Культура как объект филосовского исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 19:43, реферат

Краткое описание

Осмыслением культуры занимается и философия. Существует даже ее особое направление - философия культуры, предметом которой является культура как некая целостность. Отвлекаясь от всевозможных деталей и частностей, философия ставит вопрос о том, что такое культура, каково ее место в жизни человека и общества.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 29.76 Кб (Скачать файл)

Из уч. Фролова

Осмыслением культуры занимается и философия. Существует даже ее особое направление - философия  культуры, предметом которой является культура как некая целостность. Отвлекаясь от всевозможных деталей  и частностей, философия ставит вопрос о том, что такое культура, каково ее место в жизни человека и  общества.

"Вторая  природа". Сам термин "культура" латинского происхождения и первоначально  означал возделывание почвы, ее "культивирование", то есть  изменение природного объекта  под воздействием человека в  отличие от тех изменений, которые  вызваны естественными причинами.  Уже здесь язык выразил очень  важную особенность культуры - заложенное  в ней человеческое начало, единство  культуры, человека и его деятельности.

В дальнейшем слово "культура" получило более  обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком. В таком  понимании культуры действительно  отражаются ее существенные черты. Культура предстает как сотворенная человеком "вторая природа", надстроенная над  природой естественной, как мир, созданный  человеком, в отличие от девственной  природы. Из этого определения вытекает также, что не следует искать особой "сферы культуры". Там, где есть человек, его деятельность, отношения  между людьми, там имеется и  культура.

Можно сказать, что для философского понимания  культуры ее определение как "второй природы" является исходной базовой  предпосылкой. Мир культуры - это  все, что выделяет человек из естественной природы, это искусственный мир  преобразованной человеком природы. Лес - это природа, а парк - явление  культуры, ибо человек наложил  на естественную природу печать своей  деятельности, воплотил в нем определенный замысел. Но в ходе этого преобразования могут создаваться разнообразные  объекты, даже отдаленно не напоминающие то, что имеется в природе. Если парки, каналы, искусственные водоемы  и даже плотины подобны тому, что  имеется в природе без человека, то этого не скажешь о машинах, зданиях, искусственном волокне  и т.д. Культура может все более  уводить человека от мира природы, создавая особую искусственную среду. Но искусственная  среда никогда не заменит живой  природы, с которой человек не может терять связь без ущерба для своего физического и психического здоровья. От характера отношений  культуры и природы во многом зависит  ход человеческой истории.

"Вторая  природа", как и первая, является  объективной и материальной. Ее  отличие от первой только в  том, что она создана человеком,  является продуктом его деятельности. Однако при ближайшем рассмотрении  оказывается, что это "только" столь огромно, что материальность  культуры оказывается весьма  специфической.Один из высших уровней такой иерархии занимают общечеловеческие ценности.

Подчеркивая разницу  между материальными и духовными  ценностями, многие исследователи разграничивают материальную и духовную культуру. Под материальной культурой понимается совокупность материальных благ, средств  и форм их производства и способов овладения ими. Духовную культуру определяют как совокупность всех знаний, форм мышления, сфер идеологии (философия, этика, право, политика и т.д.) и способов деятельности по созданию духовных ценностей.

 В этом разграничении  есть рациональное зерно, но  его нельзя абсолютизировать. Здесь  всегда надо помнить об относительности  границ материальной и духовной  культур. Возможно даже, что точнее  говорить о материальных и  духовных сторонах единого феномена  культуры. В самом деле, станок  материален, но он был бы только  грудой металлолома, если бы  в нем не были воплощены  мысль конструктора, таланты, навыки  рабочих, изготовивших его. 

Наконец, обратим внимание еще на один очень важный момент - на социальный характер культуры. Культура - это неотъемлемая сторона жизни  общества, она неотделима от человека как социального существа. Не может  быть общества без культуры, как  и культуры без общества. Поэтому, то обыденное понимание культуры, с которым мы часто сталкиваемся, когда говорим: "Это некультурный человек, ему неведомо, что такое  культура", - неверно с философской  точки зрения. Говоря так, мы обычно имеем в виду, что человек, о  котором идет речь, плохо воспитан или недостаточно образован. Однако с философской точки зрения человек  всегда культурен, ибо он есть социальное существо, а общества без культуры не существует. Как бы ни было слабо  развито то или иное общество, оно  всегда создает соответствующую  культуру, т.е. совокупность материальных и духовных ценностей и способов их производства. Другое дело, что степень  развитости культуры может быть различной - сильной или слабой, высокой  или низкой. Эта степень зависит  от конкретного исторического этапа  развития общества, от условий, в которых  развивается человечество, от возможностей, которыми оно располагает. Но здесь  мы переходим к группе вопросов о  типологии культур и закономерностях  их развития.

Историки давно  уже спорят, как понимать культуру раннеклассового общества, которая  охватывает Древнее Перу, Древнюю  Мексику, Древнюю Индию и др. Соответствует  ли она особой самостоятельной общественно-экономической  формации или же только переходному  этапу развития общества от первобытнообщинного  строя к рабовладению либо феодализму. Общим для этого периода является доминирование "азиатского" способа  производства, наложившего серьезный  отпечаток на все стороны жизни  общества. Величайшим культурным достижением  этой эпохи является возникновение  и развитие письменности, что позволяет  одному поколению передать свой опыт другому в большей полноте, нежели это возможно в условиях только устной речи. В ряде центров складывается новая форма общественного сознания философия. Большие успехи делает искусство, формируются начальные элементы научных знаний. В то же время  медленное экономическое развитие обуславливает традиционный застой во всех областях культуры - проходят столетия, а жизнь воспринимается как неизменная, застывшая, стоящая на одном месте.

Культура сложившегося рабовладельческого общества отличается гораздо большим динамизмом. Эксплуатация огромных масс рабов, повлекшая за собой значительный рост прибавочного продукта, дает возможность ряду представителей класса рабовладельцев сосредоточиться на создании духовных ценностей, на осмыслении важнейших закономерностей природы, общества и мышления. Крупные достижения характерны здесь для многих областей культуры - этики, права, политики, философии, науки, искусства. Впервые появляются трагедия, драма, поэзия и художественная проза как самостоятельные виды отражения эстетической действительности. Формируется научная методология, познанные закономерности окружающего мира обосновываются с помощью тщательно разработанной и логически обоснованной системы доказательств. Если в прошлые исторические эпохи личность была растворена в первобытном коллективе или общине, то при рабовладельческом строе она (разумеется, личность свободного человека, а не раба) получает большие возможности для всестороннего развития и становится предметом философских размышлений(софисты, Сократ). Характерно также то, что религия, выполняя свои социальные функции, находится под контролем государства. Восхищаясь достижениями этой эпохи, не следует забывать о том, что из творческой деятельности в сфере духовной культуры почти полностью были исключены рабы, т.е. весьма значительная часть населения рабовладельческого общества.

В эпоху феодализма культура базируется на натуральном  хозяйстве, которому было свойственно  простое воспроизводство, тесное соединение работника со средствами производства, ориентация на самоудовлетворение основных потребностей, связь индивида с группой  и относительная неотделимость  его от природной среды. Эти особенности  способа производства опираются  на освященные временем традиции, для  духовной культуры в данный период характерно недоверие ко всему новому. Главенствующее положение в культуре заняла религия, подчинившая себе все  остальные формы общественного  сознания. Материалистическая философия, научные знания развиваются здесь  подспудно, идут на различные компромиссы  с религиозным мировоззрением. Но, хотя религия наложила заметный отпечаток  на развитие искусства, в эту эпоху  были достигнуты большие успехи, например, в области архитектуры - сегодня  мы любуемся не только готическими  соборами, но и целыми ансамблями средневековых  городов. Верно, что в феодальном обществе культивировался скучноватый  для современного человека жанр "житие  святых", но здесь же сформировалась искрометная поэзия вагантов - бродячих студентов.

Однако особенность  философского подхода к культуре заключается в стремлении осознать культуру с точки зрения сущности и целого.

Что же такое культура с точки зрения сущности?

Эта категория относится  к числу фундаментальных. Ее часто определяют как «вторую природу» (весьма широкое понятие) – эта традиция идет из античности, что достаточно справедливо, поскольку культура – процесс преодоления человеком природы и себя как природного существа. Начав создавать свой мир, человек сделал первый шаг к разрыву с природой. Следует также заметить, что культура конкретна (на разных этапах исторического процесса создается свой тип культуры) и неоднородна (она включает ряд структурных образований – культурных зон, типа городская – деревенская, народная – официальная и т.д.). К тому же любая культурная эпоха – это спектр тенденций, стилей, традиций, проблем [1, c.48].

Не так много  категорий в философии, которые, с одной стороны, были бы ясны и  очевидны, широко использованы, а с  другой, сложны для сущностного глубинного понимания.

Пытаясь ответить на вопрос: «Что такое культура?» (т.е. определить сущность культуры), можно заметить следующее: культура – понятие многозначное, характеризующее очень сложное  общественное явление, которое к  тому же используется в разных смыслах.

На бытовом житейском  уровне культура включает следующие  характеристики:

- определенное поведение  (тактичность, уважение к другим  людям, деликатность и т.п.);

- образованность;

- соблюдение норм  этикета.

На теоретическом  уровне картина выглядит несколько  иначе. Попробуем вычленить сущностные характеристики культуры.

1. Культура – все  созданное человеком, процесс  и результат человеческой деятельности.

2. Культура есть  творческая деятельность человека, благодаря которой человек реализует  свои способности.

3. Культура есть  система отношений между людьми, между человеком и природой, система  ценностей, существующих в обществе.

4. Культура есть  мера человеческого в человеке, то, что не только делается  человеком, но и то, что делает  человека [2, c.60-61].

К перечисленным характеристикам  культуры хотелось бы добавить еще  ряд принципиальных моментов.

1. Культура организует  жизнь людей, она вырабатывает  систему механизмов, формирующих  тип поведения, ограничивая биологические  начала в человеке.

2. Культура – это  сложная система.

3. Культура – это  и отношение к другой культуре (понимание и принятие или наоборот).

Раскрыть и понять сущность культуры помогает анализ ее функций (функции культуры характеризуют  роль культуры в обществе). Наиболее значимыми функциями культуры являются:

1) защитно – преобразующая;

2) информационная;

3) коммуникативная;

4) нормативная;

5) означивающая [1, c.48].

При анализе культуры, с точки зрения практической значимости, сегодня наиболее актуальны две  проблемы:

- что такое массовая  культура и

- проблема взаимодействия  западной и восточной культур.

 Категории культуры  и цивилизации в жизни человечества  очень тесно переплетены; более  того вырастают из одного корня.  Культура невозможна без цивилизации,  а цивилизация – без культуры; в этом выражается их взаимодействие  и взаимозависимость. Но в то  же время это существенно разные явления, отражающие разные стороны отношения человека к действительности.

Цивилизация представляет собой способ выживания человека в мире при помощи изменения мира. Она обеспечивает человеку физический комфорт.

Культура представляет собой прямо противоположный  способ выживания. Ее сущность – приспособление человека к враждебному миру и, как  результат, обретение душевного, психологического комфорта. Культура приобретает свое значение там, где бессильна цивилизация.

Если дело цивилизации  – это преимущественно материальное бытие, то дело культуры – идеально-духовный мир.

Различие между  цивилизацией и культурой довольно точно уловил М. Горький, который  так интерпретировал изречение  Ф. Шиллера «любовь и голод  правят миром»: «Там, где правит любовь, мы, недавние звери, имеем культуру, искусство и все великое, чем  справедливо гордимся. Там же, где  возбудителем деяний наших является голод, мы получаем цивилизацию» («О С.А. Толстой»).

В связи с различением  культуры и цивилизации можно  отметить еще одно обстоятельство: у этих способов освоения мира человеком  разные закономерности исторического  развития. Понятие прогресса применительно  к культуре и цивилизации следует  толковать по-разному. Процесс цивилизации  представляет собой в основном линейно  восходящую последовательность, в которой  каждое новое явление лучше предыдущего, то есть в итоге обеспечивает больший  физический комфорт. Поэтому новая  ценность обесценивает или вовсе  отменяет старую (в некоторых областях, например в науке, «вбирает» ее в  себя как частный случай: так, закон  всемирного тяготения Ньютона «поглощается»  теорией относительности Эйштейна). Никто не станет употреблять каменный нож, если есть стальной; обработка земли плугом эффективнее подсечно-огневого земледелия; применение наркоза при хирургических операциях облегчает страдания больного и т.п. – в массе таких и подобных фактов ясно рисуется характер прогресса цивилизации [2, c.65-66].

Информация о работе Культура как объект филосовского исследования