Критическая философия И. Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 16:29, реферат

Краткое описание

Во второй половине XVIII в. — с 1724 по 1801 год, в неболь¬шом уютном городке - столице Восточной Пруссии Кенигсберге, жил скромный преподаватель местного университета — Иммануил Кант. Этот человек вел спокойную размеренную жизнь. Личность и жизнь его представляют цельный образ, пример же¬лезной воли, контроля рассудка над страстями и низменными интересами. Он очень рано познал свое философское призвание и подчинил ему все остальное. Именно в силу этого он победил даже природу, превратив свое слабое и хилое тело в прочную основу для самой напряженной умственной работы. И так уж распорядилась судьба, что этому человеку было суждено внести основополагающий вклад в философский переворот, осущест¬вленный в Германии на рубеже XVIII—XIX вв.

Вложенные файлы: 1 файл

Критическая философия Канта.docx

— 20.37 Кб (Скачать файл)

Критическая философия И. Канта.

 

Во второй половине XVIII в. — с 1724 по 1801 год, в небольшом уютном городке - столице Восточной Пруссии Кенигсберге, жил скромный преподаватель местного университета — Иммануил Кант. Этот человек вел спокойную размеренную жизнь. Личность и жизнь его представляют цельный образ, пример железной воли, контроля рассудка над страстями и низменными интересами. Он очень рано познал свое философское призвание и подчинил ему все остальное. Именно в силу этого он победил даже природу, превратив свое слабое и хилое тело в прочную основу для самой напряженной умственной работы. И так уж распорядилась судьба, что этому человеку было суждено внести основополагающий вклад в философский переворот, осуществленный в Германии на рубеже XVIII—XIX вв.

И. Кант известен в философии тем, что разделил историю философии на два периода: ту, которая была до него, и ту, что сформировалась в результате осмысления кантовских идей. Философию Канта составляют периоды: докритический — до 1781 г., критический— после 1781 г.

Наиболее значимым является критический период в деятельности Канта. Его философию называют критической по двум причинам: во-первых, из-за ее критического отношения к предшествующей философии и, во-вторых, из-за того, что свою философию он изложил в трех "Критиках": "Критике чистого разума" (1781 г.), "Критике практического разума" (1788 г.). "Критике способности суждения" (1790 г.). Помимо этих трудов важное место в его творчестве занимает работа "Основы метафизики нравственности", в которой отражены, в том числе, и его философско-правовые взгляды. Первая серьезная работа Канта появилась в 1781 г., когда ему было 57 лет.

  В своих философских исканиях Кант исходил от юмовского вопроса: "Как мы познаем вне нас существующие вещи, если мир сам по себе не обладает такими определенностями, как всеобщность и необходимость?" Метафизика утверждает, что ее знания носят необходимый и всеобщий характер. Но, как и любая другая наука, метафизика берет свой материал из опыта, который, как показал Юм, не обладает требуемыми определенностями. Опытное знание всегда ограничено прошлым и настоящим, но никогда с уверенностью не может распространять свои гарантии на будущее. Следовательно, под вопросом само существование метафизики как науки.

  Кант решает этот вопрос в своей работе "Критика чистого разума". Одно из центральных понятий этой работы — понятие априорности. Априорный — значит внеопытный, не имеющий отношения к опыту. Кант утверждает, что источником истинных знаний о мире является не чувственный мир, не опыт, а сам разум. Наш разум познает окружающий мир потому, что этот мир есть произведение этого же разума. До Канта философы считали, что познание есть создание копии познаваемого предмета. Истина есть совпадение нашей мысли о предмете с самим предметом мысли. Кант усомнился в перспективности такого толкования и предложил свое. Познание скорее сродни конструированию действительности посредством познающего рассудка. Чтобы это конструирование имело место, рассудок должен обладать определенными принципами и правилами, с помощью которых хаотичный, беспорядочный материал ощущений преобразуется в познавательные образы. Эти принципы и правила являются априорными, т. е. коренятся в нашем разуме. Материал ощущений становится предметом познания лишь после того, как пройдет через работу познающего ума:

- с помощью категорий пространства и времени создается мир чувственных явлений;

- чувственные явления познающий ум связывает по известным правилам рассудка, создавая мир - опыта, подлежащий научному рассмотрению.

Пространство и время выполняют роль своеобразной координатной сетки, которая необходима для первичного выделения из хаоса чувственного мира. Это — априорные формы нашего рассудка.

Кроме априорных форм пространства и времени рассудок пользуется априорными понятиями, которые Кант разделил на четыре рода: категории количества (единство, множество, всеобщность); категории качества (реальность, отрицание, ограничение); категории отношения (субстанция, причина, взаимодействие); категории модальности (возможность, необходимость, действительность).

Эти априорные понятия Кант называет последними основоположениями чистого рассудка. Когда они известны, необходимо само действие, с помощью которого чувственный материал мог бы быть преобразован. Кант называет это действие актом трансцендентальной апперцепции.

Синтетическое единство трансцендентальной апперцепции — это акт нашего рассудка, позволяющий получить истинное знание. Окружающий человека мир вполне доступен познанию, ибо этот мир есть произведение самого человека. По всякий ли мир результат познавательного конструирования людей? Нет. Бог, свобода, красота, справедливость и т. п. — это объекты, которые традиционно являются предметом изучения метафизики, но они не произведение (творчество) самого человека, а посему метафизика как наук невозможна.

Это положение Кант доказывает в своем учении о "вещах в себе" и "явлениях". Иногда Канта обвиняют в том, что он отрицает существование объективного мира и признает только такую действительность, которая является произведением самого человека. Разумеется, это не так. Философ рассуждает следующим образом. Мир существует до и вне зависимости от человека, если брать во внимание физическое существование. Однако в самом мире есть как бы два пласта: один — это тот, в котором происходит повседневная деятельность человека, посредством чего он обеспечивает свои витальные потребности. Этот мир Кант называет феноменальным миром, миром "вещей для нас", или "явлений". Законы этого мира идентичны логике человеческого разума. Между ними существует полная конгруэнтность. В этом мире для человека нет ничего тайного и непонятного, ибо познавательная картина этого мира сконструирована разумом человека. Но есть и другой мир, который объективно существует, но не подконтролен человеку ни в практическом, ни в познавательном смысле. Этот мир Кант называет ноуменальным миром или миром "вещей и себе ". Он включает в себя Бога, свободу, красоту, нравственность и тому подобные явления. Этот мир есть, он реально существует, но познать его с помощью рационального дискурса невозможно. В мире есть граница познания, которую Кант демонстрируют с помощью антиномий чистого разума. Антиномия — это такое положение, когда тезис и антитезис обладают одинаковой доказуемостью. Кант выдвинул четыре антиномии.

1. Тезис: мир имеет начало  во времени и пространстве. Антитезис: мир бесконечен во времени  и пространстве.

2. Тезис: все в мире  состоит из простого и неделимого. Антитезис: нет ничего простого, а все сложно.

3. Тезис: в мире существуют  свободные причины. Антитезис: нет  никакой свободы, а есть природа, то есть необходимость.

4. Тезис: в ряду мировых  причин есть необходимое существо.

Антитезис: нет в этом ряду ничего необходимого, а есть только случайное.

Чтобы выйти из этого познавательного тупика, Кант делит познавательную способность разума на две составляющие: чистый разум и практический разум.

Основанием для предметного разграничения служит область необходимости и свободы. Необходимость, являющаяся у Канта синонимом природы,— предмет теоретического, чистого разума.

За этим миром явлений, включенных в неразрывную цепь временной и причинной обусловленности, лежит мир свободы, открываемый только практическим разумом.

Свободу Кант понимает не так, как Спиноза, т. е. не как "познанную необходимость". Для Канта свобода — это возможность действовать вопреки и несмотря на необходимость. Атрибуты практического разума — нравственность, мораль, совесть, воля.

У Канта налицо дуализм чистого и практического разума. Этот дуализм проходит через сущность человека, который одной своей частью принадлежит миру причин, животному миру, а другая его часть выражает подлинную сущность человека — его свободу. Эта трещина невидима, но мы се ощущаем в каждый момент своей жизни, при принятии решений. Наша природная составляющая, требования тела диктуют поведение, характерное для животного, у которого основной доминантой является желание выжить. Но наша нравственность требует иного решения. Как быть? Ответ Канта определен и категоричен: если -ты хочешь поступать как человек, ты должен слушаться голоса практического разума, т. е. голоса своей совести.

Идею приоритета практического разума Кант разрабатывает в учении об априорности и автономии нравственного сознания. Критерий нравственности — это идея долга. Никакой опыт не может дать обоснование моральной обязательности действий человека. Нравственный долг — это автономная идея, непосредственно данная сознанию и не разложимая на составляющие. Из опыта эту идею вывести нельзя. Наука не может ответить на вопрос "Почему должно или не должно так поступать?". Ни умение, ни благоразумие еще не образуют нравственности. Кант предлагает формулу должного поведения, которая получила название категорического императива. Этот императив имеет три аксиомы.

Первая. Действуешь лишь по тому правилу, следуя которому ты можешь вместе с тем хотеть, чтобы оно стало всеобщим законом.

Вторая. Действуй так, чтобы человечество в твоем лице и в лице всякого другого всегда употреблялось тобой как цель и никогда — как средство.

Третья. Действуй по той идее, что все правила в силу собственного законодательства должны согласовываться в одно возможное царство целей, которое в осуществлении явилось бы царством природы. Ориентиром поведения человека должна быть добродетель и только добродетель.

Идея И. Канта об автономии нравственности легла в основу его философии права, продолжившей традицию школы "естественного права". Сущность права определяется Кантом в чистом и отвлеченном виде, вне связи его с условиями внешней реализации. Как только право воплощается в жизнь, оно теряет свой нравственный характер. Кант, таким образом, различая сущее и должное, лишает нормативное начало возможности воплощения в социальных институтах и отношениях.

Подводя итог рассмотрению философии Канта, можно сказать, что его позиция является позицией гносеологического дуализма. Проблема тождества субъекта и объекта, центральная для немецкой классической философии, была решена в плоскости дихотомии познавательной и практической деятельности. Познавательное тождество субъекта и объекта достигается через мир чувственных вещей и явлений, объявляется сконструированным по категориям нашего рассудка и полностью зависит от человека. Здесь познание руководствуется причинно-следственными отношениями и находится в постоянном поиске необходимого и всеобщего. Другая же часть действительного мира — мир ноуменов — объявляется трансцендентной для познающего субъекта. Хотя мир "вещей в себе" составляет основание чувственно ощущаемых и рассудочно мыслимых предметов, инициирует наши чувства, но остается принципиально непознаваемой реальностью.

Таким образом, полное тождество субъекта и объекта у Канта не достигается. Этот результат его философии и послужил отправной точкой для деятельности последующих персоналий немецкой классической философии, в частности, для его ближайшего приемника — И. Фихте.


Информация о работе Критическая философия И. Канта