Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 15:30, реферат
Глобализация это повсеместно происходящий процесс, результатами которого становится такие тенденциями, как возрастание многообразия человеческих сообществ, усиление специфических особенностей экономики, политического строя, культуры, рост тяготения к их сохранению, а с другой стороны, возникает реальное единство и взаимозависимость народов. В свою очередь усиление международного сотрудничества и понимание того, что складываются общецивилизационные процессы, что важнейшие национальные и внутригосударственные проблемы (экономические, продовольственные, энергетические, экологические, информационные, демографические) могут быть решены лишь совместными усилиями.
Введение _____________________________________________________ стр. 2
Изначальная идея Космополитизма _______________________________ стр. 4
Космополитизм и космополитическая идентичность:
практики интерпретации ________________________________________ стр. 6
Особое значение концепции нового космополитизма У. Бека _________ стр. 8
О гражданстве и о космополитической демократии ________________ стр. 10
Определение Мультикультурализма ______________________________ стр. 11
Мультикультурное общество ____________________________________ стр. 11
Обоснование мультикультурализма _______________________________ стр. 12
Заключение ___________________________________________________ стр. 14
Список используемой литературы ___
Содержание:
Введение
______________________________
Изначальная
идея Космополитизма ______________________________
Космополитизм
и космополитическая
практики
интерпретации ______________________________
Особое значение концепции нового космополитизма У. Бека _________ стр. 8
О гражданстве и о космополитической демократии ________________ стр. 10
Определение
Мультикультурализма ______________________________
Мультикультурное
общество ______________________________
Обоснование
мультикультурализма ______________________________
Заключение
______________________________
Список
используемой литературы ______________________________
Введение
Мирогражданство - большая тема, обсуждавшаяся в течение двух тысячелетий, начиная со стоиков, и получившая новый резонанс в последние годы, в первую очередь это связано с процессами глобализации.
Глобализация это повсеместно происходящий процесс, результатами которого становится такие тенденциями, как возрастание многообразия человеческих сообществ, усиление специфических особенностей экономики, политического строя, культуры, рост тяготения к их сохранению, а с другой стороны, возникает реальное единство и взаимозависимость народов. В свою очередь усиление международного сотрудничества и понимание того, что складываются общецивилизационные процессы, что важнейшие национальные и внутригосударственные проблемы (экономические, продовольственные, энергетические, экологические, информационные, демографические) могут быть решены лишь совместными усилиями.
Если все вышесказанное подвести к нашей дисциплине, можно сказать об актуальности данного процесса, как объекта для изучения. Это можно обосновать, тем, что в процессе международного сотрудничества происходят межкультурные коммуникации, которые в свою очередь усложнены специфическими для разного народа понятиями, нормами, культурными традициями. Конечно, если контакты происходят в деловой среде, то здесь «острые углы» сглаживаются за счет делового этикета, правил и норм, принятых в деловой среде. А если говорить о простых людях, которые в силу определенных причин вынуждены сменить место жительства и адаптироваться к новому обществу, к новой «инаковой» культурной, бытовой среде. Если подвести все к теме мой работы, то хочу сказать, что процесс адаптации и принятия инокультурных представителей должен происходить с двух сторон, как принимающей, так и со стороны адаптируемой.
Так в своей работе я буду рассматривать довольно утопическую теорию мультикультурализма, как процесс создания благоприятных факторов в обществе для принятия представителей других народов с их самобытными особенностями, а в качестве мировоззренческой основы, специфической черты и инструмента для «обезболивания» процесса адаптации будет выступать понятие космополитизм.
Прежде
хочу заметить, что данная тема является
в последнее время очень
Изначальная идея Космополитизма
Космополитизм
- теория, которая призывает к отказу от
патриотических чувств, в отношении страны,
но заменяет их аналогичными по отношению
к миру, планете Земля. "Единство человеческого
рода" - вот главная его идея. Космополитизм
противоречит интернационализму.
Очевидно, что современное общество вступило
в процесс формирования единой планетарной
цивилизации, в которой отдельные страны
и народы действительно потеряют статус
автономных самодостаточных единиц. И
вместе с тем современное человечество
находиться лишь в начале этого процесса,
в той его фазе, когда понятия "национальная
экономика", "национальная политика"
еще не стали фиктивными, а отдельные страны
все еще являются обществами, не потерявшими
принципиальную способность выживать
в режиме автономного существования. Космополиты
не ассоциируют понятие "Родина"
с политическим режимом или общественным
строем, ставят права и интересы личности
выше прав и интересов государства, считают,
что государство было в свое время создано
для защиты прав своих граждан и должно
отстаивать их интересы, а не граждане
должны жертвовать всем и вся ради неведомых
им интересов государства. Коренное отличие
космополитизма от интернационализма
в том, что целью космополитизма является
освобождение человека от националистических
догм и "державной" мании величия,
а целью интернационализма является, наоборот,
экспорт отечественного национализма
и "державности".
Космополитизм
- идеология т. н. мирового гражданства.
В философии стоицизма все люди являются
гражданами единого мирового государства
Космополиса. В эпоху Возрождения и Просвещения
идеал мирового гражданства был направлен
против феодальной раздробленности (Данте,
Кампанелла), выражал идеи освобождения
индивида от феодальных оков (Лессинг,
Гете, Шиллер, Кант, Фихте). В современных
условиях космополитизм выступает в виде
различных социально-политических ориентаций
от взаимодействия и сближения народов
и государств до нигилистического отношения
к национальной культуре и традициям.
Таким образом, космополитизм - идеология
т.н. "мирового гражданства", ставящая
интересы граждан выше интересов отдельной
нации.
Со времени своего возникновения понятие космополитизма имело различное содержание, определяемое конкретно-историческими условиями. Кризис античного полиса и создание государства Александра Македонского явились причиной появления разных по содержанию космополитических воззрений. Одни из них обосновывали расширение сферы эксплуатации (Александр Македонский, Марк Аврелий). Космополитизм Антисфена и Диогена Синопского выражал отрицательное отношение к полису. Стоики, главным образом Зенон из Китиона, в космополитическом идеале искали общественную форму, которая бы сделала возможной жизнь каждого человека по единому всемирному закону. В эпоху феодализма основным носителем реакционных космополитических тенденций выступала католическая церковь. В период Возрождения идеи мирового гражданства были направлены против феодальной раздробленности (Данте, Т. Кампанелла). В Германии, в противоположность феодально-партикуляристскому "патриотизму" и княжескому деспотизму, идеи мирового гражданства развивались у Г.Э. Лессинга, И.В. Гете, Ф. Шиллера, И. Канта, И.Г. Фихте в своеобразном единстве с патриотическими идеями.
Космополитические
идеи получили еще более распространение
в эпоху империализма, отражая
объективную тенденцию капитализма к
интернационализации, действующую наряду
с образованием национальных государств.
Космополитизм представляет собой неотъемлемую
часть идеологии империализма: буржуазные
политические науки; экономические теории
права (теории международной правосубъектности
личности и так называемого мирового права,
основанные на отрицании национального
и государственного суверенитета). Космополитические
идеи создания мирового государства или
мировой федерации выдвигаются в современных
условиях также представителями гуманистического
пацифизма (например, предложение о предложении
ООН в мировое государство). Однако подобные
теории носят явно утопический характер,
так как не учитывают существование государств
с различным социальным строем, а также
борьбы народов за национальное освобождение.
Космополитизм и космополитическая идентичность: практики интерпретации
Говоря о космополитизме, мы говорим не просто о некоем очередном социальном феномене, который требуется понять, но о смене самого видения современного мира. Речь идет, иными словами, если следовать У. Беку, об иной концепции социального космополитизма, социальных отношений в ситуации глобализации. Или иначе: проблема более строгой концептуализации космополитизма.
В современной литературе о космополитизме можно выделить 4 главные проблемы:
1) проблема неопределенности и связанные с ней культурные исследования, использующие понятие космополитизм в качестве пустого означающего, которое может символизировать почти любую реальность или идею;
2) проблема идентификации и попытки ответить на сложный вопрос «Кто является космополитом?»
3)
проблема атрибуции,
4) проблема управления, которая находится в самом центре современных дискуссий о космополитизме: именно через исследование этого вопроса мы можем увидеть корни космополитизма в исторических, политических, социальных и экономических реальностях модерной эпохи.
Если прежде космополитизм оценивался скорее негативно, то сегодня он принимается намного более благосклонно, что связано с радикальными социальными изменениями и появлением новых практик идентификации. Более того, считается, что именно космополитизм в современном фрагментированном мире может стать основой согласования многообразных идентичностей, поскольку за ним скрыт принцип изначального равенства всех людей.
Современное общество нельзя понять с национальной или локальной точки зрения, необходим, прежде всего, глобальный подход. Очевидно, что это требует и иного взгляда на практики конструирования идентичности, а именно понимания того, каким образом мы определяем свою принадлежность к такому обществу и возможно ли это определение вообще.
Начиная с Диогена, космополитизм рождается из локальных обстоятельств, которые по тем или иным причинам нетерпимы. Соответственно, формируется идеология граждан мира. Правда, эти граждане тоже оказываются весьма идеализированными: космополитизм Просвещения как рациональное воплощение утопического идеала европейской цивилизации. Одновременно космополитизм – это всегда описание будущего, причем он всегда выступал предчувствием глобализации. Именно в этой парадигме наиболее четко космополитическая идея в ее классической форме в качестве политической философии была выдвинута И. Кантом в Вечном мире, причем на основе ее противопоставления не национализму, а теориям, преувеличивающим роль национального государства. Иными словами, Кант ведет речь о космополитизме, как о новой политической философии с этическим измерением. Иначе говоря, космополитизм всегда был видением будущего.
Многие исследователи подчеркивают необходимость современного переосмысления космополитических идей Канта в ключе формирования нового космополитизма. То, что ранее было идеалом и утопией (космополитизм Просвещения), сегодня становится повседневной практикой, радикально меняя формы конструирования идентичностей, стили мышления и жизни. Фактически, сегодня любой человек, где бы он не находился, учится мыслить и действовать космополитически (универсально). Развитие киберпространства размывает границы между глобальным и локальным. Более того, именно глобализация открыла локальное. Космополитическая перспектива связана, таким образом, с воображением альтернативных образов жизни и рациональностей, включающим инаковость другого. Согласно У. Ханнерцу, «космополитизм есть отношение к самому разнообразию, к сосуществованию культур в индивидуальном опыте. Космополитизм есть прежде всего ориентация, стремление принять Другого. Это интеллектуальная и эстетическая открытость новому (отличительному от привычного) культурному опыту, поиск скорее оттенков, чем единообразия. И одновременно он может быть вопросом компетенции, как, в общем, так и в более специализированном смысле. Имеется в виду состояние готовности, способности принять иную культуру на основе слушания, смотрения, проникновения и осмысления. Речь идет о культурной компетенции в строгом смысле слова, т.е. о навыках постижения особой системы смыслов и смысловых форм».
Именно поэтому кредо современного космополитизма заключается в новом универсализме (Лакло об универсализме), а именно в концепции прав человека, которые в отличие от партикуляризма нации более эффективно поддерживают идентичность граждан мира, а не только граждан отдельных государств. Новый космополитизм отвергает идею, что формы солидарности концептуально связаны исключительно с национальным государством и обращается к утверждению постнациональной, транснациональной или глобальной демократии (Ю. Хабермас). В целом новый космополитизм оказывается синтезом самых различных новых подходов в социальных и гуманитарных науках.
Особое значение концепции нового космополитизма У. Бека
Бек рассуждает о космополитизации, как о состоянии современного глобального мира: космополитизация, будучи продуктом глобализации, представляет собой «внутреннюю» глобализацию, глобализацию изнутри национально-государственных обществ. Это существенным образом трансформирует повседневное сознание и идентичность. Глобальные интересы становятся частью повседневного локального опыта и «моральных жизненных миров» людей». То есть очень важно понять, что космополитизм не где–то там, в глобальных городах, но в каждом месте. Все сегодня становятся космополитами. Проблема в том, как находить адекватные локальные ответы на глобализацию и космополитизацию повседневной жизни. Как подчеркивает Бек, «космополитизм представляет собой совокупность глобальных отношений и транснациональный словарь символов, но также и глубокое вовлечение в локальную деятельность, локальное сознание, связь с локальным населением. У него одновременно есть и корни, и крылья». В результате национальное перестает быть национальным, как таковым. «Национальное» должно быть по-новому исследовано как интернализованное глобальное.