Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 22:11, курс лекций

Краткое описание

духовная жизнь общества, элементы духовной жизни
Духовная жизнь общества – нематериальная форма освоения мира и общения между людьми с помощью разума.
Она является важной стороной функционировании я развития общества.. Наполненная богатым содержанием – создает благоприятную духовную атмосферу, хороший морально-психологический климат в обществе. И, наоборот, бедная и невыразительная – создает полную бездуховность в обществе.

Вложенные файлы: 1 файл

1 вопрос.docx

— 25.33 Кб (Скачать файл)

1 вопрос:

духовная жизнь общества, элементы духовной жизни

Духовная жизнь общества – нематериальная форма освоения мира и общения  между людьми с помощью разума.

Она является важной стороной функционировании я развития общества.. Наполненная богатым содержанием – создает благоприятную духовную атмосферу, хороший морально-психологический климат в обществе. И, наоборот, бедная и невыразительная – создает полную бездуховность в обществе.

Духовная жизнь есть проявление человеческой сущности.

Духовная жизнь имеет весьма сложную структуру.

Элементы духовной жизни:

1. Духовные потребности людей,  направленные на создание и  потребление соответствующих духовных  ценностей.

2. Духовные ценности.

3. Духовная деятельность по созданию  духовных ценностей и в целом  духовное производство.

4. Духовное потребление духовных  ценностей.

5. Духовные отношения между людьми.

6. Проявления межличностного духовного  общения людей.

Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность.

Духовная деятельность – деятельность сознания, в процессе которой возникают  определенные мысли и чувства  людей, их образы и представления  о природных и социальных явлениях.

Результат этой деятельности: определенные взгляды людей на мир, научные  идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Затем  они воплощаются в соответствующих  нормах поведения, в произведениях  искусства, обрядах, ритуалах и т.д.

Духовные ценности – те или иные взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, духовное общение людей.

Духовные потребности – внутренние побуждения человека к духовному  творчеству, к созданию духовных ценностей  и к их потреблению, к духовному  общению.

Они: а)объективны по содержанию, т.к. обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей. И выражают объективную необходимость духовного освоения ими окружающего мир.

б) субъективны по форме, как проявление внутреннего мира людей.

 

2 вопрос:

буддизм

Буддизм возник в VI веке до н.э.

Основатель – индийский принц  Сиддхартха Гаутама (Будда – просветленный, пробужденный).

Главный вопрос – бытие личности.

Существование человека связано со страданием и бесконечным перерождением. Освободиться от страдания (и перерождений) возможно только устранив стремление к жизни.

Для этого необходимо погасить желания  человека путем отрешения от мирской  суеты и погружением в медитацию (лат. медитацио – сосредоточенное размышление) – углубленная сосредоточенность, отрешение от внешних объектов и внутренних переживаний.

В результате достигается состояние  нирваны – высшее блаженство в  виде отрешенности от жизненных забот  и желаний. При этом человек освобождается  от перерождений и сливается с  Богом.

Главный принцип буддизма – терпимость (толерантность) – не причинение вреда  окружающим.

 

3 вопрос:

. Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.

Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э. Главные источники — философские трактаты "Даоцзин" и "Дэцзин", совместно именуемые "Даодэцзин".

2. Основными понятиями даосизма  являются "Дао" и "Дэ". "Дао" имеет два значения:

• путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;

• субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. "Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.

3. Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:

• все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;

• материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе ("все происходит из земли и уходит в землю"), то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной — камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет "строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы;

• мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние ("у-вэй");

• особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит "Дэ" — животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше "Дэ" перейдет от императора к нему;

• познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с "Дао" — первоначалом, послушании императору и близости к нему;

• путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей;

• необходимо во всем уступать друг другу.

Даосизм (школа Дао) – важнейшая  философская школа в Китае.

Возникла во 2-й половине 1-го тысячелетия  до н.э.

Основатель – Лао-цзы, важнейший представитель – Чжуан-цзы.

Главная категория «Дао» (путь) –  начало и основа мира, всеобщий невидимый  закон природы, который определяет мир (природу, общество, человека) и  управляет им. Вселенная спонтанно  возникает и исчезает.

Категория «У вей» – бездействие (недеяние). Соблюдая закон Дао, человеку и обществу лучше бездействовать по отношению к природе, т.к. все их усилия лишь увеличивают противоречия между ними. Поэтому главный принцип поведения личности – сохранение «меры вещей» (существующего положения). Именно «бездействие» и приводит к счастью, процветанию и полной свободе.

Мудрый правитель, следуя Дао, ничего не предпринимает, управляя страной. В  результате народ процветает, а в  обществе сами собой воцаряются порядок  гармония. Попытки манипулировать миром  обречены на неудачу и гибель.

 

4 вопрос:

конфуцианство

Основатель конфуцианства –  Конфуций (551-479 до н.э.) или Кун-цзы – учитель Кун. Уже в 20 лет прославился как знаменитый педагог Китая.

Главный труд «Лунь юй» («Беседы и суждения»).

В 1503г. причислен к лику святых. Последователи – конфуцианцы. Была господствующей идеологией в Китае до 1949 года (образование КНР).

В центре внимания – человек и  вопросы его идеального воспитания (умственного и нравственного  развития, поведения).

Человек есть элемент общества, подчинен ему. Государство это большая  семья, коллектив, в котором растворяется личность.

Причина нравственного падения  и смуты в обществе – пренебрежение  к религии и ее ритуалам.

Главная категория «Небо», оно есть Бог, нравственность, к которому надо относиться почтительно. Царь – посредник  между Небом и людьми. (Поднебесная  империя). Сущность воспитания идеального человека – в духовном его соединении с Небом (Богом).

Основное требование к человеку – быть человечным (доброта, человеколюбие, гуманность). Это категория «Жень»

Основой человечности является уважение к родителям и старшим (сыновья  почтительность), т.н. категория «Сяо».

Это есть самый эффективный способ управления страной (большой семьей). Поэтому отношения правителя  и подданного должны строиться по аналогии как отношения отца и  сына, старшего и младшего брата.

Концепция «золотой середины» –  в управлении народом не допускать  ни перегибов, ни чрезмерной мягкости, т.е. необходимы компромиссы.

Другие императивы (правила, советы)Конфуция:

- не делай другим того, чего  не пожелаешь себе;

- помогай другим в том, чего  бы ты сам хотел достичь.

 

5 вопрос:

этапы античной философии

Период ее существования: 6 век до нашей эры – 6 век нашей эры.

Предпосылки возникновения, особенности  и характер античной философии

Античная философия возникла и  жила в «силовом поле», полюсами которого являлись, с одной стороны, мифология, а с другой - формирующаяся именно в Древней Греции наука.

Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных  структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии  и ее идеологам в лице сословия жрецов, критика нормативных нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост научных  знаний - вот некоторые факторы, их которых складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии.

В античной Греции философия формируется  в тот период, когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок  оказываются под угрозой, когда  прежние традиционно-мифологические представления рабовладельческого общества обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять  новые мировоззренческие запросы.

Кризис мифологического сознания был вызван рядом причин. Главную  роль здесь сыграло экономическое  развитие Греции, экономический подъем в IX - VII веках до н.э.: расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост народонаселения и прилив его в города. В результате развития торговли, мореходства, колонизаций новых земель расширялся географических горизонт греков, Средиземное море стало известным до Гибралтара, куда достигали ионийские торговые суда, а тем самым гомеровское представление о Вселенной обнаружило свою неадекватность. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.

В Греции в VI веке до н.э. происходит постепенное разложение традиционного типа социальности, предполагавшего более или менее жесткое разделение сословий, каждое из которых имело свой веками устоявшийся уклад жизни и передавало как этот уклад, так и свои навыки и умения из поколения в поколение. В качестве той формы знания, которая была общей для всех сословий, выступала мифология; и хотя каждая местность имела своих собственных богов, по характеру своему и способу отношения к человеку эти боги принципиально друг от друга не отличались.

Социально-экономические изменения, происходившие в VII - VI веках до н. э., вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование. Она предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру - думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть отца в семье ставилась под вопрос.

К социокультурным предпосылкам возникновения античной философии прежде всего можно отнести поэмы Гомера и творчество гномических поэтов VII-VI вв. до н.э. (от «гнома» - изречение, греческое - стихотворный афоризм), создававших стихотворные афоризмы Введение в философию. / Под ред. Фролова И.Т. - М., 2003. С. 86.

Протофилософское значение гомеровского эпоса можно выразить в следующих позициях: Гомеровские поэмы структурированы в соответствии с чувством гармонии, пропорции, меры, которые впоследствии в контексте философии станут онтологическими принципами; Гомеровский стих обнаруживает подлинное искусство мотивации, то есть поэт не просто излагает факты, а находит им объяснение, отыскивает их причины и мотивы. Данный способ изложения фактов подготовил греческую ментальность к восприятию философии, которая тоже будет искать истоки, основания вещей; Гомеровский эпос представляет реальность мифопоэтическими средствами, но во всей ее полноте. Имплицитно гомеровский стих содержит вопрос: какова роль человека в универсуме? Вопрос, который станет «классическим» вопросом греческой философии. Философия также будет стремиться выразить реальность во всей ее полноте, но в форме рациональных понятий.

К социокультурным предпосылкам античной философской мысли можно, конечно же, отнести и общественную религию, орфические мистерии. В греческой религии различают две формы: публичную и религию мистерий. В определенной части собственного содержания они совпадают, но порой антиномичны, к примеру, в интерпретации понятий смысла жизни, предназначения, судьбы, человека. При этом для интерпретации генезиса философии важнее рассмотрение религии мистерий. По мнению Б. Рассела, именно благодаря религиозным мистическим сообществам «возникла концепция философии как образа жизни (way of life)».

Публичная религия представлена поэмами  Гомера и Гесиода. Боги этой религии - персонифицированные явления природы. Тем самым, публичная религия  натуралистична. Свой характер она  передает и философии. Ссылка на природу  есть константа греческой мысли.

Возникнув в конце VII - начале VI в. до н.э., древнегреческая философия до конца своего развития, пресекшегося в VI в. н.э., оставалась характерным, своеобразным и значительным явлением культурной жизни античного общества. Она возникла в греческих городах-государствах на рубеже VII-VI вв. до н. э. Сначала на западном побережье Малой Азии (в Ионии), затем в греческих городах Южной Италии, в прибрежных греческих городах острова Сицилия и, наконец, в собственно Греции - в Афинах (V в. до н. э.). Испытав период блестящего расцвета в VI-V вв. до н. э., философия античной Греции продолжала развиваться в эпоху образования монархии Александра Македонского (IV в. до н. э.) и при его приемниках, а затем под властью Римской империи и в период разделения ее - в Восточной империи - вплоть до начала VI в. н. э Антология мировой философии. Античность. - М., 2001. С. 72..

Информация о работе Лекции по "Философии"