Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 14:45, доклад

Краткое описание

"Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии", философское произведение Ф. Энгельса, посвященное вопросу об отношении марксистской философии к одному из её теоретических источников — классической немецкой философии, в особенности к учению Г. Гегеля и Л. Фейербаха; содержит систематическое изложение основ диалектического и исторического материализма.

Вложенные файлы: 1 файл

«Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».docx

— 165.01 Кб (Скачать файл)

«Людвиг Фейербах и конец  классической немецкой философии»

"Людвиг Фейербах  и конец классической немецкой  философии", философское произведение Ф. Энгельса, посвященное вопросу об отношении марксистской философии к одному из её теоретических источников — классической немецкой философии, в особенности к учению Г. Гегеля и Л. Фейербаха; содержит систематическое изложение основ диалектического и исторического материализма. Написано в начале 1886 по поводу книги датского философа К. Н. Штарке "Людвиг Фейербах" (Штутгарт, 1885). В. И. Ленин считал, что наряду с "Манифестом Коммунистической партии" и "Анти-Дюрингом" "Л. Ф...." является "... настольной книгой всякого сознательного рабочего" (Полное собрание сочинений, 5 издание, том 23, с. 43).

В 1-й главе книги, говоря о философской революции в  Германии, Ф. Энгельс характеризует  гегелевскую философию как завершение классической немецкой философии и  всего прежнего философского развития, как один из теоретических источников марксизма, и описывает процесс  разложения гегелевской школы. Анализируя противоречие между революционной  и консервативной сторонами гегелевской  философии, между её диалектическим методом и догматической системой, он показывает, что её историческое значение и революционный характер заключались в разработке диалектики.

Во 2-й главе, раскрывая  сущность материализма и идеализма, Ф. Энгельс определяет основной вопрос философии как вопрос об отношении между бытием и сознанием, выделяет две стороны этого вопроса (о первичности бытия и о познаваемости мира), проводит разделение философии на два больших лагеря (материализм и идеализм), подвергает критике агностицизм, указывает на роль общественной практики в познании, на зависимость развития философии от развития науки и материального производства. Критикуя недостатки метафизического материализма, он характеризует ограниченность французского материализма 18 века: механицизм, метафизичность, идеализм в понимании истории.

В 3-й главе подвергается критике идеалистическое понимание  истории у Л. Фейербаха, как оно  проявляется в его философии  религии и этике.

4-я глава содержит очерк  основных положений диалектического  материализма и в особенности  материалистического понимания  истории. Возникновение диалектического материализма явилось революционным переворотом в философии. Ф. Энгельс показывает превращение диалектики в материалистическую диалектику и материализма в диалектический материализм, последовательно распространённый также и на понимание общества и его истории. Материалистическую диалектику он определяет как науку об общих законах развития и всеобщей связи в природе, обществе и мышлении, показывает её противоположность метафизике. Ф. Энгельс отмечает, что в познании взаимной связи процессов природы решающее значение имели три великих открытия: открытие клетки, превращения энергии и дарвинизм. Переходя к анализу общества и законов его развития, Ф. Энгельс характеризует деятельность людей как отличительную черту общественного развития, раскрывает действительные, материальные движущие силы истории, которые скрываются за идеальными побуждениями людей, показывает причины возникновения классов и классовой борьбы, соотношение экономики и политики, базиса и надстройки, даёт философский анализ государства, права, философии, религии; указывает на изменение предмета философии в ходе её развития.

"Л. Ф...." был первоначально  напечатан в теоретическом журнале  германской социал-демократии "Die Neue Zeit" (Штутгарт, 1886, № 4—5), а затем  издан отдельной брошюрой с  предисловием Ф. Энгельса (датировано 21 февраля 1888) и с приложением  "Тезисов о Фейербахе" К.  Маркса (Штутгарт, 1888). В 1889 в петербургском  журнале "Северный вестник" (№ 3—4) под названием "Кризис  философии классического идеализма  в Германии" был напечатан русский  перевод Г. Ф. Львовича с  многочисленными отступлениями  от текста оригинала. В 1892 в  Женеве группа "Освобождение труда"  издала полный русский перевод  Г. В. Плеханова, 2-е издание  с его предисловием вышло там  же в 1905. В 1894 в парижском  журнале "L’Ere nouvelle" (№ 4—5) был  напечатан французский перевод  Л. Лафарг, просмотренный Ф. Энгельсом.  В 1892 в Болгарии вышел болгарский  перевод (с русского), в 1899 во  Львове украинский перевод, в  1902 в Риме итальянский перевод,  в 1903 в Чикаго английский перевод. "Л. Ф...." — одно из наиболее  распространённых произведений  марксизма, издавался почти во  всех европейских и во многих  других странах на десятках  языков. В СССР "Л. Ф...." был  издан отдельной книгой 121 раз  на 33 языках (народов СССР и иностранных)  общим тиражом 4806 тысяч экземпляров  (данные на 1 января 1971).

Лит.: Энгельс Ф., [Письмо] И. Блоху, 21—22 сентября 1890, Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 37, с. 396; его же, [Письмо] В. Я. Шмуйлову, 7 февраля 1893, там же, т. 39, с. 22; его же, [Письмо] В. Боргиусу, 25 января 1894, там же, с. 176; Плеханов Г. В., Письмо Ф. Энгельсу, 25 марта 1893, в книге: К. Маркс, Ф. Энгельс и революционная Россия, М., 1967, с. 648—649; Ленин В. И., Три источника и три составных части марксизма, Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 23, с. 43 (см. также Справочный том, ч. 2, с. 351); Розенталь М., О произведении Ф. Энгельса "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии", М., 1952; Баллер Э. А., Произведение Ф. Энгельса "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии", М., 1960; Билецкий Е. Е., У истоков марксистской философии, М., 1965; Покровская В. И. и Свинцов В. И., О работе Ф. Энгельса "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии", М., 1965. 

 Г. А. Багатурия.


Информация о работе Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии