Любовь и ненависть как этическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 19:51, реферат

Краткое описание

Любовь — чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на их взаимной заинтересованности и склонности. Проявления Л. могут быть самыми различными: половая Л., разнообразные чувства взаимной симпатии и дружбы между людьми (в самом широком смысле — взаимоотношения людей в об-ве, основанные на общности устремлений и интересов), наконец, положительное отношение человека к объекту познания и практической деятельности (Л. к природе, к истине, к жизни и т. п.).

Вложенные файлы: 1 файл

любовь-ненависть.docx

— 35.09 Кб (Скачать файл)


Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ГОУ ВПО МГПУ)

 

 

Институт  гуманитарных наук

Кафедра массовых коммуникаций

 

 

 

 

 
«ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ КАК ЭТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка 3 курса 31 гр.

«реклама и  связи с общественностью»

Шевчук Ольга

 

 

 

 

Москва 2013

 
Любовь.

 
Любовь — чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на их взаимной заинтересованности и склонности. Проявления Л. могут быть самыми различными: половая Л., разнообразные чувства взаимной симпатии и дружбы между людьми (в самом широком смысле — взаимоотношения людей в об-ве, основанные на общности устремлений и интересов), наконец, положительное отношение человека к объекту познания и практической деятельности (Л. к природе, к истине, к жизни и т. п.). 
 
В самом же обобщенном, абстрактном смысле Л. понимается в этике и философии как такое отношение между людьми, когда один человек рассматривает др. как близкого, родственного самому себе и тем или иным образом отождествляет себя с ним: испытывает потребность к объединению и сближению; отождествляет с ним свои собственные интересы и устремления; добровольно физически и духовно отдает себя др. и стремится взаимно обладать им. Противоположностью Л. является ненависть. Категория Л. играла большую роль в истории моральных учений, этики и даже философии.

 

Любовь – это чувство, трудно поддающееся формальному  определению. Как отношение между  людьми любовь характеризуется высшей эмоционально духовной напряженностью и основана на открытии максимальной ценности конкретного человека. Она  не скована даже нравственными оценками и этим отличается от дружбы. Любят  не «потому что», а «несмотря ни на что». 

В этике с понятием любви  прежде всего связаны интимные и  глубокие чувства, особый вид сознания, душевного состояния и действий, которые направлены на другого человека, общество и т.д. Сложность и важность любви продиктованы те, что в ней  сфокусированы в органическом соединении физиологическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое, интимное и общепринятое. Нет такого развитого  общества и нет такого человека, кто не был с ней знаком хотя бы в малой мере. Более того, без  любви не может сформироваться моральный  облик человека, не происходит нормального  развития. Это признается каждым, даже не находящимся в состоянии любви. «То, что ты не любишь, - писал Л.Н. Толстой, - не означает, что в тебе нет любви, а только то, что в  тебе есть нечто, мешающее любить…  Твоя душа полна любви, но она не может открыться, ибо твои грехи  не дают ей этого. Освободи душу от того, что ее очерняет…» 
 
Страсть любить, как отмечает в книге «Искусство любить» американский социолог Э. Фромм, – это самое существенное проявление человеческих положительных жизнеутверждающих влечений. Однако, по его мнению, любовь вообще – это искусство, требующее опыта и умения концентрироваться, интуиции и понимания, словом, его надо постигать. Причиной того, что многие не признают этой необходимости, являются следующие обстоятельства: 1) большая часть людей смотрит на любовь к позиции «как быть любимым», но не «как любить, не с позиции возможности любви; 2) представление, что проблема в самой любви, а не в способности любить; 3) смешиваются понятия «влюбленность» и «состояние любви», в результате чего доминирует представление о том, что нет ничего легче любви, в то время как на практике это совсем иначе. 
 
Прежде всего не надо сводить любовь, как уже было отмечено, к отношениям полов (любовь между мужчиной и женщиной). Любовью отмечена вся человеческая деятельность во всех ее проявлениях. Любовь как интимное и глубокое чувство может быть устремленностью на другую личность, человеческую общность или идею, т.е. существует не только любовь к мужчине или к женщине, но и любовь к детям, родителям, Родине, жизни, истине и т.п. Однако сущность любви наиболее полно проявляется в отношениях между людьми: самая яркая ее форма, загадочная и неотвратимая по силе воздействия, – индивидуальная половая любовь.  
 
«Любовь становится более плодотворной от наших внутренних переживаний, - пишет Х. Ортега-и-Гассет, - она рождается во многих движениях души: желаниях, мыслях, стремлениях, действиях; но все то, что прорастает из любви, как урожай из семени, еще не сама любовь; любовь – это условие, чтобы названные движения души проявились». Поэтому в каждую эпоху выделились разные виды и аспекты любви, делались попытки систематизировать формы ее проявления, расположив их по мере значимости и смыслу. 
 
Любовь христианская 
 
Христианство всегда толковало любовь как высший принцип нравственности, наиболее глубоко раскрывающий человеческую сущность. Под любовью христиане еще в средние века понимали некую внутреннюю силу человека, которая никогда не иссякает, а беспрестанно, без устали распространяется на все действия человека, направляя его к благоденствию. 
 
Христианский мыслитель Аврелий Августин выделял три формы любви – любовь человека к Богу, любовь к ближнему и любовь Бога к человеку. Первая выражается как стремление человека к совершенству на пути к Богу и связана с человеком, его природой, дающей возможность думать, решать. Она начинается как желание любить Бога. По мнению Августина, вся любовь к людям, вещам в этом мире истинна только тогда, когда она во имя Бога, а не во имя человека. 
 
Любовь к ближнему – вторая форма любви, принятая в христианстве. Она возможна потому, что «ближний» - это подобие Бога. Она объединяет всех людей в единое целое. 
 
Третья форма – любовь Бога к созданию. Бог не только любит, Он сам есть любовь. В таком аспекте любовь в своей изначальной глубине непостижима и недоступна человеку. Бог не только создал Вселенную в первом акте своей любви, но и реставрирует мир «падших», восстанавливает в нем истинный порядок. 
 
Кроме форм любви, в христианстве выделяются соответственно разные степени любви. Первая, низшая, связана с «золотым» законом нравственности, гласящим: не делай другому того, чего не пожелал бы самому себе. Вторая степень требует отказаться от всего имущества, богатства и т.п., принадлежащего тебе, разделив, отдав его другим. Третья, высшая, степень любви выражается в способности вытерпеть всяческие унижения, ненависть, муки, боль, сохранив любовь к человеку, к своим мучителям, убийцам (как это смог сделать Христос, жертвуя собой ради грешных, злых людей). 
 
Таким образом, христианская трактовка любви подразумевает душевное бескорыстие и доброту, подавление гордыни и себялюбия. 
 
Чувственная и действенная любовь 
 
Арнольд Хейнлик в своем вышедшем в 1665 г. труде «Любовь» разделяет ее на два подвида – чувственную и действенную любовь. 
 
Чувственная любовь еще не сама нравственность, а награда за нее (можно ее принимать, а можно и не принимать). Она выражается как телесная и чувственная любовь, то есть страсть и желание (так же душа связана с телом); сама по себе она не плоха и не хороша; и, так же как духовная любовь, есть подтверждение того, что наши действия находятся в зависимости от разума и высшего закона нравственности (люди, однако, этого не ценят). 
 
Действенная любовь как целенаправленное, твердое желание к действию выражается в трех формах. Первая – любовь-уважение – формирует нравственность как готовность действовать по велению разума. Вторая – любовь-доброжелательность – не может быть преступной, плохой, ибо является одной из черт Бога. Третья – любовь-стремление, склонность – характеризует деятельность как нравственную наиболее глубоко. 
 
В свою очередь Стендаль в знаменитом трактате «О любви» (1822) указывает на четыре формы любви: любовь-страсть, любовь-желание, физическую любовь и любовь-честолюбие. 
 
Любовь жертвенная 
Практически во все эпохи любви как нравственно-этической категории уделяли внимание многие мыслители, подчеркивая мысль, что любовь существует только там, где человек бескорыстно себя отдает. Как писал Гегель, «истинная сущность любви к отказе от самого  себя, забвении себя в другом…» 
 
Л.Н Толстой отмечал, что настоящая любовь возможна тогда, когда другого ставишь выше себя, и вырастает она из отказа от себя, самопожертвования. «Любовь тогда любовь, если это самопожертвование», - писал великий писатель. 

 

Классификация форм любви

Владимир Сергеевич Соловьёв определяет любовь как влечение одного одушевленного существа к другому  для соединения с ним и взаимного  восполнения жизни, и выделяет три  её вида:

Любовь, которая  более дает, чем получает, или  нисходящая любовь (лат. amor descendens) - к этому виду любви он относит родительскую любовь, преимущественно материнскую любовь к детям. У человека эта любовь, или попечение старших о младших, защита слабых сильными, создает отечество и постепенно организуется в национально-государственный быт.

Любовь, которая  более получает, чем дает, или  восходящая любовь (лат. amor ascendens) - к этому виду любви он относит любовь детей к родителям, а также привязанность животных к своим покровителям, особенно преданность домашних животных человеку. У человека, по его мнению, эта любовь может распространяться так же на умерших предков, а затем и на более общие и отдалённые причины бытия (до всемирного провидения, единого Отца Небесного), и является корнем всего религиозного развития человечества.

Любовь, которая  равно даёт и получает, или половая  любовь (лат. amor aequalis) - к этому виду любви он относит любовь супругов друг к другу, а также устойчивую связь между родителями у других видов животных (птиц, некоторых животных и т. п.). У человека эта любовь может достигать вида совершенной полноты жизненной взаимности и через это становиться высшим символом идеального отношения между личным началом и общественным целым.

Соловьёв подчёркивает, что  в Библии отношения между Богом (в том числе в лице Христа и  Церкви) и избранной им народностью  изображается преимущественно как  супружеский союз, из чего он делает вывод, что идеальное начало общественных отношений, по христианству, есть не власть, а любовь.

Так же Соловьёв пишет, что  с точки зрения этики, любовь представляет собой сложное явление, состоящее из:

  1. Жалости, преобладающей в родительской любви;
  2. Благоговения (pietas), преобладающего в любви детей к родителям и вытекающей из неё религиозной любви;
  3. Чувства стыда, в соединении с двумя первыми элементами образующего человеческую форму половой или супружеской любви.

Формы любви по учению древних греков 
Древние греки, например, для выражения аспектов и оттенков любви использовали различные термины. Так, словом «эрос» они обозначали любовь-страсть, ревность и чувственное влечение полов.  
 
Словом «philia» (т.е. любовь-дружба) греки обозначали связь индивидов, обусловленную социальным или личным выбором. Любовь такого рода, как правило, затрагивает отношения близких друг другу людей, она обычно удовлетворена присутствием любимого. «Любовь-дружба» - это влечение к самому предмету любви, выросшее из совместной жизни, взаимной общности взглядов на многие вещи. Основное душевное состояние здесь – «духовный покой», внутренняя близость, взаимопонимание. Таким образом, «philia» означает духовную, открытую, основанную на внутренней симпатии любовь. 
 
Слово «storge» означает любовь, которая связана с родовыми связями, нерушимыми, не поддающимися отмене (речь в первую очередь идет о семейных связях). Это нежная, уверенная, надежная любовь, которая устанавливается между родителями и детьми, мужем и женой, гражданами и отечеством. В такой любви человек находит покой и доверие, чувство уверенности. Этот термин выражает чувства не отдельной личности, а чувства родовой общности, без которого греки не представляли своего существования. 
 
Термин «agape» у греков означал разумную любовь, возникающую на основе оценки какой-либо особенности любимого, его черт характера и т.п. Ее человек может разумно обосновать, ведь она основана на убеждении, а не на спонтанных чувствах, привычках. «Agape» - это любовь, укрепляемая деятельностью разума, поэтому она абстрактна, безличностна более, чем другие формы любви. Это воля, напрявляемая разумом. 

Ненависть.

Ненависть — моральное чувство, соответствующее отношениям взаимной вражды между людьми. Внешне чувство Н. может выступать как нечто целостное и нерасчленимое, однако по своему действительному содержанию оно включает ряд взаимосвязанных моментов, напр. отвращение и желание зла др., отказ в помощи ненавистному лицу, противодействие всем его стремлениям.

Чувство Н, противоположно чувству любви, но вместе с тем всегда так или иначе предполагает любовь: Н. к злу предполагает любовь к добру, человеконенавистничество связано с себялюбием. В противоположность христианской морали, к-рая лицемерно осуждает всякое проявление Н. в отношениях между людьми, коммунистическая нравственность оценивает Н. в зависимости от ее конкретного социального содержания, в зависимости от того, против кого она направлена и во имя чего люди ненавидят.

Н. оправданна, когда она обращена против врагов человечества и подчинена  цели осуществления блага для  трудящихся. Во имя великих целей  построения коммунистического об-ва эта Н. должна быть очищена от всего низменного, эгоистичного, она не Должна приводить к фанатизму, к использованию аморальных средств в борьбе за правое дело (Цели и средства).

 

Ненависть - активная враждебность, полярность любви. Отрицательное отношение , доведенное до аффекта , до страсти. Древний философ Эмпедокл полагал, что именно любовь и ненависть обеспечивают развитие . Психоаналитики учат, что от любви до ненависти один шаг. Более того, они сплавлены. Ненависть нередко обнаруживается как вытесненная любовь, перетекшая в свою противоположность . Ненависти часто предшествует острое недовольство, если события развиваются не так, как хочется. Чувство ненависти способно вызвать все, что противоречит потребностям, убеждениям и ценностям человека .

Ненависть — интенсивное, длительное, отрицательно окрашенное чувство, отражающее неприятие, отвращение и враждебность к объекту ненависти (человеку, группе, неодушевленному предмету, явлению). Вызывается как какими-либо действиями объекта, так и присущими ему качествами, восприятием объекта ненависти, как противоречащего убеждениям и ценностям субъекта, негативно влияющего на его жизнь, препятствующего удовлетворению его важных потребностей. Ненависть может связываться с испытанием удовольствия от неудач объекта и с желанием зла, с намерением причинить вред объекту эмоции.

Причины ненависти и вражды бывают настолько мелкими, несущественными, что видимая иррациональность таких  причин вместе с легкостью, с которой  ненависть может быть внушена  извне, делает возможным предположение  о существовании у людей изначальной  потребности в ненависти и  враждебности.

Сходным образом, часть конфликтов и связанная с конфликтами ненависть могут рассматриваться не столько как следствие каких-то реальных причин, сколько как высвобождение агрессивного напряжения; ненависть при этом может направляться то на один, то на другой объект.

С другой стороны, ненависть  может выступать не как проявляющаяся  в конфликте, но существующая помимо него агрессивность, и не как отношение  к объекту, являющееся причиной конфликта, а как психический механизм, порождаемый  конфликтной ситуацией, и усиливающий  враждебность («Целесообразно ненавидеть врага»).

Этот подход находит свое выражение в побуждающей к  ненависти пропаганде, сопровождающей войны и другие виды конфликтов, стремящейся с помощью ненависти  повысить мотивацию общества и таким  образом усилить его позицию  в конфликте.

Социальная ненависть (ненависть  как чувство группы людей) сопровождает тяжелейшие конфликты в обществе (беспорядки, войны, геноцид) и является одной из причин дискриминации.

Ненависть и побуждение к  ненависти в разных странах могут  в некоторых случаях рассматриваться  как отягчающее обстоятельство при  преступлении или как самостоятельное  преступление.

Любовь и ненависть

Ненависть и любовь противоположны другу другу, являются антонимами часто рассматриваются независимо друг от другa и воспринимаются как взаимоисключающие антитезы.

Однако, понятия любви  и ненависти эмоционально и логически  взаимосвязаны в разных культурах; любовь с ненавистью могут рассматриваться  как составляющие некое единство, и могут одновременно сочетаться в одном человеке при амбивалентном отношении к другому человеку (и, шире, любому объекту).

Амбивалентность любви и  ненависти в близких отношениях является одной из центральных идей психоанализа; Фрейд связывал одновременность проявления любви и ненависти в близких отношениях с неизбежно порождаемыми отношениями конфликтными ситуациями.

Некоторые этологи указывали на взаимосвязь между любовью и ненавистью через связь между физиологическими и психическими механизмами, обеспечивающими у животных и людей способность к близким личным отношениям и способность к агрессии.

Например, Конрад Лоренц заявлял, что «Нет любви без агрессии, но нет и ненависти без любви».

Нередко человек ненавидит  того, кого любит и зачастую эти  чувства невозможно разделить, одно из них не разрушает то, что создает  другое, а сосуществует.

Одним из возможных объяснений тесной связи этих чувств является идея о том, что чем больше общего мы имеем с другим человеком, чем  сильнее связь между нами, тем  сильнее мы оказываемся вовлечены  в любые отношения, и вследствие этого конфликт, если он возник, будет  протекать с большей силой  и страстью, чем конфликты с  посторонними людьми; в последнем  случае отсутствие общих интересов  и близких черт позволяет воспринимать вторую сторону более объективно.

Более того: объект, с которым  связаны сильные чувства —  это всегда объект, который имеет  большое значение для человека, и  именно любовь не позволяет выражать периодически возникающие негативные эмоции, и тем самым, способствует накоплению и усилению враждебности.

В народном сознании наличие  любви может быть связано с  наличием ненависти к тому же объекту, что отражается, например, в пословице  «От любви до ненависти — один шаг».

Однако народная мудрость может быть оспорена; так, по мнению философа и психолога Эриха Фромма, в ненависть превращается не любовь, а лишь нарциссизм влюбленных, то есть «ненастоящая» любовь.

Парадоксальным образом, не только амбивалентные отношения  любви-ненависти порождаются близкими отношениями, но и возможность выражать смешанные эмоции любви-ненависти (например, в так называемых «шутливых отношениях» (англ. Joking relationship)) по поводу других людей и групп, способствует установлению более близких отношений и выполняет объединяющие функции.

Психологи нередко противопоставляют и любви, и ненависти безразличие, характеризующее объект, как не имеющий никакого значения для субъекта.

Показано, что для того, чтобы как чувство любви, так  и чувство ненависти могли  формироваться, необходим детский  опыт отношений с объектом любви.

Сила связи между любовью  и ненавистью и условия перехода одного в другое могут зависеть от культуры — например, от того, рассматривает  ли данная культура ненависть, как естественный ответ на отвергнутую любовь или  разочарование, либо как нечто изначально связанное с любовью иррациональным образом.

Ненависть и любовь, рассматриваемые  то как противоположные, то как сопряженные  и взаимозависимые чувства, издавна  были темой для поэтов и писателей ; привлекали внимание философов и психологов; в последнее время ненависть и любовь, как понятия, составляющие бинарную оппозицию, стали предметом внимания когнитивной лингвистики, психолингвистики, и лингвокультурологии


Информация о работе Любовь и ненависть как этическая категория