МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОБУ ВПО
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра Философии,
истории и права
Факультет Менеджмента
и маркетинга
Контрольная работа
по дисциплине Философия
Тема 3. Материализм
и идеализм
Содержание
Введение……………………………………………………………………..........3
1. Материализм…………………………………………………….……………...4
2. Идеализм………………………………………………………..........................8
3. Различия между материализмом и идеализмом……………….…………....10
Заключение………………………………………………………………………12
Список использованной литературы…………………………………………...13
Введение
Философы хотят знать, в чём
смысл жизни человека. Но для этого нужно
ответить на вопрос: что такое человек?
В чём его сущность? Определить же сущность
человека – значит показать его принципиальные
отличия от всего остального. Главное
отличие – это разум, сознание. Любая деятельность
человека напрямую связана с активностью
его духа, мысли.
История философии есть в известном
смысле история противостояния материализма
и идеализма, или, говоря иначе, того, как
разные философы понимают соотношения
бытия и сознания.
Если философ утверждает, что
сначала в мире появилась некая идея, мировой
разум, а от них родилось всё многообразие
реального мира, то это значит, что мы имеем
дело с идеалистической точкой зрения
по основному вопросу философии. Идеализм
есть такой тип и такой способ философствования,
который активную творческую роль в мире
отводит исключительно духовному началу;
лишь за ним признавая способность к саморазвитию.
Идеализм не отрицает материю, но рассматривает
её как низший род бытия – не как творческое,
а как вторичное начало.
С точки зрения сторонников материализма,
материя, т.е. основа всего бесконечного
множества существующих в мире объектов
и систем, первична, поэтому справедлив
материалистический взгляд на мир. Сознание
же, присущее лишь человеку, отражает окружающую
реальность.
1. Материализм
Материали́зм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность)
является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, сознание и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм утверждает существование
единственной «абсолютной» субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе, сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей.
Законы материального мира распространяются
на весь мир, в том числе, на общество и человека. Термин «материализм» был введён Готфридом Лейбницем:
словом «материалисты» он характеризовал
своих идейных противников.[1] Мышление неотделимо от материи,
которая мыслит, а единство мира состоит
в его материальности. Считая сознание
продуктом материи, материализм рассматривает
его как отражение внешнего мира. Материалистическое
решение второй стороны основного вопроса философии
- о познаваемости мира — означает убеждение
в адекватности отражения действительности
в человеческом сознании, в познаваемости
мира и его закономерностей. Для материализма
характерна опора на науку, доказательность
и проверяемость утверждений. Наука неоднократно
опровергала идеализм, но пока не смогла
опровергнуть материализм. Под содержанием материализма
понимается совокупность его исходных
посылок, его принципов. Под формой материализма понимается
его общая структура, определяемая в первую
очередь методом мышления. Таким образом,
в его содержании заключено то общее, что
присуще всем школам и течениям материализма,
в их противоположности идеализму и агностицизму,
а с его формой связано то особенное, что
характеризует отдельные школы и течения
материализма.
В истории философии материализм,
как правило, был мировоззрением передовых
классов и слоёв общества, заинтересованных
в правильном познании мира, в усилении
власти человека над природой. Обобщая
достижения науки, он способствовал росту
научного знания, совершенствованию научных
методов, что оказывало благотворное влияние
на успехи человеческой практики, на развитие
производительных сил. Критерием истинности
материализма служит общественно-историческая
практика. Именно на практике опровергаются
ложные построения идеалистов и агностиков,
и неоспоримо доказывается его истинность.
Слово «материализм» начали употреблять
в 17 веке главным образом в смысле физических
представлений о материи (Р. Бойль), а позднее
в более общем, философском смысле (Г.В.
Лейбниц) для противопоставления материализма
идеализму. Точное определение материализма
впервые дали Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
Первыми крупными философами,
предложившими варианты материального
первоисточника мира, стали так
называемые милетские «физики» — Фалес (624—548 до н. э.), Анаксимандр (611—547 до н. э.) и Анаксимен (585—528 до н. э.). Они считали, что есть некое первовещество, различные сочетания и изменения форм
которого, создают все остальные вещества.
Итогом для всех вещей является возврат
к первовеществу. Милетские философы пришли
к разным выводам: у Фалеса этой первоматерией являлась вода, у Анаксимандра — некий «апейрон», как неопределённая бескачественная
материя, у Анаксимена — воздух, то разряжающийся, то сгущающийся вновь.[2] Видимо, этого же положения придерживался
и Гиппон (Симпликий. Комм. к «Физике», 23,22).
Материализм прошёл в своём
развитии 3 этапа:
Первый этап был
связан с наивным или стихийным материализмом
древних греков и римлян (Эмпедокл, Анаксимандр,
Демокрит, Эпикур).
Первые учения материализма появляются
вместе с возникновением философии в рабовладельческих
обществах древней Индии, Китая и Греции
в связи с прогрессом в области астрономии,
математики и других наук. Общая черта
древнего материализма состоит в признании
материальности мира, его существования
независимо от сознания людей. Его представители
стремились найти в многообразии природы
общее первоначало всего существующего
и происходящего. В античности еще Фалес
Милетский считал, что всё возникает из
воды и в неё превращается. Для античного
материализма, особенно для Эпикура, характерен
упор на личное самосовершенствование
человека: освобождение его от страха
перед богами, от всех страстей и приобретение
способности быть счастливым в любых обстоятельствах.
Заслугой древнего материализма было
создание гипотезы об атомистическом
строении материи (Левкипп, Демокрит).
В средние века материалистические
тенденции проявлялись в форме номинализма,
учений о «совечности природы и бога».
В эпоху Возрождения материализм (Телезио,
Вруна и другие) часто был облечён в форму
пантеизма и гилозоизма, рассматривал
природу в её целостности и во многом напоминал
материализм античности – это было время второго этапа развития материализма.
В 16-18 веках, в странах Европы – второй
этап развития материализма - Бэкон, Гоббс,
Гельвеций, Галилей, Гассенди, Спиноза,
Локк и другие сформулировали метафизический
и механистический материализм. Эта форма
материализма возникла на почве зарождающегося
капитализма и связанного с ним роста
производства, техники, науки. Выступая
в качестве идеологов прогрессивной в
то время буржуазии, материалисты вели
борьбу со средневековой схоластикой
и церковными авторитетами, обращались
к опыту как учителю и к природе как объекту
философии. Материализм 17-18 веков связан
с бурно прогрессировавшими тогда механикой
и математикой, что обусловило его механистический
характер. В отличие от натурфилософов-материалистов
эпохи Возрождения материалисты 17 века
стали рассматривать последние элементы
природы как неодушевлённые и бескачественные.
Оставаясь в целом на позициях механистического
понимания движения, французские философы
(Дидро, Гольбах и другие) рассматривали
его как универсальное и неотъемлемое
свойство природы, полностью отказались
от деистической непоследовательности,
присущей большинству материалистов 17
века. Органическая связь, существующая
между всяким материализмом и атеизмом,
у французских материалистов 18 века выступила
особенно ярко. Вершиной в развитии этой
формы материализма на западе был «антропологический»
материализм Фейербаха, в котором наиболее
ярко проявилась созерцательность.
В 1840-х годах Карл Маркс и Фридрих
Энгельс сформулировали основные принципы
диалектического материализма – это было
начало третьего этапа развития
материализма. В России и странах Восточной
Европы во второй половине 19 века дальнейшим
шагом в развитии материализма явилась
философия революционных демократов,
которая стала производным от соединения
гегелевской диалектики и материализма
(Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов,
Маркович, Вотев и другие), опиравшаяся
на традиции Ломоносова, Радищева и других.
Одна из особенностей развития диалектического
материализма - обогащение его новыми
идеями. Современное развитие науки требует,
чтобы ученые-естественники становились
сознательными сторонниками диалектического
материализма. Вместе с тем,
развитие общественно-исторической практики
и науки требует постоянного развития
и конкретизации самой философии материализма.
Последнее происходит в постоянной борьбе
материализма с новейшими разновидностями
идеалистической философии.
В XX веке в западной философии материализм
развивался в основном как механистический,
но у ряда западных философов-материалистов
сохранялся и интерес к диалектике. Материализм
конца XX и начала XXI века представлен философским
направлением «онтологической философии»,
лидером которого является американский
философ Барри Смит. Философский материализм
именно потому можно назвать самостоятельным
направлением философии, что он разрешает
ряд проблем, постановка которых исключена
другими направлениями философского познания.
Основными формами материализма
в историческом развитии философской
мысли являются: античный материализм, исторический материализм, метафизический материализм Нового времени и диалектический материализм.
2. Идеализм
Идеализм – это философское направление,
приписывающее активную, творческую роль
в мире исключительно идеальному началу
и ставящее материальное в зависимость
от идеального. Считается, что впервые этот
термин был употреблён в статье Лейбница 1702 года «Ответ на размышления Бейля». Философ писал: «Все, что есть
хорошего в гипотезах Эпикура и Платона — величайших материалистов
и величайших идеалистов, объединяется
здесь»[3], то есть в доктрине предустановленной
гармонии Лейбница.
Идеализм исходит из первичности
духовного, нематериального, и вторичности
материального, что сближает его с догмами
религии о конечности мира во времени
и пространстве и сотворенности его Богом.
Материалистическому детерминизму последовательный
идеализм противопоставляет телеологическую
точку зрения. Буржуазными философами
термин «идеализм» употребляется во многих
смыслах, а само это направление рассматривается
подчас как подлинно философское. В условиях
классового общества идеализм возникает
как наукообразное продолжение мифологических
и религиозно-фантастических представлений.
Идеализм абсолютизирует неизбежные трудности
в развитии человеческого познания и этим
тормозит научный прогресс. Вместе с тем,
отдельные представители идеализма, ставя
новые гносеологические вопросы и исследуя
формы процесса познания, серьёзно стимулировали
разработку ряда важных философских проблем.
По своему происхождению и на всех
ступенях своего развития идеализм тесно
связан с религией. По сути дела, он возник
как концептуальное, понятийное выражение
религиозного миросозерцания и в последующие
эпохи служил, как правило, философским
оправданием и обоснованием религиозной
веры. По словам Дидро, относящимся к Беркли: «Идеалистами
называют философов, которые, признавая
известным только свое существование
и существование ощущений, сменяющихся
внутри нас, не допускают ничего другого.
Экстравагантная система, которую, на
мой взгляд, могли бы создать только слепые!»[4].
Историческими истоками идеализма
являются присущие мышлению первобытного
человека анимизм и антропоморфизм, одушевление
всего окружающего мира и рассмотрение
его движущих сил по образу и подобию человеческих
поступков как обусловленных сознанием
и волей. В дальнейшем гносеологическим
истоком идеализма становится сама способность
абстрактного мышления. Возможность идеализму
дана уже в первой элементарной абстракции.
Образование общих понятий и возрастающая
степень абстрагирования — необходимые
моменты прогресса теоретического мышления.
Однако превратное пользование абстракцией
влечёт за собой гипостазирование отвлечённых
мышлением свойств, отношений, действий
реальных вещей в отрыве от их конкретных
материальных носителей и приписывание
этим продуктам абстракции самостоятельного
существования. «Прямолинейность и односторонность,
деревянность и окостенелость, субъективизм
и субъективная слепота – вот гносеологические
корни идеализма». Эти гносеологические
корни идеализма закрепляются в силу определённых
социальных факторов, берущих начало в
отделении умственного труда от физического,
при котором «...сознание в состоянии эмансипироваться
от мира...». С формированием рабовладельческого
общества идеализм становится естественноисторической
формой сознания для господствующих классов,
поскольку умственный труд был первоначально
их привилегией.
Многовековая история идеализма
весьма сложна. В самых различных видах
на разных этапах истории он по-своему
выражал эволюцию форм общественного
сознания в соответствии с характером
сменяющихся социальных формаций и новым
уровнем развития науки. Основные формы
идеализма возникли уже в Древней Греции.
Классической формой объективного идеализма
была философия Платона. Ее особенность
- тесная связь с религиозно-мифологическими
представлениями. Эта связь усиливается
в начале нашей эры, в эпоху кризиса античного
общества, когда развивается неоплатонизм,
сросшийся не только с мифологией, но и
с мистицизмом. Эта особенность объективного
идеализма ещё сильнее выражена в эпоху
средневековья, когда философия полностью
подчиняется теологии (Августин, Фома
Аквинский). Перестройка объективного
идеализма, произведённая, прежде всего,
Фомой Аквинским, основывалась на искаженном
аристотелизме. Основным понятием объективно-идеалистической
схоластической философии после Фомы
Аквинского стало понятие нематериальной
формы, трактуемой как целевое начало,
выполняющее волю внеприродного Бога,
который мудро распланировал конечный
во времени и пространстве мир.
3. Различия между
материализмом и идеализмом
Эти два философских
направления конкурируют между собой
на протяжении практически всей истории
философии. Материализм - философская
ориентация, которая в противоположность
идеализму исходит из того, что:
1) мир материален, существует
объективно вне и независимо от сознания;
2) материя первична,
а сознание - свойство материи;
3) предметом познания
является познаваемая объективная реальность.
По своим социальным
корням идеализм в противоположность
материализму выступает в качестве мировоззрения
консервативных и реакционных классов,
не заинтересованных в правильном отражении
бытия.
Поскольку идеалистическое или
материалистическое решение основного вопроса
философии являются взаимоисключающими,
истинным может быть лишь одно из них.
Таковым является материалистическое
решение, что подтверждается историей
науки, рассматриваемой под этим углом
зрения, а также развитием общественной
практики. «Философы разделились на два
больших лагеря», сообразно тому, как отвечали
они на вопрос об отношении мышления к
бытию. «Те, которые утверждали, что дух
существовал прежде природы... составили
идеалистический лагерь. Те же, которые
основным началом считали природу, примкнули
к различным школам материализма».
Заключение
Материализм играет
важную методологическую роль
во всех областях научного
познания, применительно ко всем
проблемам философии и теоретическим
проблемам естественных и общественных
наук. Он указывает науке правильный
путь к познанию действительного
мира. Когда наука сталкивается
с каким-нибудь сложным, еще нерешенным
вопросом, то материалистическое
мировоззрение заранее исключает
его идеалистическое объяснение
и ориентирует на поиски естественных
законов развития, действительных
ещё непознанных связей. Отвергая
идею творения «из ничего», материализм
выдвигает требование искать
естественные причины изучаемых
явлений.
Идеализм, как противоположное
материализму учение, способствует изучению
мира и его структуры с другой, идеалистической,
стороны. Эти два направления философии,
рассмотренные вместе, представляют полную
картину мира.
Античный материализм показывает
истоки и предпосылки зарождения изучаемых
направлений, что создает фундамент для
дальнейшего их изучения.
Механистический материализм отражает
концепции мира с точки зрения механики
и других точных наук. Данный вид материализма
позволяет взглянуть на картину мира с
точной и рациональной стороны.
Список использованной
литературы
1. Новая философская энциклопедия
/ Под ред. В.С. Степина, Г.Ю. Семгина и др.
– М.: Мысль, 2001. Том 2. – 650 c.
2. Большая
советская энциклопедия, 1 издание, — М.: Советская энциклопедия,
1938, Т. 38, С. 416—
3. Лейбниц Г. В. Сочинения. В 4 т. —
Т. 1. — М., 1982. — С. 332.
4. Цит. по: Ленин В. И. Материализм
и эмпириокритицизм. — М., 1969. — С. 33.
5. Философский энциклопедический
словарь / Под ред. Е.Ф. Губского, Г.В. Кораблёва.
– М.: ИНФРА-М, 1998.
6. Учебное пособие: Основы философии /
Под ред. П.С. Гуревича. – М.: Гардарики,
2002. 4-е изд.
7. Философские науки / Под ред. Т.И. Ойзермана.
1991. № 7.
8. http://ru.wikipedia.org/ (13.11.2013)
Липецк 2013