Локк о воспитании джентлемена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 12:21, творческая работа

Краткое описание

Кто такой «джентльмен, и какими качествами должен отличаться обладатель сего достойного звания? Это понятие впервые было введено в обращение английским философом Джоном Локком (1632-1704), социальная философия которого оказала огромное воздействие на формирование общественного мировоззрения в эпоху Просвещения.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия творческая работа.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

 

Вид работы

Творческая работа

Название дисциплины

Философия

Тема

Локк о воспитании джентльмена

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

 

Основная часть                                                             Введение

Кто такой «джентльмен,  и какими качествами должен отличаться обладатель сего достойного звания? Это  понятие впервые было введено  в обращение английским философом  Джоном Локком (1632-1704), социальная философия которого оказала огромное воздействие на формирование общественного мировоззрения в эпоху Просвещения.

Локк внес большой  вклад в теорию воспитания, которой  «интеллектуальный вождь» XVIII века посвятил два трактата. До него «идеалом человека» считалась всесторонне развитая личность. По мнению Локка,  умение владеть собою, практичность и безупречные манеры – вот, что должно отличать современного ему молодого человека. В своих трактатах он подробнейшим образом рассказывает о том, чем нужно кормить и поить детей, во что одевать, как развивать таланты и способности и препятствовать проявлению дурных наклонностей, в какие игры они  должны играть, какие книги читать и т.д. Взгляды Локка на воспитание детей явно опережали свое время: он был противником телесных наказаний, утверждая, что «этот метод поддержания дисциплины – наименее пригодный из всех мыслимых». По его убеждению применение порки в качестве средства убеждения «порождает в ребенке отвращение к тому, что воспитатель должен заставить его полюбить», превращает его в скрытное, злобное, неискреннее существо, чья душа становится, в конечном итоге,  не доступна доброму убеждению  и положительному примеру.  Воспитание только тогда приводит к успеху, когда между воспитуемым и воспитателем устанавливается доверие и уважение  друг к другу. «Кто хочет, чтобы его сын относился с уважением к нему и его предписаниям, тот должен сам относиться с большим уважением к своему сыну».

Для джентльмена, считал Локк, совершенно необходимо прекрасно  владеть своей речью и уметь красиво и грамотно писать. Обязательное условие – владение иностранными языками. Причем, приветствуется знание греческого, латыни и работ античных авторов. Из «живых» языков следует выбрать тот, который пригодится для делового общения. Джентльмен должен быть хорошим спортсменом и уметь защищать свою честь и честь своих близких. А вот обучение музыке и стихосложению не входит у Локка в список обязательных. Он считает, что хотя эти умения и ценятся высоко в аристократическом обществе, но на них тратится столько времени, что эта трата не оправдывается полученными результатами. Локк пишет: «Я так редко слышал, чтобы кого-либо из способных и деловых людей хвалили и ценили за выдающиеся достижения в музыке, что, думается, среди вещей, которые когда-либо включались в список светских талантов, ей можно было бы отвести последнее место».

Наконец, английский джентльмен должен быть богобоязненным и хорошо знать и уважать законы своей  страны.

 

 

  

 

 

  

1. Жизненный путь Джона  Локка.

Джон Локк, сын Джона  Локка, родился 29 августа 1632 года в Рингтоне, в семи или восьми милях от Бристоля. Отец его считался очень образованным юристом, он владел значительным состоянием, отличался любовью к свободе и в царствование Карла I служил капитаном в армии парламента. Жертвуя собственные средства на общественные нужды, он подавал пример сыну предпочитать общие интересы личным. Поэтому любовь к свободе и презрение к мелким житейским интересам Локк, можно сказать, унаследовал и заимствовал от своего отца. Легко допустить, что набожность Локка развилась под влиянием матери, которая жила в вечном страхе потерять своих болезненных детей и лишиться мужа, всегда готового жертвовать всем ради своих убеждений. Ей оставалось только молиться и учить тому же детей. Этого немногого уже совершенно достаточно, чтобы объяснить главные черты характера Локка, о которых говорилось выше. Он был связан со своими родителями чувством самой нежной дружбы, особенно с отцом, который всерьез занимался воспитанием сына, выработав совершенно самостоятельные взгляды на этот предмет.

Когда Локк был ребенком, отец держал его в полном и безусловном  повиновении и вдали от себя, затем  он мало-помалу приближал его к  себе, постепенно заменяя приказания советами. Таким образом, отношения "начальника и подчиненного" постепенно сгладились и приблизились к полному равенству и отец с сыном стали друзьями.

Джон Локк получил первоначальное образование в Вестминстерской  школе, закончил ее в девятнадцать лет  и поступил в Оксфордский университет. В 1655 году Локк получил степень бакалавра  искусств, а через три года заслужил степень магистра. Итак, внешне образование Локка шло как нельзя лучше. Но его мало интересовали внешние успехи, будущий философ равнодушно относился к своим дипломам, с горестью говорил, что ученье отнимало у него только время, нисколько не удовлетворяя его любознательности и не доставляя, ни малейшего удовольствия. И того, и другого искал он в чтении вообще, в особенности же в изучении философии Декарта, но со многими его мыслями Локк не соглашался, однако обаяние гения, даже при таких условиях, было очень велико и плодотворно.         

Занимаясь вопросом об отношении церкви к государству, Локк познакомился с  влиятельными духовными лицами и  близко сошелся с некоторыми из них. Один из его приятелей занял важный пост в Дублине и предложил ему видное место в духовной иерархии в Ирландии. Эта должность как нельзя более пленяла благочестивого Локка, но скромность заставила отказаться, так как он считал себя в то время недостаточно к ней подготовленным.          

Известно, что Локк имел большую склонность к естественным наукам, которая проявилась у него еще в ранней молодости. Он любил наблюдать явления природы и тщательно записывал свои наблюдения. Например, он оставил дневник своих наблюдений за изменениями состояния атмосферы от 24 июня 1666 до 28 марта 1667 года. При своих наблюдениях Локк пользовался барометром, термометром и гигроскопом.         

Постоянные заботы о собственном  здоровье рано привели Локка к  изучению медицины. По свидетельству  современников, он вскоре стал искусным врачом, но, не желая заниматься медицинской практикой, давал советы только друзьям, и то в редких, исключительных случаях.

Правительство употребило все усилия на то, чтобы привлечь Локка к широкой деятельности на поприще государственном. Ему  предлагали место посланника в России или Берлине, но он отказался от всех предложений такого рода, ссылаясь на слабое здоровье.

Здоровье Локка заметно ухудшалось.

Мы приближаемся к последним  годам жизни Локка. Чем старше и болезненнее становился Локк, тем  более он нуждался в заботах и попечении людей, с которыми жил. Леди Мешем вполне заменила ему дочь, и ей, бесспорно, принадлежит видное место в биографии философа, ей он посвятил последнее издание своих "Мыслей о воспитании".

Последние годы его жизни прошли вполне безмятежно. Он не только пожинал заслуженные лавры, но сознавал, что принес большую пользу человечеству, и это сознание было ему дорого и свято.

Локк умер 28 октября 1704 года, на 73-м  году жизни. Друзья похоронили философа неподалеку от его последнего жилища, и его памятник украсили следующей эпитафией, написанной по - латински:

"Остановись, прохожий! Здесь лежит Джон Локк. Если  ты спросишь, что это был за  человек, этот памятник ответит  тебе: Локк был человек, умевший  довольствоваться немногим. Он воспитан был наукой и зашел так далеко, что мог служить только одной истине. Ты убедишься в этом, изучая его сочинения. Из них ты узнаешь о нем более, чем из хвалебных речей. Его добродетели спорили с его скромностью, и он не решился бы поставить себя за образец тебе: его недостатки погребены вместе с ним".                                                                                                                    

 

2. Философские  идеи Джона Локка. 

Джон Локк - отец не только современного эмпиризма, но и материализма. Его философия теории познавания состоит в развитии двух главных мыслей, из которых первая есть отрицание у человека врожденных идей, а вторая - утверждение, что источником всего нашего знания служит опыт.

Теория нравственности, созданная философом, имеет, как мы увидим, большое влияние и по настоящее время.

Локк отрицал существование  врожденных законов нравственности. Под последними он понимал основные положения права и морали, с  которыми должны согласоваться взаимные отношения между отдельными людьми и народами - одним словом, все правила общежития. Но что же следует понимать под названием врожденных идей нравственности? То, что стоики признавали истинным разумом, Спиноза называл духовной любовью к Богу, а Гроций - природой вещей. Все это обозначало нечто неведомое, руководящее нашими поступками. Позже, это неведомое получило название "врожденные идеи нравственности". Оспаривая существование таких идей, Локк невольно подрывал основание всех когда-либо существовавших учений о нравственности. Он утверждал, что никаких общих законов нравственности не существует, и стремился доказать, что все до единого правила нравственности изменяются с течением времени. Более того, Локк приводил в доказательство справедливости своего мнения то, что и в настоящее время в различных странах встречаем мы прямо противоположные правила нравственности, чего никак не могло бы быть, если бы существовала одна врожденная идея нравственности, к которой можно было бы свести все остальные. Локк не признает также неизменности так называемого внутреннего голоса или голоса совести, говоря, что и сама совесть не одинакова у различных людей и народов, потому что и она является результатом воспитания и условий жизни. Мы привыкаем с детства считать хорошим то, что называют добром наши родители и другие люди, которым мы верим. Мы часто не имеем ни желания, ни времени рассуждать о принятом в детстве на веру, и охотно признаем, что родились на свет с такими понятиями, не зная, как и откуда они у нас явились. Вот, это, по мнению Локка, и есть истинная история врожденных идей. Это вдобавок объясняется еще тем, что никакое учение о нравственности и праве невозможно без допущения существования общего закона. Закон же может исходить только от законодателя, в непогрешимости которого мы не можем сомневаться, и который один имеет власть карать и миловать. Таким законодателем может быть только всеведущий Бог, и потому право и нравственность находят свое основание не во врожденных идеях, а в Божественном откровении. Далее видно, что Локк, как нельзя более легко, выводит общее основание нравственности, но встречает большие трудности в примирении с этим Божественным откровением всех различных правил общежития и нравственности, разнообразие которых в глазах наблюдателя бесконечно. Он едва находит возможность установить три самые общие положения нравственности:

1) вера в Бога и  в его всемогущество; признание  власти государя и народа;

2) страх перед наказанием  и стремление к награде руководит  нашими поступками;

3) признание нравственности  христианской и никакой другой.

Нельзя не сознаться, что все это мало выяснено, но мы не можем строго винить Локка в том, что его теория нравственности не отличается такою ясностью, как теория познавания. И по настоящее время никому еще не удалось открыть основной закон нашей нравственной природы, хотя за эту задачу брались такие люди, как, например, Конт. В Англии непосредственно после Локка занимались теорией нравственности Шефтсбери и Юм, которые брали за основной закон чувство любви к ближнему. Вольф, в Германии, тот же закон облекает в иную форму и основывает теорию нравственности на постоянном стремлении человека к духовному совершенству. Лейбниц, в противоположность Локку, признавал существование врожденных идей нравственности, которым приписывал инстинктивный характер. Он говорил: правила нравственности мы не сознаем, но чувствуем инстинктивно. Все это, конечно, также нисколько не уясняет происхождения нравственного начала.         

Вопросы о нравственности тесно  связаны и с вопросом о свободе  воли, поэтому уместно здесь же привести мнение Локка и об этом. Локк признает, что волей нашей управляет исключительно стремление к счастью. Такой взгляд невольно установился под влиянием наблюдения действительности. Но философу, очевидно, не понравился этот двигатель всех наших действий, и он постарался придать слову "счастье" самое широкое значение, однако ему не удалось растянуть это понятие до такой степени, чтобы объяснить им, например, действия добровольных мучеников...

Локк утверждает, что  мышление в силах подавить всякую страсть и дать разумное направление  воле.  Вот в  этой власти рассудка, по его мнению, и состоит свобода человека. Если принять такое определение свободы воли, то придется допустить, что не все люди обладают в одинаковой степени свободой воли, а иные и совершенно ее лишены, ведь почему-то существует же немецкая пословица: "Я вижу и оправдываю лучшее, а следую худому". Локк признает нравственными только те действия, которые исходят от рассудка, он убежден в том, что если человек взвешивает хорошо свои действия и предвидит их последствия, то всегда поступает справедливо.

Таким образом, Локк в  этом отношении вполне сходится с  Сократом, признавая, что просвещенный ум непременно ведет к доброй нравственности. Замечательно, что такое мнение и  у Локка, и у Сократа явилось  следствием непосредственного изучения действительности. Но этим не ограничивается сходство Локка с Сократом - оба они излагали свои мысли, не мудрствуя лукаво. Чтобы дать понятие об изложении Локка, следует привести его определения удовольствия, любви, гнева и так далее, которые заимствуются из "Опыта".

Информация о работе Локк о воспитании джентлемена