Массовая коммуникация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 21:52, доклад

Краткое описание

Массовая коммуникация как разновидность человеческого общения безусловно обладает определенными специфическими особенностями, которые накладывают свой отпечаток на сам процесс общения и на его структурные компоненты.

Вложенные файлы: 1 файл

массовая коммуникация.docx

— 27.04 Кб (Скачать файл)

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

 

Массовая коммуникация как разновидность  человеческого общения безусловно обладает определенными специфическими особенностями, которые накладывают  свой отпечаток на сам процесс  общения и на его структурные  компоненты. Как и в любом виде общения, здесь можно выделить следующие  компоненты:

— коммуникатор, т. е. тот, кто говорит, кто сообщает информацию;

— аудитория (реципиенты), т. е. те, кому говорят, кому сообщают информацию;

— сообщение – что именно говорят, сама информация;

— канал, т. е. техническое средство, с помощью которого осуществляется передача сообщения.

Следует подчеркнуть особую роль канала в массовой коммуникации, так как  именно опосредованность общения техническими средствами задает, предопределяет основные специфические особенности массовой коммуникации как разновидности  человеческого общения1.

именно использование технических  средств передачи информации превращает человеческое общение в массовое, поскольку это дает возможность  одновременно включать в процесс  общения огромные массы людей  самые разнообразные социальные группы и общности. Это приводит к тому, что при помощи средств  массовой коммуникации фактически общаются не отдельные люди, не отдельные  личности, а большие социальные группы. Иначе говоря, массовая коммуникация — это прежде всего общение  больших социальных групп со всеми  вытекающими отсюда социальными  и психологическими последствиями.

Межгрупповое общение по многим параметрам отличается от межличностного, хотя и самым тесным образом с  ним связано. Ведь межгрупповое общение  фактически реализуется в основном через межличностное общение  представителей отдельных групп  например национальных, демографических  и др., а в массовой коммуникации оно осуществляется через индивидуализированную  презентацию сообщений и межличностную  форму их восприятия. Описание массовой коммуникации как особой формы социального взаимодействия, реализующегося в контакте индивидуального и общественного сознания, можно, на наш взгляд, отнести и к другим формам межгруппового общения.

Одной из отличительных особенностей массовой коммуникации, вытекающей из межгруппового характера этого  вида общения, является ее ярко выраженная социальная направленность2. Если межличностное общение в зависимости от ситуации может иметь либо социальную, либо индивидуально-личностную направленность, то в массовой коммуникации — это всегда социально-ориентированное общение, в какой бы персонализированной форме оно ни выступало, ибо это всегда сообщение не для одного конкретного человека, а для больших социальных групп, для массы людей.

Технические средства дают людям возможность  передавать колоссальные объемы информации. Осуществление этого процесса немыслимо  без должной организации и  управления. общение в условиях массовой коммуникации обязательно носит организованный характер.

Деятельность  средств массовой коммуникации организуется и управляется специальными учреждениями — редакциями газет, радио, телевидения, иначе говоря, социальными институтами, которые в конечном итоге реализуют  интересы той или иной социальной группы, и прежде всего социальные интересы правящих классов общества. В этом институциональном характере  массовой коммуникации также находит  отражение тот факт, что массовая коммуникация является по существу общением больших социальных групп.

Следующая важная особенность массовой коммуникации заключается в том, что из-за опосредованности техническими средствами в ней отсутствует  прямой, непосредственный контакт коммуникатора  и аудитории. Иначе говоря, в массовой коммуникации отсутствует непосредственная обратная связь.

преодоление времени и пространства достигается в массовой коммуникации за счет потери одного из ценнейших  качеств межличностного общения, а  именно возможности сразу в процессе общения увидеть, почувствовать  и понять непосредственную реакцию  партнера по общению на свои слова  и поведение.

Увидев по реакции партнера, понимает ли он сообщение, согласен ли он с ним, коммуникатор может в ходе общения  скорректировать свое сообщение, разъяснить непонятное, использовать дополнительные аргументы, т. е. сделать свое сообщение  более убедительным и действенным. В условиях массовой коммуникации коммуникатор лишен такой возможности. При  всем совершенстве технических средств  коммуникатору невозможно в процессе своего выступления увидеть одновременно сотни, тысячи, а то и миллионы своих  читателей, слушателей и телезрителей. Для него остается единственная возможность: представлять свою аудиторию лишь мысленно.

Нельзя сказать, что в массовой коммуникации вообще отсутствует какая-либо обратная связь. обратная связь при всей ее значимости носит весьма ограниченный характер, и ее нельзя считать типичной для массовой коммуникации. Основной здесь является отсроченная обратная связь, т. е. та, которая имеет место не в процессе общения коммуникатора с аудиторией, а лишь после окончания передачи или прочтения сообщения.

Надо отметить и такую особенность  общения в условиях массовой коммуникации, как повышенную требовательность к  соблюдению принятых в обществе норм общения по сравнению с межличностным  общением. Это диктуется тем, что  передаваемые сообщения должны быть максимально четкими и понятными  для самой широкой аудитории.

Коммуникатор приобретает в массовой коммуникации как бы коллективный характер. Это объясняется, во-первых, тем, что в общении больших социальных групп, чем, по сути, является массовая коммуникация, каждый коммуникатор, сознает он это или нет, объективно выступает не только и не столько от своего имени, сколько от имени группы, которую он представляет.

Огромные размеры аудитории  и социальная направленность массовой коммуникации настоятельно требуют  того, чтобы коммуникатор при всей своей индивидуальности строго соблюдал принятые в данном обществе нормы  общения. Весьма своеобразна в массовой коммуникации и аудитория. В первую очередь следует отметить такие  существенные характеристики аудитории, как ее огромные размеры и неорганизованный, стихийный характер3. Отсюда следует неопределенность ее границ и огромное разнообразие социального состава. Коммуникатор во время подготовки и передачи сообщения никогда не может точно знать, каков размер его аудитории и из кого она состоит. Это делает для него аудиторию анонимной, что создает ему немало сложностей.

Другая немаловажная особенность  аудитории заключается в том, что в момент восприятия сообщения  эта аудитория разобщена чаще всего на небольшие группы. Сообщения  массовой коммуникации «без стука» входят в любой дом, и их воспринимают, как правило, в семейном кругу  или в кругу друзей, знакомых и  т. д., причем эти группы могут находиться как рядом, в одном городе, так  и за десятки тысяч километров друг от друга.

Что касается сообщений массовой коммуникации, то их в первую очередь характеризуют  такие признаки, как публичность, универсальность (включение в них  самой разнообразной информации), социальная актуальность (актуальность содержания для больших социальных групп), а также периодичность  информации.

Опосредованность общения техническими средствами придает массовой информации как бы однонаправленный характер, т. е. здесь коммуникативные роли коммуникатора и аудитории в  процессе общения остаются в основном неизменными (в отличие от межличностного общения лицом к лицу, где обычно во время разговора происходит попеременная смена этих ролей).

Большую роль в массовой коммуникации играют процессы восприятия, т. е. перцептивная сторона общения. Специфика этих процессов здесь заключается прежде всего в том, что феномены межгруппового восприятия могут возникать и без непосредственного взаимодействия представителей этих групп. Так «вторая реальность», которую создает массовая коммуникация, в психологическом плане как бы заменяет опыт непосредственного взаимодействия с представителями других общностей и тем самым опосредует процессы межгруппового восприятия в общении больших социальных групп. Далее, из-за отсутствия непосредственной обратной связи коммуникатор лишен возможности воспринимать своих реципиентов в процессе общения. Кроме того, в ряде каналов массовой коммуникации реципиенты могут судить о коммуникаторе либо только по тексту сообщения (газеты и журналы, как правило, не публикуют портретов авторов текстов), либо только по тексту и голосу коммуникатора (радио). Лишь телевидение в большей степени приближает условия общения к межличностному, когда можно и видеть и слышать коммуникатора, но и здесь процесс общения остается в основном однонаправленным. Предметом социально-психологических исследований перцептивной стороны массовой коммуникации выступают соответственно процессы и структура восприятия текстов сообщений, личности коммуникатора, социально-психологических характеристик аудитории.

Весьма своеобразно проявляется  в массовой коммуникации и взаимодействие коммуникатора и аудитории, т. е. интерактивная сторона общения. Из-за опосредованности техническими средствами коммуникатор и аудитория не имеют здесь непосредственного контакта. Это может создать впечатление, что в массовой коммуникации мы имеем дело лишь с односторонним воздействием, а не взаимодействием, что здесь невозможно говорить об интерактивной стороне общения как фиксирующей не только обмен знаками, посредством которых изменяется поведение другого партнера, но и организацию совместных действий, позволяющих группе реализовать некоторую общую для ее членов деятельность. Вместе с тем, на наш взгляд, проявлением интерактивной стороны общения в массовой коммуникации можно считать наличие отсроченной обратной связи, главным образом в виде откликов аудитории на те или иные сообщения, а также соответствующих ответных действий «коллективных коммуникаторов» (авторов, редакторов, редколлегий и т. д.). Иначе говоря, в массовой коммуникации отдельные фазы взаимодействия коммуникатора и аудитории разъединены в пространстве и времени, но они реально существуют.

Участвуя в обратной связи, реципиенты как бы вносят свои индивидуальные и групповые вклады в совершенствование  массовой коммуникации как массово-коммуникативной  деятельности, например в улучшение  выполнения ею своих социальных и  социально-психологических функций. Кроме того, интерактивную сторону  массовой коммуникации можно усмотреть, на наш взгляд, и в том, что последняя  создает широкие возможности  для взаимодействия различных больших  социальных групп на уровне общения, а это может в свою очередь  создавать предпосылки для их взаимодействия и на деятельностном уровне в различных формах, например таких, как участие в различных  социальных движениях, политических кампаниях  и т. д. Предметом социально-психологического исследования здесь может выступать  анализ обратной связи от аудитории  и реагирование на нее коммуникатора.

Интерактивная сторона массовой коммуникации становится особенно значимой именно в условиях социалистического общества, демократии и гласности, где отношение  средств массовой информации к аудитории  знаменует собой возможность  и реальность диалога, основанного  на идеях социального равноправия  и признания коренных интересов  трудящихся и где аудитория выступает  не как «пассивный получатель» информации, а как активный партнер по общению, заинтересованный в решении не только

1 Володько В. Ф. Основы менеджмента [Текст] : учеб. пособие / В. Ф. Володько, 2006. – С.112.

3 Марков А. П. Проектирование маркетинговых коммуникаций. Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность : учеб. пособие / А. П. Марков, 2006. – С.299.


Информация о работе Массовая коммуникация