Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 21:22, реферат
Цицерон родился в семье, принадлежавшей к сословию всадников, в небольшом городке Арпине. Когда будущему оратору исполнилось 15 лет, его отец переехал в Рим, чтобы дать своим сыновьям хорошее образование.
Марк Туллий
Цицерон (лат. Marcus Tullius Cicerō; 3 января 106 до
н. э., Арпинум — 7 декабря 43 до н. э., Формия)
— древнеримский политик и
философ, блестящий оратор.
Биография
Цицерон родился
в семье, принадлежавшей к сословию
всадников, в небольшом городке Арпине.
Когда будущему оратору исполнилось 15
лет, его отец переехал в Рим, чтобы дать
своим сыновьям хорошее образование.
Одну из первых
своих речей, дошедших до наших дней,
«В защиту Росция», Цицерон произнёс
в порицание вольноотпущенника
и любимца диктатора Суллы, что было
рискованным шагом во время, когда Сулла
широко использовал проскрипционные казни
с целью избавления от неугодных. Опасаясь
мести диктатора, выигравший процесс Цицерон
отправился в Афины, где продолжил изучать
философию и риторику.
После смерти Суллы
он вернулся в Рим, где начал выступать
защитником в суде.
Начало политической деятельности
В 75 году до н. э. Цицерон был избран квестором и получил назначение на Сицилию, где руководил вывозом зерна в период нехватки хлеба в Риме. Своей справедливостью и честностью он заслужил уважение сицилийцев, однако в Риме его успехи были практически не замечены. Плутарх следующим образом описывает его возвращение в столицу:
В Кампании ему
встретился один видный римлянин, которого
он считал своим другом, и Цицерон, в
уверенности, что Рим полон славою его
имени и деяний, спросил, как судят граждане
об его поступках. «Погоди-ка, Цицерон,
а где же ты был в последнее время?» — услыхал
он в ответ, и сразу же совершенно пал духом,
ибо понял, что молва о нём потерялась
в городе, словно канула в безбрежное море,
так ничего и не прибавив к прежней его
известности.
Более широкую
известность Цицерон приобрел после
дела Верреса, бывшего наместника Сицилии.
В 70 году до н. э., подавая против Верреса
иск о вымогательстве, сицилийцы
обратились к Цицерону за помощью, помня
о его ораторских талантах. Преторы, подкупленные
Верресом, так затянули разбирательство,
что не оставили Цицерону времени для
произнесения обвинительной речи до начала
праздников, однако он настолько умело
представил судьям доказательства и показания
свидетелей, обвинявших наместника во
взяточничестве, вымогательствах, прямом
грабеже и убийствах сицилийцев и даже
римских граждан, что его выступление
решило дело, и Веррес был вынужден отправиться
в изгнание. В 69 году до н. э. Цицерон избирается
курульным эдилом, а в 66 году до н. э. —
претором.
В этом качестве
Цицерон произносит свою первую чисто
политическую речь в поддержку закона
народного трибуна Гая Манилия
о предоставлении высшей военной
власти и чрезвычайных полномочий Гнею
Помпею в войне с Митридатом[1].
Заговор Катилины
В 63 году до н. э.
Цицерон был избран на должность
консула, будучи первым за предыдущие
30 лет «новым человеком», достигшим
этого поста. Его избранию способствовало
то, что его соперник, Катилина, открыто
говорил о своей готовности к революционным
преобразованиям в случае получения должности
консула. Это сильно обеспокоило римлян,
и предпочтение было в итоге отдано Цицерону.
В начале своей деятельности на посту консула Цицерону пришлось заниматься аграрным законом, предложенным народным трибуном П. Сервилием Руллом. Законопроект предусматривал раздачу земли беднейшим гражданам и учреждение для этого специальной комиссии облеченной серьезными полномочиями. Цицерон выступил против закона произнеся три речи.
Цицерон произносит
речь против Катилины
После поражения
на выборах 63 года Катилина выдвинул свою
кандидатуру также и на выборы
62 года. Предполагая и на этот раз
провал, он заранее начал готовить
заговор с целью захвата власти,
который Цицерону удалось раскрыть. Четырьмя
сенатскими речами против Катилины, считающимися
образцами ораторского искусства, Цицерон
вынудил Катилину бежать из Рима в Этрурию.
В последовавшем заседании Сената, которым
он руководил, было решено арестовать
и казнить без суда тех заговорщиков (Лентул,
Цетег, Статилий, Габиний и Цепарий), которые
остались в Риме, так как они представляли
собой слишком большую угрозу государству,
и обычные в таких случаях меры — домашний
арест или ссылка — были бы недостаточно
эффективны. Юлий Цезарь, присутствовавший
на заседании, выступал против казни, однако
Катон своей речью, не только обличавшей
вину заговорщиков, но также перечислявшей
подозрения, падавшие на самого Цезаря,
убедил сенаторов в необходимости смертного
приговора.
В этот период слава и влияние Цицерона достигли своего пика; восхваляя его решительные действия, Катон назвал его «отцом отечества». Однако в это же время Плутарх пишет:
Многие прониклись
к нему неприязнью и даже ненавистью
— не за какой-нибудь дурной поступок,
но лишь потому, что он без конца восхвалял
самого себя. Ни сенату, ни народу, ни судьям
не удавалось собраться и разойтись, не
выслушав ещё раз старой песни про Катилину
… он наводнил похвальбами свои книги
и сочинения, а его речи, всегда такие благозвучные
и чарующие, сделались мукою для слушателей.
Изгнание
В 60 году до н. э.
Юлий Цезарь, Помпей и Красс объединили
силы с целью захвата власти, образовав
Первый Триумвират. Признавая таланты
и популярность Цицерона, они сделали
несколько попыток привлечь его на свою
сторону. Цицерон, поколебавшись, отказался,
предпочтя остаться верным сенату и идеалам
Республики. Однако это оставило его открытым
для нападок оппонентов, в числе которых
был трибун Клодий, невзлюбивший Цицерона
с тех пор, как оратор дал против него показания
на судебном процессе.
Клодий добивался
принятия закона, осуждавшего должностное
лицо, казнившего римского гражданина
без суда, на изгнание. Закон был
направлен в первую очередь против
Цицерона. Цицерон обратился за поддержкой
к Помпею и другим влиятельным лицам, однако
не получил её; кроме того, он подвергся
физическим преследованиям со стороны
приверженцев Клодия. В апреле 58 года до
н. э. он был вынужден уйти в добровольное
изгнание и покинуть пределы Италии. В
его отсутствие закон был принят, его имущество
конфисковано, а дома сожжены. Изгнание
подействовало на Цицерона крайне угнетающее,
он подумывал о самоубийстве.
В сентябре 57 года
до н. э. Помпей занял более жесткую
позицию по отношению к Клодию
(причиной тому послужили нападки трибуна).
Помпей прогнал его с форума и добился
возвращения Цицерона из ссылки с помощью
народного трибуна Тита Анния Милона.
Вскоре после
возвращения из изганания Цицерон
отошел от активной политической жизни.
Он предается адвокатской и литературной
деятельности. В 55 году он пишет диалог
«Об ораторе», в 54 году приступает к работе
над сочинением «О государстве»[1].
В 51 году до н. э.
он был назначен по жребию наместником
Киликии, где успешно правил, пресек
мятеж каппадокийцев, не прибегая к
оружию, а также нанёс поражение разбойничьим
племенам Амана, за что получил титул «императора».
Вернувшись в
Рим, Цицерон застал усугубившееся
после смерти Красса противостояние
между Цезарем и Помпеем. В
ходе гражданской войны Цицерон
после долгих колебаний принял сторону
Помпея, однако понимал, что на данном
этапе вопрос уже не в том, будет ли Рим
республикой или империей, а в том, кто
— Цезарь или Помпей — будет императором,
и считал оба варианта плачевными для
государства.
После битвы
при Фарсале (48 год до н. э.) Цицерон отказался
от предложенного ему командования войском
Помпея, и после стычки с Помпеем Младшим
и другими военачальниками, обвинявшими
его в предательстве, перебрался в Брундизий.
Там он встретился с Цезарем и был им прощен.
Во время правления Цезаря он ушёл с политической
сцены Рима, так и не сумев примириться
с диктаторством, и занялся сочинением
и переводом философских трактатов.
Оппозиция Марку Антонию и смерть
После убийства
Цезаря в 44 году до н. э. Цицерон вернулся
к политике, решив, что со смертью диктатора
республика может быть восстановлена.
В борьбе за власть
между Марком Антонием и молодым
Октавианом, наследником Цезаря, он
принял сторону последнего, считая,
что сможет манипулировать юношей и
с его помощью добиться власти.
С целью ослабления позиции Антония он
произнёс 14 направленных против него речей,
которые он назвал «филиппиками» по аналогии
с речами Демосфена, в которых он обличал
Филиппа Македонского. Однако когда Октавиан
благодаря поддержке, оказанной ему Цицероном,
пришёл к власти, он заключил союз с Антонием
и Лепидом, образовав Второй Триумвират.
Антоний добился того, чтобы имя Цицерона
вошло в проскрипционные списки «врагов
народа», которые триумвиры обнародовали
немедленно после образования союза.
Цицерон был убит
при попытке к бегству 7 декабря 43 года
до н. э. Когда Цицерон заметил догоняющих
его убийц, он приказал рабам, несущим
его: «Поставьте тут же паланкин», а потом,
высунув голову из-за занавеси, подставил
шею под меч центуриона, посланного убить
его. Его отрубленные голова и правая рука
были доставлены Антонию и затем помещены
на ораторской трибуне форума.
Политические взгляды
Цицерон был убежденным сторонником сохранения и укрепления «сенатской республики», основанной на «заветах предков». Свои основные труды он назвал «О республике» (De re publica; чаще переводится «О государстве») и «О законах»; оба произведения написаны в форме диалогов.
Государство есть
достояние народа, а народ не любое
соединение людей, собранных вместе
каким бы то ни было образом, а соединение
многих людей, связанных между собою согласием
в вопросах права и общностью интересов.
Главными достоинствами
определения понятия «
Народ — это особая общность людей;
Народ рассматривается как духовная и социальная общность людей, соединенных едиными представлениями о праве и общими интересами;
Право рассматривается
как основа объединения народа, «достоянием»
которого является государство.
Цицерон пишет
о смешанном государственном
устройстве как о наиболее стабильном
и прочном, так как монархия, аристократия
и демократия легко трансформируются
в свои противоположности. Прочность государства
также зависит и от незыблемости законов.
«Закон есть решение, отличающее справедливое
от несправедливого и выраженное в соответствии
с древнейшим началом всего сущего — природой,
с которой сообразуются человеческие
законы, дурных людей карающие казнью
и защищающие и оберегающие честных».
Справедливость Цицерон определял как
отсутствие несправедливости.
Речи
Марк Туллий
Цицерон опубликовал более сотни речей,
политических и судебных, из которых полностью
или в значительных фрагментах сохранились
58. До нас дошли также 19 трактатов по риторике,
политике и философии, по которым учились
ораторскому искусству многие поколения
юристов, изучавшие, в частности, и такие
приемы Цицерона, как ламентация. Также
сохранились более 800 писем Цицерона, содержащих
множество биографических сведений и
массу ценной информации о римском обществе
конца периода республики.
Трактаты
Его философские
трактаты, не содержащие новых идей, ценны
тем, что излагают, подробно и без искажений,
учения ведущих философских школ его времени:
стоиков, академиков и эпикурейцев.
Работы Цицерона
оказали сильное влияние на религиозных
мыслителей, в частности, Св. Августина,
представителей возрождения и гуманизма
(Петрарку, Эразма Роттердамского, Боккаччо),
французских просветителей (Дидро, Вольтера,
Руссо, Монтескье) и многих других.
Избранные цитаты
Бумага не краснеет,
бумага все терпит
В письмах «К
друзьям» находится выражение «письмо
не краснеет»
Дамоклов меч
Из древнегреческого
мифа о сиракузском тиране Дионисии
Старшем, пересказанном Цицероном
в сочинении «Тускуланские
Дамокл завидовал
Дионисию, хотя и льстил ему. Желая
проучить льстеца, называвшего его
счастливейшим из людей, Дионисий приказал
во время пира посадить Дамокла на свое
место, предварительно прикрепив к потолку
над троном острый меч, висевший на конском
волосе. Этот меч был символом опасностей,
постоянно угрожавших властителю.
Когда гремит оружие,
законы молчат (Silent leges inter arma)
Поговорка эта
известна из речи Цицерона в защиту
Милона.
Отец истории
Такое почетное
наименование греческого историка Геродота
впервые присвоено ему
О времена! О
нравы!
Цицерон часто употреблял
в речах, например, в первой речи против
Катилины. Цитируется по-латыни: «O tempora!
O mores!»