Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:52, курс лекций

Краткое описание

Основные типы истолкования сущности философии. Понятия мироотношения и мировоззрения. Мировоззрение и общекультурная картина мира. Мировоззрение и философия. Социально-исторические детерминанты возникновения философии. Смысл и назначение философии в мире культуры. Философия как основание четырех различных сфер человеческих интересов; науки, поэзии, религии, логики. Философия и мифология. Философия и религия. Философия и искусство. Философия и наука. Философия и политика. До изучения предмета от студентов приходится слышать: «Зачем нам нужна философия?»

Вложенные файлы: 1 файл

Т. А. Сулейменов Курс лекции по философии Шымкент-2010 г. 1-лекц.doc

— 788.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Т.А.Сулейменов

 

 

 

 

 

Курс лекции по философии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шымкент-2010 г.

1-лекция

ФИЛОСОФИЯ КАК  ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

Философия, её предмет и функции

 

Основные типы истолкования сущности философии. Понятия  мироотношения и мировоззрения. Мировоззрение и общекультурная картина мира. Мировоззрение и философия. Социально-исторические детерминанты возникновения философии. Смысл и назначение философии в мире культуры. Философия как основание четырех различных сфер человеческих интересов; науки, поэзии, религии, логики. Философия и мифология. Философия и религия. Философия и искусство. Философия и наука. Философия и политика.

До изучения предмета от студентов приходится слышать: «Зачем нам нужна философия?» Подобные вопросы ставились даже многими  мыслителями, в частности, в XIX в. русский историк и философ К. Д. Кавелин в одной из статей вопрошал: «...нельзя ли нам вовсе обойтись без философии..?», «Что нам в этой философии..?», «Точные науки — другое дело: чему они учили тысячу лет тому назад, то остает¬ся истиной и теперь... А философия?» Ответ Кавелин дает если не ис¬черпывающий, то примечательный: «Философия всегда и везде сопро¬вождала умственную жизнь и была ее показателем...»'

Проблема сущности и  роли философии сопровождала ее с  момента зарождения. (Собственно, и сама философия возникла с поиска отве¬та на вопрос: «Что есть все?») Выдающийся французский мыслитель Декарт в XVII в., рассуждая о роли философии, говорил о том, что только философия «отличает нас от дикарей и варваров» и каждый народ «тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем фило¬софствуют»2.

В этом суждении удачно подмечено, что люди архаического перио¬да в  философии не нуждались. Их образу жизни  соответствовало ми¬фологическое  сознание, как особый способ освоения действительно¬сти. Будучи включенными в природу, они чувствовали свою слитность с окружающим миром, с таинственными стихиями и силами. Систе¬матическое производство материальных благ содержательно меняет человека и ставит его в принципиально иное отношение к миру бытия. Приспособление к условиям жизни сменяется их преобразованием. Это влечет за собой смену миросозерцания мировоззрением.

Философия зародилась в I тыс. до н. э. в странах Древнего мира: Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции и Риме. Слово «философия» (от греч. phileo — люб¬лю и sophia — мудрость) в буквальном переводе означает «любовь к мудрости», «любомудрие». Но более точно оно переводится как «стрем¬ление к истине». По традиции считается, что слово «философ» впер¬вые употребил Пифагор, а введение в научный оборот термина «фи¬лософия» приписывают Платону.

Появление определенного  названия той или иной науки обычно связано с периодом ее выделения  в самостоятельную отрасль знания. Этот процесс называют самоопределением науки. Как самостоятель¬ная наука философия формируется в VII—V вв. до н. э. почти одновре¬менно в Индии, Китае, Древней Греции, поскольку в этот период про¬ходил активный процесс дифференциации наук. Задачей философии становится обобщение имеющихся у человека знаний о мире в еди¬ную систему. При этом целостное представление о мире предполагает включение в него человека, обладающего способностью активного и сознательного воздействия на окружающий мир. Философия пре¬вращается в систему общих знаний о природе, обществе и человеке.

Вместе с тем в  самой философии формируются  самостоятельные ее разделы: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, история фи¬лософии и др. То есть, выстраивается своего рода, структура  философ¬ского знания.

Возникает вопрос: «С какой целью человек, начав философствовать две с половиной тысячи лет назад, продолжает заниматься этим и сей¬час?» А ответ один: чтобы понять мир, в котором он живет, изменить его к лучшему. В частности, изменить мир, как полагает английский философ Б. Рассел, «лучше всего и вернее всего» путем морального совершенствования и самосовершенствования.

Наука не занимается вопросами  о добре и зле, она не может  объяс¬нить целей, к которым мы стремимся, или оправдать этические прин¬ципы, которым следуем. Философия может, должна и способна это сде¬лать. Философия выступает как духовное рационально-теоретическое освоение действительности. Но несмотря на свою относительную аб¬страктность, она изначально практична и гуманистична. Ее назначе¬ние — научить человека самостоятельно и творчески мыслить, пони¬мать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определять направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной.

Таким образом, мы можем дать предварительное определение фи¬лософии.

«Границы» философского знания

Прежде чем определить «границы» философского знания и  усом¬ниться или утверждать правомерность  такой постановки проблемы, следует  ответить на очередной вопрос: «Что же делают философы, ког¬да они работают? Астрономы наблюдают движение планет, физиоло¬ги изучают строение и функционирование человеческого организма и т. д. А философы?»

Попытаемся ответить на поставленный вопрос, опираясь на книгу Б. Рассела  «Мудрость Запада». Все науки граничат с неизвестным, но, по мнению Рассела, «когда человек входит в пограничные области или заходит за них, он попадает из науки в сферу умозрения». Таким образом, он полагает, умозрительная деятельность человека и есть философия1.

Науки, по своей сущности, должны исходить из повседневного жи¬тейского опыта и специальных экспериментов. Опыт же имеет свои пределы. А философской мысли присуще рассмотрение наиболее об¬щих форм человеческого опыта. Другими словами, наука имеет дело с известными фактами, а философия — с умозрением.

Целью философии является не просто суммирование данных всех других наук, она стремится наиболее полно  обобщить закономерно¬сти, открытые другими  науками.

ПРЕДМЕТОМ ФИЛОСОФИИ являются всеобщие закономерности при¬роды, общества, человека; отношения объективной действительности и субъективного мира.

Теперь определим «границы»  между философским и научным  зна¬нием.

Соотношение философии и науки.

1. Создав научную картину мира, человек смотрит на мир как  бы через прозрачное стекло. Он строит картину мира, исключая себя самого. Ученый отвечает на вопрос: «Каковы законы объектив¬ного мира?»

В философской картине мира человек  смотрит как бы в зеркало. Философ  отвечает на вопрос: «Кто я в этом мире?»

2.  Ученый осуществляет функцию  получения точного знания. За¬дача ученого — дать объективную картину мира.

Философ осуществляет функцию самоосознания. Задача фило¬софа — понять современное  сознание и его истоки.

3.  Для науки главное —  сформулировать такую теорию, истинность  которой можно подтвердить экспериментально.

Философ размышляет о том, что такое  мир и какое место занима¬ет  в этом мире человек.

4.  Наука вырабатывает понятия  (математические, физические, хи¬мические...).

Философия пытается выработать всеобщие понятия — категории.

5.  Предметом науки является изучение необходимого для получе¬ния знаний о мире.

Философия предполагает свободный  выбор предмета исследо¬вания.

Тем не менее существует взаимосвязь  философии и частных наук. Философия  формирует свои принципы и заключения на основе конк¬ретно научного материала, создавая методологический фундамент. Специальные науки всегда нуждались в философском осмыслении знаний, накапливаемых в процессе их собственного развития. Эту вза¬имосвязь глубоко осознавали выдающиеся представители всех обла¬стей научного знания. Они обращались к философскому анализу как необходимому средству теоретического обобщения знаний конкрет¬ных наук. Многие из них являются одновременно выдающимися уче¬ными и философами своего времени: Фалес, Эпикур, Демокрит, Аристо¬тель — в античности; Р. Декарт, И. Кант, Д. Дидро, М. В. Ломоносов — в период Нового времени; в XX в. это А. Эйнштейн, Б. Рассел, В. И. Вер¬надский, К. Э. Циолковский и др.

На определенном этапе становления  в философии преобладают признаки науки. Философия же как сложившаяся система знаний охватывает целый ряд специфических вопросов, на которые она при¬звана отвечать. Перед человеком всегда вставали вопросы не только обыденно-практические, он пытался найти ответы на вопросы наибо¬лее общие и глубокие, так называемые «вечные вопросы бытия».

♦  Что представляет собой окружающий мир и каково место в этом мире человека?

♦  Что лежит в основе всего  существующего: материальное или ду¬ховное  начало?

♦  Может ли человек познать  окружающий мир?

♦  В чем смысл человеческой жизни, ее цель и ее ценность? Человек размышляет о добре и зле, прекрасном и безобразном, свобо¬де и справедливости и многих других вопросах человеческого бытия.

Каждая философская система  имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего суще¬ствующего, для Сократа основной вопрос связывался с принципом «познай самого себя», для философов Нового времени — «как возможно познание», для современного позитивизма — в чем суть «логики научного открытия», некоторыми философами выдвигаются на пер¬вый план проблемы свободы, долга, смысла жизни и т. д. Для маркси¬стско-ленинской философии XX в. существовал основной вопрос фи¬лософии, раскрывающий характер философского мышления: «Что первично: дух или материя, идеальное или материальное?» Другими словами, это отношение мышления к бытию, духа к природе, человека к миру.

 

Остановимся более подробно на проблеме гносеологического про¬тивопоставления  материализма и идеализма. Эти философские на¬правления выделяют в зависимости от того, что выступает в них в качестве субстанции, т. е. основы мира. Тенденция к делению на ука¬занные направления существовала с самого начала развития филосо¬фии. Немецкий философ XVII-XVIII вв. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона — самым крупным идеа¬листом. Классическое же определение обоих направлений впервые было дано видным немецким философом Ф. Шлегелем. «Материа¬лизм, — писал он, — все объясняет из материи, а принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей... Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю»1.

Но не всякое философское  учение можно безоговорочно отнести  к материалистическому или идеалистическому направлению. Суще¬ствуют дуалистические философские системы, рассматривающие ма¬териальную и духовную субстанции равноправными началами (под¬робнее см.: 5-2. Философское учение о бытии).

МАТЕРИАЛИСТЫ признают первичным элементом материю, существу¬ющую вне и независимо от сознания, а сознание — вторичным, произ¬водным от материи. ИДЕАЛИСТЫ считают, что сознание предшествует материи и творит ее.

Философский материализм  тесно связан с наукой, опирается  на ее положения и выводы. Идеализм близок к религии, но не тождестве¬нен ей. Религия опирается на веру и религиозные чувства, идеалисти¬ческая философия обосновывает свои положения рациональными средствами.

Следует отметить, что  противоположность взглядов материализма и идеализма на то, какое начало, материальное или духовное, выступает субстанцией всего существующего, не означает их принципиаль¬ной несовместимости в решении других вопросов. Тем не менее выде¬ление этих традиций, безусловно являющееся определенной схемати¬зацией, позволяет ориентироваться в многообразии философских учений, выявить их сущность и исходные позиции. Философские уче¬ния, которые, как правило, представляют собой ту или иную систему существенно различаются, и далеко не во всех вопрос о субстанции мира является основным.

Философия, рассматривая мир в его единстве и целостности, строя картину мира, в отличие  от специальных наук исключает детали и под¬робности, выделяя лишь наиболее общие свойства и связи.

С момента возникновения  научного знания возникает и способ вы¬ражения этого знания — понятия, без которых наука существовать не может.

ПОНЯТИЯ —это язык науки, который представляет собой информационную систему для передачи мысли.

Отдельные философские  идеи, взгляды превращались в систему  знаний о мире и, наконец, в целостное учение, теорию, науку, опираю¬щуюся на всеобщие законы и принципы. Законы неразрывно связаны с принципами, составляющими основу организации мира как разви¬вающейся системы. Философия опирается на принципы универсаль¬ной связи, единства и развития. На основании сказанного определе¬ние философии может быть следующим.

ФИЛОСОФИЯ — это знание об универсальных принципах и  законах раз¬вития мира.

Чтобы ближе познакомиться  с философией, нужно читать и раз¬мышлять  над первоисточниками. Следует отметить, что многие фило¬софы оставили после себя произведения, которые восхищают людей не только глубиной философской мысли, но и блестящей литератур¬ной формой, например: Сенека «Письма к Луциллию», Платон «Диа¬логи», П. Абеляр «История моих бедствий», Ш. Монтень «Опыты», Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании», А. Шопенгауэр «Афоризмы», А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», О. Шпенглер «Закат Европы», Ф. Ницше «Так говорил Заратустра», А. Н. Толстой «Царство Божие внутри вас», «Исповедь», Э. Фромм «Иметь или быть» и др. Рекомендуем вам с ними познакомиться.

Информация о работе Лекции по "Философии"