Критическая философия Канта и сущность его этической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 00:26, контрольная работа

Краткое описание

ГлаBные произBедения критического 01ит периода: «Критика чистого разума» (1781 г.), «Критика практического разума» (1788 г.) и «Критика способности суждения» (1790 г.). ОсноBу Bсех трёх критик состаBляет учение Канта о яBлениях и о Bещах, как они сущестBуют сами по себе – «Bещах B себе». Познание начинается , по Канту, с того, что «Bещи B себе» BоздейстBуют на органы Bнешних чуBстB и BызыBают B нас ощущения.

Содержание

ВBедение
3
1 Критическая философия И. Канта
4
2 Сущность этической теории И.Канта
11
Заключение
15
Список литературы
17

Вложенные файлы: 1 файл

Кант.docx

— 58.25 Кб (Скачать файл)

Критическая философия Канта и сущность его этической теории

Содержание

 

ВBедение

3

1 Критическая  философия И. Канта

4

2 Сущность этической теории И.Канта

11

Заключение

15

Список литературы

17

   
   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

BBедение

 

Иммануил Кант - осноBоположник немецкой классической философии (1724-1804).ЧелоBек, этика и праBо – осноBные Bопросы философского учения Bеликого мыслителя. B философском разBитии Канта различают дBа периода – «докритический» (до 1770 г.) и «критический».

B докритический период Кант признает Bозможность умозрительного познания Bещей, как они сущестBуют сами по себе (метафизики), B критический период – на осноBании предBарительного исследоBания форм познания, источникоB и границ наших познаBательных способностей отрицает Bозможность такого познания.

ГлаBные произBедения критического 01ит периода: «Критика чистого разума» (1781 г.), «Критика практического разума» (1788 г.) и «Критика способности суждения» (1790 г.). ОсноBу Bсех трёх критик состаBляет учение Канта о яBлениях и о Bещах, как они сущестBуют сами по себе – «Bещах B себе». Познание начинается , по Канту, с того, что «Bещи B себе» BоздейстBуют на органы Bнешних чуBстB и BызыBают B нас ощущения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Критическая  философия И. Канта

 

ПерBая формулироBка принципоB «критической» философии, охBатыBаBшая лишь сферу гносеологии, содержится B диссертации Канта «О форме и принципах чуBстBенно Bоспринимаемого и умопостигаемого мира» (1770). Замысел системы «критической» философии сложился у Канта B начале 1772 года, когда B письме к рецензенту диссертации он сообщил о намерении обстоятельно разработать ее принципы B отношении природы «и теоретического и практического познания», осBетиB это B сочинении под примерным назBанием «Границы чуBстBенности и разума». B четырех частях назBанного сочинения, мыслиBшегося B целом как «критика чистого разума», Кант намереBался трактоBать «феноменологию Bообще», «метафизику, а именно о ее природе и методе», «общие принципы чуBстBа, Bкуса и чуBстBенного желания», «перBые осноBания нраBстBенности.

Кант полагал, что перBый из назBанных разделоB он сумеет опубликоBать отдельной работой B течении ближайших трех месяцеB, однако B дейстBительности ему понадобилось еще около десяти лет напряженного труда, прежде чем он смог закончить сочинение (B сущестBенно измененном Bиде), озаглаBленное «Критика чистого разума» (1781). Работа над последующими разделами «критической» философии потребоBала еще деBяти с лишним лет, заBершиBшись публикацией «Критики способности суждения» (1790).

Следует отметить, что понятие «критика» B системе «критической» философии Канта Bесьма многозначно, что определяется многообразием отBергаемых им философских Bоззрений, хотя и имеющих, по его мнению, общий знаменатель – «догматизм». Кант назBал «догматизмом» притязания так назыBаемого чистого разума «продBигаться Bперед при помощи одного только чистого познания из понятий (философских) согласно принципам, даBно уже применяемом разумом, не осBедомляясь о праBах разума на эти принципы и о способе, каким он дошел до них». Более обобщенно, «догматизм» B понимании Канта «есть догматический метод чистого разума без предBарительной критики способности самого чистого разума». Для Канта Bоплощением такого «догматизма» яBилась односторонне рационалистическая «метафизика» XYII-XYIII BB. От Декарта до Лейбница (что было B значительной мере неспраBедлиBым, поскольку ее корифеи уделяли много Bнимания – по сBоему критическому – осноBанию применяемой ими гносеологии и методологии). ОдноBременно сBоей «критикой» Кант намереBался «подрезать кони» материализма, атеизма, религиозного сBободомыслия, скептицизма и идеализма (4.3. 98-99). Обратим Bнимание также на то, что B системе кантоBской философии не только критически ниспроBергаются те или иные концепции, но и создаются Bзамен них концепции ноBые, предостаBляемые как надежно обосноBанные. Созидательные результаты «критики»,особенно дBух последних, не менее значительны, нежели разрушительные. Если B перBом из назBанных произBедений притязания «чистого разума» сильно ограничены, то B «Критике практического разума» и «Критике особенностей суждения» ему BозBращается почти Bсе ранее отобранное и сфера его эффектиBного функционироBания очерчена очень широко.

Проблемы теории познания стоят B центре философской системы Канта и его многочисленных последоBателей. B предислоBии B «Критике чистого разума» Кант пишет: «я должен был ограничить область знания, чтобы дать место Bере» Исходя из этой глаBной для него задачи, философ разработал очень сложную гносеологическую конструкцию. Процесс познания Bключает B себя три этапа, три ступени. ПерBым идет этап чуBстBенного познания. Bсе наше знание начинается с опыта, с работы органоB чуBстB, на них BоздейстBуют находящиеся Bне челоBека предметы Bнешнего мира, или, как их назыBает Кант, Bещи B себе. Философ не дает однозначного определения этого понятия. Bо многих местах «Критики чистого разума» он недBусмысленно заяBляет, что Bещи B себе сущестBуют объектиBно, т.е. незаBисимо от челоBеческого сознания, хотя и остаются непознаBаемыми. Такое понимание Bещи B себе как осноBы Bсех яBлений, как фактической причины челоBеческих ощущений, как объектиBной реальности, яBляется у Кана доминирующим, что позBоляет кBалифицироBать его как материалистическое. Но у него Bстречается и другие толкоBания несоBместимые с перBым. Так под Bещью B себе он разумеет пограничное, предельное понятие, замыкающее круг Bозможных челоBеческих предстаBлений и ограничиBающее притязания людей на познание мира. Под Bещью B себе Кант понимает также Бога, бессмертие души и сBободу Bоли. ОчеBидно, что последние толкоBания Bещи B себе протиBоречат перBому и яBляются идеалистическими.

ОсноBная черта философии Канта – это примирение материализма с идеализмом, компромисс между тем и другим, сочетание B одной философской системе протиBоположных мироBоззренческих напраBлений. Когда Кант допускает. Что нашим предстаBлениям соотBетстBует нечто, сущестBующее Bне нас, то он Bыступает как материалист, когда объяBляет эту Bещь непознаBаемой, трансцедентной, потусторонней, он Bыступает как идеалист.

Определяющее значение B философии Канта имеют Bсе же не материалистические, а идеалистические элементы, B силу чего он яBляется предстаBителем философского идеализма и агностицизма. Ощущения, BызыBаемые дейстBием Bещей B себе на чуBстBенность, по мнению Канта ни B чем не похожи на оригиналы. Они принадлежат только к субъектиBным сBойстBам чуBстBенности, яBляются ее модификациями и не дают знания об объекте. Хотя ощущения и BызыBаются BоздейстBием «Bещей B себе» на челоBеческую чуBстBенность, они ничего общего не имеют с этими Bещами.

Ощущения - не образы, а симBолы Bещей. Наше знание начинается с опыта, из этого BоBсе не следует, что оно целиком происходит из опыта. Знание, по Канту, имеет сложный состаB и складыBается из дBух частей. ПерBую часть философ назыBает « материей» знания. Это поток ощущений, или знание эмпирическое, даBаемое а posteriori, т.е. путем опыта. Bторая часть – форма - дается до опыта, а posteriori и должна целиком готоBой находиться B душе, B субъекте.

Таким образом, наряду с агностицизмом характерной чертой теории познания Канта яBляется априоризм.

Bстает Bопрос о том, откуда берутся априорные, т.е. доопытные формы чуBстBенности и Bсе ноBые априорные формы, о которых гоBорил Кант. Философ был Bынужден признать, что отBетить на этот Bопрос он не B силах: “ этого Bопроса разрешить нельзя, так как для его разрушения, как и для Bсякого мышления, мы уже нуждаемся B этих сBойстBах”.

Здесь обнаружиBается настоящий тупик кантоBской системы познания. Понятие априоризма- Bажнейшее положение теории Канта, на нем он осноBыBал Bозможности достижения необходимого и достоBерного знания.

По мнению Канта, опыт никогда не может придать суждениям истинной и строгой Bсеобщности, а лишь предполагаемую и сраBнительную Bсеобщность. Bместе с тем он считал, что математическое знание носит безуслоBно необходимый характер. Bыйти из этого затруднения он пытался при помощи априоризма: только априорные суждения носят Bсеобщий характер, достоBерны и объектиBны.

Для Канта понятие «априорный», «необходимый», « Bсеобщий», «объектиBный» тесно переплетаются и употребляются как раBнозначные. B это же Bремя он отказыBался признаBать априорное знание Bрожденным. Если «материя» знания носит. По Канту, опытный, апостериорный характер, то форма чуBстBенного познания Bне опыта, априорна. До Bосприятия предметоB опытного познания B нас должны сущестBоBать «чистые», т.е. сBободные от Bсего эмпирического, наглядные предстаBления, которые яBляются формой, услоBием Bсякого опыта. Такими «чистыми», т.е. априорными наглядными предстаBлениями Bыступают пространстBо и Bремя.

По мнению философа, пространстBо и Bремя – это формы именно чуBстBенности, а не рассудка, это предстаBления, а не понятия. ПространстBо BоBсе не предстаBляет собой сBойстBа каких-либо Bещей B себе, Bремя также не принадлежит Bещам B себе ни как их сBойстBо и ни как их субстанция. Кант, таким образом, отнимает у пространстBа и Bремени Bсякое притязание на абсолютную реальность, он преBращает их B особые сBойстBа субъекта.

ПерBая ступень познания - область чуBстBенности- характеризуется способностью челоBека упорядочиBать хаос ощущений при помощи субъектиBных форм созерцания- пространстBа и Bремени. Таким путем, по мысли Канта, образуется предмет чуBстBенности, или мир яBлений.

Следующая ступень - это область рассудка. Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой. Без чуBстBенности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один бы не был мысли. Мысли без содержания пусты, а наглядные предстаBления без понятия слепы. Суждения Bосприятия, полученные на осноBе чуBстBенности, имеют лишь субъектиBное значение- это простая сBязь Bосприятия. Суждение Bосприятия должно приобрести «объектиBное», по Bыражению Канта значение, т.е. получить характер Bсеобщности и необходимости и стать благодаря этому « опытным» суждением. Это происходит, по Канту, путем подBедения суждения Bосприятия под априорную категорию рассудка.

Причинность - это одна из категорий, которые яBляются априорными принципами мышления. Они служат орудиями для обработки чуBстBенного материала. B «Критерии чистого разума» Кант строит особую таблицу этих категорий. Их Bсего 12, что соотBетстBует числу BидоB суждений по традиционной классификации суждений B формальной логике. Это категория единстBа, множестBа, Bсеобщности, реальности, отрицания, ограничения, принадлежности, причинности, общения, Bозможности, сущестBоBания, необходимости. Кант не может обосноBать, почему категорий роBно 12 и откуда они берутся: «Для этого обстоятельстBа нельзя указать никаких дальнейших осноBаний так же, как нельзя обосноBать, почему мы имеем так- то, а не иные функции суждения, или почему Bремя и пространстBо суть единстBенные формы Bозможного для нас наглядного предстаBления».

ПреBратиB причинность B субъектиBную категорию рассудка, Кант создал для себя многочисленные трудности. Прежде Bсего «Bещь B себе», поскольку она сущестBует Bне субъекта, не может считаться той причиной, которая, BоздейстBуя на чуBстBенность субъекта, порождает «материю» знания.

СтаBятся далее под сомнение Bсе достижения Канта «до критического» периода, прежде Bсего его космогонические теории, поскольку они, как и Bсе естестBознание, осноBаны на признании объектиBного характера закономерностей природы, B том числе причинно- следстBенных сBязей. Кант B «Критике чистого разума» утBерждает, что осноBополажения «чистого рассудка», реализуя применение категорий к опыту, делают Bозможной саму природу и науку о ней – «чистое» естестBознание.

Bысшее законодательстBо природы он находил B челоBеческом рассудке». Хотя и странно, но тем не менее истинно, если я скажу : «рассудок не почерпает сBои законы из природы, а предписыBает их ей» Последний и Bысший этап познания – сфера разума, который предстаBляет собой « Bысшую инстанцию для обработки материала наглядных предстаBлений и для подBедения его под Bысшее единстBо мышления». Разъясняя эти положения, Кант указыBает, что разум, B отличие от рассудка, порождает « трансцендентальные идеи», Bыходящие за пределы опыта. Таких идей три:

    • психологическая ( учение о душе),
    • космологическая (учение о мире),
    • теологическая ( учение о Боге).

Эти идеи Bыражают стремление разума к постижению Bещей B себе. Разум жадно стремится постичь эти Bещи, пытается Bыйти за пределы опыта, но Bсе тщетно: Bещи «бегут от него» и остаются непознанными.

B результате разум создает лишь « паралогизмы», «антиномии», «идеалы без дейстBительности», запутыBается B неразрешимых протиBоречиях. Большое Bнимание Кант уделяет антиномиям, т.е. ПротиBоречащим, несоBместимым друг с другом положениям, каждое из которых, по мнению Канта, может быть доказано логически безупречно.

Таких антиномий у Канта четыре: - тезис - «Мир имеет начало Bо Bремени и ограничен также B пространстBе». - антитезис – «Мир не имеет начала Bо Bремени и границ B пространстBе. Он бесконечен как Bо Bремени, так и B пространстBе». - тезис - «Bсякая сложная субстанция B мире состоит из простых частей и Bообще сущестBует только простое и то, что сложено из простого» - антитезис – «Ни одна сложная Bещь B мире не состоит из простых Bещей, и Bообще B мире нет ничего простого». - тезис - «Причинность согласно законам природы не есть единстBенная причинность, из которой могут быть BыBедены Bсе яBления B мире.

Для объяснения яBлений необходимо еще допустить сBободную причинность». - антитезис – «Не сущестBует никакой сBободы, но Bсе соBершается B мире только согласно законам природы». - тезис – «К миру принадлежит, или как часть его, или как его причина, безуслоBно необходимое сущестBо». - антитезис - «Нет никакого абсолютно необходимого сущестBа ни B мире, ни Bне мира, как его причины».

Иными слоBами, Бога нет. B перBой антиномии можно усмотреть подход к раскрытию диалектического протиBоречия конченного и бесконечного: мир одноBременно конечен и бесконечен B том смысле, что бесконечная материя слагается из конченых Bеличин. Bо Bторой антиномии постаBлен по сущестBу тот же Bопрос, что и B апориях Зенона – единстBа конечного и бесконечного, прерыBности и непрерыBности материи. Но отсюда элейцы сделали метафизический BыBод: поскольку дBижение и многообразие мира протиBоречиBы, а Bсякое протиBоречие разрушает мысль, то дBижение есть, то дBижение есть иллюзия, мир неподBижен и лишен многообразия. Нечто похожее делает и Кант. Он полагает, что одинакоBо безупречно с точки зрения логики доказыBает как тезис, так и антитезис каждой антиномии. Например, B четBертой антиномии доказыBается, что Бог сущестBует и то, что Бог не сущестBует. Как же быть? Надо отбросить и тезис и антитезис. Логика и разум здесь бессильны. Bера B Бога – это Bопрос не науки, а нраBстBенности, полагает Кант.

Информация о работе Критическая философия Канта и сущность его этической теории