Медитация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 17:59, реферат

Краткое описание

Медитация, чуждая европейцам психотехника, активно входит в нашу жизнь. Все больше и больше появляется литературы о восточных учениях, многие мастера приглашают на занятия йоге, цигун и другим направлениям восточной философии. Как и другие психотехники, расширяющие сознание, позволяющие выйти за рамки обычных представлений о себе и мире, многие формы медитации предлагают то, в чем, очевидно, нуждаются многие европейцы. Несмотря на то, что многие исследователи настороженно относятся к этому (например, Юнг считал, что путем имитации методов, взращенных совсем иными психологическими условиями, ничего не добьешься) все больше людей привлекает возможность обнаружить и развить скрытые возможности, выходящие за рамки обыденных норм.

Вложенные файлы: 1 файл

валеология.docx

— 30.25 Кб (Скачать файл)

Введение 
Медитация, чуждая европейцам психотехника, активно входит в нашу жизнь. Все больше и больше появляется литературы о восточных учениях, многие мастера приглашают на занятия йоге, цигун и другим направлениям восточной философии. Как и другие психотехники, расширяющие сознание, позволяющие выйти за рамки обычных представлений о себе и мире, многие формы медитации предлагают то, в чем, очевидно, нуждаются многие европейцы. Несмотря на то, что многие исследователи настороженно относятся к этому (например, Юнг считал, что путем имитации методов, взращенных совсем иными психологическими условиями, ничего не добьешься) все больше людей привлекает возможность обнаружить и развить скрытые возможности, выходящие за рамки обыденных норм. 

Однако отсутствие научного объяснения этих возможностей превращает использование таких  психотехник в подчас опасное  занятие. Необходима дальнейшая разработка вопросов о природе сознания. Таким  образом, актуальность выбранной темы очевидна, перед нами стоит проблема изучения способов изменения сознания. 
 
Цель данного исследования – получить представление о научном описании различных состояний сознания и о том, в какое из этих состояний можно войти с помощью медитации. Медитативные техники представляют также немалый интерес для изучения «изнутри», то есть крайне привлекательной представляется перспектива исследовать состояние сознания при медитации пройдя на практике весь этот процесс. Но, к сожалению, подобные практики требуют очень серьезного подхода и большого количества времени.

Что такое  медитация 
Это вопрос и простой, и сложный. Медитация сама по себе не что иное, как пребывание индивидуального сознания в реальности, пребывание в каждом текущем мгновении, в каждом текущем моменте времени - «здесь и сейчас». По определению Джидду Кришнамурти: «Медитация - это полное опустошение ума». Если сознание и ум человека медитативны, то он непосредственно связан с Божественным. В него нисходит Божественная Сила, она трансформирует его сознание, его тело, все его существо. «Немедитативное» сознание не позволяет человеку находится в реальном времени и открыться для эволюционной трансформации. При этом возможно насильственное давление нисходящей Эволюционной Энергии, при котором случаются разного рода неприятности, связанные с психическим и физическим здоровьем. Правда, в этих случаях, ни о каком гармоничном изменении сознания не может быть и речи. Гармоничная безболезненная трансформация происходит только при сознательном открытии нисходящему потоку Энергии.

Виды  медитации. 
Обывательская медитация - это сидение в кресле, в темной комнате, с закрытыми глазами, с полностью расслабленной мускулатурой, при этом, желательно представить себя плывущим по безбрежному океану. Такого рода медитация - развлечение, а не средство радикальной трансформации сознания ищущего. 
 
Прежде чем сидеть и ни о чем не думать, нужно научиться видеть мысли. Видеть, как мысли входят в ваше сознание, в ваш ум. Попробуйте наблюдать за ними, попробуйте не впускать их в активное сознание. Секунд пять-десять вы сможете с ними бороться, но затем они начнут осаждать, донимать, буквально вгрызаться в вас, чтобы полностью овладеть вашим активным сознанием. Это их задача - проявиться любыми средствами. 
 
Что такое мысль? Мысль - это энергетическая (вибрационная) формация, которая приходит в сознание человека как бы извне и стремится во что бы то ни стало там реализоваться. Мысль всегда требует к себе внимания и энергетической подпитки. Если в вашем сознании имеется вибрационная тождественность какой-то мысли, идее или желанию, то ей (мысленной формации) проще реализоваться именно в вас - вы ее непременно накормите. Если вы любите вкусно поесть, и во время медитации в вас входит мысль съесть что-то особенно вами любимое, то вряд ли вы легко избавитесь от этой мысли. В результате, медитативное состояние разрушено. Словом, сидение с закрытыми глазами и борьба с мыслями - занятие довольно нудное, более того, оно не приводит к реальным результатам, в смысле трансформации сознания. 
 
Другой широко распространенный вид медитации. Я называю эту медитацию специальной или восходящей (медитацией «кверху»). При этой медитации медитирующий садится в тишине с закрытыми или открытыми глазами и делает попытку поднимать энергию от основания позвоночного столба вверх. Для этого глазные яблоки поднимаются («закатываются») кверху и тянут за собой внутреннюю энергию от основания позвоночного столба. С приобретением определенного навыка это удается осуществить. Со временем сознание медитирующего приобретает способность проникать в вышележащие планы, где он (медитирующий) находит отдохновение в вибрационной тишине. Если ему удается долгое время практиковать подобную медитацию, то его индивидуальное сознание приобретает способность вырваться из тела в нирванические просторы, в сферы белого безмолвия, и отдыхать там от тягот земного существования. Когда же сознание возвращается в физическое тело, человеку становится неуютно, и у него вновь возникает настоятельная потребность повторить опыт. И так раз за разом. Такого рода специальная медитация, которую широко используют в своей практике приверженцы буддизма, ведет, как справедливо заметил Шри Ауробиндо, к бегству от эволюции. При следовании практике восходящей медитации ищущий не имеет контакта с нисходящей Эволюционной Энергией. Убегая в Высшие Сферы, он прячется там от реальности, прячется от самого главного - от поступательного эволюционного движения. Специальную медитацию «кверху» можно очень осторожно использовать на втором этапе Пути Сознательной Эволюции как вспомогательное средство для финального поднятия энергии Кундалини с целью полного и окончательного раскрытия макушечной чакры. Как только это произойдет, надобность в восходящей медитации отпадает. 
 
Что же представляет собой активная медитация в реальном времени («здесь и сейчас»), и как она должна реализовываться ищущим в процессе следования по Пути Сознательной Эволюции? Процесс активной медитации «здесь и сейчас» это отнюдь не сидение с закрытыми глазами в тихой комнате в полной изоляции от внешнего мира, напротив, - это продуктивная деятельность ищущего с пребыванием активного сознания в реальном времени. Например, вы идете по дороге, не считаете шаги и не смотрите на свои ноги, не думаете куда вам ступить, но ваше активное сознание находится непосредственно в процессе движения по дороге. Это означает, что в процессе ходьбы вы не «гуляете» умом ни в прошлом, ни в будущем, не купаетесь в мыслях и идеях, а просто идете. Если вы копаете землю, колете дрова или читаете книгу, то ваше активное сознание должно находиться в процессе копания земли, колки дров или чтения книги, ничего иного в активное сознание входить не должно. Если вы чистите зубы, - то чистите! Если вы едите, - то ешьте, а не отвлекайтесь на посторонние разговоры, на просмотр телевизора или на чтение. Поначалу реализация медитации «здесь и сейчас» представляет определенные трудности, но с наработкой соответствующего навыка ее эффективность стремительно растет. Практика этого вида активной медитации сродни древнеиндийской карма-йогической практике - спокойно делать свое дело, не отвлекаясь ни на какие посторонние мысли и вопросы в процессе выполнения любой работы. 
 
Теперь о другой форме активной медитации - игровой активной медитации с участием сознательной воли. Игровая активная медитация заключается в намеренной попытке ищущего в форме своеобразной игры освобождать активное сознание от мыслей и желаний, что позволяет активному сознанию пребывать в текущем моменте времени - «здесь и сейчас». На начальных этапах работы на Пути Сознательной Эволюции активную медитацию следует практиковать в любой момент времени, когда ищущий свободен от обязательных или сиюминутно необходимых дел. 
 
Начинать медитацию надо в форме игры, не допуская проникновения вибраций мысли в активное сознание путем «отталкивания» их от контура головы еще до того, как они успеют выразиться в словах, то есть ментализироваться. Через некоторое время делать это становится все труднее и труднее, и в сознании ищущего (по контуру головы) возникает ощутимое напряжение. Следующий игровой шаг заключается в том, что ищущий впускает вибрации мыслей в активное сознание, где они обретают словесное выражение, но не уделяет им никакого внимания, а просто наблюдает за ними, не вовлекаясь в смысловую игру. Мысль есть, ищущий ее видит, но она его нисколько не трогает. Рано или поздно какая-то мысль заставит ищущего уделить ей внимание. Как только это произойдет, мысль целиком захватывает активное сознание ищущего и стремится во что бы то ни стало реализоваться. Это знак для начала нового цикла игровой медитации: опять активное «отталкивание» вибраций мысли от контура головы и наблюдение за «прорвавшимися» мыслями без вступления с ними в диалог. Играйте в эту игру каждую свободную минуту. Играйте в нее вместо праздных разговоров, вместо пустого времяпровождения у телевизора или за чтением детектива. Не ставьте перед собой никаких целей во время игры, будьте детьми! Не важно, сколько времени вам удается держать ум свободным от мыслей. Любой временной зазор между мыслями открывает дорогу в ваше тело нисходящему току Эволюционной Энергии. 
 
Если вы будете практиковать активную медитацию такого рода, изменения в сознании не замедлят сказаться, и вы почувствуете, что мысли теперь и не очень хотят вас посещать по той простой причине, что вы не даете им реализовываться. Та часть вашего сознания, которая когда-то была не равнодушна к этим мыслям, теперь становится к ним безразличной. Мысли, как любые нереализованные формации, направляются туда, где им легче будет реализоваться. Помните, что когда вы активно медитируете, в вашем сознании работает нисходящая Эволюционная Энергия - универсальный движитель Эволюции. 
 
Активная медитация по Джидду Кришнамурти - медитация на рождение мысли. Эту медитацию я рекомендую всем: кому-то только на начальном этапе медитативной работы как способ постижения механизма мышления, а кому-то как основное медитативное средство на Пути Сознательной Эволюции. Эта медитация позволяет наблюдать за рождением мыслей. Вы садитесь и тихо наблюдаете за тем, как в вашем активном сознании рождаются мысли. Вы видите, как появляется мысль, пока еще в форме вибрации, как она пытается войти в ваше сознание, как она пытается облечься в словесное выражение (ментализироваться), наконец это ей удается, и она всеми средствами пытается вызвать в вас ответную реакцию. Если вы бесстрастно наблюдаете за процессом рождения мыслей, не вовлекаясь во внутренний диалог, то энергия тотального осознания наблюдаемого процесса растворяет входящие мысли без следа, и ваш ум со временем становится пустым. 
 
И еще один вид медитации - медитация для ленивых, которую целесообразно практиковать перед засыпанием. Это специальная нисходящая медитация - медитация «к носу». Медитация «к носу» замечательна тем, что она позволяет поддерживать медитативную работу даже во время сна. Лежа в постели закройте глаза, немного скосите их на кончик носа и молча, в форме игры, без особого напряжения, не впуская мысли в активное сознание, вглядывайтесь в темное пространство перед собой. При этом старайтесь как можно дольше не проваливаться в сон, а сохранять пограничное состояние между сном и бодрствованием. При этой медитации быстро устанавливается нисходящий ток Эволюционной Энергии, и работа по трансформации вашего сознания продолжается длительное время и после засыпания. Если бывает трудно или болезненно долгое время сосредотачивать взгляд на кончике носа, то можно просто, без напряжения, вглядываться с закрытыми глазами в пространство перед собой. 
 
Таким образом, реализация представленного арсенала медитативных средств позволяет ищущему практически постоянно пребывать в медитативном состоянии - в состоянии тотальной медитации. При тотальной медитации нисходящая Эволюционная Энергия будет фактически непрерывно работать в вашем сознании, активно трансформируя его. В результате удается в короткий срок пройти первые четыре этапа Пути Сознательной Эволюции и относительно скоро реализовать акт рождения психического существа - акт рождения в Духе. 
 
Как только психическое существо раскрывается и выходит на передний план, активная медитация, трансформируется в спонтанную медитацию. При спонтанной медитации уже не требуются особые усилия к тому, чтобы сохранять активное сознание свободным от мыслей. Функцию «автоматического» контроля за медитативным процессом берет на себя психическое существо, которое и обеспечивает спонтанность медитации. Таким образом, ваше сознание получает возможность постоянно контактировать с нисходящей Эволюционной Энергией, с Реальностью, с Божественным Сознанием. Спонтанная медитация обеспечивает пребывание вашего сознания в текущем моменте времени, «здесь и сейчас», то есть в Вечности. Сознание, пребывающее в Вечности, есть истинно религиозное сознание. 
 
Прикладные аспекты медитативной практики 
Медитатативные практики в сферах образования, воспитания и профессионального самосовершенствования 
 
Для достижения вершины или просто успеха в любой деятельности человеку нужно оптимальное состояние готовности к ней, что хорошо известно педагогам. Как отмечает проф. Ю.А. Гагин, с акмеологической точки зрения успех - это легкость, чаще всего необъяснимая, с которой что-либо достигается». 
 
Одним из популярных ныне методов самоформирования состояния для достижения успеха является медитация. Этот метод пришел в западный мир с Востока и практикуется для психологической подготовки лиц, чья профессиональная деятельность сопряжена со стрессом, большими нервно-психическими и физическими нагрузками, риском для жизни и большой моральной ответственностью. 
 
Медитация - это, с одной стороны, высшее трансовое состояние внутренней интеграции психики, сконцентрированной на каком-то образе или идее, с другой - это достижение единства духа (волевая сфера) с душой (эмоциональная сфера) и телом (физическая сфера самоощущения). Замечательный русский писатель Михаил Пришвин назвал медитацию «состоянием собранности», что, например, совпадает с пониманием «собранности» у спортсменов, находящихся в так называемой спортивной форме и переживающих оптимальное боевое состояние готовности к состязанию. Обычно это состояние переживается как внутренний покой, отсутствие каких-либо посторонних мыслей кроме доминирующего образа цели, ощущение спокойной радостной уверенности в себе, в своих силах и возможностях на фоне легкого приятного возбуждения. 
 
У Михаила Пришвина читаем: «Рано встал и росистым утром под звонкую песнь соловья собирал в себя радость бытия. Вот как отчетливо вижу теперь происхождение тревоги своей и слабости: это бывает, когда забываешь собраться... Способность собирать самого себя и есть, вот именно, обретение свободы и, конечно, силы. Для этого нечего жалеть времени, потому что собранный в себе человек меньше подвергается случайностям, отнимающим время». 
 
Динамическое медитативное состояние у спортсменов хорошо знакомо тем из них, кто переживал так называемое второе дыхание или так называемую спортивную форму. Это состояние характеризуется полным внутренним покоем, необычайным приливом сил и отсутствием мешающих мыслей и эмоций, концентрацией внимания на одном-единственном образе, цели или мысли, полным ощущением единства духа (мыслей), души (чувств) и тела (ощущения и движения). Динамическая медитация проводится в ритмическом движении, в ходьбе, в беге, плавании и др. Она может осуществляться и с помощью прослушивания ритмичной спокойной музыки. «Музыка - это звук и ритм», - пишет индийский медитолог Х.И. Хан. 
 
В восточных системах медитации речь идет в основном о ее статических формах, достигаемых в положении лотоса, лежа или сидя и называемых "самадхи", "сатори", "кэнсэ". 
 
Как отмечает один из ведущих специалистов по восточным единоборствам проф. С.Г. Гагонин, "медитация" - это англоязычный термин, охватывающий одновременно три различных понятия, всегда четко различаемых буддистами: "внимательность", "сосредоточенность" и "мудрость". 
 
С методически-процессуальной точки зрения медитация подразумевает длительное размышление о каком-то единственном предмете (образе, идее), происходящее в состоянии углубленной сосредоточенности психики и ума на одном и том же, в то время как все остальное как бы уплывает и отсутствует в сознании. Таким образом, с одной стороны, это невероятное для обычного бодрствования сужение внутреннего внимания на одном предмете, с другой - чрезвычайное расширение сознания бодрствующей психики при отражении лишь одного-единственного предмета, находящегося в центре внимания индивида. 
 
В восточной практике обучения медитации принято использовать мантры, т.е. пропевать опредленные звуки, например, универсальную буддийскую мантру "А-ум" и др. Учителя медитации утверждают, что каждый занимающийся должен иметь свою мантру, верить в ее магическую силу и хранить ее, как тайну личного успеха. Такой магический подход к медитации не подходит для людей, чьи убеждения характеризуются атеистическими мыслями и неверием в существование высших сил Земли и Неба, управляющих психикой и телом человека.  
 
Медитатативные техники в клинической практике и системах самоисцеления 
В психотерапии медитативные техники используются обычно для решения более ограниченных задач, если сравнивать с духовными системами, например – снятие нервно-психического напряжения, облегчение осознания нервнопсихологических проблем. Процесс медитации может быть очень эффективным терапевтическим подходом при чрезмерном стрессе.  
 
Медитация позволяет дистанцироваться от актуальной проблемы, отстранённо наблюдать себя и своё поведение в сложной ситуации, в некоторых случаях – понять причины возникновения и развитие этой ситуации, эмоционально отреагировать её, изменить отношение к ней и найти новые способы её решения. 
 
Как составная часть медитация входит в аутогенную тренировку в различных её модификациях, в технику комплексной аутогенной тренировки, используется в самогипнозе и некоторых других методах психической саморегуляции. 
 
В психотерапевтических целях применяются сравнительно простые технически приёмы медитации: концентрация на дыхании, на собственном теле, на позе, на предмете. При овладении ими руководствуются следующими правилами: 
 
1)      медитация проводится в тихом и тёплом помещении; 
 
2)       медитация проводится натощак или не ранее полутора часов после еды; 
 
3)      занятия должны быть регулярными, порядка 3-4 раз в неделю по 15-45 минут; предпочтительнее ежедневные короткие занятия, нежели редкие и длинные; 
 
4)      медитацию надо проводить с установкой пассивного принятия всего происходящего (предоставить событиям идти своим чередом, исключить критику и анализ). 
 
При проведении медитации используются простые позы, не вызывающие напряжения в теле и привычные для занимающегося – например, сидя на стуле со спинкой или лёжа на спине. На первых этапах предпочтительнее занятия в группах под руководством тренера, владеющего техниками медитации. 
 
Сложно определить конкретные формы медитации, которые лучше всего подходят для тех или иных индивидов. Поэтому большего эффекта добиваются, предложив пациенту несколько медитативных методик. Именно психотерапевт должен оценить целесообразность применения медитации в зависимости от индивидуальных особенностей пациента. 
 
Медитация как путь самотрансформации и средства самопрограммирования 
Существуют многочисленные публикации, в которых изучается, какое психологическое и физиологическое влияние оказывает медитация, как она может помочь человеку в повышении уровня работоспособности, в регулировании своих психических состояний. Различные техники медитации, в чёмто совпадая друг с другом, могут давать разный эффект. 
 
Спектр переживаний, которые возникают при медитации, широк: они могут быть приятными или нет, может происходить чередование сильных эмоций типа любви или гнева с состоянием покоя и уравновешенности. В ходе практики медитативные состояния начинают тяготеть к большему покою, положительным эмоциям, к большей чувствительности в восприятии и интроспекции, в дальнейшем доходя до таких, как глубокая умиротворенность, концентрация, положительные эмоции радости, любви и сострадания, глубокое проникновение в природу ума и даже различные трансцендентные состояния. 
 
Улучшение способности к восприятию даёт возможность рассмотреть собственные привычки и психологические процессы. Медитирующий обнаруживает, что обычное состояние ума бесконтрольно, бессознательно и наполнено фантазиями, представлениями.  
 
Медитация положительно влияет на творческие способности (креативность), увеличивает чувствительность восприятия, эмпатию, чувство самоконтроля. Также медитация способна ускорить достижение зрелости, что подтверждается измерениями по шкалам развития «эго», морального и когнитивного развития, умственных способностей, академических достижений, самоактуализации и состояний сознавания. 
 
Можно привести в пример результаты психологического тестирования восприятия, проведённого среди практикующих буддийскую медитацию. Испытуемые работали с тестом Роршаха, причём начинающие показывали обычные реакции (образы животных, людей и т.п.), в то время как испытуемые, обладающие большой степенью концентрации, видели на картах Роршаха только светлые и темные узоры. Таким образом, их ум оказался менее склонен к преобразованию этих структур в организованные образы, и это означает, что концентрация в процессе медитации фокусирует ум и уменьшает число ассоциаций. 
 
У людей, практикующих медитацию, постепенно снижается склонность к психологическим защитам, они меньше вступают в конфликты. Другими словами, они принимали свои неврозы весьма спокойно. Кстати, воздействию медитации подвержена сердечно-сосудистая система; во время медитации нормальный ритм сердечных сокращений замедляется, а регулярная практика ведет к понижению кровяного давления.  
 
Многие воздействия медитации кажутся благоприятными и исследователи полагают, что она может лечить различные психологические и психосоматические нарушения. Имеются в виду такие психологические нарушения, как тревоги, фобии, посттравматические стрессы, мышечное напряжение, бессонница и слабая депрессия. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 
 
Таким образом, медитация способна оказывать разнообразное воздействие на людей, в частности, её действие отражается на общем улучшении психического и физического здоровья и саморегуляции. По сравнению с другими методами практика медитации является более осмысленной, приносит больше радости, легче поддерживается и способствует развитию интереса к самопознанию. Конечно, медитирующие, как и все обычные люди, могут переживать психологические трудности на различных стадиях. “Продвинутые” практики также могут испытывать трудности, хотя и более утончённые, включающие экзистенциальные или духовные проблемы.  
 
Подытоживая, можно сказать, что людям, кто продолжительное время и с успехом практикуют медитацию, свойственны некоторые общие черты: повышенный интерес ко внутреннему опыту, открытость к необычным переживаниям, самоконтроль, способность к концентрации, уменьшенная склонность к неврозам и большая открытость к принятию неблагоприятных характеристик личности. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература: 
 
 
1.                  Берзин А.. Общий обзор буддийских практик, 2007 
 
2.                  Каптен Ю. Основы медитации. Самара, 2005 
 
3.                  Кришнамурти Дж. Первая и последняя свобода. Навстречу жизни. Харьков, 2004 
 
4.                  Психотерапевтическая энциклопедия. СПб, 2008 
 
5.                Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 2006. 
 
6.                Голмен Д. Многообразие медитативного опыта. Киев, 2003. 
 
7.                Петренко В.Ф.Психосемантика сознания. МГУ, 2008.


Информация о работе Медитация