Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 19:25, реферат
Марксистское положение о том, что истинно научное осознание практики как базы познания и аспекта истины нереально без признания существования материи, объективного мира вне и независимо от практической деятельности людей, ориентировано против субъективного осознания практики как личного фурора, персональной деятельности человека, ублажения его желаний и стремлений.
Министерство Образования Российской Федерации
Контрольная работа
по философии
на тему
Материя и движение
2012 год
Задание № 1. Анализ текста
Марксистское положение
о том, что истинно научное
осознание практики как базы познания
и аспекта истины нереально без
признания существования
Маркс и Энгельс от начала и до конца были партийными в философии. Они поочередно проводили ключевой тезис материализма о первичности материи и ее познаваемости во всех сферах познания, как в области естественных, так и публичных наук, двигали вперед одно первенствующее направление в философии, вели жестокую борьбу со всеми разновидностями идеализма, с мельчайшими отступлениями от материализма, решительно и непреклонно критиковали всякого рода философские шатания в сторону идеализма и фидеизма.
Гениальность Маркса и Энгельса и проявилась меж иным в том, что они презирали гелертерскую игру в новейшие словечки, мудреные определения, хитрые «измы», а просто и прямо как раз говорили: есть материалистическая и, как заведено, идеалистическая линия в философии, а меж ними различные цвета агностицизма. Практическая деятельность человека базирована на объективных законах наружного мира, как природы, так и общества. И действительно, марксистское положение о том, что подлинно научное осознание практики как базы познания и аспекта истины нереально без признания существования материи, объективного мира вне и независимо от практической деятельности людей, ориентировано против субъективного осознания практики как личного фурора, персональной деятельности человека, ублажения его желаний и стремлений.
2. «Материя есть философская категория для обозначения объективное реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». (Ленин В.И. Соч. т. 14, стр. 117).
Анализируя данную цитату, можно сделать вывод материя есть объективная действительность, данная нам в чувствах.
Ленинское определение материи
как подлинно научное решение
основного вопроса
Так как решение основного вопроса философии вызывает ожесточенную борьбу 2-ух главных философских ориентаций, разделение философов на два непримиримых лагеря сообразно тому, как они отвечают на этот вопрос, то и основная категория материалистической философии- категория материи - постоянно стояла в центре борьбы этих лагерей. В.И. Ленин отмечал, что определение главных понятий - материи и сознания - есть указание направления философской полосы. Конкретно в зависимости от того, что считается первичным - материя либо сознание, существует два главных вида идеологии, два главных пути в философии: материализм и идеализм.
Развивая положение Ф. Энгельса о идеологическом значении категории материи, В.И. Ленин писал, что признание объективной действительности есть признание основ материализма, что материализм и идеализм - это две партии в философии, и их борьба в крайнем счете выражает идеологию, как мы привыкли говорить, враждебных классов антагонистических формаций. Марксистско-ленинское осознание практики органически соединено с признанием материи источником наших познаний, с признанием существования объективной истины, того, что объект деятельности человека, как познавательной, так и практической, существует вне и независимо от него. Для материалиста «успех» людской практики обосновывает соответствие наших, « успех» все есть то, что необходимо на практике человеку.
3. «… Материя во всех своих превращениях
остается вечно одной и той же, … ни один
из ее атрибутов никогда не может быть
утрачен и … поэтому с той же самой железной
необходимостью, с какой она когда-нибудь
истребит на Земле … мыслящий дух, она
должна будет снова породить его где-нибудь
в другом месте и в другое время». (Маркс
К., Энгельс Ф. Соч. т. 20, стр. 546).
По мнению данных деятелей, понятие «материи» возникло из рвения выявить изначальное единство всего имеющегося на свете, свести все обилие вещей и явлений к некоей общей, начальной базе. В 19 веке обнаружилось наличие невещественного вида объективной действительности (электромагнитного поля), стало ясно, что понятие материи нуждается в новеньком определении, учитывающем вероятное множество разных видов материи. Пробы сформулировать такое определение встречались в философии и ранее, но в особенности жизненными и нужными они стали на рубеже 19-20 веков, в период перехода от классически-механистической картины мира к нынешней, релятивистской. То есть Маркс и Энгельс считали, что какой бы ни была материя, из чего бы она не состояла, а впоследствии, если бы она даже исчезла, она сможет возродиться, регенерировать вновь. А после своего возрождения она обязательно восстановит «мыслящий дух», то есть Человека или иное существо, способное ощущать материю, совершенствовать ее, позволять ей развиваться.
Задание №2. Анализ текста
1. «Первым и самым важным из прирожденных свойств материи является движение, - не только как механическое …, но еще больше как стремление, жизненный дух, напряжение …». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 2, стр. 142).
Материалистическая философия утверждает, что движение есть метод существования материи, что нельзя как бы мыслить материю без движения и, напротив, движение без материи. 2-ая половина данного тезиса значит, что «движение вообще», движение как таковое-это абстракция, то есть отвлеченное нашим сознанием от настоящих материальных предметов свойство изменять свои характеристики. Потому движение в «чистом виде» существует лишь в голове, в мышлении; в действительности же есть лишь передвигающиеся материальные объекты. При всем этом их способность изменяться является всеобщей не имеет исключений. Все знают то, что не быть может полностью неподвижного материального объекта. Крайнее утверждение можно вывести чисто логически, методом «от противного».
Абсолютный покой мыслим только там, где нет материи. Итак, нельзя отделять от материи ни движения как такового, ни какой-нибудь из его форм, к примеру механической силы; нельзя противопоставлять материи движение как нечто особенное, чуждое ей, не приходя к абсурду. Внедрение философским идеализмом новейшей физики либо идеалистические выводы из нее вызываются не тем, что открываются новейшие виды вещества и силы, материи и движения, а тем, что делается попытка, наконец, мыслить движение без материи...
Представим для себя поочередного идеалиста, который также стоит, положим, на той точке зрения, что весь мир есть мое чувство либо мое представление и т.д. (ежели взять "ничье" чувство либо представление, то от этого поменяется лишь разновидность философского идеализма, но не поменяется его суть). Идеалист не поразмыслит отрицать того, что мир есть движение, конкретно: движение моих мыслей, представлений, чувств. Вопрос о том, что движется, идеалист отторгнет и сочтет нелепым: происходит смена моих чувств, исчезают и возникают представления, и лишь, Вне меня ничего нет. "Движется" - и баста. Наиболее "экономного" мышления нельзя для себя, стало быть, представить. И никакими подтверждениями, силлогизмами, определениями нельзя опровергнуть солипсиста, ежели он поочередно проводит собственный взор. Основное отличие материалиста от приверженца идеалистической философии состоит в том, что чувство, восприятие, представление и в общем сознание человека принимается за образ объективной действительности. Мир есть движение данной объективной действительности, отражаемой нашим сознанием. Движению представлений, восприятий и т.д. соответствует движение материи вне меня. Понятие материи ничего другого, не считая, как люди привыкли выражаться, объективной действительности, данной нам в ощущении, не выражает. Потому оторвать движение от материи равносильно тому, чтоб оторвать мышление от объективной действительности, оторвать мои чувства от наружного мира, таким образом перейти на сторону идеализма. Тот фокус, который проделывается обыкновенно с отрицанием материи, с допущением движения без материи, состоит в том, что умалчивается о отношении материи к мысли. Дело представляется так, как как будто бы этого дела не было, а в реальности оно протаскивается тайком, остается невысказанным сначала рассуждения, но выплывает наиболее либо наименее неприметным образом потом.
2. «Материя без движения так
же немыслима, как и движение
без материи». (Маркс К., Энгельс
Ф. Соч. т. 20, стр. 59).
Под движением в философии соображают хоть какое видоизменение в общем, начиная с обычного пространственного перемещения предметов и заканчивая человечьим мышлением.
Это положение говорит о неразрывности материи и движения, что означает признание абсолютности движения. Если нет материи без движения, то движение абсолютно.
Движение есть атрибут материи, другими словами неотъемлемое свойство хоть какого материального объекта. Исторически первым было исследовано движение механических систем. В следующие периоды развития философии наблюдалась тенденция абсолютизации, как многие выражаются, механической формы движения материи. Движение трактовалось как перемещение тел в пространстве. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что такое осознание движения не обхватывало всего обилия конфигураций, свойственных материи. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что диалектическим материализмом было дано определение движения как конфигурации вообще. Другими словами категорией "движение" обозначаются любые конфигурации, которые происходят в объективной реальности. Источник движения находится в самой материи, и движение, поэтому не нуждается в объяснении посредством первоначального толчка или “двигателя” в виде творца, бога и прочих таинственных сил. Внутренним импульсом всякого движения являются противоречия, борьба противоположностей. Уже самый простой вид движения – перемещение тела в пространстве – есть противоречие: относительно движущего тела можно сказать, что оно в одно и то же время и находится в данном месте и не находится в нем. Диалектический материализм называет движением не только перемещение в пространстве, но всякое изменение вообще, наблюдаемое в природе и обществе.
3. «Движение, в применении к материи, - это изменение вообще». (Там же, стр. 563).
Данное положение – положение о том, что движение есть любое изменение говорит об относительности, потому как конкретное изменение происходит относительно чего-то (перемещение одного тела можно определить лишь относительно положения других тел). Таким образом, движение является единством абсолютного и относительного. Все изменения, происходящие в неживой природе, в природе живой, в обществе, конечно же, представляют собой движение. Однако движение непросто однородный процесс, однотипное изменение. Ведь возможны три типа движения. Во-первых, движение может идти от простого к сложному, по восходящей линии. Во-вторых, движение может идти по нисходящей линии (например, процесс старения отдельного живого организма). При третьем варианте движения нет ни восходящих, ни нисходящих линий. Вместе с тем для каждого отдельного предмета движение такого типа возможно лишь в короткие промежутки времени, по прошествии которых осуществляется переход к движению либо первого, либо второго типа. Изменение, идущее по восходящей линии (от простого к сложному), называется развитие. Из приведенного определения следует, что категория движения шире по своему объему категории развития. Любое развитие есть движение, но не любое движение является развитием. Марксистская философия определяет для категории развития одно из центральных мест, поскольку она играет важную роль в истории человеческого общества. Таким образом, можно сделать вывод, что, по мнению Маркса и Энгельса любое воздействие движением на существующую материю несет за собой необратимые изменения, что движение- это действие модифицирующее окружающую нас материю.
4. «Движение, рассматриваемое
в самом общем смысле слова,
т.е. понимаемое как способ
существования материи, как
Как неотъемлемое, нужное, существенное свойство материи движение полностью. Но, имея в виду, что движение вещи осуществляется лишь в отношении к некой иной вещи, можно говорить о относительности движения. Несомненно, стоит упомянуть то, что таковым образом, движение есть единство абсолютного и относительного. Из относительности движения вытекает осознание покоя как момента движения. Понятием "покой" фиксируются устойчивость и равновесие в абсолютном движении материи. Покой есть движение в балансе. Все законы сохранения являются колоритными примерами устойчивых, равновесных состояний связи и взаимодействия соответственных сторон. Покой постоянно относителен, обрести абсолютный покой, исходя из убеждений материализма, означает, признать, что движение привнесено в материю извне Богом, Разумом и т.п.
Классификация форм движения материи принадлежит Ф. Энгельсу. Он выделил 5 главных форм: механическую, физическую, химическую, биологическую и общественную. Они все соединены с как бы определенными уровнями структурной организации материи и каждой из их присущ собственный материальный носитель. В одних случаях движение носит прогрессивный характер, протекает как бы по восходящей линии, от низшего уровня к высшему, в других случаях, наоборот, проходит по нисходящим путям, от сложного к простому, к распаду. Переход материи из одного состояния в другое, качественно более совершенное, является развитием.
Диалектика изучает всеобщие законы движения и развития материального мира и человеческого мышления. Одним из основных таких законов является закон единства и борьбы противоположностей. Он выражает присущее всем явлениям реального мира взаимодействие внутренних противоположностей, их возникновение, становление и разрешение, благодаря чему, собственно, и протекает развитие.
Противоположности — это противостоящие друг другу стороны, или тенденции, внутри самого явления. Они как бы исключают друг друга. Но вместе с тем обусловливают одна другую. Те или иные противоположности имеются во всех явлениях действительности, например: ассимиляция и диссимиляция в клетках, возбуждение и торможение в организме, наследственность и изменчивость в природе и у человека, пролетариат и буржуазия в классовом обществе и т. д. Противоположности взаимодействуют между собой, противостоят друг другу, вступают во внутреннюю борьбу. Борьба противоположностей служит источником и движущей силой развития реального мира.