Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 22:45, лекция
Человек живет и развивается в двух органично связанных сферах:
1) естественная среда обитания (природа)
2) мир искусственных вещей и духовных сущностей (искусственная природа)
1) Понятие культуры
2) Структура и философия культуры
3) Национальное и общечеловеческое в культуре
4) Традиции и новаторство
5) Цивилизация. Понятие и типы.
Культура и цивилизация
План:
1) Понятие культуры
2) Структура и философия культуры
3) Национальное и общечеловеческое в культуре
4) Традиции и новаторство
5) Цивилизация. Понятие и типы.
Понятие культуры
Человек живет и развивается в двух органично связанных сферах:
1) естественная среда обитания (природа)
2) мир искусственных вещей и духовных сущностей (искусственная природа)
Под естественной природой понимают почвенно-климатические условия, сырьевые ресурсы и т.д., которые существуют независимо от сознания человека.
Под искусственной природой понимают все то, к чему прикасается рука человека; все6 то, что содержит живой человеческий труд. Искусственная среда не может существовать без естественной, потому что все необходимое человек берет из природы.
В широком смысле под искусственной средой иногда понимают культуру - плод творческой деятельности всего человечества.
Слово cultura («возделывание, уход, обработка») латинского происхождения, первоначально относилось к сельскохозяйственной сфере.
Римский оратор Цицерон впервые применил слово культура в переносном значении – как характеристику мышления.
«Философия есть культура ума»
Культуру изучает ряд наук: философия, культурология, социология и др..каждая из этих наук рассматривает только одну из сторон культуры: социология – культуру общественных отношений, политология – политическую культуру, культурология изучает культуру как систему.
Сохраняет свое значение и философский анализ культуры.
Существуют сотни различных определений культуры и десятки подходов к ее изучению.
Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, уровень их освоения и умения использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.
Структура культуры
Культура делится на материальную и духовную.
К материальной относятся способ производства материальных благ и ценностей, в которые вложен человеческий труд; средства производства, предметы труда, обмен и распределение материальных благ.
Духовная культура формируется на основе определенного уровня материальной культуры и включает в себя общественное сознание.
Материальная и духовная культуры находятся в полном органичном единстве, взаимодействуют и влияют друг на друга. Многие образцы духовной культуры воплощаются в материальные формы и, в то же время, материальное производство определяется уровнем научного знания и интеллектуальными возможностями человека.
Типология культур. Для выявления сущности культуры используется несколько подходов:
1) Продуктивистский – культура понимается как совокупный результат материального и духовного пространств.
2) Креативистский – культура предстает как творческая созидательная деятельность.
3) Аксиологический – культура рассматривается как совокупность социально значимых ценностей.
Функции культуры. К функциям культуры относятся познавательная, коммуникативная, информативная, нормативная, воспитательная, гедонистическая и некоторые другие.
Формы культуры. В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают 3 ее формы: элитарую, народную и массовую.
Элитарная – создается привеллегированной частью общества, либо профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и классическую литературу.
Народная – создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, сказания, легенды, песни, танцы и т.п.).
Массовая – ее продукция предназначена для употребления массами, в особенности молодежью. Она призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и стремится его отобразить. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность и выходят из моды.
Крайним выражением массовой культуры является хитч – примитивная псевдокультурная продукция.
Специфические особенности массовой культуры:
1) Стереотипы
2) Повторение и простота
3) Упрощенный язык
4) Житейский характер идеалов
Национальное и общечеловеческое в культуре
Основной закономерность развития культуры является преемственность.
В материальной культуре она проявляется в том, что без передачи из поколения в поколение отдельных элементов производственных сил и производственных отношений, невозможно развитие материального производства.
В духовной культуре корни ее элементов (традиции, нормы, идеалы, обычаи) уходят вглубь веков. Обрубить эти корни – значит лишить духовную культуру возможности постоянно обновлять свое содержание. Преемственность этой формы культуры обеспечивается тем, что она включает не только национальное, классовое, но и общечеловеческое.
Традиции и новаторство
Вместе с тем общечеловеческое без национально-особенного не может существовать; только проявляясь через национальное, общечеловеческое в культуре принимает своеобразный колорит.
Благодаря таланту Пушкина, как известного русского писателя и поэта, его имя и произведения знамениты на весь мир. В них поднимаются общечеловеческие проблемы проблемы любви, нравственности и т.п., но
Культурное наследие – это совокупность ценностей, созданных предшествующим поколением ми включенных в социально-культурный процесс конкретного общества.
История сохраняет уникальные феномены культуры, дает им новую жизнь, открывает новый смысл. Но иногда то, что досталось нам в наследство вступает в противоречие с новыми условиями жизни и тогда происходит адаптация других ценностей – новаторство.
Культура неспособна развиваться по одному и тому же сценарию, она постоянно изменяется, формирует свой творческий потенциал, который является носителем новаого.
Цивилизация. Понятие и типы.
Цивилизация (с лат. «гражданский, государственный») – совокупность материальных и духовных достижений общества.
Существует европейская и неевропейская цивилизации.
Цивилизация (по Тойнби) – устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.
Согласно Тойнби цивилизации бывают основными и локальными.
К основным цивилизациям относятся::
Шумерская;
Вавилонская;
Минойская;
Эллинская;
Китайская;
Индусская;
Исламская;
Христианская и некоторые др..
Локальных цивилизаций, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и др.).
Каждая цивилизация в своей судьбе проходит 4 стадии:
Зарождение;
Рост;
Надлом;
Дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации