Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 02:18, реферат
Первые попытки человека осмыслить окружающий его мир - живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя - следует отнести к тому периоду человеческого существования (предположительно, его можно датировать пятым-четвертым тысячелетием до нашей эры), когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как среду своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем и фи
Введение
1. Космологизм и онтологизм ранней греческой философии
2. Развитие античной диалектики. Апории Зенона
3. Атомистическая трактовка бытия
4. Понятие сущности и материи
5. Космос Гераклита Эфесского
6. Софисты: человек - мера всех вещей
7.Сократ, Платон, Аристотель
8. Этика Эпикура: физический и социальный атомизм
Заключение
Литература
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградский
Факультет «Экономика и управление»
Кафедра «Философии»
Реферат по философии
Тема: «Космоцентризм античной философии»
Выполнил
ст., ФЭУ 111с
Гришина А.Д
Научный руководитель
к.ф.н.
Соловьев А.А
Волгоград – 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Космологизм и онтологизм ранней греческой философии
2. Развитие античной диалектики. Апории Зенона
3. Атомистическая трактовка бытия
4. Понятие сущности и материи
5. Космос Гераклита Эфесского
6. Софисты: человек - мера всех вещей
7.Сократ, Платон, Аристотель
8. Этика Эпикура: физический и социальный атомизм
Заключение
Литература
Введение
Первые попытки человека осмыслить окружающий его мир - живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя - следует отнести к тому периоду человеческого существования (предположительно, его можно датировать пятым-четвертым тысячелетием до нашей эры), когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как среду своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, то есть делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире. Родоначальники философского мышления появились в древнейших человеческих цивилизациях - Египте, Шумерах, Вавилоне, свидетельством чему являются многочисленные исторические памятники, к сожалению, только косвенные. Письменных свидетельств деятельности мыслителей этих цивилизаций до нас не дошло.
Известные нам наиболее древние сочинения, в которых формулируются философские идеи, появилось во втором тысячелетии до нашей эры в Древней Индии, Древнем Китае и несколько столетий спустя, в Древней Греции.
Как правило, это были литературные
памятники, в которых в мифологической
форме высказывались наивные
идеи об окружающем человеке мире и
делались робкие попытки его осмысления.
Древнейшие человеческие цивилизации,
по сути, не имели прочных связей
и не оказывали взаимного влияния,
что предлагает их изолированность
друг от друга, а, следовательно, в философском
плане они развивались вполне
самостоятельно. Известные в наше
время источники
Понятие «философия» в буквальном
смысле означает «любовь к мудрости».
Оно возникло в Древней Греции
много десятилетий спустя после
появления философствующих
Генезис философского мышления. В чем же заключен феномен античной цивилизации? По мнению Бертрана Рассела, "во всей истории нет ничего более удивительного и ничего более трудного для объяснения, чем внезапное возникновение цивилизации в Греции". Дело не столько в том, что цивилизация возникла, сколько в том, что она возникла именно в Греции - элементы цивилизации существовали и ранее - на Востоке, в течение тысячелетий (Египет, Месопотамия). Но именно греки открывают те недостающие элементы, без которых был невозможен феномен цивилизации. Интеллектуальные открытия греков хотя и не столь популярны, но едва ли не исключительны, чем общеизвестные достижения в области искусств. Именно греки изобрели математику, науку, философию. Феномен дедуктивного умозаключения из общих посылок был открыт греками. Именно греки на место летописи поставили историю - что было не менее значимым, чем открытие науки и философии. Тем самым, мышление человека стало историчным благодаря грекам. Бертран Рассел предпринимает попытку рациональной интерпретации оснований таинственного "греческого гения". Он отмечает, что философия начинается с Фалеса - он родился около 640 г. до н.э. и прожил 78 лет. Таким образом, философия и наука, существующие изначально в форме синкретичного протознания, возникли в где-то в начале VI в. до н.э..
Исторически предмет философии изменялся, что обуславливалось общественными преобразованиями, духовной жизнью, уровнем научных, в том числе философских знаний. В настоящее время философия - это учение об универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношении к окружающему миру, иными словами - наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. А термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Но давайте же перейдем к возникновениям и становлениям философских учений, в частности к космоцентризму. По неволе задумываешься над тем, что такое космоцентризм?
1. Космологизм и онтологизм ранней греческой философии
Спецификой греческой
Уже у первых «физиков» философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего. В атом подходе сказался объективизм и онтологизм древней философии. Ее центральный мотив - выяснить, что действительно есть, то есть пребывает неизменным во всех своих изменчивых формах, а что только кажется существующим. Уже раннее философское мышление по возможности ищет рациональные объяснения происхождения и сущности мира, отказываясь от характерных для мифологии персонификаций. На место мифологического порождения у философов становится причина.
Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос, как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно ярко представлена диалектика у Гераклита, согласно которому все сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей; не случайно Гераклит считал первоначалом огонь: огненная стихия - самая динамичная и подвижная среди элементов космоса. Однако диалектика натурфилософов, как и все их мышление, еще не свободна от образно-метафорической формы, в ней логическая обработка понятий еще не заняла сколько-нибудь заметного места.
Освобождение от метафоричности мышления, характерной для ранних натурфилософов, предполагало переход от знания, обремененного чувственными образами, к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями. Одним из важных папок такого перехода для греков было учение пифагорейцев, которые считали каналом всего сущего число, а также учение элеатов - Ксенофана, Парменида, Зенона (конец VI - начало V века до н.э.), вычленивших понятие бытия как такового.
Согласно Пармениду, бытие - это то, что можно познать только разумом, а не с помощью органов чувств; более того - постижимость разумом - важнейшее определение бытия. Главное открытие, которое легло в основу его понимания бытия,- это то, что чувственному восприятию человека дано только изменчивое, временное, текучее, непостоянное; а то, что неизменно, вечно, тождественно себе, доступно только мышлению. Это свое открытие Парменид выразил в форме афоризма: «Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует», или, иначе говори, мышление и бытие - это одно и то же. Пармениду принадлежит и еще один афоризм: бытие есть, а небытия пет. Слова Парменида значат: есть только невидимый, неосязаемый мир, называемый «бытие»; и только бытие мыслим». Выходит, по Пармениду, ничего из того, что мы видим, слышим, осязаем, на самом деле не существует; есть только невидимый, неосязаемый мир, ибо только он, может быть, мыслим без противоречия.
Здесь в классический форме выразился рационалистический характер древнегреческой философии, ее доверие к разуму: то, чего нельзя без противоречия помыслить, не может и существовать. У Парменида можно встретить ряд интересных мыслей, касающихся астрономии. Согласно Диогену Лаэртскому, Парменид первый обнаружил, что Земля шаровидна и лежит в середине вселенной. Он первый отметил, что вечерняя и утренняя звезды - одно и то же светило. И появление человека Парменид объясняет естественным образом: «Род человеческий первое начало своё имеет от солнца, но жар и холод, из которых всё состоит, сильнее и солнца» Диоген Лаэртский. Цит. изд. С. 365.
Впервые именно школа элеатов с,
такой четкостью
Согласно элеатам, бытие - это то, что всегда есть: оно так же едино и неделимо, как мысль о нем, в противоположность множественности и делимости всех вещей чувственного мира. Только то, что и себе, едино, может оставаться неизменным и неподвижным, то есть тождественным. По мнению элеатов, мышление - это и есть способность постигать единство, и то время как чувственному восприятию открывается множественность, многообразие в вещах и явлениях. По это множество, открытое чувственному восприятию,- множество разрозненных признаков.
Осознание природы мышления имело далеко идущие последствия для раздумий дрен негреческих философов. Не случайно у Парменида, его ученика Зенона, а позднее - у Платона и в его школе понятие единого оказывается в центре внимания, а обсуждение соотношения единого и многого, единого и бытия стимулирует развитие античной диалектики.
2. Развитие античной диалектики. Апории Зенона
Зенон выдвинул ряд парадоксальных положений, которые получили название апорий («апория» в переводе с греческого означает «затруднение», «безвыходное положение»). С их помощью он хотел доказать, что бытие едино и неподвижно, а множественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия, и потому они не суть бытие. Первая из апорий - «Дихотомия» (что в переводе с греческого означает «деление пополам») доказывает невозможность мыслить движение. Зенон рассуждает так: чтобы пройти какое бы то ни было, пусть самое малое расстояние, надо сначала пройти его половину и т. д. без конца, поскольку любой отрезок линии можно делить до бесконечности.
На том же допущении актуальной
бесконечности элементов
В третьей апории - «Стрела» - Зенон доказывает, что летящая стрела на самом деле покоится и, значит, движения опять-таки на самом деле нет. Движение можно мыслить только как сумму состояний покоя, и, стало быть, никакого движения нет, что и требовалось доказать.
Таким образом, как из допущения бесконечной делимости, так и из допущения неделимости отдельных моментов времени, Зенон делает один и тот же вывод: ни множество, ни движение не могут быть мыслимы без противоречия. А поскольку для элеатов бытие и мышление - одно и то же, они тождественны, то движение и множественность не существует поистине, а только во мнении.