Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:41, курс лекций

Краткое описание

Философская мысль Древнего Востока.
Характер взаимоотношений первобытного человека с природой вызывал ощущение неразрывной связанности.
Этика и политические взгляды Конфуция.
Главное учение – «Практическая этика» - о правилах поведения человека; и «политическая этика» - принципы, которыми должен пользоваться .правитель.

Вложенные файлы: 1 файл

Filosofia (3).doc

— 659.00 Кб (Скачать файл)

1 вопрос

Философская мысль Древнего Востока.

Характер взаимоотношений первобытного человека с природой вызывал ощущение неразрывной связанности.

     Этика и политические взгляды Конфуция.

Главное учение – «Практическая этика» - о правилах поведения человека; и «политическая этика» - принципы, которыми должен пользоваться .правитель.

Современность ему представлялась царством хаоса; нескончаемые междоусобные войны привели Конфуция к выводу, о том, что необходимо создание новой моральной философии, которая бы представлялась на представления об изначальном добре, заложенном в каждом человеке. Прототип норм общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда страшие любят младших, а младшие отвечают любовью и преданностью. Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга («сыновняя почтительность») Согласно Конфуцию судьба определяется «небом» и то, что люди делятся на «благородных» и «низких» не может быть изменено. Младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий – выщестоящему. Небо - всеобщий прародитель и великий управитель. Государство трактуется как большая семья, власть императора уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Будучи сторонником ненасильственных методов призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Политическая этика в целом направлена на достижение внутреннего мира между верхами и низами общества. Добродетель в его трактовке – это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, в которые входят правила ритуалов (ли), человеколюбие (жэнь), забота о людях (шу), почтительного отношения к родителям (сяо), преданности правителю (чжин), долга (и).

      Даосизм.

Лао-цзы – «Дао» - понятие великого пути. Но означает не только путь, но и суть вещей и тотального бытия вселенной. Можно трактовать и материалистически: это природа, объективный мир. Дэ – это то, что питает Дао, делает его возможным. Дэ- то, что наполняет форму вещей, но происходит оно из Дао. Дао – это то, что движет вещами. Тот, кто в делах следует Дао, очищает свой дух, вступает в союз с силой Дэ. Цель приверженцев даодеизма достичь единство с первоосновой мира Дао, достичь бессмертия. Высшая мудрость – созерцательность мира (бездейственность), а не попытка изменить его. Государство и власть понимается с патриархальных позиций. Главная добродетель – умеренность и воздержание. Человек должен брать столько, сколько ему нужно для существования.

Даосизм – идея восстановления низов.

       Онтология и этика буддизма.

Первая мировая религия. Возник в Др. Индии в 6-5 вв. до н. э. Отправной точкой является легенда об индийском царевиче Гаутамме. Согласно этой легенде Гаутама на 30 году жизни оставил семью, стал отшельником и предпринял поиски путей избавления человечества от страданий. После семилетнего отшельничества он достигает пробуждения, становится Буддой, проповедуя своё учение на протяжении 40 лет. Предмет учения буддизма разбивается на 4 отдела, так называемые четыре святые истины:

1) страдание – общее название  того, что есть всё; процесс бытия  как такого.

2) причина страдания состоит  в суете, омраченности, которые являются  причиной тому, что бытие не прекращается, а продолжается в вечном круговороте.

3) прекращение страдания заключается в приостановлении круговорота бытия.

4)пусть к прекращению страдания  состоит в постепенном усилении  элементов, направленных на спасение, в уничтожении причин бытия и достижения конечного идеала.

Мир, бытие выступают в буддизме как зло. Вся этика построена на идеях спасения, то есть достижения нирваны. Притом предполагается установленной жизнь до рождения, а также жизнь после смерти.

 

     2 вопрос

Античная философия: греческая архаика.

Философия природы. Такое название не случайно так как все ранние греческие школы пытались понять законы, которые лежат в основе мироздания и пытались выделить первоначальный элемент. Считали субстанцию первоэлементом.

I. Фалес из Милета (около 625-547 гг. до н.э.) – родоначальник европейской науки и философии; кроме того, он математик, астроном и политический деятель, пользовавшийся большим уважением сограждан. Фалес произвёл буквально переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции – первоосновы всего, обобщив всё многообразие в единосущее и усмотрев начало во влаге: ведь она пронизывает собой всё. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений. Фалес, как и его преемники, стоял на точке зрения гилозоизма (- философское воззрение, согласно которому всей материи присуще свойство живого и прежде всего чувствительность, способность к ощущению, восприятию.) Фалес называл бога универсальным интеллектом: бог есть разум мира.

Преемник Фалеса Анаксимандр (около 610 – 540 гг. до н.э.) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейрон – неопределённую и беспредельную субстанцию: её части изменяются, целое же остаётся неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно- движущее начало: оно не доступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможностях образования конкретных реальностей. Это вечно живой источник новообразований: в нём всё находится в неопределённом состоянии, как реальная возможность. Всё существующее как бы рассыпано в виде крохотных долек. Так малые крупицы золота образуют целые слитки, а частички земли – её конкретные массивы.

Анаксимен (около 585 – 525 гг. до н.э.). Он полагал, что первоначалом всего является воздух, мысля его как бесконечное и видя в нём лёгкость изменяемости и превращаемости вещей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путём его сгущения и разряжения.

Итак, милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос: «Из чего всё?» Ответы у них разные, но именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, т.е. к первооснове, к сущности всех вещеё и явлений мироздания.

II. ПИФАГОРЕЙЦЫ.

Пифагор тоже был озабочен проблемой: «Из чего всё?», но решал её иначе, чем милетцы. «Всё есть число»- вот его исходная позиция. Он, первый назвавший философию этим именем, трудился не в одиночку, а в организованной им школе, куда, кстати, входили и женщины. Именно в числах пифагорейцы усматривали свойства и отношения. Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснение скрытого смысла явлений, законов природы. Они изучали зависимость характера звучания музыкальных инструментов от длины струн; искали простые числовые отношения в геометрии и астрономии. Мир для них это некоторая математическая модель. Их задача – понять универсальные числовые закономерности, которые лежали в основе мира. Отсюда поиски священных чисел (то есть таких чисел, через которые можно понять пространство). Единица – число, которое задает точку,  двойка задает прямую, три точки задают плоскости, 4 точки позволяют строить пространственные фигуры. Пифагор успешно разрабатывал различного рода математические доказательства, что способствовало развитию принципов точного рационального типа мышления. Культура такого типа мышления развивается до сей поры. Пифагорейцы одними из первых тонко осмыслили значимость числа не только  конкретно–научном, но и в философском мышлении. Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Он считал, что всё происходящее в мире снова и снова повторяется через определённые периоды времени, а души умерших через какое – то время вселяются в других, животворя их телесность.

III.  ЭЛЕАТЫ (ПАРМЕНИД, ЗЕНОН).

Парменид (конец VII – VI в. до н.э.) – философ и политический деятель, центральная фигура элейской школы. Он родился в знатной семье и провёл молодость в забавах и роскоши, а когда пресыщение удовольствиями подсказало ему о ничтожности наслаждений, он погрузился в учение. Как было принято тогда, Парменид написал поэму «О природе», где образно представлен путь познания в виде аллегорического описания путешествия юноши к богине, открывающей ему истину. В первых же стихах поэмы Парменид провозглашает главенствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств. Он разграничивает истину, основанную на рациональном познании, и, основанное на чувственных восприятиях, которые знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания о истинной сущности. Философию он разделил на философию истины и  философию мнения, назвав критерием истины разум, а в чувствах же, говорил он, точности нет

Зенон Элейский (около 490 – 430 до н.э.) – философ и политический деятель, любимый ученик и последователь Парменида. Зенон пользовался славой как талантливый учитель и оратор. Внутренние противоречия понятия о движении ярко выявляются в апории «Ахиллес», где анализируется положение, при котором быстроногий Ахиллес никогда не может догнать черепахи. Почему? Всякий раз, при всей скорости своего бега и при всей малости разделяющего их пространства, как только он ступит на место, которое перед тем занимала черепаха, она несколько продвинется вперёд. Как бы ни уменьшалось пространство между ними, оно ведь бесконечно в своей делимости на отрезки и их надобно все пройти, а для этого необходимо бесконечное время. Это мнение было ошибочным, однако, указывают, что Зенону просто не было знакомо понятие суммы бесконечного ряда, иначе он увидел бы, что бесконечное число слагаемых даёт всё же конечный путь, который Ахиллес, двигаясь с постоянной скоростью, без сомнения, преодолеет за надлежащее  время (конечное).Таким образом элеатам не удалось доказать, что движения нет.

IV. АТОМИСТЫ (ЛЕВКИПП, ДЕМОКРИТ).

Первоначала других античных мыслителей Демокрит и его последователи сводили к атомам. И вода, и воздух, и земля, и огонь состоят из большого количества атомов, различающихся по своей качественной специфике, но по отдельности чувственно не воспринимаемых. Атомисты рассматривали мир как единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших неделимых частичек – атомов, движущихся в пустоте. В самом понятии атома (неделимый) высвечивается его элеатское происхождение. Атомы, согласно Демокриту, неделимы вследствие своей абсолютной плотности, отсутствия в них пустых промежутков и исключительной малости. Атомы и пустота – единственная реальность. Соединения атомов образуют всё многообразие природы. Атомы обладают силой самодвижения: такова их извечная природа. Стоит отметить, что и душа, согласно древним атомистам, состояла из тончайших круглых и особо подвижных атомов, т.е. идеальное мыслилось наравне с материальным – с единой субстанцией. Атомы складываются в различные конфигурации, которые мы воспринимаем в качестве отдельных вещей, различность же структур этих конфигураций, т.е. качественное разнообразие мира, зависит от разных типов взаимодействия между атомами. Так была создана существующая более 2000 лет дискретная картина мира, в котором бытие мыслится состоящим из мельчайших и обособленных частичек вещества, а отношения между этими частичками считается не самим бытием, а лишь свойством атомов.

Согласно Демокриту душа состоит из мельчайших, круглых, огнеподобных атомов, обладая внутренней энергией, она является причиной движения живых существ.

Демокрит колебался в вопросе о природе богов, но был твёрд в признании бытия бога. По Демокриту, боги состоят из атомов, а Бог есть космический разум.

V. ДИАЛЕКТИКА ГЕРАКЛИТА.

Великим диалектом античного мира является Гераклит из Эфеса (около 530 – 470 гг. до н.э.)

Был стихийным материалистом. Первоначалом мира считал огонь, как самую изменчивую стихию. Огонь был как первооснова мира и как его основной элемент. Огонь меняется и по этому все в мире изменчиво, находиться в постоянном движении.

Все в мире состоит из противоположностей, все проходит через борьбу. Вследствие этого все изменяется, все течет. Всё существующее, по Гераклиту, постоянно переходит из одного состояния в другое. Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель – бытие и небытие – связаны между собой, обуславливая и переходя друг в друга. Разнообразие существующего мира объясняется изменением материи, одна материя живет смертью другой. «Миром движет борьба противоположностей» (огонь и вода), одно переходить в другое (жизнь – смерть, тьма – свет) если не будет света или тьмы мира не будет.

 

     3 вопрос

Античная философия: греческая классика.

I. СОФИСТЫ.

София – мудрость. Во второй половине V века до н.э. в Греции появляются софисты – платные учителя «мыслить, говорить и делать», т.е. учителя философии и риторики. Риторика- искусство красноречия. Софисты были мудрецами особого рода: искусство побеждать противника в спорах. Софистов делят на старших и младших. Использовали в своей деятельности софизмы – логические уловки, благодаря которым правильного с первого взгляда умозаключение оказывалось ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Старшие: Протагор, Горий, Гиппий, Продик.

Учение Протагора сложилось из переработанных учений Демокрита и Гераклита. Согласно некоторым характеристикам, Протагор был материалистом и учил о текучести материи и об относительности всех восприятий. Протагор доказывал, будто каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение.

Горий разрабатывал рассуждение, в котором доказывал: 1.ничто не существует; 2. если и есть что – нибудь существующее, то оно непознаваемо; 3. если даже но и познаваемо, то его познание невыразимо и неизъяснимо. Таким образом считал, что ни о чем нельзя сказать достоверно.

Младшие: выделяются их этнические и социальные проблемы, идеи. Например, Ликофронт и Алкидамант выступили против перегородок между социальными классами.

Софисты II. ЭТИКА СОКРАТА.

Современник и свидетель успехов софистов – Сократ – оказался одновременно представителем известных особенностей софистики и борцом против неё.

Информация о работе Лекции по "Философии"