Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:37, курс лекций
работа содержит ответы на билеты по "Аксиологии"
Раздел 1. Введение в учебный курс «Аксиологические основания поведения человека»
Тема 1.1 Поведение и деятельность человека и ценности как их основа
Тема 1.2 Аксиология и её предмет
Тема 1.3 Возникновение и развитие аксиологии
Раздел 2. Характеристика ценностей с позиций основных аксиологических теорий
Тема 2.1 Основные положения теорий аксиологического трансцендентализма
Тема 2.2 Основные положения теорий аксиологического нормативизма
Тема 2.3 Основные положения теорий аксиологического психологизма
Тема 2.4 Основные положения теорий аксиологического онтологизма
Тема 2.5 Значение основных групп аксиологических теорий для развития аксиологии
Тема 2.6 Аксиологические теории о функциях ценностей
Раздел 3. Структурно-генетическая концепция ценностей о возникновении, развитии и структуре ценностного мира человека
Тема 3.1 Ценности как личностное новообразование
Тема 3.2 Личностные ценности и роль индивидуального духа в их возникновении
Тема 3.3 Онтологическое основание возникновения ценностей
Тема 3.4 Возникновение ценностей в ценностном отношении
Раздел 4. Развитие ценностного мира человека
Тема 4.1 Социально-культурное развитие человека и развитие его ценностного мира
Тема 4.2 Характеристика основных типов систем ценностей
Раздел 5. Строение ценностного мира человека.
Тема 5.1 Взаимосвязь ценностей с видами отношений, переживаемых человеком как особенные
Тема 5.2 Соотносимость ценностей с потребностями человека
Тема 5.3 Соотносимость ценностей с объектами отношений
Тема 5.4 Соотносимость ценностей с видами деятельности
Тема 5.5 Ценностный мир человека и его структура
Раздел 6. Реализация личностных ценностей в деятельности и их осознание через ценностную рефлексию
Тема 6.1 Деятельность как средство реализации личностных ценностей
Тема 6.2 Методы ценностной рефлексии как средство воспитания
аксиология ценность поведение человек
Содержание
Раздел 1. Введение в учебный курс «Аксиологические основания поведения человека»
Тема 1.1 Поведение и деятельность человека и ценности как их основа
Тема 1.2 Аксиология и её предмет
Тема 1.3 Возникновение и развитие аксиологии
Раздел 2. Характеристика ценностей с позиций основных аксиологических теорий
Тема 2.1 Основные положения теорий аксиологического трансцендентализма
Тема 2.2 Основные положения теорий аксиологического нормативизма
Тема 2.3 Основные положения теорий аксиологического психологизма
Тема 2.4 Основные положения теорий аксиологического онтологизма
Тема 2.5 Значение основных групп аксиологических теорий для развития аксиологии
Тема 2.6 Аксиологические теории о функциях ценностей
Раздел 3. Структурно-генетическая концепция ценностей о возникновении, развитии и структуре ценностного мира человека
Тема 3.1 Ценности как личностное новообразование
Тема 3.2 Личностные ценности и роль индивидуального духа в их возникновении
Тема 3.3 Онтологическое основание возникновения ценностей
Тема 3.4 Возникновение ценностей в ценностном отношении
Раздел 4. Развитие ценностного мира человека
Тема 4.1 Социально-культурное развитие человека и развитие его ценностного мира
Тема 4.2 Характеристика основных типов систем ценностей
Раздел 5. Строение ценностного мира человека.
Тема 5.1 Взаимосвязь ценностей с видами отношений, переживаемых человеком как особенные
Тема 5.2 Соотносимость
ценностей с потребностями
Тема 5.3 Соотносимость
ценностей с объектами
Тема 5.4 Соотносимость ценностей с видами деятельности
Тема 5.5 Ценностный мир человека и его структура
Раздел 6. Реализация личностных ценностей в деятельности и их осознание через ценностную рефлексию
Тема 6.1 Деятельность как средство реализации личностных ценностей
Тема 6.2 Методы ценностной рефлексии как средство воспитания
аксиология ценность поведение человек
Раздел 1. Введение в учебный курс «Аксиологические основания поведения человека»
Тема 1.1 Поведение и деятельность человека и ценности как их основа
Поведение и деятельность человека является основным фактором, определяющим условия существования нашей планеты. С одной стороны, они являются причиной глубоких, часто негативных и необратимых, преобразований жизни людей и всего, что их окружает. С другой стороны - причиной возникновения и развития культуры, меняющей условия этой жизни к лучшему. Это вызывает необходимость исследований, позволяющих прогнозировать последствия тех или иных способов организации поведения и деятельности человека и создавать предпосылки возникновения оптимальных форм его взаимодействия с действительностью.
Поведение рассматривается как присущее всем живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью (7, с. 525). Взаимодействие человека с миром характеризуют посредством понятий «поведение» и «деятельность». Часто в понятии «поведение человека» смысловой акцент делается на приспособление человека к природным и социально-культурным условиям существования, а в понятии «деятельность» - на творчески-преобразовательном отношении человека к условиям его существования, к миру в целом (7, с. 525). Такое соотнесение содержаний этих понятий нельзя признать обоснованным. «Поведение» является более широким понятием, характеризующим взаимодействие с внешней средой любого живого организма. «Деятельность» - атрибут бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира, самого человека (7,с. 210). Так как нас интересует поведение и деятельность человека, то соотнести трактовки этих понятий можно при рассмотрении понятий одного порядка, т.е. понятий «поведение человека» и «деятельность». В этом случае становиться очевидным, что оба понятия обозначают форму (способ) установления взаимодействия человека с действительностью.
Деятельность можно трактовать как процесс установления человеком культурно-опосредованного отношения с действительностью. О поведение человека говорится как о комплексе способов деятельности (познавательной, ценностно-ориентировочной, коммуникативной, организационной, и т.п.), характерном для субъекта (индивидуального или коллективного). Таким образом, изучение качеств, характеризующих форму взаимодействия человека с миром, позволяет выявить и сущностные особенности человеческого поведения, и сущностные особенности деятельности.
Философские исследования показывают, что все качества и свойства поведения и деятельности человека закладываются при возникновении формы отношений организма с действительностью, свойственной только для человека. То, что стало началом такого возникновения, рассматривается как основа поведения и деятельности человека. К позитивным или негативным результатам этого поведения и деятельности приводят различные способы воспроизводства начала деятельности, т.е. основы установления взаимодействия человека с действительностью. Результаты будут позитивными, если способы деятельности и поведения человека обеспечивают воспроизводство всех тех качеств, которые заложены в их основе как необходимые и достаточные (достаточность – это полнота необходимого) для проявления сущностных качеств человека. Таким образом, выявление и изучение основы деятельности и поведения человека позволяет установить способы их организации, оптимальные по отношению к сущностным качествам человека и условиям его жизни.
Основой поведения и деятельности человека выступает то, что является началом возникновения взаимодействия человека с миром, то, что вызывает внутренние и внешние движения человека.
Американские психологи основой поведения считают инстинкты, которые у животных и человека рассматриваются как одинаковые.
Инстинкт – это цепной безусловный рефлекс, обеспечивающий установление генетически обусловленной формы взаимодействия живого организма со средой. Такая форма взаимодействия предполагает генетически обусловленное выделение предметов потребностей живого организма и способов их удовлетворения.
Генетически обусловленное – это врожденное для организма качество, общее для рода и вида.
Цепной безусловный рефлекс - это «ряд последовательных рефлекторных движений, из которых каждое предыдущее является начальным толчком для каждого последующего» (10, с. 365).
Анализ поведения животных и человека показывает, что и у тех и у других поведение возникает и на основе врожденного (т.е. инстинктивного) и на основе опыта, приобретенного в ходе индивидуального развития живого организма. При изучении поведения животных легко устанавливается, что основу их поведения составляют инстинкты, обеспечивающие генетически обусловленный выбор и предметов потребностей животных, и форм удовлетворения этих потребностей. Возможности приобретения животными индивидуального опыта, также определяющего их поведение, ограничены рамками инстинктов. То есть животное может заинтересовать во внешней среде только то, что по каким-то признакам сходно с генетически определенными предметами их потребностей и с условиями их удовлетворения. Возможности мышления животных также имеют границы, свойственные для вида и рода животных.
Предметы потребностей человека, а также способы их удовлетворения генетически не определены. Человек рождается с открытой программой. Это значит, что врожденной является только рамочная форма существования его потребностей, то есть, базовые потребности, которые выражают удовлетворяемую за счет внешних факторов общую потребность организма в поддержании физиологических процессов, в безопасности, в общности и любви, в уважении, в познании, эстетические потребности, потребность в самоактуализации (А. Маслоу). Предметы и способы удовлетворения потребностей человека определяются им в процессе жизни, т.е. являются не врожденными, а приобретенными.
При анализе поведения людей очень трудно установить, какое сочетание врожденного и приобретенного определяет характер их поведения. Отечественная школа психологии (Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.) настаивает на том, что поведение человека определяется освоенным им социально-культурным опытом и мышлением, развитие которого также обусловлено социально-культурными воздействиями.
Исследуя развитие форм поведения живых организмов Сергей Львович Рубинштейн выделил две основные большие ступени: «1. Основанные на биологических формах существования, вырабатывающиеся в процессе приспособления организма к среде, инстинктивные, т.е. несознательные формы поведения. 2. Основанные на исторических формах существования, вырабатывающихся в процессе общественно-трудовой практики, изменяющей среду, сознательные формы поведения» (9, с. 141).
Инстинктивное поведение, по словам Рубинштейна, «характеризуется: «1) специфическим способом мотивации и 2) специфическими механизмами выполнения. Инстинктивное действие – это сложное действие, исходящее из органической мотивации – из биологических потребностей – и выполняемое посредством первично автоматических реакций» (9, с. 124).
«Психическое развитие животных обусловлено общими закономерностями биологического развития организмов в условиях определенных взаимоотношений его с окружающей естественной средой.
Психическое развитие человека обусловлено общими закономерностями общественно-исторического развития. При этом значение биологических природных закономерностей не упраздняется, а «снимается», т.е. вместе с тем и сохраняется, но в опосредованном и преобразованном виде» (9, с. 141).
Эти выводы подтверждаются тем, что дети, попавшие к обезьянам или волкам в раннем возрасте, а позднее опять к людям, так и не смогли освоить человеческий образ поведения. То есть генетически открытая программа человеческой жизни может быть выстроена и по образцу жизни животных (только в раннем возрасте) и по образцу человеческой жизни. Таким образом, для человека генетически определена свободная форма установления взаимоотношений с действительностью, т.е. основным инстинктом человека является инстинкт свободы.
Во 2-ой половине 20-х годов 20-го века
Николай Александрович
Идея Н.А. Ьернштейна поддерживалась Л.С. Выготским. В конце ХХ века исследования А.Г. Асмолова и А.В. Петровского, эмпирически доказавшие неадаптивность поведения человека, также стали подтверждением этой идеи.
Таким образом, характер поведения человека в основном определяет приобретенный им социально-культурный опыт и то, что это поведение направлено не на приспособление к окружающей среде, а на её активное преобразование. Такой способ установления взаимоотношений человека с действительностью предполагает предварительное (т.е. до установления взаимодействия) существование в его сознании образа предстоящего действия (модель потребного будущего), который выступает как эталон, позволяющий человеку направлять и контролировать выполнение этого действия. Поэтому, решение проблемы выявления основы поведения человека может быть сведено к исследованию существующего в его сознании образа взаимоотношений с действительностью, определяющего направленность его поведению и деятельности.
Ряд философов, таких как М. Шелер, Н. Гартман, Карл Риккерт, Борис Вышеславцев, Э. Агацци и др., пришли к выводу, что направленность поведения и деятельности человека задается ценностями. Агацци (1988г.) определяет поведение человека как ценностно-ориентированное действие (1, с, 152). Таким образом, основой поведения и деятельности человека являются ценности, представляющие собой предмет изучения аксиологии. Это положение позволяет нам рассматривать аксиологические основы поведения и деятельности человека предметом данного учебного курса. Поиск образа потребностного будущего может быть осуществлен при помощи рефлексии, организованной как ряд вопросов и ответов человека, позволяющих ему выявить основную причину какого-либо своего действия. Например: «1. Почему Вы читаете данный текст? 2. Что является для Вас причиной того, что Вы назвали при ответе на первый вопрос? 3. Что является для Вас причиной того, что Вы назвали при ответе на второй вопрос? 4. и т.п.».
В результате рефлексии каждый человек может выделить в своем сознании образ формы своих отношений с миром, в котором зафиксированы такие качества этих отношений, которые представляются для человека значимыми, необходимыми не в силу каких-то обстоятельств, а сами по себе. То, что представляется для человека и для людей значимым самим по себе и определяет направленность его и их активности философией рассматривается как ценности. Это определение ценностей не включает в себя все их сущностные характеристики. Подробное исследование ценностей показывает, что они представляют собой структуру индивидуального сознания, которая является формой взаимодействия внешних и внутренних, врожденных (инстинктивных) и приобретенных, природных и социально-культурных факторов, определяющих поведение человека.