Л. Витгенштейн и традиции аналитического философствования в современной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 14:00, контрольная работа

Краткое описание

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, направление буржуазной философии 20 века, которое сводит философию к анализу употребления языковых средств и выражений, толкуемому как подлинный источник постановки философских проблем. Этот анализ рассматривается в АНАЛИТИЧЕСКОй ФИЛОСОФИИ в качестве единственно правомерного метода философского исследования и направлен на то, чтобы выявить действительные ситуации употребления языковых средств, порождающие философские проблемы. Его цель состоит в том, чтобы показать, что не существует реальных философских проблем, а соответствующая проблема, выступающая как философская, является либо псевдопроблемой, либо носит логико-лингвистический характер, либо предполагает конкретное содержательное исследование.

Вложенные файлы: 1 файл

11. Л. Витгенштейн и традиции аналитического философствования в современной культуре.doc

— 44.00 Кб (Скачать файл)

11. Л. Витгенштейн  и традиции аналитического философствования  в современной культуре

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, направление  буржуазной философии 20 века, которое  сводит философию к анализу употребления языковых средств и выражений, толкуемому как подлинный источник постановки философских проблем. Этот анализ рассматривается в АНАЛИТИЧЕСКОй ФИЛОСОФИИ в качестве единственно правомерного метода философского исследования и направлен на то, чтобы выявить действительные ситуации употребления языковых средств, порождающие философские проблемы. Его цель состоит в том, чтобы показать, что не существует реальных философских проблем, а соответствующая проблема, выступающая как философская, является либо псевдопроблемой, либо носит логико-лингвистический характер, либо предполагает конкретное содержательное исследование. Отрицая, т.о., правомерность философии как самостоятельного вида познавательной деятельности и рассматривая свою задачу как своего рода разоблачение и преодоление самостоятельности философии, АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ выражает тенденцию неопозитивизма в современной философии.

Внутри АНАЛИТИЧЕСКОй  ФИЛОСОФИИ можно выделить два  направления: логического анализа  философию, которая в качестве средства анализа применяет аппарат современной математической логики, и лингвистическую философию, отвергающую логическую формализацию как основной метод анализа и занимающуюся исследованием типов употребления выражений в естественном обыденном языке, в том числе когда он применяется при формулировке философских понятий. Единые в своих претензиях на совершение позитивистской «революции в философии», оба эти течения выражают, однако, различные умонастроения: в то время как философия логического анализа считает себя философией науки и представляет линию сциентизма в современной буржуазной философии, сторонники философии лингвистического анализа выступают против какого-либо культа научного знания и отстаивают «естественное» отношение к миру, выраженное в обыденном языке.

Понятие анализа, принятое в  АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИи появилось в бурж. философии 20 в. у Рассела и Мура как определенный метод разработки философской проблематики в противоположность спекулятивному системосозиданию, характерному, в частности, для абсолютного идеализма Ф. Брэдли и Б. Бозанкета. Большую роль в формировании исходных установок АНАЛИТИЧЕСКОй ФИЛОСОФИи сыграл «Логико-философский трактат» Витгенштейна,оказавший значительное влияние на формирование логического позитивизма. Хотя последний и можно рассматривать как форму АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ сами его представители не считали анализ самоцелью, а использовали его как средство реализации программы общенаучного синтеза в т. н. унифицированной науке

Для АНАЛИТИЧЕСКОй ФИЛОСОФИИ  характерна тенденция, сохранив идею анализа  как «антиметафизики», максимально  освободиться от каких-либо содержательных предпосылок философии характера, в т. ч. от гносеологических постулатов раннего неопозитивизма (например, принципа верификации), рассматривать анализ как чистую технику и не ограничивать его к.-л. формами, связанными с определенными концепциями знания. Тем самым современная АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ приходит либо к полной ликвидации себя как философии, подмене философского исследования логико-лингвистическим, логико-семантическим анализом, либо к возвращению в завуалированной форме к проблемам философского характера.

 

Важнейшим результатом деятельности Л. Витгенштейна

стал лингвистический  поворот в аналитической философии, спроецированный в рамках

«Логико-философского трактата». Л. Витгенштейн ориентировался, прежде всего, на поиски логики языка, а не языка логики,

постольку его аналитический  проект анализа языка существенным образом отличается от

логицистского варианта. «Трактат»  Витгенштейна, главным образом, направлен  на поиски

априорного условия мира и языка, обеспечивающего тождество их структур и

способность человека получать знание об объективной реальности.

В «Логико-философском трактате»  Витгенштейн поставил задачу представить  язык

как образ реальности. В соответствии с этим выстраивается  концепция логического 

атомизма: язык и мир находятся в одном  и том же логическом пространстве, обладая при 

этом идентичной логической формой.

Трактат состоит  из семи основных положений и комментариев к ним[1]:

Мир есть все  то, что имеет место.

То, что имеет  место, что является фактом, — это существование атомарных фактов.

Логический  образ фактов есть мысль.

Мысль есть осмысленное  предложение.

Предложение есть функция истинности элементарных предложений. (Элементарное предложение — функция истинности самого себя.)

Общая форма  функции истинности есть: [p, x, N(x)]. Это  есть общая форма предложения.

О чем невозможно говорить, о том следует молчать.

Реальность  слагается из абсолютно простых  и независимых друг от друга фактов,

которые образуют субстанцию мира. Согласно Витгенштейну, все выражения,

существующие  в языковой практике, могут быть соотнесены со стандартом идеального

языка, который картографически  отражает мир. Таким образом, интерсубъективность 

языковых значений обеспечивалась за счет логической формы универсального языка,

идентичной структуре  мира. Основываясь на атомарной логической модели

универсального научного языка, рассматривающей истинность сложных предложений,

Витгенштейн видел критерий их научной осмысленности в соответствии факту в

элементарных предложениях, подчеркивая тем самым отражательную  функцию языка».

Логика пронизывает весь мир и язык. Она же формирует  границу языка и мира. За

границей того, что может  быть высказано предложениями, лежат  ценности и смысл 

жизни. Фундаментальное переживание ценностей связано с представлением мира как

ограниченного целого. Такое  видение мира Л. Витгенштейн называет мистическим. Оно 

решает для человека проблему смысла жизни. Философия же пытается говорить о том, о чем говорить невозможно. Поэтому большинство философских вопросов и предложений

просто бессмысленны. Философия  нарушает запрет «о чем невозможно говорить, о том 

следует молчать». Осознав  это, она должна перестать строить  собственные теории и стать 

деятельностью по прояснению наших мыслей и высказываний.

 

Не полная ясность  седьмого положения заставила Витгенштейна пересмотреть комплекс идей, в котором  язык понимается уже как подвижная  система контекстов, «языковых игр», подверженная возникновению противоречий, связанных с неясностью смыслов используемых слов и выражений, которые должны устраняться путём прояснения последних. Прояснение правил употребления языковых единиц и устранение противоречий и составляет задачу философии.

Новая философия Витгенштейна представляет собой скорее набор методов и практик, чем теорию. Он сам полагал, что только так и может выглядеть дисциплина, постоянно вынужденная приспосабливаться к своему меняющемуся предмету. Взгляды позднего Витгенштейна нашли сторонников прежде всего в Оксфорде и Кембридже, дав началолингвистической философии.


Информация о работе Л. Витгенштейн и традиции аналитического философствования в современной культуре