Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 21:04, реферат
Слово культура происходит от латинского слова, обозначающего земледелие, воспитание, почитание. Термином культура обозначают область человеческой деятельности, связанную с самовыражением человека, проявлением субъективности его характера, навыков, умений. Любая культура имеет свои дополнительные характеристики, поскольку неразрывно связана с творчеством человека, его повседневной жизнью.
1)Слово культура происходит от латинского слова, обозначающего земледелие, воспитание, почитание. Термином культура обозначают область человеческой деятельности, связанную с самовыражением человека, проявлением субъективности его характера, навыков, умений. Любая культура имеет свои дополнительные характеристики, поскольку неразрывно связана с творчеством человека, его повседневной жизнью. Именно наличие культуры является основой цивилизации, но при этом культура не имеет количественных критериев. Для ее отражения достаточно лишь ряда признаков. Культуры различают по периодам изменчивости доминантных маркеров – эпох, способов производства, политических систем, товарно-денежных отношений.
Культура имеет множество
2) Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную.
Материальная культура подразделяется на:
— производственно-
— воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной.
Следует заметить, что под материальной
культурой понимается не столько
создание предметного мира людей, сколько
деятельность по формированию «условий
человеческого существования». Сущностью
материальной культуры является воплощение
разнообразных человеческих потребностей,
позволяющих людям
Понятие духовной культуры:
— содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),
— показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).
Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину — добро — красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:
— теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;
— этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;
— эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.
Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.
4) Культура формирует человеческую личность. Важнейшим фактором выступает система чел. ценностей.
Культ. творит, взращивает, воспитывает и образовывает человека. Человек, воспитанный культурой, становится носителем ценностей, идеалов и приобретает способность культурно-творческой деятельности.
Принято выделять несколько моделей культурного человека, или определённых типов, локализованных в пространстве и во времени, представляющих собой систему ценностей соответствующей эпохи.
- Античность. Человек, прошедший школу воспитания ума, эстетики и нравственности (Древняя Греция). «Культурный человек» Эллады – гражданин, для которого город (полис) – высшее благо, атлет, стремящийся к нравственному и физическому совершенству. Отличительными чертами культурных людей Древнего Рима были патриотизм, стойкость, мужество, честность, достоинство.
- Средневековье. Для культурного человека идеалом являлся Бог, а достижение идеала постигалось путём страданий и испытаний. По одной из классификаций, человек культурный – это человек–богослов. В условиях, когда мораль и образование всецело были подчинены религии, формировался аскетичный человек, страдающий, смиренный, жаждущий спасения с Божьей помощью.
- Возрождение. Культурного человека определяли как гуманиста, или человека универсального. На первый план выдвигалась всесторонняя образованность и нравственность.
- Новое время. В условиях, когда общество ориентируется на всестороннее образование и всеобщий прогресс, формируется человек – специалист, отличающийся творческой инициативой, ответственностью и осознанием личной свободы.
-В XX веке – время небывалого взлёта науки и техники, появления новых технологий, культурный человек предстаёт как учёный, новатор, изобретатель. Массовая развлекательная культура поглощает всё больше времени, формирует чувства агрессии, цинизма и скептицизма. Сама же культура всё больше напоминает дидактический набор норм и правил. Некоторые исследователи заявляют о формировании нового гиперрационального типа – человека-микросхемы.
-Современная эпоха формирует новую модель культурного человека — носителя планетарного мышления, характерные черты которого: толерантность, профессионализм, способность к самосовершенствованию и саморазвитию, способность понимать и оценивать интеллектуальные и художественные достижения разных культур.