атрибуции, непосредственно  вытекающая из первых двух: что конкретно характеризует космополитическую позицию и культуру?;

     4) проблема управления, которая находится в самом центре современных дискуссий о космополитизме: именно через исследование этого вопроса мы можем увидеть корни космополитизма в исторических, политических, социальных и экономических реальностях модерной эпохи.

     Если  прежде космополитизм оценивался скорее негативно, то сегодня он принимается намного более благосклонно, что связано с радикальными социальными изменениями и появлением новых практик идентификации. Более того, считается, что именно космополитизм в современном фрагментированном мире может стать основой согласования многообразных идентичностей, поскольку за ним скрыт принцип изначального равенства всех людей.

       Современное общество нельзя  понять с национальной или  локальной точки зрения, необходим, прежде всего, глобальный подход. Очевидно, что это требует и иного взгляда на практики конструирования идентичности, а именно понимания того, каким образом мы определяем свою принадлежность к такому обществу и возможно ли это определение вообще.

     Начиная с Диогена, космополитизм рождается  из локальных обстоятельств, которые по тем или иным причинам нетерпимы. Соответственно, формируется идеология граждан мира. Правда, эти граждане тоже оказываются весьма идеализированными: космополитизм Просвещения как рациональное воплощение утопического идеала европейской цивилизации. Одновременно космополитизм – это всегда описание будущего, причем он всегда выступал предчувствием глобализации. Именно в этой парадигме наиболее четко космополитическая идея в ее классической форме в качестве политической философии была выдвинута И. Кантом в Вечном мире, причем на основе ее противопоставления не национализму, а теориям, преувеличивающим роль национального государства. Иными словами, Кант ведет речь о космополитизме, как о новой политической философии с этическим измерением. Иначе говоря, космополитизм всегда был видением будущего.

     Многие  исследователи подчеркивают необходимость  современного переосмысления космополитических  идей Канта в ключе формирования нового космополитизма. То, что ранее было идеалом и утопией (космополитизм Просвещения), сегодня становится повседневной практикой, радикально меняя формы конструирования идентичностей, стили мышления и жизни. Фактически, сегодня любой человек, где бы он не находился, учится мыслить и действовать космополитически (универсально). Развитие киберпространства размывает границы между глобальным и локальным. Более того, именно глобализация открыла локальное. Космополитическая перспектива связана, таким образом, с воображением альтернативных образов жизни и рациональностей, включающим инаковость другого. Согласно У. Ханнерцу, «космополитизм есть отношение к самому разнообразию, к сосуществованию культур в индивидуальном опыте. Космополитизм есть прежде всего ориентация, стремление принять Другого. Это интеллектуальная и эстетическая открытость новому (отличительному от привычного) культурному опыту, поиск скорее оттенков, чем единообразия. И одновременно он может быть вопросом компетенции, как, в общем, так и в более специализированном смысле. Имеется в виду состояние готовности, способности принять иную культуру на основе слушания, смотрения, проникновения и осмысления. Речь идет о культурной компетенции в строгом смысле слова, т.е. о навыках постижения особой системы смыслов и смысловых форм».

     Именно  поэтому кредо современного космополитизма заключается в новом универсализме (Лакло об универсализме), а именно в концепции прав человека, которые в отличие от партикуляризма нации более эффективно поддерживают идентичность граждан мира, а не только граждан отдельных государств. Новый космополитизм отвергает идею, что формы солидарности концептуально связаны исключительно с национальным государством и обращается к утверждению постнациональной, транснациональной или глобальной демократии (Ю. Хабермас). В целом новый космополитизм оказывается синтезом самых различных новых подходов в социальных и гуманитарных науках.

     Особое  значение концепции нового космополитизма У. Бека

     Бек рассуждает о космополитизации, как о состоянии современного глобального мира: космополитизация, будучи продуктом глобализации, представляет собой «внутреннюю» глобализацию, глобализацию изнутри национально-государственных обществ. Это существенным образом трансформирует повседневное сознание и идентичность. Глобальные интересы становятся частью повседневного локального опыта и «моральных жизненных миров» людей». То есть очень важно понять, что космополитизм не где–то там, в глобальных городах, но в каждом месте. Все сегодня становятся космополитами. Проблема в том, как находить адекватные локальные ответы на глобализацию и космополитизацию повседневной жизни. Как подчеркивает Бек, «космополитизм представляет собой совокупность глобальных отношений и транснациональный словарь символов, но также и глубокое вовлечение в локальную деятельность, локальное сознание, связь с локальным населением. У него одновременно есть и корни, и крылья». В результате национальное перестает быть национальным, как таковым. «Национальное» должно быть по-новому исследовано как интернализованное глобальное.

Информация о работе Космополитизм