Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 17:42, доклад
В художественном творчестве он выступает как представитель сентиментализма и «отец романтизма», то есть такого течения, идеология которого сначала Х1Хв. нередко принимало из-за превознесения воли и чувств над рассудочнос-тью отчетливо выраженную антипросветительскую направленность. То, что не очень-то вязалось с основным строем просветительского сознания, оказалось развитием его. Имя Руссо не без основания связывают с кризисом, пережитом просветительской идеологией, у Руссо она действительно достигла критического пункта, от которого началось ее критическое отношение к себе.
В художественном творчестве
он выступает как представитель
сентиментализма и «отец романтизма»,
то есть такого течения, идеология которого
сначала Х1Хв. нередко принимало из-за
превознесения воли и чувств над рассудочнос-тью
отчетливо выраженную антипросветительскую
направленность. То, что не очень-то вязалось
с основным строем просветительского
сознания, оказалось развитием его. Имя
Руссо не без основания связывают с кризисом,
пережитом просветительской идеологией,
у Руссо она действительно достигла критического
пункта, от которого началось ее критическое
отношение к себе. Это отчетливо видно
в «рассуждении о науках и искусствах»
(1750г.), где автор своими так называемыми
«парадоксами» дразнит просветительское
самомнение, предвещая последнему появление
опасной для него антиидиоло-гии, если
оно не преодолеет односторонности своего
здравомыслия. Простой моральный такт
Руссо подсказывает ему, что бытиё человека
в этом «лучшем из миров» не соответствует
его подлинной человеческой сущности,
что человек, каким он выявляется также
и из просветительской концепции, не только
не таков, каким он должен быть согласно
своей истинной природе, но и представляется
не тем, что он есть на самом деле. У Руссо
резкое различение на бытиё и видимость.
Сама человеческая дейст-вительность
на определенном, фиксируемом им этапе
развития являет их разве-денность и жесткость
навязывает эту раздвоенность, та что
«люди уже не решаются казаться тем, что
они уже есть», «стало выгоднее притворятся
не таким, каков ты есть на самом деле».
Индивид стал нуждаться в репутации, он
придает теперь значение тому, как на него
смотрит остальной мир, он уже не решается
спросить у себя, что он собой представляет,
но вопрошает у других, «он может жить
только во мнении других, и, так сказать,
из одного только их мнения он получает
ощущение собственного существования»;
он постоянно живет «вне себя». Познавая
эту пустую и обманчивую внешность, он
познает, собственно, то, что не есть он
сам. При этих условиях ориентированность
на внешние предметы и устремленность
ко все большему приращению познаний лишь
отдаляют человека от самого себя. «Чем
больше накапливаем мы новых знаний, -
с сожалением отметил Руссо, - тем более
отнимаем мы у себя средств приобрести
самое важное из всех; так что по мере того,
как мы углубляемся в изучение человека,
мы в известном смысле утрачиваем способность
его позно-вать». Непрестанному распространению
знания вширь, приращению знания полагается
качественный предел: «объективное» познание
схватывает лишь внешность, «кажимость»
и не достигает самого предмета, потому
что «быть и казаться – это отныне две
вещи совершенно различные». «Объективный»,
сторонний наблюдатель, говорит Руссо,
составил бы о современных людях представление
как раз обратное тому, что они представляют
собой в действительности. И то же самое
при объективном способе самопознания:
че-ловека познает себя внешним самому
себе. Поскольку все сводится к внешней
стороне вещей, то лицо как бы срастается
с маской и личностью утрачивает специфическое
достоинство, за личность признается личина.
Осознание этого оказалось возможным
лишь на опыте долгого и мучительного
развития. Так называемый первоначальный
договор был объединением богатых против
бедных, он накла-дывал только новые пути
на слабого и придавал новые силы богатому.
Это не был договор в собственном смысле,
ибо он покоился не на праве, а на силе.
Но подчинение силе – это акт необходимости,
а не добровольно принимаемого на себя
обязательства. Соглашению между двумя
правовыми лицами есть частный договор,
в котором обе котором обе воли сохраняют
каждую свою обособленность от другой,
остаются двух частными, а не единым целым,
не одной общей волей. Иное дело общественный
договор – это договор всего народа с
самим собою. Образуется некоторое коллективное
существо – суверен, или народ в целом.
Воля его представляет собой неразделенное
единство, целостность, отличную от множественности,
от суммы многих. «Часто существует немалое
различие между волею всех и общею волею.
Эта вторая блюдет только общие интересы;
первая – интересы частные». Сферы действия
той и другой строго разграничены: «Подобно
тому как частная воля не может представлять
волю общую, так и общая воля в свою очередь
изменяет свою природу, если она нап-равлена
к частной цели». Имея назначением обеспечить
неприкосновенность личности и собственности
и быть гарантией эгоизма членов ассоциации,
устройство общественного договора нацелено
одновременно на то, чтобы предотвратить
вторжение частного интереса, своеволия
эгоистических индивидов в общественную
жизнь. Договор призван служить внешней
рамкой произволу и противостоять ему
там, где произвол «выходит из себя». Экспансия
частного интереса в общественную жизнь
пагубна не только для общей воли, но и
для него самого: он начинает идти наперекор
себе и попадает в неразрешимое про-тиворечие,
тогда как сосредоточенный в своей собственной
сфере он свободно противостоит другому
частному интересу и общей воле, а последняя,
очищен-ная, освобожденная от частных
интересов, так же свободно противостоит
им. Нет ли в этом дуализма или эклетического
соединения двух принципов? Будь вопрос
отнесен к действительности, с которой
имеет дело Руссо, или к мышлению его, в
любом случае следует ответить, что здесь
перед нами диалектический монизм: двойственность
частной воли и общей дедуцирована и с
первой. В самом деле, каждый интерес основывается
на ином начале. Согласи интересов двух
частных лиц возникает в следствие противоположности
их интересов третьего. Этой известной
и до него мыслей Руссо дает блестящее
развитие: «Согласие всех интересов возникает
в следствие противоположности их интересу
каждого. Не будь различны интересы, едва
ли можно было бы понять, что такое интерес
общий, который тогда не встречал бы никакого
противодействия; все шло бы само собой,
и политика не была бы более искус-ством».
Подобно тому как политическая эмансипация
в буржуазной революции означает «сведение
человека, с одной стороны, к члену гражданского
общества, к эгоистическому, независимому
индивиду, с другой – к гражданину государ-ства,
к юридическому лицу», в государстве общественного
договора каждый человек также выступает
в двояком качестве: как частное лицо и
как член суверена.
Учение Руссо о развитии человеческой
способности к самосовершенствованию
стоит в одном ряду с гегелевском представлением
о самосозидательном диале-ктическом
процессе, саморазвитии и напоминает также
гераклитовскую идею о том, что человеку
присущ «самовозрастающий логос». Нельзя
не видеть так же некоторое сходство Руссо
с Кантом. Кантовское разделение на «вещь
в себе» и «явление» имеется уже у Руссо,
который в категориях «быть» и «казаться»
дает – и в этом его преимущество – социологи-ческую
подоплеку такого разделения, раскрывает
его происхождение и станов-ление, чего
нет у Канта, прямо начинающего с этой
разделенности и делающего ее своим исходным
пунктом. Ни одна из форм диалектики не
была, пожалуй, столь непосредственной
и доступной пониманию, как руссоистская;
ни одна не была столь искажена в последствии,
высмеиваема, превратно понята и незаслуженно
преданна забвению. Между тем она представляет
важную ступень в развитии диалектики
Нового времени. Прежде чем общество могло
стать одним из специфических предметов
диалектики, нужно было найти диалектику
в этом специфическом предмете. Руссо
справился с этой задачей в меру условий
– на сколько они позволяли сделать это;
справился с тем большим успехом, что субъективно
не ставил эту задачу перед собой. Мы обратили
внимание на высшие достижения, которые
дал этот мыслитель в области диалектики.
Он не всегда удерживался на этих высотах
и возвраща-лся к метафизике. Оценивая
взгляды Руссо в общем и целом, можно было
бы сказать, что он остался в рамках господствующего
метафического воззрения своего века;
но мы уже знаем, что, согласно самому Руссо,
общее и целое не есть соединение частностей,
в данном случае – различных сторон, составных
частей его учения, а есть род для этих
частностей, который ре совпадает с ними
как частностями вместе взятыми, но, подобно
«общей воли», противоположен им всем.
Если скажем, что в сущности учение Руссо
осталась метафизическим, то позволите-льно
задать вопрос: в чем же, как не в «Общественном
договоре» и наряду с ним в «Рассуждении
о происхождении неравенства», заключена
эта сущность? Притом ведь именно в этих
работах как бы стянуты в единый узел разбросан-ные
в других произведениях Руссо диалектические
моменты, подобно тому как общественный
договор в смысле «государство разума»
не есть нечто совершенно не связанное
предшествующими устройствами общества,
данными историческим развитием, а есть
разумный результат, резюме и сущность
того, что имелось в этом развитии, синтез
необходимых законосообразных, элемен-тов,
которые действительно имели место в разные
эпохи и в разных странах, но были фрагментарными,
разбросанными, данными в рассеянной неполноте
и неразвитых формах. Список литературы
|
Лодка на аллеях парка
Это латинский перевод греческого слова «атом», что означает «неделимый». Раньше считалось, что общество состоит из разных сословий и каждый человек должен принадлежать к тому сословию, в котором он был рожден. Утверждалось также, что пытаться изменить этот социальный порядок — грех, поскольку он установлен божественным предопределением. Примерно в то же самое время, когда учение Эмпедокла о возникновении всего сущего из различных комбинаций четырех первооснов — земли, воды, воздуха и огня — начало сменяться мыслью о том, что материя в своей основе состоит из комбинаций похожих друг на друга атомов, зародилось мнение, что общество, по сути, состоит из отдельных индивидов. Стало укрепляться представление, что люди не рождаются неравными — неравными делают их общественные (феодальные) отношения. Французский философ-просветитель Руссо писал: «Человек рожден свободным, однако повсюду мы видим его в оковах». Американская Декларация независимости 1776 года уже в первых абзацах содержала утверждение: «Все люди созданы равными...» Поэтому понятие индивида выражало также новый взгляд на человека и его место в обществе
Менталитет англичан
Самый образованный человек в Англии все-таки не осмелился бы объявить себя интеллигентом. В Англии до того пренебрегают поэтами-изгоями, что уже триста лет их не вешают, не расстреливают: вот почему современные поэты как будто завидуют судьбе Мандельштама или Гумилева. Пострадали - значит, наступили государству на мозоль. Может быть, на нашем государственном теле нет мозолей и интеллигентам не на что наступать. У государства нет конституции, в правосудии нет уголовного кодекса, в политике - явной идеологии. Все мышление обращено на практику, на теорию смотрят подозрительно. Причина такого раскола - сам английский язык, в котором конкретные феномены называются своими англосаксонскими именами, а отвлеченные понятия - мертвыми латинскими заимствованиями. Ненависть к интеллигенции продолжает расти. Солидное издательство "Уайденфелд энд Николсон" выпустило книгу Пола Джонеона "Интеллигенты". Это сборник биографий "светлых личностей" от философа Руссо до немецкого кинорежиссера Фассбиндера. Почти без исключения они разоблачены как лицемеры, лжецы, сатиры с уродливыми половыми органами, подхалимы, садисты, предатели словом и делом и родины, и самих себя.
Информация о работе Культура и природа в философии Ж. Ж. Руссо