Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:18, реферат
Данный реферат представляет собой взгляд на соотношение двух парадигм мировосприятия: магической картины мира в моём представлении и научной картины мира с позиций философии познания. Перед тем, как пытаться выяснить взаимоотношения науки и мистики, нужно определить и то, и другое. В переносном словоупотреблении мистика означает - совокупность явлений и действий, особым образом связывающих человека с тайным существом и силами мира, независимо от условий пространства, времени и физической причинности.
Данный реферат представляет собой взгляд на соотношение двух парадигм мировосприятия: магической картины мира в моём представлении и научной картины мира с позиций философии познания.
Перед тем, как пытаться выяснить взаимоотношения науки и мистики, нужно определить и то, и другое.
В переносном словоупотреблении мистика
означает - совокупность явлений и
действий, особым образом связывающих
человека с тайным существом и
силами мира, независимо от условий
пространства, времени и физической
причинности. В другом смысле мистикой
называется особый род религиозно-философской поз
Нау́ка — сфера человеческой деятельности,
направленная на выработку и теоретическую
систематизацию объективных зна
Кажется вполне очевидным
взаимный антагонизм науки и ми
Ни магия, ни наука не существует само
по себе и проявляется в характерных психических
реакциях конкретных людей, в их общем
контексте восприятия-действия, характерном
для науки или мистики.
Для мистики характерно отсутствие строго определенных признаков условий, для которых связанные с ними личные предположения связывают явления в личном представлении (формализации). Также характерно отсутствие воспроизводимости этих личных представлений на практике (в реальной действительности) просто потому, что точно не определены условия их применения. При всех попытках оформить (формализовать) такие представления для передачи их другим личностям, возникают неопределенные понятия, которые каждый вынужден определять в силу своего понимания, наполняя их собственными представлениями и смыслом. Это - так называемые виртуальные шаблоны понятий .
Наука произошла из общей пранауки
- философии (рассуждения обо всем, используя
известные закономерности природы, т.е.
логику). Но если рассуждать обо всем ничего
не мешает, то описывать то, к чему можно
прикоснуться лишь разумом невозможно,
гарантируя, что это описание окажется
достоверным, какими бы убедительными
ни казались рассуждения. Это не мешало
всему тому, чья убедительность для некоторых
доходила до максимально возможной - вере,
составлять предмет этой веры - религии
и мистические, недоопределенные теории.
Желание понять как устроен мир и как он
возник заставляло размышлять об этом
и строить теории, кажущиеся наиболее правдоподобными,
но на практике оказывалось, что любые гипотезы
такого рода подтвердить достоверно нет
возможности принципиально до тех пор,
пока остаются неопределенности. В науке
такие гипотезы как Большой взрыв, какими бы
правдоподобными и обоснованными многими
наблюдениями и сопоставлениями ни казались,
остаются пока лишь теми гипотезами, которые все еще носят в себе мистическую
основу созданного субъективно (любое
творчество имеет такую мистическую основу), но пока еще очень
далеки от того, чтобы стать строго определенными
аксиомами.
Чем более развивается наука, тем меньше
в ней становится философии и тем больше
- аксиоматически безупречных описаний,
с которых и идет дальнейшая кристаллизация
научных сведений. Направление не с сотворения
мира и попытки не понять первосущность
всего, а лишь достоверные описания в рамках
условий их применимости - это наука.
Хотя творческое фантазирование гипотез -
неотъемлемое условие развитие науки,
но это - та граница, которую можно было
бы условно провести, говоря о собственно
науке.
Для науки характерен строгий набор исходных
представлений (Аксиом),
определяющих условия, для которых связанные
с ними личные предположения описывают
связь явлений в личном представлении
(формализации). Поэтому для передачи другим
таких представлений достаточно вначале
передать совокупность аксиом, оформить сами представления
в одинаково всеми понимаемых терминах
(что предполагает их строгую однозначность
определений) и дополнительно определить
для каких именно условий предназначены
эти представления - т.е. определить границы
их использования.
Метод познания, используемый наукой,
в настоящее время хорошо осознан теми,
кого принято называть учеными, и оформлен
на уровне его текстовых описаний, которые
могут использоваться всеми желающими
развить этот метод в виде собственного
жизненного опыта.
Каждый человек начинает познавать мир
с помощью естественно-эмпирического
соприкосновения с ним, развивая опыт
взаимодействия и адаптации, направляемый
болью и радостью. Новое и важное вызывает
неподдельный интерес и попытки использовать
в собственном опыте. Очень новое и очень
важное вызывает упорное желание разобраться,
и если при этом возникают непреодолимые
препятствия - формируется соответствующее
отношение к более "сильному" явлению,
окрашенное страхом, уважением, подчинением
(как лидеру и более сильному) - религиозное
чувство, которое может развиваться в
различные формы суеверий, веры, и религии.
Как бы ни был развит личный опыт познания,
столкновение с новым явлением начинается
именно с первого, мистического уровня его восприятия
и вырабатывается первоначальное личное
представление о нем. Могут происходить
или не происходить последующие столкновения
с подобным. Возникают личные представления
о явлении и его взаимосвязях. Эти представления
могут быть оформлены так, что станут вполне
доступными для других людей. В общем случае
это будет результатом работы творческого
воображения. В искусстве это называется
художественным произведением, в науке
- гипотезой. В случае гипотезы обычно она развивается более
тщательно и согласно вполне определенным
критериям, совместимым с научным методом
познания, что позволяет получить на ее
основе достоверные знания.
Здесь один важный момент: что такое знание.
Это - не то, что было воспринято и вызвало
удивление, помноженное на осознание значимости
увиденного. Это не просто констатация
вновь открытого. Такое - пока еще не знания,
а некие сведения. Это может оказаться иллюзией восприятия ,
не имеющей никакого отношения к реальной действительности .
Это пока еще никак не составляет личного
опыта, а лишь только вызвало интерес,
внимание. Лишь после личного опыта взаимодействия
с тем, что порождает это восприятие, начинает
накапливаться и уточняться с каждым таким
взаимодействием личный жизненный опыт
в этом. Только познавая, личность начинает
знать, приобретая определенную уверенность.
Знание - это всегда сугубо личная система
отношения и адаптации к действительности.
Знания вне личности не существуют.
Поэтому мистический уровень не может приносить
знания, а всякие знания означают, что
использовался тот или иной метод непосредственного эмпирическог
Сам научный метод имеет свою историю,
он совершенствуется. И каким бы несовершенным
он ни был вначале или является сейчас,
мы называем научным то, что обладает перечисленными
выше признаками. Поэтому не существует
ненаучного метода познания. И ребенок,
исследующий игрушку и художник, познающих
законы живописи - практикуют при этом
научный метод в тесной связи с предшествующим мистическим
этапом восприятия, а точнее, постоянно
и неразрывно с ним связанным.
Мистика подсказывает наиболее значимое
направление исследований, но при научном
подходе необходимы методы, позволяющие
сделать достоверным наблюдаемое явление,
отсеять его признаки от погрешностей,
иллюзий и ошибок. Поэтому первым используемым
методом в науке является сбор данных,
их анализ (выделение характеризующих
признаков), систематизация и ограничение
условий, в которых эти данные всегда проявляются.
Мистика так же подсказывает первоначальное
предположение о взаимосвязях явлений,
что невозможно без творческого обобщения,
личностных механизмов прогнозов, основанных
на личном жизненным опыте, но научный
подход предлагает методы формализации этих обобщений и гипотез,
отсеивающие ошибочные и сужающие поле
возможных вариантов (которое может быть
бесконечно) с помощью различных принципов.
Прогнозируемые следствия этих предположений
не должны противоречить хорошо изученному
ранее, что явилось бы скорее критерием
малой вероятности истинности предположения.
Только достаточно веские основания могут
принуждать перепроверить хорошо изученное
в соответствии с научным методом без
ущерба для познания, - в этом и есть его
основное преимущество.
Достоверность обобщений и предположений
проверяется экспериментально. При этом
всегда должна быть такая методика эксперимента,
которая позволяла бы опровергнуть предположение
в случае его ошибочности. Именно такие
эксперименты и являются наиболее корректной
проверкой. Если принципиально невозможно
придумать такого опровергающего эксперимента,
то предположение не может исследоваться
в рамках научного метода познания.
Результатом использования с помощью
научного метода должно стать поддающиеся
описанию (формализации) утверждение или
система утверждений, основанная на достоверных эмпирических
данных (аксиомах), которая описывает взаимосвязь
явлений с возможностью реальных прогнозов
состояний этой взаимосвязи в строго определенных
рамках условий.
Отсутствие любой составляющей такого
описания делает его не научным. Так, если
есть утверждение, но не определены условия
его применения, то это - не научное утверждения
и его невозможно корректно использовать
на практике, хотя в определенных случаях
оно может давать удовлетворительные
результаты.
Будет большой ошибкой обособлять только мистический уровень восприятия, так и только научный метод его развития в знание - как независимые составляющие в процессе познания. Не стоит забывать, что все это - нами условно выделяемые абстракции, отражающие разные эффекты и фазы работы одного и того же механизма психики.