Культура эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 14:02, реферат

Краткое описание

Мировоззрение и мироощущение Ренессанса. Возрождение, или Ренессанс, (одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры, охватывающая почти три столетия: с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в.). Термин «возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства Джордж Вазари. Под ним он подразумевал возрождение античности. Большинство представителей светской культуры – художники, философы, ученые – подвергают существенному пересмотру традиционные, религиозные, нравственные, эстетические взгляды средневековья и в поисках идеала обращаются к ценностям античной культуры, как духовному источнику нового мировосприятия, освобожденного от средневековой схоластики.

Вложенные файлы: 1 файл

Культура эпохи Возрождения.doc

— 38.00 Кб (Скачать файл)

Культура эпохи Возрождения

Мировоззрение и  мироощущение Ренессанса. Возрождение, или Ренессанс, (одна из самых ярких  эпох в развитии европейской культуры, охватывающая почти три столетия: с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в.). Термин «возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства Джордж Вазари. Под ним он подразумевал возрождение античности. Большинство представителей светской культуры – художники, философы, ученые – подвергают существенному пересмотру традиционные, религиозные, нравственные, эстетические взгляды средневековья и в поисках идеала обращаются к ценностям античной культуры, как духовному источнику нового мировосприятия, освобожденного от средневековой схоластики.

Период истории  итальянского искусства, относящийся приблизительно к 1500-1550 годам, называют Высоким Возрождением (Ренессанс). Это время, придавшее центральное значение "богоравному" человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые - при всем обилии тогдашних талантов – стали олицетворением целых эпох национальной культуры (личностей –"титанов", как их романтически именовали позднее).  
Индивидуальное, авторское творчество теперь приходит на смену средневековой анонимности. Огромное практическое значение получает теория линейной и воздушной перспективы, пропорций, проблемы анатомии и светотеневой моделировки. Центром ренессансных новаций, художественным "зеркалом эпохи" явилась иллюзорно-натуроподобная живописная картина, в религиозном искусстве она вытесняет икону, а в искусстве светском порождает самостоятельные жанры пейзажа, бытовой живописи, портрета.

Время, в которое  жили возрожденцы, заставило их осознать свою значимость, ответственность за самих себя. Не потеряв Бога и  веру, они лишь по-новому взглянули  на самих себя. Человек эпохи Возрождения смог восстановить в себе потенции античности – рефлексивность, способность к осознанию себя и мира, понимание антиномий жизни, стремление к осмысленности существования не только индивидуального, но и цивилизации в целом. Все эти изменения неразрывно связаны с формированием гармонически развитой личности, способной не только глубинно познавать мир, но и преобразовывать его, быть творцом собственной жизни и творцом истории. Возрождается в период Ренессанса и жизнеосмысливающее значение мифа. Но уже мифологически осмысленная жизнь приобретает особую целостность, в которой материальное и духовное, земное и божественное, христианское и языческое звучат в единой гармонической полифонии.

Возобновляется  античная традиция рассмотрения телесного и духовного в их единстве. Эстетическое становится доминирующем аспектом культуры Возрождения, как и в эпоху античности, когда весь космос представлялся эстетически прекрасным теперь отрицается негативное отношение средневековой морали ко всему телесно-природному, в противовес этому выдвигается на первый план идеал прекрасного.

Однако было бы неверно  толковать Ренессанс как простое  возращение к античности. Феномен  Возрождения – это весьма многогранное явление в развитии Европы, стержнем которого было новое мировоззрение и мироощущение, новая философия. Если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века – бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Мыслители эпохи Возрождения в качестве объекта исследования избрали наиболее сложный из известных человеку предметов – самого человека. Формулировались и проблемы личности (ее сложнейшей структуры, развития) и проблемы взаимоотношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и  Мирозданием. Рассматривались проблемы смысла и цели жизни. В центр выносится человек, а не Создатель, как высшее мерило всего сущего, в силу чего подобная система взглядов получает название гуманизм. Неслучайно деятелей эпохи Возрождения называют гуманистами.

Восстановление античного наследия (разыскивание рукописи древних авторов, очищение текста от позднейших наслоений и ошибок переписчиков и т.п.) было не самоцелью, а служило основанием для решения актуальных проблем современности, для построения новой культуры. Деятели Возрождения, очарованные достижениями греческой античности, положили начало органической преемственности, процессу трансляции духа великой культуры. И в то же время сохранили в себе свободный, естественный способ отношения к миру, позволивший совершить прогрессивный переворот культурного возрождения. Культура Ренессанса характеризуется отказом от авторитетов, обращением к опыту, доверием к собственному разуму, обузданием фантазии при помощи  совершенствующегося естествознания.

В период Ренессанса, как в никакой другой, идет интенсивное развитие всех областей жизни, науки, техники, философии. Леонардо да Винчи оставил миру открытия в области инженерии, физики, математики, астрономии, анатомии (устройство дляподвески церковных колоколов, модели строгального станка, многоствольной скорострельной пушки, вертолета, экскаватора, велосипеда, аэроплана, анатомический атлас мышц и нервов человека, которым пользуются и поныне); врачи уже изучали строение тела, анатомируя трупы, так как был снят запрет с научного исследования человеческого тела; Коперник предложил принципиально новую модель мироздания (геоцентрическую), базирующуюся на объективно истинной картине движения планет. Он освободил естествознание от догматов теологии; Христофор Колумб открыл миру Американский континент; Васка да Гама, обогнув Африку, прошел морским путем из Европы в Индию; Магеллан совершил первое кругосветное путешествие; Галилео Галилей сконструировал телескоп и термоскоп; Джордано Бруно утверждал, что вселенная не имеет никаких границ, число миров в ней бесконечно, Земля обладает собственным движением, подобным движению небесных тел. Весь мир представляется Бруно как нечто живое, в его учении явно проглядывается возрожденческий гилозоизм (от греч. «гиле» – материя и «зое» – жизнь). Н.Кузанский стремился философски определить сферу человеческого знания как область «знание о незнании». Человек предстает у Кузанского как Богочеловек, и его главная способность реализуется в способности познания прежде всего структурно-математическим образом, геометрически (геометризм в эпоху Возрождения являлся важнейшей формой представления действительности). Можно перечислять до бесконечности, однако важно выявить связь между великими научными техническими достижениями и становлением новой культуры, нового мировоззрения и мироощущения. Изменения во всех областях жизни приводят к переменам в умонастроениях людей и пробуждении их самосознания. И, прежде всего, это выразилось в тех основных чертах, которые стали характерными для эпохи Возрождения:


Информация о работе Культура эпохи Возрождения