Культура труда и управления Гастева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 14:09, реферат

Краткое описание

Жизнедеятельность Д. Гастева. Несомненно, лидером отечественной науки управления и НОТ в 20-е годы был А.К. Гастев. Несколько слов о его биографии.
Алексей Капитонович Гастев (1882— 1941), экономист, социолог, был активным деятелем революционного и рабочего движения в России, неоднократно подвергался арестам и ссылкам. В 1905 г. руководил боевой дружиной рабочих в Кастроме, выступал на митингах с разоблачением эсеров и меньшевиков, участвовал в работе III и IV съездов РСДРП.

Содержание

Введение
1. Концепция культурных установок
2. Трудовое обучение
3. Культура труда в управлении Гастева
4. Культура труда
5. Памятка-правила
6. Конкретный пример А.К. Гастева
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 40.91 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

       

                                  Культура труда и управления Гастева

 

Содержание

 

Введение

1. Концепция культурных установок

2. Трудовое обучение

3. Культура труда в управлении  Гастева

4. Культура труда

5. Памятка-правила

6. Конкретный пример А.К. Гастева

Заключение

 

 

Введение

 

Жизнедеятельность Д. Гастева. Несомненно, лидером отечественной  науки управления и НОТ в 20-е  годы был А.К. Гастев. Несколько слов о его биографии.

Алексей Капитонович Гастев (1882— 1941), экономист, социолог, был активным деятелем революционного и рабочего движения в России, неоднократно подвергался арестам и ссылкам. В 1905 г. руководил боевой дружиной рабочих  в Кастроме, выступал на митингах с  разоблачением эсеров и меньшевиков, участвовал в работе III и IV съездов  РСДРП. За плечами у Гастева не только революционный, но огромный производственный опыт: слесарь на заводах России и Франции (где окончил Высшую школу социальных наук), а после  Октября — один из руководителей  на предприятиях Москвы, Харькова и  Горького, наконец, секретарь ЦК Всероссийского союза металлистов. Известен он и  как поэт, его литературное творчество высоко ценили В.В. Маяковский и А.В. Луначарский. Гастев был одним из теоретиков и лидеров пролеткультовского движения.

С 1921 по 1938 г. возглавлял Центральный  институт труда (ЦИТ) в Москве. Основная заслуга Гастева заключается  в разработке теоретических и  экспериментальных идей новой науки  — социальной инженерии («социального инженеризма»), соединявшей в себе методы естественных наук, социологии, психологии и педагогики. Под его  руководством на десятках предприятий  внедрялись инновационные методы организации  труда и производства, по методикам  ЦИТа подготовлено более 500 тыс. квалифицированных  рабочих, тысячи консультантов по управлению и НОТ. Значителен его вклад в  разработку идей кибернетики и общей  теории систем. Разработки Гастева  получили мировое признание, они  изучаются в США, Англии, Франции  и других странах.

 

1. Концепция  культурных установок

гастев работа труд социальный

Промышленное  возрождение России, по мнению Гастева, неотделимо от культурного переворота. Концепция трудового воспитания и культурных установок предполагает уничтожение «стихийной распущенности» человека, которое начинается у Гастева  с физической и бытовой культуры — рационального режима дня, правильного  питания, отдыха и движения, затем  закрепляется в социально-психологической  культуре поведения, искусстве владения собой и своими эмоциями, взаимоотношениях, а результируется в подъеме общей  культуры производства. Трудовая культура начинается с постепенного привыкания к единому, выдержанному в течение  всего дня темпу. Трудовая выдержка лучше всего складывается при  работе операционной и труднее —  при монтажной, неповторяющейся  или обладающей рваным ритмом.

На тяжелой, неритмичной работе, считает Гастев, больше приобретается болезней и  вредных привычек. С одной стороны, русскому рабочему больше всего не хватает элементарной исполнительской  культуры: умения подчиняться, точно  соблюдать свои служебные обязанности  независимо оттого, приятно ему или  нет. Искусство коллективной работы, по Гастеву, основывается на умении приспосабливать  личные цели к общим задачам, на способности  точно и своевременно выполнять  распоряжения. Первым актом «организационного  тренажа» является обучение не руководить другими, а подчиняться самому. На этом принципе и строится у Гастева  новая наука — «педагогика  тренировки». Ее методы и законы базируются на точном расчете, в котором учтены все мелочи и детали, она имеет  три стадии: «общая гимнастика, имитация работы и, наконец, настоящая работа». Если гимнастика выступает в качестве «чистой техники движения», то задача имитационного упражнения приучить человека к нагрузке. На завершающей стадии обучающийся приступает к настоящим трудовым операциям, которые должны быть отрепетированы до автоматизма. Для руководителя Гастев предлагал полугодовой испытательный срок, в процессе которого за кандидатом на выдвижение проводились бы тщательные социально-психологические наблюдения и на основании их составлялся «психологический паспорт». Требуемая от руководителя деловая инициатива будет встречена с большим энтузиазмом, если прежде он покажет себя как исполнительный и дисциплинированный работник. Авторитет в коллективе, основанный на высокой личной культуре труда и профессиональной компетентности, представляет собой фундамент искусства управления. Согласно логике такого подхода, руководитель не приглашается извне, а воспитывается в собственном коллективе.

 

   2. Трудовое обучение

 

Исходная  ступень трудового обучения руководителя — исполнительская работа, простое  «послушание, ибо только здесь проверяется, на что способен человек». Исполнительская  работа дается труднее распорядительской  и требует большего времени, усилий и воли. В ней воспитывается  скорость реакций, быстрота движений, четкость и ритмичность труда; перед  будущим руководителем следует  ставить задачи « на быструю распланировку  стола, обставление комнаты, розыск телефонов, нахождение адресов... ни одного поручения без срока, ни одного задания  без измерений». Лишь после прохождения  школы организационно-распорядительской  деятельности, работника можно допускать  к более сложным, планирующим  функциям.

 

3. Культура  труда в управлении Гастева

 

Гастев  был убежден, что труднее и  дольше осваивается самое простое  и элементарное, нежели самое сложное  и непонятное. Поэтому он предлагал  начинать с исполнительской деятельности и переходить к распорядительской, начинать с организации труда и переходить к осмыслению ее содержания. В этом случае не только руководители или рядовые работники, но и любой гражданин должен пройти в своей жизни через школу НОТ. Такой подход к воспитанию трудовой культуры (а оно, по Гастеву, должно начинаться не в 14 лет, а в 2 года) был созвучен эпохе. Вместе с тем, новую культуру невозможно создать лишь на послушании, превращающем человека в «винтик» производственного механизма. Гастев требует творческого подхода к самым обыденным вещам — молотку, клещам, карандашу. На производстве важна не сама машина, а установка на нее, т. е. нацеленность на постоянное, каждодневное конструирование, изобретательство. Для заражения рабочей массы «неустанным бесом изобретательства» необходимо разработать и внедрить эффективную систему методов привлечения работников к управлению. Именно они, а также ежедневное внимание со стороны администрации (обучение, помощь), создадут предпосылки к тому, что рабочий задумается над каждым своим движением и приемом, сможет разобраться в его «анатомии» и устройстве. Рабочий учится у станка, впитывая логику его движений, а не заучивает правила по книгам. Поэтому и трудовая культура — это не сумма усвоенных знаний, а активная «сноровка». Надо начинать с простого ухода и налаживания станка, с тренировки своих движений и лишь затем переходить к усвоению теоретических знаний и формул.

Трудовое  обучение как способ воспитания нового человека у Гастева начинается с  формирования основ двигательной и  физической культуры, ловкости и экономии движений. Метод — бытовая и  производственная гимнастика. Тренировка основных человеческих качеств, необходимых  ему в трудовой деятельности, —  наблюдательности, изворотливости, воли, упорства, дисциплинированности и организованности — проходит по трем линиям: режим, труд и организация. Двигательная культура человека должна отрабатываться до автоматизма: чем хуже отточено движение, тем  больше в нем «элементаторможения». При хорошем владении телом человек  не задумывается над техническими моментами своей работы, высвобождая время на творчество. Автоматизм низших форм движений является обязательной предпосылкой свободы для высших, духовных движений человека.

Одним из конкретных инструментов воспитания НОТ  в быту являлась у Гастева хроно-карта, т. е. своеобразный учетный документ для записи бюджета времени. Статистическая обработка собранных у населения  учетных карт, по замыслу Гастева, поможет установить степень его  социализации, а их систематизация — основные социальные группы («рабочий, директор, студент, крестьянин, красный  воин») по характеру и способу  использования своего времени. Предлагались следующие этапы использования  времени: сон, пища, работа, отдых, самообслуживание. Учет времени воспитывает бережливость, дисциплинированность, способность  планировать свой рабочий день, повышает общую культуру человека. Для науки  его польза в том, что он вскрывает  «социальный скелет» труда и  повседневной деятельности людей.

 

 

 

4. Культура труда

 

Культура  труда имеет также экономическое  измерение: так, при правильном расположении инструментов работник выигрывает час  в течение дня; у культурного  человека «всегда все под рукой». Таким образом, НОТ у Гастева  — это еще и культура рабочего места. Культура движений органически  переходит в культуру поведения, личная культура — в коллективную. Взаимоотношения людей на производстве, согласно гастевской концепции, требуют  определенной «культурной условности», которая смягчает наше общежитие. Проявлять  тактичность в отношениях с другими, приветливость, пусть даже и условную, вместо «нарочито подчеркнутой грубости», — обязанность и право каждого  человека. Эти качества, наряду с  дисциплинированностью, способностью подчиняться общей задаче (иначе — исполнительством), энтузиазмом и умением заражать окружающих тем делом, которым вы сейчас занимаетесь, называется социальными установками, составляющими «искусство коллективной работы». Основное правило совместного труда — скрывать, а не выставлять свою индивидуальность, уметь на первое место ставить не собственное «я», а общие интересы. Научиться этому труднее, чем овладеть индивидуальным тренажером.

На вершине  пирамиды культуры труда у Гастева  находится культура рабочего класса. Приобретенные каждым работником индивидуальные навыки закрепляются четкой организацией совместной деятельности, которая пробуждает жажду творчества и стремление усовершенствовать  свое орудие труда. Осознание того, что средства производства теперь являются собственностью класса, формирует в  пролетариате принципиально новое, творческое отношение к труду. Рабочий становится творцом и распорядителем, он как бы сливается со всем заводским механизмом. К производству, в котором человек каждый день выковывает частицу своего «я», он будет относиться как к своему собственному делу. Так вопросы культуры труда выходили на проблему отношения к труду.

Свои  основные идеи и взгляды на трудовое воспитание Гастев изложил в многочисленных книгах и статьях. В самом концентрированном  виде они выражены в знаменитой «Памятке-правилах», содержащей 16 пунктов правил и наставлений  о том, как надо правильно и  культурно работать.

5. Памятка-правила

 

Прежде  чем браться за работу, надо всю  ее продумать так, чтобы в голове окончательно сложилась модель готовой  работы и весь порядок трудовых приемов. Если все до конца продумать нельзя, то продумать главные вехи, а первые части работы продумать досконально. Не браться за работу, пока не приготовлен весь рабочий инструмент и все приспособления для работы.

На рабочем  месте (станок, верстак, стол, пол, земля) не должно быть ничего лишнего, чтобы  попусту не тыкаться и не искать нужного среди ненужного.

Весь  инструмент и приспособления должны быть разложены в определенном, по возможности раз навсегда установленном  порядке, чтобы можно было все  это находить наобум.

За работу никогда не надо браться круто, сразу; не срываться с места, а входить  в работу исподволь. Голова и тело сами разойдутся и заработают; а  если приняться сразу, то скоро и себя, как говориться, зарежешь, и работу «запорешь». После крутого начального порыва работник скоро сдает: и сам будет испытывать усталость, и работу будет портить.

По ходу работы надо иногда усиленно приналечь: или для того, чтобы осилить  что-нибудь из ряда вон выходящее, или  чтобы взять что-нибудь сообща, артельно. В таких случаях не надо сразу  налегать, а сначала приладиться, надо все тело и ум настроить, надо, так сказать, зарядиться; дальше надо слегка испробовать, нащупать потребную  силу и уже после этого приналечь.

Работать  надо как можно ровнее, чтобы не было прилива и отлива; работа сгоряча, приступами портит человека и работу.

Посадка тела при работе должна быть такая, чтобы и удобно было работать, и  в то же время не тратились бы силы на совершенно ненужное держание тела на ногах. По возможности надо работать сидя. Если сидеть нельзя, ноги надо держать расставленными; чтобы  выставленная вперед или в сторону  нога не срывалась с места, надо устроить укрепу.

Во время  работы надо обязательно отдыхать. В тяжелой работе надо чаще отдыхать и по возможности сидеть, в легкой работе отдышки редкие, но равномерные.

Во время  самой работы не надо есть, пить чай, пить в крайнем случае, только для  утоления жажды; не надо и курить, лучше  курить в рабочие интервалы, чем  во время самой работы.

Если  работа неидет, то не горячиться, а лучше  сделать перерыв, одуматься и  применить снова опять-таки тихо; далее нарочно замедлять, чтобы  выдержать.

Во время  самой работы, особенно когда дело нейдет, надо работу прервать, привести в порядок рабочее место, уложить  старательно инструмент и материал, смести сор и снова приняться  за работу и опять-таки исподволь, но ровно.

Не надо в работе отрываться для другого  дела, кроме необходимого в самой  работе.

Есть  очень дурная привычка после удачного выполнения работы сейчас же ее показать; вот тут обязательно надо «вытерпеть», так сказать, привыкнуть к успеху, смягчить свое удовлетворение, сделать  его внутренним, а то в другой раз в случае неудачи получится  «отравление» воли и работа опротивеет.

В случае полной неудачи надо легко смотреть на дело и не расстраиваться, начиная  снова работу, как будто в первый раз, и вести себя так, как указано  в 11-м правиле.

По окончании  работы надо все прибрать, все положить на определенное место.

 

6. Конкретный  пример А.К. Гастева

 

На перевале.

Исполнилось четыре года с тех пор, как состоялось постановление об организации Института  Труда. Случилось событие, отражавшее экономический парадокс нашей революции. Создателями Центрального Института  Труда оказались профсоюзы, а  не хозяйственники. Это объясняется тем, что после Октябрьской Революции наши хозяйственные организации оказались оголенными в смысле подобранного людского состава. Рабочие массы, объединенные в профессиональные союзы, должны были заниматься и отстаиванием определенных классовых интересов рабочих, и в то же время брать на себя бремя организации производства.

Вот почему не случайно, что организационная  инициатива по изучению труда и первые попытки постановки рациональной организации  труда на заводах были связаны  с профессиональными союзами. Но в этом была и своеобразная гарантия для ЦИТа. С самого начала прикрепленный  к рабочей профессиональной организации, уже в силу одного этого факта, он должен был искать совершенно своеобразных социальных подходов к проблеме труда.

Информация о работе Культура труда и управления Гастева