Марк Туллий Циццерон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 21:25, доклад

Краткое описание

Помимо работы над теорией и историей красноречия («Брут», «Оратор», «О наилучшем виде ораторов», все три — 46), он создает основные сочинения по философии, среди которых наиболее важны и известны «Гортензий» (45 г.; сохранился в многочисленных извлечениях и отрывках), «Учения академиков» и «Тускуланские беседы» (все — 45 г.); к 44 г. относятся два произведения особого жанра — «Катон» или «О старости» и «Лелий, или О дружбе», где Цицерон создал идеализованные и стоящие на грани художественного изображения образы духовно ему особенно близких великих римлян предшествующего века — Катона Цензория, Сципиона Эмилиана, Гая Лелия.

Содержание

Философские взгляды Цицерона.
Главные идеи, поставленные автором в фрагменте текста Цицерона «О старости, о дружбе, об обязанностях»: «О жизни и смерти».
3.1. Актуальность идей Цицерона для современного общества;
Моё отношение к проблеме поставленной автором.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Марк Туллий Цицерон.doc

— 57.50 Кб (Скачать файл)

  План:

  1. Философские взгляды Цицерона.
  2. Главные идеи, поставленные автором в фрагменте текста Цицерона «О старости, о дружбе, об обязанностях»: «О жизни и смерти».
  3. 3.1.   Актуальность идей Цицерона для современного общества;
    1. Моё отношение к проблеме поставленной автором.
  4. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Философские взгляды Цицерона.

 Марк Туллий Цицерон (106 – 43 до н. э.) – крупнейший древнеримский философ, выдающийся государственный деятель, оратор и писатель. Сторонник республиканского строя.

Из сочинений  сохранились 58 судебных и политических речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем. Сочинения  Цицерона — источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме.

Помимо работы над теорией и историей красноречия («Брут», «Оратор», «О наилучшем виде ораторов», все три — 46), он создает основные сочинения по философии, среди которых наиболее важны и известны «Гортензий» (45 г.; сохранился в многочисленных извлечениях и отрывках), «Учения академиков» и «Тускуланские беседы» (все — 45 г.); к 44 г. относятся два произведения особого жанра — «Катон» или «О старости» и «Лелий, или О дружбе», где Цицерон создал идеализованные и стоящие на грани художественного изображения образы духовно ему особенно близких великих римлян предшествующего века — Катона Цензория, Сципиона Эмилиана, Гая Лелия.

             Цицерон – главный представитель эклектизма, который, по его замыслу, соединяет в себе самое лучшее, что есть у других философов, то, что является самым истинным.

Цицерон рассматривал философию в качестве своего рода утешительницы. Поэтому он видел в философии, прежде всего практическую сторону, через которую преломляются все взгляды в философских течениях.

Задача философии, по Цицерону, состоит в «возделывании  души».

Философские взгляды  Цицерона в целом были эклектичны, хотя он сам себя причислял к стоикам.

Согласно Цицерону, природа  является «нашей общей матерью»: всё, что она порождает – современно и целесообразно.

Из всех доказательств  бытия бога, Цицерон признавал только одно, аппелирующее к космической гармонии: «Красота мира и порядок, который царит в небесах, побуждают род человеческий признать существование некой вечной превосходной природы и поклоняться ей».

Он не признавал дивинацию (по греч. – «мантику») – «предчувствие и знание будущих событий» - опровергал веру в судьбу.

Цицерон полагает, что  «при обсуждении следует придавать  больше значения силе доказательств, чем авторитету». Он выступает как против догматизма, так и против авторитаризма.

В социальных вопросах он стоит на позициях смешанной формы государственного устройства, которая объединяет достоинства монархии, аристократии, демократии.                                                  

Философия Цицерона показывает, что так называемый эклектизм  является не только смешением разных понятий, в результате возникает нечто путное и противоречивое. Эклектизм содержит в себе потребность синтезировать целостное воззрение на мир. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главные идеи, поставленные автором в фрагменте  текста Цицерона «» о жизни и смерти.

В рассматриваемом мною фрагменте поднимается несколько философских проблем, это:

а) старость;

б) приближение смерти.

 « …Причина, по – видимому, весьма сильно беспокоящая и тревожащая людей нашего возраста, - приближение смерти, которая, конечно, не может быть далека от старости».

в) презрение смерти.

«Смерь либо надо полностью  презирать, если она погашает дух, либо ее надо желать, если она ведёт его туда, где он станет вечен». 

Каждый человек надеется прожить, долго упрекая старость. Смерть – общий удел каждого возраста.

Сколько отведено человеку прожить, тем и должен быть доволен.

Человек, не думая о  старости должен жить, творить и  вершить дела. Не надо упрекать старость, как старикам, так и юным по причине приближения смерти. «Смерь – общий удел каждого возраста».

«Ведь даже короткий срок нашей жизни  достаточно долог, чтобы провести жизнь  честную и нравственно – прекрасную».

Многие молодые люди не верят  в смерть, и к жизни относятся  по-другому,  нежили старые люди. Каждый человек относится к смерти по - разному.

Если смерть поражает молодых людей, природа этому сопротивляется. Для  природы это противоестественно. Старый человек  относится к смерти проще и ему легче принять приближение смерти, чем молодому.

Цицерон считал: «Ведь поистине все то, что совершается сообразно с природой, надо относить к благам. Что же так сообразно с природой, как для стариков смерть?». Но не все, что сообразно с природой можно отнести к благу. 

Хорошо когда человек  оканчивает свою жизнь в здравом уме и с ясными чувствами. Человек может осознавать все, что с ним происходит.

 

 

 

 

Актуальность  идеи Цицерона для современного              общества.

В наше время идея автора актуальна. Из покон веков человек хочет жить долго и не хочет умирать. И соответственно к старости его отношение не совсем хорошее, так как после старости следует смерть.                                                                                            

В наше время много различных медицинских центров, где можно сделать омоложение лица, тем самым визуально уменьшив свой возраст. Посещение фитнес – клубов, занятия различными видами спорта помогают держать организм в тонусе, тем самым поддерживая себя в хорошей физической форме. А известно, чем лучше человек следит за своим здоровьем, занимается физкультурой, тем дольше он живёт.

Но как бы человек, ни старался выглядеть моложе, старость неизбежна. А каким он будет в  этом возрасте, решать только самому человеку. Если человек следит за своим физическим и внутренним состоянием, то и в 70 лет он будет чувствовать себя молодым и быть полным сил.                                                              

Моё отношение к проблеме поставленной автором.

Смерть это естественный исход жизни. Я считаю, что нельзя по этому поводу осуждать старость. С высказыванием автора «Смерь – общий удел каждого возраста» я не могу не согласиться. Человек не можем сказать точно, когда это произойти с ним, и пока он живёт, он должен «вершить дела, связанные с его долгом, и презирать смерть».      

Цицерон считал: «Ведь  поистине все то, что совершается  сообразно с природой, надо относить к благам. Что же так сообразно  с природой, как для стариков смерть?». Не все, что сообразно с природой можно отнести к благу. 

По моему мнению, нельзя относить к благу всё то, что сообразно природе.  Смерть нельзя отнести к благу, как и болезнь, но тяжело - больные люди, которые в мучениях переживают болезнь, даже желают смерти.

Каждый человек относится к приближению старости и смерти по - своему.

 

          

 

                                          Список литературы

 

  1. Блинников Л. В. Справочник – словарь: Великие философы

2-е издание Москва  «Логос» 1999 г.

  1. Кисиль В. Я., Рибери В. В. Галерея античных философов том 2 Москва 2002г.
  2. Мир философии: книга для чтения часть 2. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦИЦЕРОН (Cicero) Марк Туллий (106-43 до н. э.), римский политический деятель, оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Из сочинений сохранились 58 судебных и политических речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем. Сочинения Цицерона — источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме.  ЦИЦЕР˜ОН Марк Туллий (Cicero Marcus Tullius) (3 января 106, Арпина— 7 декабря 43 до н. э., близ Кайеты, ныне Гаэта), римский оратор, теоретик красноречия и философ, государственный деятель, поэт, писатель и переводчик. Сохранившееся наследие состоит из речей, трактатов по теории красноречия, философских сочинений, писем и стихотворных отрывков.                                                                                                                         Биографические сведения                                                                                                          Уроженец городка Арпина (120 км к югу-востоку от Рима) из семьи всадников, Цицерон с 90 г. живет в Риме, обучаясь красноречию у правоведа Муция Сцеволы Авгура. В 76 избирается квестором и отправляет магистратские обязанности в провинции Сицилия. Как квестор, исполнивший свою магистратуру, становится членом сената и проходит все этапы сенатской карьеры: в 69 — эдил, 66 — претор, 63 — консул. В качестве консула подавил антисенатский заговор Катилины, получив в виде признания своих заслуг почетное звание Отца Отечества (впервые в истории Рима присвоенное не за воинские подвиги). В 50-51 — наместник провинции Киликия в Малой Азии. Начиная с 81 и на протяжении всей жизни с неизменным успехом выступает с политическими и судебными речами, стяжав репутацию величайшего оратора своего времени. В качестве наиболее известных речей могут быть названы: «В защиту Росция из Америи» (80 г.), речи против Верреса (70), «В защиту поэта Архии» (62), четыре речи против Катилины (63), «Об ответе гаруспиков», «О консульских провинциях», в защиту Сестия (все три — 56), тринадцать речей против Марка Антония (так называемые Филиппики) — 44 и 43. С середины 50-х гг. Цицерон все больше погружается в занятия теорией государства и права и теорией красноречия: «О государстве» (53 г.), «Об ораторе» (52), «О законах» (52). После гражданской войны 49-47 (Цицерон присоединился к сенатской партии Гнея Помпея) и установления диктатуры Цезаря Цицерон вплоть до конца 44 живет в основном вне Рима на своих сельских виллах. Эти годы характеризуются особым подъемом творческой активности Цицерона. Помимо продолжения работы над теорией и историей красноречия («Брут», «Оратор», «О наилучшем виде ораторов», все три — 46), он создает основные сочинения по философии, среди которых наиболее важны и известны «Гортензий» (45 г.; сохранился в многочисленных извлечениях и отрывках), «Учения академиков» и «Тускуланские беседы» (все — 45 г.); к 44 г. относятся два произведения особого жанра — «Катон, или О старости» и «Лелий, или О дружбе», где Цицерон создал идеализованные и стоящие на грани художественного изображения образы духовно ему особенно близких великих римлян предшествующего века — Катона Цензория, Сципиона Эмилиана, Гая Лелия. В марте 44 был убит Цезарь; в декабре Цицерон возвращается в Рим, чтобы попытаться убедить сенат защитить республиканский строй от наследников диктатуры Цезаря — триумвиров Октавиана, Антония и Лепида. Речи и действия его оказались безуспешны. По настоянию Антония имя его было включено в проскрипционные списки, и 7 декабря 43 Цицерон был убит.                                                                                                                                       Основные проблемы творчества                                                                                         Происхождение из небольшого италийского муниципия, где с незапамятных времен был укоренен род Туллиев, явилось биографической основой для развитого Цицероном в трактатах «Об ораторе» (I, 44) и «О законах» (II, 5) учения о «двух р

 


Информация о работе Марк Туллий Циццерон