Космоцентризм античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 02:18, реферат

Краткое описание

Первые попытки человека осмыслить окружающий его мир - живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя - следует отнести к тому периоду человеческого существования (предположительно, его можно датировать пятым-четвертым тысячелетием до нашей эры), когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как среду своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем и фи

Содержание

Введение
1. Космологизм и онтологизм ранней греческой философии
2. Развитие античной диалектики. Апории Зенона
3. Атомистическая трактовка бытия
4. Понятие сущности и материи
5. Космос Гераклита Эфесского
6. Софисты: человек - мера всех вещей
7.Сократ, Платон, Аристотель
8. Этика Эпикура: физический и социальный атомизм
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 55.11 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 

«Волгоградский государственный  технический университет»

Факультет «Экономика и управление»

Кафедра «Философии»

 

 

 

 

 

Реферат по философии

Тема: «Космоцентризм античной философии»

 

 

 

 

 

Выполнил

ст., ФЭУ 111с

Гришина А.Д

Научный руководитель

к.ф.н.

Соловьев А.А

 

 

 

 

                                           

Волгоград – 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Космологизм и онтологизм ранней греческой философии

2. Развитие античной диалектики. Апории Зенона

3. Атомистическая трактовка бытия

4. Понятие сущности и материи

5. Космос Гераклита Эфесского

6. Софисты: человек - мера всех вещей

7.Сократ, Платон, Аристотель

8. Этика Эпикура: физический и социальный атомизм

Заключение

Литература

 

Введение

Первые попытки человека осмыслить  окружающий его мир - живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя - следует отнести к тому периоду человеческого существования (предположительно, его можно датировать пятым-четвертым тысячелетием до нашей эры), когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как среду своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, то есть делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире. Родоначальники философского мышления появились в древнейших человеческих цивилизациях - Египте, Шумерах, Вавилоне, свидетельством чему являются многочисленные исторические памятники, к сожалению, только косвенные. Письменных свидетельств деятельности мыслителей этих цивилизаций до нас не дошло.

Известные нам наиболее древние  сочинения, в которых формулируются  философские идеи, появилось во втором тысячелетии до нашей эры в  Древней Индии, Древнем Китае  и несколько столетий спустя, в  Древней Греции.

Как правило, это были литературные памятники, в которых в мифологической форме высказывались наивные  идеи об окружающем человеке мире и  делались робкие попытки его осмысления. Древнейшие человеческие цивилизации, по сути, не имели прочных связей и не оказывали взаимного влияния, что предлагает их изолированность  друг от друга, а, следовательно, в философском  плане они развивались вполне самостоятельно. Известные в наше время источники свидетельствуют, что наибольшего успеха философия достигла в Древней Греции, и именно греческая культура оказала в последующем преобладающее воздействие на развитие человеческого общества. В немалой степени этому способствовали дошедшие до нас в значительном количестве сочинения древнегреческих мыслителей, поставленные в них проблемы, и высокий уровень их философского анализа.

Понятие «философия» в буквальном смысле означает «любовь к мудрости». Оно возникло в Древней Греции много десятилетий спустя после  появления философствующих мыслителей. Традиционно принято считать, по крайней мере, в отечественной  историко-философской литературе, что  понятие «философия» впервые  предложил Пифагор. Другие античные авторы полагают, что приоритет принадлежит  Гераклиту. Но в любом случае философами считались люди, занимавшиеся проблемами окружающего их мира, его постижением, уяснением места и роли в нем  человека. Большие трудности представляет вопрос об определении предмета философии. Эта проблема, возникнув на заре существования философии, вызывает споры и в настоящее время. Одни авторы рассматривали философию  как любовь к мудрости, как науку  о мудрости, другие же как «стремление  к постижению многих вещей» (Гераклит).

Генезис философского мышления. В  чем же заключен феномен античной цивилизации? По мнению Бертрана Рассела, "во всей истории нет ничего более  удивительного и ничего более  трудного для объяснения, чем внезапное  возникновение цивилизации в  Греции". Дело не столько в том, что цивилизация возникла, сколько  в том, что она возникла именно в Греции - элементы цивилизации  существовали и ранее - на Востоке, в  течение тысячелетий (Египет, Месопотамия). Но именно греки открывают те недостающие  элементы, без которых был невозможен феномен цивилизации. Интеллектуальные открытия греков хотя и не столь  популярны, но едва ли не исключительны, чем общеизвестные достижения в  области искусств. Именно греки изобрели математику, науку, философию. Феномен  дедуктивного умозаключения из общих  посылок был открыт греками. Именно греки на место летописи поставили  историю - что было не менее значимым, чем открытие науки и философии. Тем самым, мышление человека стало историчным благодаря грекам. Бертран Рассел предпринимает попытку рациональной интерпретации оснований таинственного "греческого гения". Он отмечает, что философия начинается с Фалеса - он родился около 640 г. до н.э. и прожил 78 лет. Таким образом, философия и наука, существующие изначально в форме синкретичного протознания, возникли в где-то в начале VI в. до н.э..

Исторически предмет философии  изменялся, что обуславливалось  общественными преобразованиями, духовной жизнью, уровнем научных, в том числе философских знаний. В настоящее время философия - это учение об универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношении к окружающему миру, иными словами - наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. А термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Но давайте же перейдем к возникновениям и становлениям философских учений, в частности к космоцентризму. По неволе задумываешься над тем, что такое космоцентризм?

 

1. Космологизм и онтологизм ранней греческой философии

Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы. Космоса, мира в целом, не случайно первых греческих философов - Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, представителей так называемой милетской школы (VI век до нашей эры). Несколько позднее - пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла так и называли - «физиками», от греческого слова physis - природа. Направленность их интересов определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных языческих веровании и культов. А греческая мифология била религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Но между мифологией и философией было существенное различие. Миф повествовал о том, кто родил все сущее, а философии спрашивала, из чего оно произошло. В «Теогонии» Гесиода читаем, что раньше всего возник Хаос, затем Земля, Тартар (подземное царство) я Эрос - любовное влечение, Хаос породил Ночь и Мрак, от их любовного союза возникли День и Эфир. Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого нее произошло. У Фалеса это - вода, у Анаксимена - воздух, у Гераклита (около 544 - 483 годы до н. э.) - огонь. Само же первоначало представляло собой не просто вещество, как его понимает современная физика или химия, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие ее одушевленные существа. Поэтому вода пли огонь здесь это своего рода метафоры, они имеют и прямое, и переносное, символическое значение. Анаксимандр ввел понятие первоначала всего сущего - архе и считал таким первоисточником алейрон, из которого обосабливаются противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам. Их борьба порождает космос, горячее - огонь, холодное - небо и земля. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Космология: Земля - это цилиндр, вокруг которого три небесных кольца: солнечное, лунное и звездное. Всё, обособившееся от беспредельного вещества, должно вернуться в него, поэтому возникают и разрушаются миры. Анаксимандр утверждал, что «первоначалом и основой является беспредельное (apeiron), и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным» Диоген Лаэртский. Цит. изд.С. 103

Уже у первых «физиков» философия  мыслится как наука о причинах и началах всего сущего. В атом подходе сказался объективизм и онтологизм древней философии. Ее центральный мотив - выяснить, что действительно есть, то есть пребывает неизменным во всех своих изменчивых формах, а что только кажется существующим. Уже раннее философское мышление по возможности ищет рациональные объяснения происхождения и сущности мира, отказываясь от характерных для мифологии персонификаций. На место мифологического порождения у философов становится причина.

Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос, как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно ярко представлена диалектика у Гераклита, согласно которому все сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей; не случайно Гераклит считал первоначалом огонь: огненная стихия - самая динамичная и подвижная среди элементов космоса. Однако диалектика натурфилософов, как и все их мышление, еще не свободна от образно-метафорической формы, в ней логическая обработка понятий еще не заняла сколько-нибудь заметного места.

Освобождение от метафоричности мышления, характерной для ранних натурфилософов, предполагало переход от знания, обремененного  чувственными образами, к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями. Одним из важных папок такого перехода для греков было учение пифагорейцев, которые считали каналом всего сущего число, а также учение элеатов - Ксенофана, Парменида, Зенона (конец VI - начало V века до н.э.), вычленивших понятие бытия как такового.

Согласно Пармениду, бытие - это  то, что можно познать только разумом, а не с помощью органов чувств; более того - постижимость разумом - важнейшее определение бытия. Главное открытие, которое легло в основу его понимания бытия,- это то, что чувственному восприятию человека дано только изменчивое, временное, текучее, непостоянное; а то, что неизменно, вечно, тождественно себе, доступно только мышлению. Это свое открытие Парменид выразил в форме афоризма: «Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует», или, иначе говори, мышление и бытие - это одно и то же. Пармениду принадлежит и еще один афоризм: бытие есть, а небытия пет. Слова Парменида значат: есть только невидимый, неосязаемый мир, называемый «бытие»; и только бытие мыслим». Выходит, по Пармениду, ничего из того, что мы видим, слышим, осязаем, на самом деле не существует; есть только невидимый, неосязаемый мир, ибо только он, может быть, мыслим без противоречия.

Здесь в классический форме выразился  рационалистический характер древнегреческой  философии, ее доверие к разуму: то, чего нельзя без противоречия помыслить, не может и существовать. У Парменида можно встретить ряд интересных мыслей, касающихся астрономии. Согласно Диогену Лаэртскому, Парменид первый обнаружил, что Земля шаровидна и лежит в середине вселенной. Он первый отметил, что вечерняя и утренняя звезды - одно и то же светило. И появление человека Парменид объясняет естественным образом: «Род человеческий первое начало своё имеет от солнца, но жар и холод, из которых всё состоит, сильнее и солнца» Диоген Лаэртский. Цит. изд. С. 365.

Впервые именно школа элеатов с, такой четкостью противопоставила истинное бытие как нечто умопостигаемое чувственному миру, противопоставила знание - мнению, то есть обычным, повседневным представлениям. Это противопоставление чувственного мира истинно существующему проходило в качестве лейтмотива через всю западную философию.

Согласно элеатам, бытие - это то, что всегда есть: оно так же едино и неделимо, как мысль о нем, в противоположность множественности и делимости всех вещей чувственного мира. Только то, что и себе, едино, может оставаться неизменным и неподвижным, то есть тождественным. По мнению элеатов, мышление - это и есть способность постигать единство, и то время как чувственному восприятию открывается множественность, многообразие в вещах и явлениях. По это множество, открытое чувственному восприятию,- множество разрозненных признаков.

Осознание природы мышления имело  далеко идущие последствия для раздумий дрен негреческих философов. Не случайно у Парменида, его ученика Зенона, а позднее - у Платона и в его школе понятие единого оказывается в центре внимания, а обсуждение соотношения единого и многого, единого и бытия стимулирует развитие античной диалектики.

 

2. Развитие античной диалектики. Апории Зенона

Зенон выдвинул ряд парадоксальных положений, которые получили название апорий («апория» в переводе с греческого означает «затруднение», «безвыходное положение»). С их помощью он хотел доказать, что бытие едино и неподвижно, а множественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия, и потому они не суть бытие. Первая из апорий - «Дихотомия» (что в переводе с греческого означает «деление пополам») доказывает невозможность мыслить движение. Зенон рассуждает так: чтобы пройти какое бы то ни было, пусть самое малое расстояние, надо сначала пройти его половину и т. д. без конца, поскольку любой отрезок линии можно делить до бесконечности.

На том же допущении актуальной бесконечности элементов непрерывной величины основана и другая апория Зенона - «Ахиллес и черепаха». Зенон доказывает, что быстроногий Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху, потому что, когда он преодолеет разделяющее их расстояние, черепаха проползет еще немного, и так всякий раз до бесконечности.

В третьей апории - «Стрела» - Зенон доказывает, что летящая стрела на самом деле покоится и, значит, движения опять-таки на самом деле нет. Движение можно мыслить только как сумму состояний покоя, и, стало быть, никакого движения нет, что и требовалось доказать.

Таким образом, как из допущения  бесконечной делимости, так и  из допущения неделимости отдельных моментов времени, Зенон делает один и тот же вывод: ни множество, ни движение не могут быть мыслимы без противоречия. А поскольку для элеатов бытие и мышление - одно и то же, они тождественны, то движение и множественность не существует поистине, а только во мнении.

Информация о работе Космоцентризм античной философии