Марксистская концепция человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 02:27, сочинение

Краткое описание

Маркс и Энгельс рассматривали человека не только как продукт природы, но и как социальный феномен. По их мнению, основу сущности человека составляет совокупность общественных отношений. Это значит, что общественная связь носит объективный характер, она не зависит от того, сознают ее наличие индивиды или не сознают, хотят ее присутствия или не хотят. Человек должен освободиться от самостоятельных духовных, моральных или мистических барьеров и окунуться в практическую деятельность, в мир социальных преобразований.

Вложенные файлы: 1 файл

Эссе по философии.doc

— 52.00 Кб (Скачать файл)


Марксистская  концепция человека

 

1.Как понимается сущность  человека в данной концепции?

 

Особое место в философской  концепции марксизма заняла проблема человека. Понимание человека в домарксистской материалистической философии сводилось  к тому, что человек – частица природы, активное, сознательное существо, которое имеет право на свободу и требует гуманного отношения к себе.

Маркс и Энгельс рассматривали человека не только как продукт природы, но и как социальный феномен. По их мнению, основу сущности человека составляет совокупность общественных отношений. Это значит, что общественная связь носит объективный характер, она не зависит от того, сознают ее наличие индивиды или не сознают, хотят ее присутствия или не хотят. Человек должен освободиться от  самостоятельных духовных, моральных или мистических барьеров и окунуться в практическую деятельность, в мир социальных преобразований.

Согласно марксистской теории, только в деятельности и общении человека с другими людьми осуществляется оценка его сил и способностей.

Сущность человека определяется также определяется социальными  условиями, в которых он находится. Человек таков, какова окружающая его  общественная среда. Социальная сущность человека не может быть постоянной. Ее изменения – это определенный процесс, только он сам может изменить общественную среду и себя.

Другими словами, в какой мере человек  изменяет природу и социальную среду, приспосабливая их для себя, в такой  мере меняется и сам человек. Но, тем не менее, марксизм, признавая  социальную сущность человека, он не исключает индивидуального (личностного) измерения человеческого бытия.

Человек есть человек исторический, историческое существо.  Человек  природное существо, он сам часть  природы и его существование  возможно только в природе. По Марксу - первая предпосылка всякой человеческой Сопоставление истории — это, конечно, существование живых человеческих индивидов.

Поэтому первый конкретный факт, который  подлежит констатированию, — телесная организация этих индивидов и  обусловленное ею отношение их к остальной природе. Человек не животное. Он — существо деятельное, производящее.

Поэтому, особенность развития личности по К. Марксу, возможно только в коллективе и на его основе. Роль личности может зависеть от того, как человек воспринимает и оценивает свое положение в коллективе, что для этого предпринимает.

Человек должен уметь возвышаться до понимания общих интересов своего класса и отстаивать эти интересы. А если человек, сознающий свое рабское положение и молчащий при этом и покорный, то это не человек, а просто раб.

Важным вопросом, который  ставится и решается марксистской концепцией, является проблема свободы для каждого человека. Марксистские ученые связывают свободу личности с целеустремленной деятельностью. Свобода личности определяется в марксистской концепции как способность человека достичь, реализовать свои цели. Марксистские ученые показывает, что любой сознательный поступок человека осуществляется на основе овладения знаниями, умениями, навыками осуществления конкретной деятельности.

Цели человека одновременно обусловлены существующим положением вещей и представляют собой выход  за его пределы, что создает для  человека известное многообразие, набор  возможностей. Выбор из этого многообразия и есть условие свободы человека, но, еще не сама его свобода.

С точки зрения марксизма, выбор еще не является показателем  свободы человека, он сам должен быть свободным. И чем полнее и  точнее оцениваются действительные возможности общественного развития, средства, предоставляемые обществом  в распоряжение человека, тем свободнее он в своем выборе, тем больший простор открывается для выдвижения целей и нахождения необходимых средств, тем значительнее перспективы его стать свободным. Человек в той мере свободен,  в какой свободно общество, в котором он живет.

Самой настоящей свободой человека в марксистской концепции  является постулаты «свобода жить», «свобода от нужды», «свобода от эксплуатации и от неуверенности в завтрашнем дне.

Они характеризуют историю  как процесс осуществления свободы, человечество становится все более свободным по отношению к природным и общественным закономерностям, познает их, используя эти знания для реализации своих целей, но в условиях господства частной собственности и эксплуатации человека человеком — рост свободы для общества оборачивается утратой ее большинством людей. Причину этого марксизм видит в отчуждении людей.

Таким образом, для марксистской концепции основным способом существования  человека является его существование  как сознательного и деятельного  существа, как субъекта сознания и деятельности.

2. Как понимается смысл жизни, назначение человека?

Смысл жизни человека является центральным понятием для любой философской концепции. Этим термином можно раскрыть свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность.

Так, например, согласно марксистской концепции, само существование человека определяется социальными условиями. Так как человек является активной силой, которая влияет на социальное развитие, при этом, ускоряя или замедляя его. Единство противоположностей личного и общественного, вернее, их мера, изменяющаяся на разных этапах истории и в разных общественно-экономических формациях, и определяет смысл человеческой жизни, её ценность.

Смысл жизни объединяет цели и смысл жизни человека и общества, которые могут находиться в непримиримом противоречии или всё более совпадать по мере движения общества к разумному и гуманному состоянию. Это движение связано с постоянным изменением соотношения личного и общественного, со всё более глубокой индивидуализацией личности и вместе с тем её единением с обществом, его целями и смыслом его существования и развития.

Таким образом, подлинный  смысл жизни человека в марксистской концепции заключены в содействии разрешению назревших задач общественного развития, в созидательном труде, в ходе которого формируются предпосылки для всестороннего развития личности. Лишь такая форма жизнедеятельности человека обладает объективной ценностью и смыслом.

Материалисты не отрицают бессмертие личности, рассматривая её существование в неразрывной связи с существованием человечества.

Человечество является высшей ценностью в иерархии ценностей. Поэтому, если следовать логике, над человечеством нет выше ценностей, значит, смысл существования человечества следует искать не вне его, а в нём самом — во всём том, что способствует сохранению и процветанию человеческого рода. Но человечество состоит из личностей, следовательно, и смысл существования каждой отдельной личности должен состоять в посильном участии в осуществлении этой цели.

Личность может участвовать  в сохранении и прогрессивном  развитии человечества биологически, оставляя после себя потомство. Но человек  продолжает своё существование и  в памяти людей, в книгах, творениях искусства, машинах, домах и других плодах своей жизни, которые остаются среди живых и которые ещё долго действуют так, как если бы умерший жил и действовал среди людей. Смысл жизни человека измеряется тем вкладом, который он внёс в прогрессивное развитие общества. В этом личное бессмертие человека: одни люди забываются сразу же после похорон, другие живут в памяти и делах многих поколений.

Конечным результатом существования человечества, считает марксизм, станет не относительно совершенная социально-антропологическая теория, а практическое переустройство общественной жизни в соответствии с «реальной человеческой природой».

Например, личность в СССР должна была не только реализовывать себя в полном смысле этого слова, но также думать о процветании того общества, в котором она живет. Труд является не только средством к жизни, но и формой самоутверждения личности; человек в труде утверждает себя как родовое существо. Утверждая себя, человек познает свой внутренний, духовный мир, а, следовательно, и подлинный смысл своего собственного бытия.

3.Как оценивается  перспектива человека и человечества  в данной концепции?

Проблема перспектив человека в марксистской философии  понимается прежде всего как социальная проблема. Марксистская концепция связывает перспективы человека прежде всего с общественным развитием человечества.

Карл Маркс писал, что если человек по природе своей общественное существо, то он, стало быть, только в общество может развить свою истинную природу. Перспективы человека — всесторонний и всеохватывающий прогресс человечества, начиная с его материального бытия и кончая сферой науки, искусства, нравственности. Смысл перспективы всестороннего развития личности состоит в освоения богатств общественной культуры и творческого труда.

4. Проанализировать сильные и слабые стороны концепции Достоинства. Марксистская концепция содержит огромный интеллектуальный потенциал, связанный с возможностью исследовать человека как социально-деятельное существо, реализующее свои потребности в конкретно-исторических формах познания и бытия. Марксистская концепция в своем учении ответила на главнейшие и острейшие вопросы современности, поставленные всемирным развитием человечества.

Основным недостатком марксисткой концепции является недооценка проблемы человека как индивида и переоценка классового фактора при анализе его сущности. Марксистская концепция отдавала предпочтение не личности и ее внутреннему миру, а обществу, навязывающему свои идеалы и приоритеты и свой, общественный смысл человеческого бытия. Сущность человека не исчерпывается только лишь сознательной деятельностью и социально-рациональными отношениями.

5. Дать собственную  оценку концепции.

По моему мнению, марксистская концепция внесла большой вклад  в философию. Но ее последователи  в СССР извратили основные моменты концепции в угоду своим амбициям. Например, установка сознания человека на то, что общественные интересы превыше индивидуальных. Личность человека – ничто, коллектив – все. Т.е. человек лишается индивидуальных, личностных начал и становится безликим коллективным существом – «винтиком» в системе.

Смысл жизни видится лишь в труде человека на благо коммунистического общества. Труд является не только средством к жизни, но и формой самоутверждения личности; человек в труде утверждает себя как родовое существо. Утверждая себя, человек познает свой внутренний, духовный мир, а, следовательно, и подлинный смысл своего собственного бытия. При этом все советские доктрины являются атеистическими, в них происходит полный разрыв человека с вечностью. Мы предполагаем, что именно лишение человека вечности является слабым местом марксистской философии.


Информация о работе Марксистская концепция человека