Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:49, лекция
Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества. Мировоззрение и его историко-культурный характер. Мироощущение и мировосприятие. Эмоционально-образный и логико-рассудочный уровни мировоззрения. Два подхода к духовному освоению мира: с позиции природы и с позиции человека. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное. Мировоззрение и убеждения. Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи.
Раздел 1. История философии.
Тема 2. Философия Древнего Мира, Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени.
Тема 3. Классический этап философии Нового времени.
Тема 4. Русская философия.
Раздел 2. Философские проблемы
Тема 5. Учение о бытии (онтология). Учение о развитии. Природа человека и смысл его существования.
Тема 6. Учение об обществе (социальная философия).
Тема 7. Проблемы сознания и познания.
Тема 8. Будущее человечества (философский аспект).
Раздел 1. История философии. Раздел 1.История философии |
Тема 1. Философия, ее предмет и место
в культуре человечества. Мировоззрение
и его историко-культурный характер. Мироощущение
и мировосприятие. Эмоционально-образный
и логико-рассудочный уровни мировоззрения.
Два подхода к духовному освоению мира:
с позиции природы и с позиции человека.
Типы мировоззрения: художественно-образное,
мифологическое, религиозное, философское,
научное. Мировоззрение и убеждения. Мировоззрение
личности, социальной группы, эпохи. |
Реформация как один из
путей преодоления
Философия Нового времени (ХVII – ХVIII вв.).
Научная революция ХVII века и ее влияние
на особенности рассмотрения основных
философских проблем. Национальные школы
в философии. Приоритет гносеологии и
методологии в философии Нового времени.
Проблема достоверности знаний: эмпиризм
(Ф.Бэкон) и рационализм (Р.Декарт). Связь
гносеологии и онтологии: монизм, дуализм,
плюрализм. Обоснование новой картины
мира и ее динамика (И.Ньютон, Г.В.Лейбниц).
Взаимовлияние и взаимообусловленность
методов науки (естествознания) и философии
в Новое время. Пантеистический монизм
Б.Спинозы во взглядах на материю, природу,
познание, человека, общество.
Философия эпохи Просвещения. Разработка
модели нового исторического субъекта,
формирование понятия «гражданское общество»,
развитие взглядов о господстве человека
над природой, обоснование идеи об отсутствии
целей в естественнонаучном познании.
Наука, прогресс, цивилизация в философии
Нового времени.
Тема
3. Классический этап философии Нового
времени. Максима философского сознания
ХIХ века – принципиальное различие природы
и культуры. Основные проблемы немецкой
классической философии: целостность
и структурированность бытия, его познаваемость,
активность сознания, связь сознания и
познания, принципы развития, сущность
человека, универсальность и всеобщность
форм нравственности. Принцип тождества
бытия и мышления, его трансформации в
немецкой классической философии. Философское
учение И.Канта: априоризм как попытка
обоснования всеобщего характера научного
знания; автономия нравственной области
человеческой деятельности; развитие
философии от наукоучения к философии
духа. Трансцендентальный идеализм последователей
Канта. Энциклопедия философских наук
Гегеля. Система и метод в его учении. Философия
истории Гегеля.
Кризис традиционной формы философского
знания в середине ХIХ века. Социокультурные
основания мировоззренческого плюрализма.
Модернизация антропологизма (Л.Фейербах,
С.Кьеркегор) и натурализма (А.Шопенгауэр,
О.Конт). Формирование новых типов философствования:
консервативно-традиционных (неогегельянство,
шелленгианство), новаторско-традиционных
(марксизм), антиклассических (иррационалистических
и сциентистских).
Современная западная философия. Роль
философии как интегрирующего фактора
культуры (конец ХIХ - ХХ в.в.). Европейская
культура и трансформация основных философских
проблем, смена ценностей и ориентиров.
Максима общественного сознания ХХ века:
проблема смысла истории и проблема комплексного
изучения человека. Новые типы философствования:
сциентистский и антропологический.
Сциентизм как способ преодоления «кризиса»
классической философии при помощи ее
же методов. Позитивизм: проблема метода
в «первом» позитивизме (О.Конт, Г.Спенсер)
и источника познания в эмпириокритицизме
(Э.Мах, Р.Авенариус). Позитивистские философские
направления: аналитический эмпиризм
(Л.Витгенштейн, Б.Рассел), философия науки
(К.Поппер); постпозитивизм /историческая
школа/ (Т.Кун, И.Лакатос).
Реформация как один из путей преодоления
средневековой схоластики (М.Лютер, Ж.Кальвин). Реформация и контрреформация.
Философские аспекты концепции «открытости»
истории (Н.Маккиавелли); утопии как ранние
формы ненаучного прогнозирования (Т.Мор,
Т.Кампанелла). |
Тема 4. Русская философия. Влияние
языческих, античных, византийских традиций
и русского менталитета на становление
отечественной культуры философствования.
Практически-нравственная и художественно-образная
ориентация русской философии. |
Раздел 2. Философские проблемы
Тема
5. Учение о бытии (онтология). Бытие,
небытие, ничто. Основные виды бытия. Реальность
объективная и субъективная. Монистические
и плюралистические концепции бытия. Бытие
вещей, процессов и состояний. Бытие, субстанция,
материя, природа. Материальное и идеальное.
Человеческое бытие. Общественное бытие.
Пространство и время: сущности или свойства.
Проблема жизни, ее конечности и бесконечности,
уникальности и множественности во Вселенной.
Картины мира: обыденная, религиозная,
философская, научная. Природа мифов о
сотворении мира. Религиозная и теологическая
концепции происхождения и сущности мира.
Космогония. Креационизм, его особенности
в различных религиозных системах. Формирование
представлений о Космосе и Вселенной.
Виталистические теории. Идея многоступенчатости
мироздания. Модернизация в ходе истории
мифологических и религиозных взглядов
на проблему бытия. Идея единства мира.
Становление и развитие научной картины
мира; коперниковский переворот и его
последствия. Философские и физические
основания космологии. Формирование идеи
саморазвивающейся Вселенной. Динамика
картин мира в ХХ столетии.
Учение о развитии. Идея развития и ее
исторические изменения. Хаос и порядок;
упорядоченности и гармоничность. Диалектика
и метафизика – два противоположных подхода
к развитию. История метафизического метода.
Догматика и эклектика как разновидности
метафизики. Исторические формы диалектики
и ее современные разновидности. Взаимодействие
диалектики и метафизики. Софистика, схоластика,
формализм. Категории, принципы и законы
развития. Самоорганизация. Устойчивость
и изменчивость; прерывность и непрерывность.
Цикличность, круговорот и поступательность
в развитии. Изменение, движение, развитие.
Прогресс, регресс, завершенность, конец.
Детерминизм как концепция всеобщей закономерности,
взаимообусловленности и взаимосвязи.
Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм
и закономерность. Формы детерминизма.
Статистические и динамические закономерности.
Упорядоченность бытия. Принцип системности.
Дискуссия по поводу детерминизма в естествознании
и обществознании.
Природа человека и смысл его существования.
Проблема человека в историко-философском
контексте. Многокачественность, многоуровневость,
многомерность человека, его бытия, жизнедеятельности.
Человек как родовое существо. Объективистские
(природно-объективная, идеально-заданная,
социологическая) и субъективистские
концепции человека (психоаналитическая,
экзистенциальная и др.).
Природное (биологическое) и общественное
(социальное) в человеке. Антропосоциогенез
и его комплексный характер. Специфика
человеческой деятельности. Человек как
духовное существо. Философия, антропология,
психология, теология о духовности человека.
Духовность и бездуховность. Социальная
и биологическая продолжительность жизни
человека. Жизнь, смерть и бессмертие.
Смысл жизни. Человеческая судьба. Концепции
предопределения и судьбы человека в учениях
прошлого и в настоящее время.
Человек в системе социальных связей.
Человек и человечество. Основные характеристики
человеческого существования - неповторимость,
способность к творчеству, свобода. Творчество
и его разновидности. Талант как социокультурный
феномен. Понятие свободы и его эволюция.
Взгляд на свободу с позиции технократических
и бихевиористских концепций. Свобода
«внешняя» и «внутренняя», свобода «от»
и свобода «для». Свобода и произвол; свобода
и анархия; свобода и необходимость; свобода
и ответственность; свобода выбора. Человек,
индивид, личность. Личность и массы. Роль
социальной и культурной среды в формировании
личности. Генезис личностного начала
в истории. Роль культуры в социализации
личности. Индивидуализм и конформизм.
Обезличенность культуры. Проблема типизации
личности. Историческая и выдающаяся личность.
Личность в эпохи социальных катастроф.
Личность в компьютеризованном мире.
Тема 6. Учение об обществе (социальная
философия). Эволюция философского понимания
общественной жизни людей и ее истории.
Проблема построения теоретической модели
общества. Структура общества и его система.
Общество как саморазвивающаяся система.
Гражданское общество и государство. Культура
и цивилизация; критерии их типологии.
Аналитические и синтетические концепции
цивилизаций. Проблемы кризиса, распада,
взлета и упадка, становления и уровня
развития культур и цивилизаций. |