Материализм и идеализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:33, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить особенности материализма и идеализма.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1) изучить понятия материализм и идеализм; 2) рассмотреть основные формы материализма в историческом развитии философской мысли; 3) сравнить и выявить различия между метафизическим и диалектическим материализмом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
1. Материализм и идеализм……………………………………………………...4
2. Исторические формы материализма………………………………………….8
3. Различие между метафизическим и диалектическим материализмом..…...11
Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

ФиЛоСофия(2).docx

— 44.80 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ  ФИЛИАЛ


 

Факультет финансово - кредитный

 

Кафедра философии, истории и права

 

 

Специальность (направление) – бакалавр экономики

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

 

По дисциплине Философия

   

ТЕМА № 3 «Материализм и идеализм»

 

Студент _________________________  Фёдорова Юлия Андреевна

                                    (подпись)        

Группа  2Бэп - 1    Номер личного дела 11флб00240    

 

Преподаватель  к. ф. н., доцент, зав. кафедрой – Менькин Николай Павлович

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2012

 

 

                                                                       СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………......3

1. Материализм и идеализм……………………………………………………...4

2. Исторические формы материализма………………………………………….8

3. Различие между метафизическим и диалектическим материализмом..…...11

Заключение………………………………………………………………………14

Список литературы………………………………………………………………15 

                                                                 ВВЕДЕНИЕ

 

Философы хотят знать, в чём смысл жизни человека. Но для этого нужно ответить на вопрос: что такое человек? В чём  его сущность? Определить же сущность человека – значит показать его  принципиальные отличия от всего  остального. Главное отличие –  это разум, сознание. Любая деятельность человека напрямую связана с активностью  его духа, мысли.

История философии есть в  известном смысле история противостояния материализма и идеализма, или, говоря иначе, того, как разные философы понимают соотношения бытия и сознания. [1, с. 98]

Если философ утверждает, что сначала в мире появилась  некая идея, мировой разум, а от них родилось всё многообразие реального  мира, то это значит, что мы имеем  дело с идеалистической точкой зрения по основному вопросу философии. Идеализм есть такой тип и такой  способ философствования, который активную творческую роль в мире отводит исключительно  духовному началу; лишь за ним признавая  способность к саморазвитию. Идеализм не отрицает материю, но рассматривает  её как низший род бытия – не как творческое, а как вторичное  начало.

С точки зрения сторонников  материализма, материя, т.е. основа всего  бесконечного множества существующих в мире объектов и систем, первична, поэтому справедлив материалистический взгляд на мир. Сознание же, присущее лишь человеку, отражает окружающую реальность. [2, с. 122]

Цель данной работы –  изучить особенности материализма и идеализма.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1) изучить понятия материализм и идеализм; 2) рассмотреть основные формы материализма в историческом развитии философской мысли; 3) сравнить и выявить различия между метафизическим и диалектическим материализмом.

 

 

  1.  Материализм и идеализм.

 

1) Материализм – это философское направление, постулирующее первичность и единственность материального начала в мире и рассматривающее идеальное лишь как свойство материального.

Философский материализм  утверждает первичность материального  и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворённость мира, бесконечность его во времени и пространстве. Мышление неотделимо от материи, которая мыслит, а единство мира состоит в его материальности. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира. Для материализма характерна опора на науку, доказательность и проверяемость утверждений. Наука неоднократно опровергала идеализм, но пока не смогла опровергнуть материализм. Под содержанием материализма понимается совокупность его исходных посылок, его принципов. Под формой материализма понимается его общая структура, определяемая в первую очередь методом мышления. Таким образом, в его содержании заключено то общее, что присуще всем школам и течениям материализма, в их противоположности идеализму и агностицизму, а с его формой связано то особенное, что характеризует отдельные школы и течения материализма. [1, с.144]

В истории философии материализм, как правило, был мировоззрением передовых классов и слоёв  общества, заинтересованных в правильном познании мира, в усилении власти человека над природой. Обобщая достижения науки, он способствовал росту научного знания, совершенствованию научных  методов, что оказывало благотворное влияние на успехи человеческой практики, на развитие производительных сил. Критерием  истинности материализма служит общественно-историческая практика. Именно на практике опровергаются  ложные построения идеалистов и агностиков, и неоспоримо доказывается его истинность.

Слово «материализм» начали употреблять в 17 веке главным образом в смысле физических представлений о материи (Р. Бойль), а позднее в более общем, философском смысле (Г.В. Лейбниц) для противопоставления материализма идеализму. Точное определение материализма впервые дали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. [3, с.252]

2) Идеализм - это философское направление, приписывающее активную, творческую роль в мире исключительно идеальному началу и ставящее материальное в зависимость от идеального. Идеализм возник более двух с половиной тысячелетий тому назад. Термин «идеализм» появился лишь в начале 18 века. В 1702 году немецкий идеалист Лейбниц писал о гипотезах Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и самого крупного идеалиста. А в 1749 французский материалист Дидро назвал идеализм «...самой абсурдной из всех систем».

 Идеализм исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его Богом. Материалистическому детерминизму последовательный идеализм противопоставляет телеологическую точку зрения. Буржуазными философами термин «идеализм» употребляется во многих смыслах, а само это направление рассматривается подчас как подлинно философское. В условиях классового общества идеализм возникает как наукообразное продолжение мифологических и религиозно-фантастических представлений. Идеализм абсолютизирует неизбежные трудности в развитии человеческого познания и этим тормозит научный прогресс. Вместе с тем, отдельные представители идеализма, ставя новые гносеологические вопросы и исследуя формы процесса познания, серьёзно стимулировали разработку ряда важных философских проблем. [4, с.252]

По своему происхождению и на всех ступенях своего развития идеализм тесно связан с религией. По сути дела, он возник как концептуальное, понятийное выражение религиозного миросозерцания и в последующие эпохи служил, как правило, философским оправданием и обоснованием религиозной веры. [3, с.256]

Историческими истоками идеализма  являются присущие мышлению первобытного человека анимизм и антропоморфизм, одушевление всего окружающего мира и рассмотрение его движущих сил по образу и подобию человеческих поступков как обусловленных сознанием и волей. В дальнейшем гносеологическим истоком идеализма становится сама способность абстрактного мышления. Возможность идеализму дана уже в первой элементарной абстракции. Образование общих понятий и возрастающая степень абстрагирования — необходимые моменты прогресса теоретического мышления. Однако превратное пользование абстракцией влечёт за собой гипостазирование отвлечённых мышлением свойств, отношений, действий реальных вещей в отрыве от их конкретных материальных носителей и приписывание этим продуктам абстракции самостоятельного существования. [2, с.177]

3) Различие между  материализмом и идеализмом. Эти два философских направления конкурируют между собой на протяжении практически всей истории философии.

Материализм - философская  ориентация, которая в противоположность  идеализму исходит из того, что:

  1. мир материален, существует объективно вне и независимо от сознания;
  2. материя первична, а сознание - свойство материи;
  3. предметом познания является познаваемая объективная реальность.

По своим социальным корням идеализм в противоположность материализму выступает в качестве мировоззрения  консервативных и реакционных классов, не заинтересованных в правильном отражении  бытия.

Поскольку идеалистическое  или материалистическое решение  основного вопроса философии  являются взаимоисключающими, истинным может быть лишь одно из них. Таковым  является материалистическое решение, что подтверждается историей науки, рассматриваемой под этим углом зрения, а также развитием общественной практики. [1, с. 101]

«Философы разделились на два больших лагеря», сообразно  тому, как отвечали они на вопрос об отношении мышления к бытию. «Те, которые утверждали, что дух существовал  прежде природы... составили идеалистический  лагерь. Те же, которые основным началом  считали природу, примкнули к  различным школам материализма».

Исследуя разницу между  материализмом и идеализмом полезно  обратиться к учениям известных  философов, особенно тех, которые стали  «отцами» основных направлений данных течений. Демокрит считается родоначальником философского материализма. Суть его учения состоит в том, что мир состоит из атомов, т.е. материальных вещей. Платон считается родоначальником идеализма. Главная мысль его учения: идеи вечны и неизменны, а материальные предметы изменяются и гибнут. [3, с.233]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         2. Исторические формы материализма.

 

1) Античный материализм. Античный материализм – это наивный (или стихийный) материализм древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой. Античная наука не расчленена на отдельные отрасли; она носит единый философский характер: все отрасли знания находятся под эгидой философии.

Уже философы милетской школы  стояли на позициях стихийного материализма. Наиболее чётко материалистическое мировоззрение выражено в творчестве Демокрита из Абдер. Для всего периода Древней Греции Демокрит был наиболее знающим и образованным человеком. Гегель и Маркс называли его энциклопедическим умом Греции. Демокрит учил, что весь мир и все его предметы и явления состоят из атомов и пустоты. Соединения первоначал – атомов (бытие) ведут к появлению (рождению), а их распад к исчезновению (смерти) предметов – переходу их в пустоту (небытие). Атомы - вечные, неделимые, неизменные; мельчайшие элементы материи. Движение - важнейшее свойство атомов и всего реального мира Пустота: не имеет плотности, едина, бесформенна. Бытие: абсолютно плотно, множественно, определено своей внешней формой. Атом - абсолютно плотный, не имеющий в себе пустоты, не воспринимаемый чувствами из-за маленьких размеров. Материалистические идеи Демокрита плодовито разрабатывал его младший соотечественник Эпикур, а также последователь двух великих греков римский философ Лукреций Кар. [4, с.196]

Атомисты-геоцентристы считали, что земля удалена одинаково от всех точек оболочки космоса, неподвижна. Живое на земле возникло из неживого по законам природы без всякого творца и разумной цели. Главный закон мироздания: «ни одна вещь не происходит попусту, но в силу причинной связи и необходимости».

 

       2)  Метафизический материализм Нового времени. Метафизический (или механический) материализм – это материализм: 1) противоположный диалектическому материализму; 2) отрицающий качественное саморазвитие через противоречия; 3) сводящий разнообразие форм движения к механическому движению. [2, с. 250]

Метафизический материализм 17—18 века характеризуется тем, что  наука быстро дифференцируется, расчленяясь  на обособленные отрасли, которые выходят  из-под опеки философии. Происходит разрыв между материализмом и  диалектикой; в материализме встречаются  лишь элементы диалектики при господстве общего метафизического взгляда  на мир. Метафизический материализм (Л. Фейербах) отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия и тяготеет к построению однозначной картины  мира, преувеличивая ту или другую его сторону: устойчивость, повторяемость, относительность. Вечное пространственно-временное  существование материи и её непрерывное движение являются для французских материалистов XVIII века несомненным фактом. [1, с.124]

Метафизический материализм  наиболее последователен и наименее противоречив из всех разновидностей материализма. Его представителями  обычно называют Ф. Бэкона, Гоббса, Спинозу, Локка и других. В общем виде смысл этой доктрины следующий: материя  есть бытие, принципиально непознаваемое. («Кто говорит, что материя - не вещь в себе, тот тем самым идеалист» (Шопенгауэр)). Сущности не может быть без сознания, а потому материя - не сущность, а только неидеальная  субстанция. Движение, время и пространство - субъективно. Сознание - либо атрибут, либо модус материи. Наше знание о  мире (сущности) не суть знание о материи (субстанции). Субстанция действительно  не зависит от нашего знания, но сущность ни в коем случае не атрибут материи. Материя - это вещь в себе. [3, с. 350]

 

3) Диалектический материализм. Диалектический материализм («диамат») - учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления, соединяющее в себе материалистическое понимание действительности с диалектикой. Для него характерны внутреннее единство, нераздельная слитность диалектики и материалистической теории познания. В диалектическом материализме материализм и диалектика органически воссоединяются, так, что устанавливается полное единство диалектики (учения о развитии), логики (учения о мышлении) и теории познания.

Информация о работе Материализм и идеализм