Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 13:45, курс лекций

Краткое описание

1 Предмет и значение философии
2. Материализм,идеализм,дуализм
3. Субъективный и объективный материализм
4. Вульгарный и диалектический материализм

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 216.96 Кб (Скачать файл)

1 Предмет и значение философии

 Философия, как известно, – это буквально «любовь к  мудрости». Но столь же известно, что на протяжении последних  трех-четырех веков философия  меньше всего занимается мудростью.  Oсобенно современная философия.  «В древности мудрость рассматривалась как тип знания, необходимый для различения добра и для того, чтобы вести добрый образ жизни. Но о мудрости мало говорится в современной философии. Во всех определениях мудрости подчеркивается ее отличие и от практического умения, и от теоретического знания. Мудрость определяется не знанием фактов, как они есть, а взаимодействием с людьми, какими они могут быть. Мудрость – это умение возвыситься над своими текущими, сиюминутными интересами ради интересов более дальних, в перспективе – простирающихся за пределы индивидуальной жизни. Мудрый не променяет радости дня на удовольствие минуты, не променяет счастья жизни на радости дня, не променяет вечного блага на счастье жизни. Философия (с греч.  - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания;  учение  об  общих  принципах  бытия  и  познания,  об   отношении человека к миру,  наука о всеобщих  законах  развития  природы,  общества  и мышления.  Философия  вырабатывает   обобщенную  систему  взглядов  на  мир, место человека в нем; она  исследует  познавательные  ценности,   социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Предметом философии являются всеобщие  свойства  и  связи  (отношения) действительности    -    природы,    человека,     отношения     объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального,  бытия  и мышления. Где всеобщее  -  это  свойства,  связи,  отношения,  присущие  как объективной   действительности,   так   и   субъективному   миру   человека. Предмет философии  необходимо  отличать от  проблем  философии,  т.к.  проблемы  философии  существуют   объективно, независимо от философии.   Как правило, к философии относятся как, пожалуй, к самой непонятной и отвлеченной из всех наук, наиболее удаленной из повседневной жизни. Но  хотя многие люди и думают о ней как  о  не  связанной  с  обычными  интересами  и находящейся за пределами понимания, почти все из нас – отдаем ли мы  себе  в этом отчет или нет – имеют какие-то философские воззрения. Слово «философия» произошло от древнегреческого слова,  обозначающего «любовь к мудрости», однако пользуясь им  в  повседневной  жизни,  мы  часто вкладываем в него другой смысл. По своему содержанию (В.Ф. Шаповалов, например, считает, что  следует говорить скорее о содержании философии, а  не  о предмете)  философия есть стремление к всеохватности и единству. Если другие  науки  делают  предметом изучения  какой-то   отдельный  срез  реальности,  то  философия   стремится охватить  всю  реальность  в   ее   единстве.   Для   философии   характерно представление о том, что мир  обладает  внутренним  единством,  несмотря  на внешнюю  разрозненность  частей.  Реальность мира  как целого   -   таково содержание философи.   По  своему  методу  философия есть  рациональный  способ  объяснения действительности.  Она  не  довольствуется   эмоциональными   символами,   а стремится  к  логической  аргументированности  и обоснованности.  Философия стремится к построению системы, основанной на  разуме,  а не  на  вере  или художественном образе, которые в философии играют вспомогательную роль. Цель философии – знание, свободное от обычных практических интересов. Полезность – не ее цель.

  Во все исторические  эпохи  философия  и наука шли рука  об  руку, дополняя  друг  друга.  Многие  идеалы  науки,  такие как доказательность, систематичность, проверяемость высказываний, были  первоначально  выработаны в философии. В  философии,  как  и  в  науке,  исследуют,  размышляют,  одни высказывания  обосновываются  другими.  Но  там,   где   наука   разъединяет (значение имеет только то, что относится в сфере  данной  науки),  философия объединяет, для нее не характерно дистанцирование от какой-либо сферы бытия человека. Идет ни на миг не останавливающийся процесс обмена  идеями  между философией и наукой, что породило  пограничные  между  наукой  и  философией области  знания   (философские   вопросы   физики,   математики,   биологии, социологии;    например,    идея    относительности,     несамостоятельности пространства и времени, которая сначала обсуждалась в  философии  Лейбницем, Махом,  затем  в  математике  Лобачевским,  Пуанкаре,   позднее   в   физике Эйнштейном). Никогда ранее философия не  была  столь научно  ориентирована, как сейчас. С одной стороны это – благо. Но с другой, неправильно сводить  к научной  ориентации  философии  все  ее  достоинства. Но с развитием науки и ростом  ее общественного  влияния  происходит  вытеснение  наукой  всех   других   форм культуры – религии, философии, искусства. Существует еще и чувственно-эстетический аспект философии.  Например, Шеллинг считал,  что  философия  не  довольствуется  понятийным  постижением мира, а стремится к возвышенному (чувству) и искусство ей ближе, чем  наука. Эта  идея  выявила   гуманистическую   функцию   философии,   ее   предельно внимательное отношение к человеку. Эта позиция  –  благо,  плохо,  когда  ее преувеличивают  и  отрицают  научную  и  моральную   ориентацию   философии.

Значение философии не в практической полезности, а  в  нравственной, потому что философия ищет идеал, путеводную звезду  в  жизни  людей.  Прежде всего идеал нравственный, связанный с отысканием  смысла  жизни  человека  и общественного развития. При этом философия ориентируется  на  идеалы  науки, искусства и практики, но эти идеалы приобретают в философии  соответствующее ее специфике своеобразие. Будучи  целым,  философия  обладает  разветвленной структурой .   Люди, серьезно занимающиеся философией, ставили перед собой различные задачи.  Одни  пытались  объяснить  и  обосновать  определенные  религиозные воззрения,  другие,  занимаясь  наукой  –  стремились  показать  значение  и раскрыть смысл различных научных  открытий  и  теорий.   Философия обобщает достижения науки, опирается на них.  Игнорирование научных достижений привело бы ее к бессодержательности.  Но  развитие  науки происходит на фоне культурного и  социального  развития.  Поэтому  философия призвана  способствовать   гуманизации   науки,   повышению   в   ней   роли нравственных факторов. Она должна ограничивать непомерные  притязания  науки на роль единственного и универсального способа освоения мира. Она  соотносит факты научного познания с идеалами и ценностями гуманитарной культуры. Изучение  философии   способствует   повышению   общей   культуры   и формированию философской культуры личности. Она  расширяет  сознание:  людям для общения нужна широта сознания, умение понять другого человека  или  себя как  бы  со  стороны.  В  этом  помогает  философия  и навыки  философского мышления Изучение философии призвано формировать  искусство  жить  в  заведомо несовершенном  мире.   Жить,   не   утрачивая   личностной   определенности, индивидуальной   души   и   общечеловеческой    духовности.    Противостоять обстоятельствам  можно  лишь  при  умении  сохранять   духовную   трезвость, самоценность,  собственное достоинство личности.   «Изучение философии способствует умению  концентрироваться.  Личность невозможна  без  внутренней  собранности.  Философия  заставляет людей думать.  Бертран  Рассел  пишет  в  своей книге «История западной философии»: «Она умеряет религиозные  и  философские страсти, а занятия ею делают людей более интеллектуальными особями,  что  не так уж плохо для мира, в котором немало глупостей.» Изменить  мир,  считает он,   можно   лучше   всего    путем    морального    совершенствования    и самосовершенствования.  Философия  способна  сделать  это.  Человек   должен действовать на основе своей мысли и своей воли.  Но  с  одним  условием:  не покушаться на свободу других. Имея здоровье, благосостояние и способность  к творческому труду, он может преуспеть  в  духовном  самосовершенствовании  и достичь счастья. Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира. Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

 

 

 

2. Материализм,идеализм,дуализм

вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному вообще. То или иное решение этого вопроса (материалистическое, идеалистическое, дуалистическое) образует основу каждого филос. учения. «Философы, — писал Ф. Энгельс, — разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали что дух существовал прежде природы..., — составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» Так, Ф. Бэкон выделял в философии как основной - вопрос о расширении могущества человека над природой, благодаря познанию явлений окружающего мира и внедрению знания в практику. Р. Декарт и Б. Спиноза в качестве основного вопроса философии выделяли вопрос о завоевании господства над внешней природой и совершенствования человеческой природы.

Философия, обобщая наблюдение и изучение мира, неизбежно останавливается  перед проблемой: сколько существует глубинных основ (начал, первопричин, исходных принципов) самою мира —  один, два или больше. При решении  этой проблемы возникают такие типы философии, как: монизм, дуализм, плюрализм.Монизм (от греч. «монос» — один) в основе всей действительности ищет и усматривает одно начало. Монизм может быть материалистическим, когда он единой основой (первопричиной) видит материю, или идеалистическим, когда такой единой основой провозглашает дух (идею, чувства). Материалистическим монизмом является философия Ван Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, французских материалистов XVIII в., Фейербаха; марксизм, позитивизм. Идеалистический монизм наиболее последовательно выражен в философии Платона, Юма, Гегеля, Владимира Соловьева, современного неотомизма, теизма. Существует как материалистический, так и идеалистический монизм. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма является философия Гегеля. Монизм — учение о всеединстве. Наивный монизм, — пер во вещество вода (Фалес). Признание одной субстанции, например: монизм божественной субстанции (пантеизм); монизм сознания (психологизм, феноменализм); монизм материи (материализм).Дуализм (от лат. «duo» — два) — это мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал (факторов), борьба между которыми и создает все то, что есть в действительности. В этой неразрывной двоице могут быть различные начала: Бог и Мир; Дух и Материя; Добро и Зло; Белое и Черное; Бог и Дьявол; Свет и Тьма; Инь и Ян; Мужское и Женское и так далее. Дуализм присущ многим философам и философским школам. Он занимает важное место в философии Декарта, Спинозы, Кьеркегора, современных экзистенциалистов... Его можно обнаружить у Платона, Гегеля, в марксизме (Труд и Капитал) и у многих других философов. Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма. Учение Декарта о двух независимых друг от друга субстанциях — протяженной и мыслящей. Декарт разделил мир на два рода субстанций —духовную и материальную. Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами — мышлением и протяженностью, прочие производны от них. Так, впечатление, воображение, желание — модусы мышления, а фигура, положение — модусы протяженности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте.

Материализм - научное философское  направление, противоположное идеализму. Различают М. как стихийную уверенность  всех людей в объективном существовании  внешнего мира и как философское  мировоззрение, представляющее собой  научное углубление и развитие т. зр. стихийного М. Философский М. утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенноеть мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая сознание продуктом материи, М. рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая т. обр. познаваемость природы. В истории философии М., как правило, был мировоззрением передовых классов и слоев об-ва, заинтересованных в правильном познании мира, в усилении власти человека над природой. Обобщая достижения науки, М. способствовал росту научного знания, совершенствованию научных методов, что в свою очередь оказывало благотворное влияние на успехи человеческой практики, на развитие производительных сил. В процессе взаимодействия М. и специальных наук изменялись вид и формы самого М. Первые учения М. появляются вместе с возникновением философии в рабовладельческих об-вах древн. Индии, Китая и Греция - за несколько вв. до н. э. - в связи с прогрессом в области астрономии, математики и др. наук. Общая черта древн., во многом еще наивного, М. (Лаоцзы, Ян Чжд, Ван Чун, школа локаята, Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит, Эпикур и др.) состоит в признании материальности мира, его существования независимо от сознания людей. Его представители стремились найти в многообразии природы общее первоначало всего существующего и происходящего (Элемент). Заслугой древн. М. было создание гипотезы об атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит). Мн. древн. материалисты были стихийными диалектиками. Однако большинство из них еще не проводили четкого различения между физическим и психическим, наделяя свойствами последнего всю природу (Гилозоизм). Развитие материалистических и диалектических положений сочеталось еще в древн. М. с влиянием мифологической идеологии. В средние вв. материалистические тенденции проявлялись в форме номинализма, учений о «совечности природы и бога» и раннепантеистических ересей. В эпоху Возрождения М. (Телезио, Вруна и др.) часто был облечен в форму пантеизма и гилозоизма, рассматривал природу в ее целостности и во многом напоминал М. античности. Дальнейшее свое развитие М. получил в 17-18 вв. в странах Европы (Бэкон, Галилей, Гоббс, Гассенди, Спиноза, Локк). Эта форма М. возникла на почве зарождающегося капитализма и связанного с ним роста производства, техники, науки. Выступая в качестве идеологов прогрессивной в то время буржуазии, материалисты вели борьбу со средневековой схоластикой и церковными авторитетами, обращались к опыту как учителю и к природе как объекту философии. М. 17-18 вв. Связан с бурно прогрессировавшими тогда механикой и математикой, что обусловило его механистический характер. В отличие от натурфилософов-материалистов эпохи Возрождения материалисты 17 в. стали рассматривать последние элементы природы как неодушевленные и бескачественные. Др. особенностью М. этой эпохи было стремление к анализу, к разделению природы на более или менее обособленные, не связанные друг с другом области и объекты исследования и рассмотрение их вне развития, среди представителей материалистической философии этого периода особое место занимают фр. материалисты 18 в. (Ламетри, Дидро, Гельвеции я Гольбах). Оставаясь в целом на позициях механистического понимания движения, они вслед за Толаендом рассматривали его как универсальное и неотъемлемое свойство природы, полностью отказались от деистической непоследовательности, присущей большинству материалистов 17 в. много элементов диалектики свойственно материализму Дидро. Органическая связь, существующая между всяким М. и атеизмом, у фр. материалистов 18 в. выступила особенно ярко. Вершиной в развитии этой формы М. на Западе был «антропологический» М. Фейербаха. Вместе с тем у Фейербаха наиболее ярко проявилась присущая всему домарксовскому М. созерцательность.  В России и др. Странах Вост. Европы во второй половине 19 в. дальнейшим шагом в развитии М. явилась философия революционных демократов (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Маркович, Вотев и др.), опиравшаяся на традиции Ломоносова, Радищева и др. и в ряде отношений поднявшаяся над узким горизонтом антропологизма и метафизического метода. Высшей и самой последовательной формой М. стал созданный Марксом и Энгельсом к середине 19 в. диалектический М. Он не только преодолел указанные выше недостатки старого М., но и присущее всем его представителям идеалистическое понимание человеческого об-ва. В дальнейшей истории М. уже резко обозначились две принципиально различные линии: развитие диалектического и исторического М., с одной стороны, и ряд упрощенных и вульгаризованных разновидностей М. Среди последних наиболее типичным был вульгарный М., приближавшийся к позитивизму; к последнему тяготеют и те разновидности М., к-рые возникли на рубеже 19-20 вв. как искажение диалектического М. (механистическая ревизия марксизма и др.), а также т. наз. «научный материализм» (Дж. Смарт, М. Бунге и др.). Во второй половине 19 в. М. в его зрелых формах оказался несовместимым с узкоклассовыми интересами буржуазии. Буржуазные философы обвиняют М. в аморализме, непонимании природы сознания и отождествляют М. с примитивными его разновидностями. Отвергая атеизм и теоретико-познавательный оптимизм М., нек-рые из них вынуждены были тем не менее в интересах развития производства и естествознания допускать отдельные элементы материалистического мировоззрения. Иногда идеалисты изображают свои учения как «подлинный» и «наиболее совр.» М. (Карнап, Башляр, Сартр). Затушевывая в ряде случаев противоположность М. и идеализма, буржуазные философы прибегают не только к позитивизму и неореализму, но и к таким аморфным и двусмысленным построениям, как совр. американский натурализм. С др. стороны, среди ученых в прошлом было немало таких, к-рые, декларативно признавая идеализм или по-позитивистски чураясь «всякой философии», в специальных научных исследованиях фактически занимали позиции М. (естественноисторический М. Геккеля, Больцмана и др.). Для совр. передовых ученых характерна эволюция от естественнонаучного к сознательному, а в конечном счете к диалектическому м. (Лан-жевен, Жолио-Кюри и др.).

Одна из особенностей развития диалектического М.- обогащение его  новыми идеями. Совр. развитие науки требует, чтобы ученые-естественники становились сознательными сторонниками диалектического материализма. Вместе c тем развитие общественно-исторической практики и науки требует постоянного развития и конкретизации самой философии М. Последнее происходит в постоянной борьбе М. с новейшими разновидностями идеалистической философии.

Идеализм - философское направление, противоположное материализму в  решении осн. вопросе философии. И. исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его о догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его богом. И. рассматривает сознание в отрыве от природы, в силу чего неизбежно мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и агностицизму. Материалистическому детерминизму последовательный И. противопоставляет телеологическую т. зр. (Телеология). Буржуазными философами термин «И.» употребляется во мн. смыслах, а само это направление рассматривается подчас как подлинно философское. Марксизм-ленинизм доказывает несостоятельность этой т. зр., однако в противоположность метафизическому и вульгарному материализму, рассматривающему И. только как нелепость и чепуху, подчеркивает наличие гносеологических корней у любой конкретной формы идеализма (Ленин В. И., т. 29, с. 322). Развитие теоретического мышления приводит к тому, что возможность И.- отрыв понятий от их объектов - дается уже в самой элементарной абстракции. Эта возможность становится действительностью только в условиях классового об-ва, где И. возникает как наукообразное продолжение мифологических, религиозно-фантастических представлений. По своим социальным корням И. в противоположность материализму выступает, как правило, в качестве мировоззрения консервативных и реакционных слоев и классов, не заинтересованных в правильном отражении бытия, в коренной перестройке общественных отношений. При этом И. абсолютизирует неизбежные трудности в развитии человеческого познания и этим тормозит научный прогресс. Вместе о тем отдельные представители И., ставя новые гносеологические вопросы и исследуя формы процесса познания, серьезно стимулировали разработку ряда важных философских проблем.

В противоположность буржуазным философам, насчитывающим множество  самостоятельных форм И., марксизм-ленинизм все разновидности его подразделяет на две группы: объективный И., принимающий  за основу действительности личностный или безличный всеобщий дух, некое  сверхиндивидуальное сознание, и  субъективный И., сводящий знания о  мире к содержанию индивидуального  сознания. Однако различие между субъективным и объективным И. не абсолютно. Мн. объективно-идеалистические системы содержат элементы субъективного И.; с др. стороны, субъективные идеалисты, пытаясь уйти от солипсизма, нередко переходят на позиции объективного И. В истории философии объективно-идеалистические учения первоначально возникают на Востоке (Веданта, Конфуцианство).

Информация о работе Лекции по "Философии"