Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 19:51, реферат
Любовь — чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на их взаимной заинтересованности и склонности. Проявления Л. могут быть самыми различными: половая Л., разнообразные чувства взаимной симпатии и дружбы между людьми (в самом широком смысле — взаимоотношения людей в об-ве, основанные на общности устремлений и интересов), наконец, положительное отношение человека к объекту познания и практической деятельности (Л. к природе, к истине, к жизни и т. п.).
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ГОУ ВПО МГПУ)
Институт гуманитарных наук
Кафедра массовых коммуникаций
«ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ
КАК ЭТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ»
Студентка 3 курса 31 гр.
«реклама и связи с общественностью»
Шевчук Ольга
Москва 2013
Любовь.
Любовь — чувство, соответствующее
отношениям общности и близости между
людьми, основанным на их взаимной заинтересованности
и склонности. Проявления Л. могут быть
самыми различными: половая Л., разнообразные
чувства взаимной симпатии и дружбы между людьми (в самом широком
смысле — взаимоотношения людей в об-ве,
основанные на общности устремлений и
интересов), наконец, положительное отношение
человека к объекту познания и практической
деятельности (Л. к природе, к истине, к
жизни и т. п.).
В самом же обобщенном, абстрактном смысле
Л. понимается в этике и философии как
такое отношение между людьми, когда один
человек рассматривает др. как близкого,
родственного самому себе и тем или иным
образом отождествляет себя с ним: испытывает
потребность к объединению и сближению;
отождествляет с ним свои собственные
интересы и устремления; добровольно физически
и духовно отдает себя др. и стремится
взаимно обладать им. Противоположностью
Л. является ненависть. Категория Л. играла большую
роль в истории моральных учений, этики
и даже философии.
Любовь – это чувство,
трудно поддающееся формальному
определению. Как отношение между
людьми любовь характеризуется высшей
эмоционально духовной напряженностью
и основана на открытии максимальной
ценности конкретного человека. Она
не скована даже нравственными оценками
и этим отличается от дружбы. Любят
не «потому что», а «несмотря ни
на что».
В этике с понятием любви
прежде всего связаны интимные и
глубокие чувства, особый вид сознания,
душевного состояния и
Страсть любить, как отмечает в книге «Искусство
любить» американский социолог Э. Фромм,
– это самое существенное проявление
человеческих положительных жизнеутверждающих
влечений. Однако, по его мнению, любовь
вообще – это искусство, требующее опыта
и умения концентрироваться, интуиции
и понимания, словом, его надо постигать.
Причиной того, что многие не признают
этой необходимости, являются следующие
обстоятельства: 1) большая часть людей
смотрит на любовь к позиции «как быть
любимым», но не «как любить, не с позиции
возможности любви; 2) представление, что
проблема в самой любви, а не в способности
любить; 3) смешиваются понятия «влюбленность»
и «состояние любви», в результате чего
доминирует представление о том, что нет
ничего легче любви, в то время как на практике
это совсем иначе.
Прежде всего не надо сводить любовь, как
уже было отмечено, к отношениям полов
(любовь между мужчиной и женщиной). Любовью
отмечена вся человеческая деятельность
во всех ее проявлениях. Любовь как интимное
и глубокое чувство может быть устремленностью
на другую личность, человеческую общность
или идею, т.е. существует не только любовь
к мужчине или к женщине, но и любовь к
детям, родителям, Родине, жизни, истине
и т.п. Однако сущность любви наиболее
полно проявляется в отношениях между
людьми: самая яркая ее форма, загадочная
и неотвратимая по силе воздействия, –
индивидуальная половая любовь.
«Любовь становится более плодотворной
от наших внутренних переживаний, - пишет
Х. Ортега-и-Гассет, - она рождается во многих
движениях души: желаниях, мыслях, стремлениях,
действиях; но все то, что прорастает из
любви, как урожай из семени, еще не сама
любовь; любовь – это условие, чтобы названные
движения души проявились». Поэтому в
каждую эпоху выделились разные виды и
аспекты любви, делались попытки систематизировать
формы ее проявления, расположив их по
мере значимости и смыслу.
Любовь христианская
Христианство всегда толковало любовь
как высший принцип нравственности, наиболее
глубоко раскрывающий человеческую сущность.
Под любовью христиане еще в средние века
понимали некую внутреннюю силу человека,
которая никогда не иссякает, а беспрестанно,
без устали распространяется на все действия
человека, направляя его к благоденствию.
Христианский мыслитель Аврелий Августин
выделял три формы любви – любовь человека
к Богу, любовь к ближнему и любовь Бога
к человеку. Первая выражается как стремление
человека к совершенству на пути к Богу
и связана с человеком, его природой, дающей
возможность думать, решать. Она начинается
как желание любить Бога. По мнению Августина,
вся любовь к людям, вещам в этом мире истинна
только тогда, когда она во имя Бога, а
не во имя человека.
Любовь к ближнему – вторая форма любви,
принятая в христианстве. Она возможна
потому, что «ближний» - это подобие Бога.
Она объединяет всех людей в единое целое.
Третья форма – любовь Бога к созданию.
Бог не только любит, Он сам есть любовь.
В таком аспекте любовь в своей изначальной
глубине непостижима и недоступна человеку.
Бог не только создал Вселенную в первом
акте своей любви, но и реставрирует мир
«падших», восстанавливает в нем истинный
порядок.
Кроме форм любви, в христианстве выделяются
соответственно разные степени любви.
Первая, низшая, связана с «золотым» законом
нравственности, гласящим: не делай другому
того, чего не пожелал бы самому себе. Вторая
степень требует отказаться от всего имущества,
богатства и т.п., принадлежащего тебе,
разделив, отдав его другим. Третья, высшая,
степень любви выражается в способности
вытерпеть всяческие унижения, ненависть,
муки, боль, сохранив любовь к человеку,
к своим мучителям, убийцам (как это смог
сделать Христос, жертвуя собой ради грешных,
злых людей).
Таким образом, христианская трактовка
любви подразумевает душевное бескорыстие
и доброту, подавление гордыни и себялюбия.
Чувственная и действенная
любовь
Арнольд Хейнлик в своем вышедшем в 1665
г. труде «Любовь» разделяет ее на два
подвида – чувственную и действенную
любовь.
Чувственная любовь еще не сама нравственность,
а награда за нее (можно ее принимать, а
можно и не принимать). Она выражается
как телесная и чувственная любовь, то
есть страсть и желание (так же душа связана
с телом); сама по себе она не плоха и не
хороша; и, так же как духовная любовь,
есть подтверждение того, что наши действия
находятся в зависимости от разума и высшего
закона нравственности (люди, однако, этого
не ценят).
Действенная любовь как целенаправленное,
твердое желание к действию выражается
в трех формах. Первая – любовь-уважение
– формирует нравственность как готовность
действовать по велению разума. Вторая
– любовь-доброжелательность – не может
быть преступной, плохой, ибо является
одной из черт Бога. Третья – любовь-стремление,
склонность – характеризует деятельность
как нравственную наиболее глубоко.
В свою очередь Стендаль в знаменитом
трактате «О любви» (1822) указывает на четыре
формы любви: любовь-страсть, любовь-желание,
физическую любовь и любовь-честолюбие.
Любовь жертвенная
Практически во все эпохи любви как нравственно-этической
категории уделяли внимание многие мыслители,
подчеркивая мысль, что любовь существует
только там, где человек бескорыстно себя
отдает. Как писал Гегель, «истинная сущность
любви к отказе от самого себя, забвении
себя в другом…»
Л.Н Толстой отмечал, что настоящая любовь
возможна тогда, когда другого ставишь
выше себя, и вырастает она из отказа от
себя, самопожертвования. «Любовь тогда
любовь, если это самопожертвование»,
- писал великий писатель.
Классификация форм любви
Владимир Сергеевич Соловьёв определяет любовь как влечение одного одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни, и выделяет три её вида:
Любовь, которая более дает, чем получает, или нисходящая любовь (лат. amor descendens) - к этому виду любви он относит родительскую любовь, преимущественно материнскую любовь к детям. У человека эта любовь, или попечение старших о младших, защита слабых сильными, создает отечество и постепенно организуется в национально-государственный быт.
Любовь, которая более получает, чем дает, или восходящая любовь (лат. amor ascendens) - к этому виду любви он относит любовь детей к родителям, а также привязанность животных к своим покровителям, особенно преданность домашних животных человеку. У человека, по его мнению, эта любовь может распространяться так же на умерших предков, а затем и на более общие и отдалённые причины бытия (до всемирного провидения, единого Отца Небесного), и является корнем всего религиозного развития человечества.
Любовь, которая равно даёт и получает, или половая любовь (лат. amor aequalis) - к этому виду любви он относит любовь супругов друг к другу, а также устойчивую связь между родителями у других видов животных (птиц, некоторых животных и т. п.). У человека эта любовь может достигать вида совершенной полноты жизненной взаимности и через это становиться высшим символом идеального отношения между личным началом и общественным целым.
Соловьёв подчёркивает, что в Библии отношения между Богом (в том числе в лице Христа и Церкви) и избранной им народностью изображается преимущественно как супружеский союз, из чего он делает вывод, что идеальное начало общественных отношений, по христианству, есть не власть, а любовь.
Так же Соловьёв пишет, что с точки зрения этики, любовь представляет собой сложное явление, состоящее из:
Формы любви по
учению древних греков
Древние греки, например, для выражения
аспектов и оттенков любви использовали
различные термины. Так, словом «эрос»
они обозначали любовь-страсть, ревность
и чувственное влечение полов.
Словом «philia» (т.е. любовь-дружба) греки
обозначали связь индивидов, обусловленную
социальным или личным выбором. Любовь
такого рода, как правило, затрагивает
отношения близких друг другу людей, она
обычно удовлетворена присутствием любимого.
«Любовь-дружба» - это влечение к самому
предмету любви, выросшее из совместной
жизни, взаимной общности взглядов на
многие вещи. Основное душевное состояние
здесь – «духовный покой», внутренняя
близость, взаимопонимание. Таким образом,
«philia» означает духовную, открытую, основанную
на внутренней симпатии любовь.
Слово «storge» означает любовь, которая
связана с родовыми связями, нерушимыми,
не поддающимися отмене (речь в первую
очередь идет о семейных связях). Это нежная,
уверенная, надежная любовь, которая устанавливается
между родителями и детьми, мужем и женой,
гражданами и отечеством. В такой любви
человек находит покой и доверие, чувство
уверенности. Этот термин выражает чувства
не отдельной личности, а чувства родовой
общности, без которого греки не представляли
своего существования.
Термин «agape» у греков означал разумную
любовь, возникающую на основе оценки
какой-либо особенности любимого, его
черт характера и т.п. Ее человек может
разумно обосновать, ведь она основана
на убеждении, а не на спонтанных чувствах,
привычках. «Agape» - это любовь, укрепляемая
деятельностью разума, поэтому она абстрактна,
безличностна более, чем другие формы
любви. Это воля, напрявляемая разумом.
Ненависть.
Ненависть — моральное чувство, соответствующее отношениям взаимной вражды между людьми. Внешне чувство Н. может выступать как нечто целостное и нерасчленимое, однако по своему действительному содержанию оно включает ряд взаимосвязанных моментов, напр. отвращение и желание зла др., отказ в помощи ненавистному лицу, противодействие всем его стремлениям.
Чувство Н, противоположно чувству любви, но вместе с
тем всегда так или иначе предполагает
любовь: Н. к злу предполагает любовь к
добру, человеконенавистничеств
Н. оправданна, когда она обращена против врагов человечества и подчинена цели осуществления блага для трудящихся. Во имя великих целей построения коммунистического об-ва эта Н. должна быть очищена от всего низменного, эгоистичного, она не Должна приводить к фанатизму, к использованию аморальных средств в борьбе за правое дело (Цели и средства).
Ненависть - активная враждебность, полярность любви. Отрицательное отношение , доведенное до аффекта , до страсти. Древний философ Эмпедокл полагал, что именно любовь и ненависть обеспечивают развитие . Психоаналитики учат, что от любви до ненависти один шаг. Более того, они сплавлены. Ненависть нередко обнаруживается как вытесненная любовь, перетекшая в свою противоположность . Ненависти часто предшествует острое недовольство, если события развиваются не так, как хочется. Чувство ненависти способно вызвать все, что противоречит потребностям, убеждениям и ценностям человека .
Ненависть — интенсивное, длительное, отрицательно окрашенное чувство, отражающее неприятие, отвращение и враждебность к объекту ненависти (человеку, группе, неодушевленному предмету, явлению). Вызывается как какими-либо действиями объекта, так и присущими ему качествами, восприятием объекта ненависти, как противоречащего убеждениям и ценностям субъекта, негативно влияющего на его жизнь, препятствующего удовлетворению его важных потребностей. Ненависть может связываться с испытанием удовольствия от неудач объекта и с желанием зла, с намерением причинить вред объекту эмоции.
Причины ненависти и вражды
бывают настолько мелкими, несущественными,
что видимая иррациональность таких
причин вместе с легкостью, с которой
ненависть может быть внушена
извне, делает возможным предположение
о существовании у людей
Сходным образом, часть конфликтов и связанная с конфликтами ненависть могут рассматриваться не столько как следствие каких-то реальных причин, сколько как высвобождение агрессивного напряжения; ненависть при этом может направляться то на один, то на другой объект.
С другой стороны, ненависть может выступать не как проявляющаяся в конфликте, но существующая помимо него агрессивность, и не как отношение к объекту, являющееся причиной конфликта, а как психический механизм, порождаемый конфликтной ситуацией, и усиливающий враждебность («Целесообразно ненавидеть врага»).
Этот подход находит свое
выражение в побуждающей к
ненависти пропаганде, сопровождающей
войны и другие виды конфликтов,
стремящейся с помощью
Социальная ненависть (ненависть как чувство группы людей) сопровождает тяжелейшие конфликты в обществе (беспорядки, войны, геноцид) и является одной из причин дискриминации.
Ненависть и побуждение к
ненависти в разных странах могут
в некоторых случаях
Любовь и ненависть
Ненависть и любовь противоположны другу другу, являются антонимами часто рассматриваются независимо друг от другa и воспринимаются как взаимоисключающие антитезы.
Однако, понятия любви и ненависти эмоционально и логически взаимосвязаны в разных культурах; любовь с ненавистью могут рассматриваться как составляющие некое единство, и могут одновременно сочетаться в одном человеке при амбивалентном отношении к другому человеку (и, шире, любому объекту).
Амбивалентность любви и ненависти в близких отношениях является одной из центральных идей психоанализа; Фрейд связывал одновременность проявления любви и ненависти в близких отношениях с неизбежно порождаемыми отношениями конфликтными ситуациями.
Некоторые этологи указывали на взаимосвязь между любовью и ненавистью через связь между физиологическими и психическими механизмами, обеспечивающими у животных и людей способность к близким личным отношениям и способность к агрессии.
Например, Конрад Лоренц заявлял, что «Нет любви без агрессии, но нет и ненависти без любви».
Нередко человек ненавидит того, кого любит и зачастую эти чувства невозможно разделить, одно из них не разрушает то, что создает другое, а сосуществует.
Одним из возможных объяснений тесной связи этих чувств является идея о том, что чем больше общего мы имеем с другим человеком, чем сильнее связь между нами, тем сильнее мы оказываемся вовлечены в любые отношения, и вследствие этого конфликт, если он возник, будет протекать с большей силой и страстью, чем конфликты с посторонними людьми; в последнем случае отсутствие общих интересов и близких черт позволяет воспринимать вторую сторону более объективно.
Более того: объект, с которым связаны сильные чувства — это всегда объект, который имеет большое значение для человека, и именно любовь не позволяет выражать периодически возникающие негативные эмоции, и тем самым, способствует накоплению и усилению враждебности.
В народном сознании наличие любви может быть связано с наличием ненависти к тому же объекту, что отражается, например, в пословице «От любви до ненависти — один шаг».
Однако народная мудрость может быть оспорена; так, по мнению философа и психолога Эриха Фромма, в ненависть превращается не любовь, а лишь нарциссизм влюбленных, то есть «ненастоящая» любовь.
Парадоксальным образом,
не только амбивалентные отношения
любви-ненависти порождаются
Психологи нередко противопоставляют и любви, и ненависти безразличие, характеризующее объект, как не имеющий никакого значения для субъекта.
Показано, что для того, чтобы как чувство любви, так и чувство ненависти могли формироваться, необходим детский опыт отношений с объектом любви.
Сила связи между любовью
и ненавистью и условия перехода
одного в другое могут зависеть от
культуры — например, от того, рассматривает
ли данная культура ненависть, как естественный
ответ на отвергнутую любовь или
разочарование, либо как нечто изначально
связанное с любовью
Ненависть и любовь, рассматриваемые то как противоположные, то как сопряженные и взаимозависимые чувства, издавна были темой для поэтов и писателей ; привлекали внимание философов и психологов; в последнее время ненависть и любовь, как понятия, составляющие бинарную оппозицию, стали предметом внимания когнитивной лингвистики, психолингвистики, и лингвокультурологии
Информация о работе Любовь и ненависть как этическая категория