Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 19:43, реферат
Осмыслением культуры занимается и философия. Существует даже ее особое направление - философия культуры, предметом которой является культура как некая целостность. Отвлекаясь от всевозможных деталей и частностей, философия ставит вопрос о том, что такое культура, каково ее место в жизни человека и общества.
Из уч. Фролова
Осмыслением культуры занимается и философия. Существует даже ее особое направление - философия культуры, предметом которой является культура как некая целостность. Отвлекаясь от всевозможных деталей и частностей, философия ставит вопрос о том, что такое культура, каково ее место в жизни человека и общества.
"Вторая
природа". Сам термин "культура"
латинского происхождения и
В дальнейшем
слово "культура" получило более
обобщенное значение и им стали называть
все созданное человеком. В таком
понимании культуры действительно
отражаются ее существенные черты. Культура
предстает как сотворенная
Можно сказать,
что для философского понимания
культуры ее определение как "второй
природы" является исходной базовой
предпосылкой. Мир культуры - это
все, что выделяет человек из естественной
природы, это искусственный мир
преобразованной человеком
"Вторая
природа", как и первая, является
объективной и материальной. Ее
отличие от первой только в
том, что она создана
Подчеркивая разницу
между материальными и
В этом разграничении
есть рациональное зерно, но
его нельзя абсолютизировать. Здесь
всегда надо помнить об
Наконец, обратим внимание
еще на один очень важный момент
- на социальный характер культуры. Культура
- это неотъемлемая сторона жизни
общества, она неотделима от человека
как социального существа. Не может
быть общества без культуры, как
и культуры без общества. Поэтому,
то обыденное понимание культуры,
с которым мы часто сталкиваемся,
когда говорим: "Это некультурный
человек, ему неведомо, что такое
культура", - неверно с философской
точки зрения. Говоря так, мы обычно
имеем в виду, что человек, о
котором идет речь, плохо воспитан
или недостаточно образован. Однако
с философской точки зрения человек
всегда культурен, ибо он есть социальное
существо, а общества без культуры
не существует. Как бы ни было слабо
развито то или иное общество, оно
всегда создает соответствующую
культуру, т.е. совокупность материальных
и духовных ценностей и способов
их производства. Другое дело, что степень
развитости культуры может быть различной
- сильной или слабой, высокой
или низкой. Эта степень зависит
от конкретного исторического
Историки давно
уже спорят, как понимать культуру
раннеклассового общества, которая
охватывает Древнее Перу, Древнюю
Мексику, Древнюю Индию и др. Соответствует
ли она особой самостоятельной общественно-
Культура сложившегося рабовладельческого общества отличается гораздо большим динамизмом. Эксплуатация огромных масс рабов, повлекшая за собой значительный рост прибавочного продукта, дает возможность ряду представителей класса рабовладельцев сосредоточиться на создании духовных ценностей, на осмыслении важнейших закономерностей природы, общества и мышления. Крупные достижения характерны здесь для многих областей культуры - этики, права, политики, философии, науки, искусства. Впервые появляются трагедия, драма, поэзия и художественная проза как самостоятельные виды отражения эстетической действительности. Формируется научная методология, познанные закономерности окружающего мира обосновываются с помощью тщательно разработанной и логически обоснованной системы доказательств. Если в прошлые исторические эпохи личность была растворена в первобытном коллективе или общине, то при рабовладельческом строе она (разумеется, личность свободного человека, а не раба) получает большие возможности для всестороннего развития и становится предметом философских размышлений(софисты, Сократ). Характерно также то, что религия, выполняя свои социальные функции, находится под контролем государства. Восхищаясь достижениями этой эпохи, не следует забывать о том, что из творческой деятельности в сфере духовной культуры почти полностью были исключены рабы, т.е. весьма значительная часть населения рабовладельческого общества.
В эпоху феодализма культура базируется на натуральном хозяйстве, которому было свойственно простое воспроизводство, тесное соединение работника со средствами производства, ориентация на самоудовлетворение основных потребностей, связь индивида с группой и относительная неотделимость его от природной среды. Эти особенности способа производства опираются на освященные временем традиции, для духовной культуры в данный период характерно недоверие ко всему новому. Главенствующее положение в культуре заняла религия, подчинившая себе все остальные формы общественного сознания. Материалистическая философия, научные знания развиваются здесь подспудно, идут на различные компромиссы с религиозным мировоззрением. Но, хотя религия наложила заметный отпечаток на развитие искусства, в эту эпоху были достигнуты большие успехи, например, в области архитектуры - сегодня мы любуемся не только готическими соборами, но и целыми ансамблями средневековых городов. Верно, что в феодальном обществе культивировался скучноватый для современного человека жанр "житие святых", но здесь же сформировалась искрометная поэзия вагантов - бродячих студентов.
Однако особенность философского подхода к культуре заключается в стремлении осознать культуру с точки зрения сущности и целого.
Что же такое культура с точки зрения сущности?
Эта категория относится к числу фундаментальных. Ее часто определяют как «вторую природу» (весьма широкое понятие) – эта традиция идет из античности, что достаточно справедливо, поскольку культура – процесс преодоления человеком природы и себя как природного существа. Начав создавать свой мир, человек сделал первый шаг к разрыву с природой. Следует также заметить, что культура конкретна (на разных этапах исторического процесса создается свой тип культуры) и неоднородна (она включает ряд структурных образований – культурных зон, типа городская – деревенская, народная – официальная и т.д.). К тому же любая культурная эпоха – это спектр тенденций, стилей, традиций, проблем [1, c.48].
Не так много категорий в философии, которые, с одной стороны, были бы ясны и очевидны, широко использованы, а с другой, сложны для сущностного глубинного понимания.
Пытаясь ответить на вопрос: «Что такое культура?» (т.е. определить сущность культуры), можно заметить следующее: культура – понятие многозначное, характеризующее очень сложное общественное явление, которое к тому же используется в разных смыслах.
На бытовом житейском уровне культура включает следующие характеристики:
- определенное поведение
(тактичность, уважение к
- образованность;
- соблюдение норм этикета.
На теоретическом уровне картина выглядит несколько иначе. Попробуем вычленить сущностные характеристики культуры.
1. Культура – все
созданное человеком, процесс
и результат человеческой
2. Культура есть
творческая деятельность
3. Культура есть
система отношений между
4. Культура есть мера человеческого в человеке, то, что не только делается человеком, но и то, что делает человека [2, c.60-61].
К перечисленным характеристикам культуры хотелось бы добавить еще ряд принципиальных моментов.
1. Культура организует
жизнь людей, она вырабатывает
систему механизмов, формирующих
тип поведения, ограничивая
2. Культура – это сложная система.
3. Культура – это
и отношение к другой культуре
(понимание и принятие или
Раскрыть и понять сущность культуры помогает анализ ее функций (функции культуры характеризуют роль культуры в обществе). Наиболее значимыми функциями культуры являются:
1) защитно – преобразующая;
2) информационная;
3) коммуникативная;
4) нормативная;
5) означивающая [1, c.48].
При анализе культуры, с точки зрения практической значимости, сегодня наиболее актуальны две проблемы:
- что такое массовая культура и
- проблема взаимодействия западной и восточной культур.
Категории культуры
и цивилизации в жизни
Цивилизация представляет собой способ выживания человека в мире при помощи изменения мира. Она обеспечивает человеку физический комфорт.
Культура представляет собой прямо противоположный способ выживания. Ее сущность – приспособление человека к враждебному миру и, как результат, обретение душевного, психологического комфорта. Культура приобретает свое значение там, где бессильна цивилизация.
Если дело цивилизации
– это преимущественно
Различие между цивилизацией и культурой довольно точно уловил М. Горький, который так интерпретировал изречение Ф. Шиллера «любовь и голод правят миром»: «Там, где правит любовь, мы, недавние звери, имеем культуру, искусство и все великое, чем справедливо гордимся. Там же, где возбудителем деяний наших является голод, мы получаем цивилизацию» («О С.А. Толстой»).
В связи с различением
культуры и цивилизации можно
отметить еще одно обстоятельство:
у этих способов освоения мира человеком
разные закономерности исторического
развития. Понятие прогресса
Информация о работе Культура как объект филосовского исследования