Место философии в духовной культуре человечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:18, контрольная работа

Краткое описание

Философия – это знания о мире как едином целом и человеке в нём, об отношении человеку у миру, о путях и способах познания и практическом освоении человеком окружающей действительности, о будущем мировоззрения. Она является очень ёмкой развивающейся теоретической системой и включает в себя следующие основные области философского знания:
- история философии (знания философии о своём прошлом)
- онтология (учение о бытии, формах его проявления)
- гносеология (теория познания мира)

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ. 3
II.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 5
1. Функции философии. 5
2. Место философии в духовной культуре человечества. 7
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 12
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 13

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по философии.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)


2

 

Министерство образования и науки Республики Татарстан

 

Альметьевский государственный нефтяной институт

 

Кафедра гуманитарного образования и социологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по курсу: «Философия»

 

на тему: «Место философии в духовной культуре человечества »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент гр.36-61

Ахметова А.Ш.

Вариант№2

Проверил: кпн, доцент

Смолькина Л.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

Альметьевск, 2008г.


СОДЕРЖАНИЕ:

 

I. ВВЕДЕНИЕ.

II.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

          1. Функции философии.

          2. Место философии в духовной культуре человечества.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


I. ВВЕДЕНИЕ.

 

Философия как специфическая форма духовного смысла человека и общества; зародилась около 2,5 тыс. лет назад в ряде наиболее развитых стран того времени (индия и Китай, Вавилон и Египет, Греция, Рим). Её расцвет произошёл в древней Греции, где философия стала относительно самостоятельной областью духовной культуры общества. Среди первых греческих философов были Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор. Они впервые стали употреблять термин «философия», переводя его как «любовь к мудрости». Философия родилась из потребности систематизировать и обобщить весь опыт познания мира человеком, сформулировать целостную теоретическую картину мира и бытия человека в нём. Они изначально пытались вобрать в себя и обобщить весь опыт человечества, и не удивительно, что очень многие философы отличались богатой эрудицией и высокой культурой мышления.

Возникновение философии было связано с тем, что отдельные виды познания в древнем мире (астрономия, физика, математика и др.) были не способны создать единую картину мира и бытия человека в нём. Это произошло в силу того, что в раннеклассовом обществе возникла потребность в выработке альтернативной по отношению к мифологии и религии рациональной (теоретической) картины мира, построенной на знаниях и логической аргументации. На этой основе стали формироваться такие философские вопросы как «что такое мир?», «что является его основой?», «какими характеристиками обладает этот мир?», «что такое человек?», «для чего человеку жить?», «что такое истина?». Философия рождалась так же и в связи с появлением в античном обществе (Греция, Рим) немногочисленного слоя свободных граждан, избиравших философию в качестве своего мировоззрения.

Можно сказать, что философствование началось там и тогда, где и когда человек пытался рациональными средствами постигнуть окружающий мир и определить своё место в нём. Осмыслить цель своей жизни и собственное призвание. Но философию всегда интересовал не только мир человека (природа, общество). В такой же мере оно стремится постигнуть  внутренний мир самого человека. («философия есть наука о духе» - подчёркивал русский философ Н.А. Бердяев). Подлинная философия рассматривает мир, всегда взятый вместе с человеком, а не сам по себе. Человек ведь рождается, существует и умирает в этом мире. В нём он живёт, радуется и страдает, познаёт и действует. Вот почему философия – это «очеловеченная» по своему характеру и содержанию область познания. Ни одна из существующих наук не способна исследовать всё богатство сложной связи «человек – мир». Эти две реальности являются основными центрами познавательного интереса философии и составляют её объект.

Философия – это знания о мире как едином целом и человеке в нём, об отношении человеку у миру, о путях и способах познания и практическом освоении человеком окружающей действительности, о будущем мировоззрения. Она является очень ёмкой развивающейся теоретической системой и включает в себя следующие основные области философского знания:

-              история философии (знания философии о своём прошлом)

-              онтология (учение о бытии, формах его проявления)

-              гносеология (теория познания мира)

-              диалектика (учение о единстве к изменчивости всего сущего)

-              антропология (изучения о человеке)

-              аксиология (теория ценностей)

-              социальная философия (изучение об обществе и его истории).

По мере развития философии от неё отпочковались отрасли знания, ставшие со временем самостоятельными науками: логика, эстетика, этика. Видное место в системе философского знания занимают: философия религии, философия истории, философия культуры. В ХХ в. большое развитие получили философия науки и техники, а в последнее время – философия глобальных проблем.


II.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1. Функции философии.

Специфическое место и роль философии в культуре, в жизни человека и общества проявляется в функциях философского знания.

  Являясь развивающейся системой теоретического знания, философия выполняет в первую очередь, мировоззренческую функцию (мировоззрение, кратко говоря, это совокупная картина мира, создаваемая мыслящим человеком. Оно формируется на основе духовно-практической деятельности человека и под влиянием различных источников знания). Задача философии заключается, прежде всего в том, чтобы, говоря словами Г. Гегеля, «постичь то, что есть» и сформировать целостную картину мира и бытия человека в нём. В этом и заключается основная или «генеральная» функция философского знания в рамках всей его истории. Эта функция проявляет себя при решении философских вопросов в рамках всех областей философствования (онтология, гносеология, антропология и др.)

В своём исходном определении философия была сформулирована нами как особого рода форма познания, стремящаяся сформировать картину мира и бытия человека в нём. Решая эту задачу, она влияет на мировоззрение человека (да и всего мира в целом). Какое же отношение имеет философия к мировоззрению человека?

-              Мировоззрение вбирает в себя весь опыт познания человеком окружающего мира. Философия же, как форма познания. Ориентированы на расходные наиболее общих (коренных) принципов устройства этого мира и важнейших его характеристик, определяет методы познавательной и практической деятельности человека. Она не стремится, да и не в состоянии ответить на все познавательные вопросы. Своими средствами философия решает лишь наиболее общее, фундаментальные вопросы. К числу таковых относится прежде всего вопросы о том, что есть миф, что есть человек и т.д. На частные же  вопросы типа «какова скорость света?», «Каков состав у воды?» ответы дают соответствующие науки – физика, химия, иные источники знаний.

-              С помощью философии мировоззрение достигает   высокой степени упорядоченности, теоретичности и обобщенности. Со своей стороны, крупные открытия и повороты  в развитии научного знания приводили, как правило, и к смене сложившихся философских представлений о мире. Так было, например, в связи с появлением теорий Н. Коперника, Ч. Дарвина, А. Эйнштейна и других известных ученных, а так же дают представление о развитии различных научных теорий, например, теория черных дыр, аннигиляции пространства и т.д..

-              Развитое, богатое по своему содержанию мировоззрение стимулирует и облегчает постановку и осмысление человеком философских вопросов. Это становится возможным благодаря самым разнообразным знанием о мире, которые обретает человек по мере формирования собственного мировоззрения.

-              Философия нередко определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например, в эпоху возрождения оно было антропоцентрическим, в связи с активным осмыслением в философии и культуре феномена  человека. Идея человека как некого центра мировоззрения пронизывала собой не только передовую философскую мысль того времени, но и иные формы общественного сознания.

-              Мировоззрение и философию объединяет постановка и решение проблемы человека различных ее аспектах. Мировоззрении включает в себя различные сведение о человеке, почерпнутые из многих источников:  из религии, из обыденного познания, из науки и т.д.. Философия же решает эту проблему в самой общей форме, отвечая, прежде всего на вопросы о том, что такое человек, каково его место в мире, для чего он живет.

В развитых мировоззренческих системах философия, как правило, является основным интегрирующим началом. Без нее нет и не может быть завершенного «достроенного» мировоззрения. Вот почему принято считать, что философия является теоретическим стержнем мировоззрения.  Во многом благодаря этому и существует ее особая роль в духовном опыте человека и общества.

Раскрывая миссию философии, следует отметить, что ей присуща методологическая, или поисковая функция. Философия  формирует исходные принципы (правила, подходы) познания для всего комплекса частных наук. Это, например, принципы единства и развития окружающего мира, принципы неисчерпаемости познания, принципы творческой свободы человека и многие другие. Данные подходы реализуется в различных формах познания (искусство, наука) и в практической деятельности.

Функция социальной критики означает, что философия дает оценку сущего, т.е. имеющегося в обществе порядка вещей (политический строй, нравы и т.д.) с точки зрения их соответствия идеалу.

Прогностическая функция проявляется в том, что философия стремится предвосхитить наступление грядущего, заглянуть в будущее. Философии присуща также и идеологическая функция, которая означает участие философии в работе идеологии как системы взглядов, ценностей и идеалов, той или иной социальной группы, функция отражения культуры предполагает, что философия является стержнем «душой» духовной жизни общества. Она улавливает и формирует наиболее типичные и значительные идеи и умонастроения, идеалы своего общества. В этих целях она опирается на все иные области духовной культуры общества (религия, искусство и др.) и как бы «присутствует» в них изнутри.

Аксиологическая функция означает, что философия формирует ценностные предоставления и ориентиры человека.

Кроме названных выше, философия выполняет также и интеллектуальную функцию. Поскольку философия является синтезом совокупного знания человечества, то ее изучения (особенно это относится к истории философской мысли), есть прямой путь к развитию у человека способности к теоретическому мышлению.  Через философию передаются познавательный опыт и образы (формы, способы) мышления от поколения к поколению. Р.Декарт подшучивал, что философия отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют. В этом смысле философия выполняет социализирующую функцию, помогая человеку войти в мир культуры и освоить его.

2. Место философии в духовной культуре человечества.

Понятие  «культура» получило распространение в Европе, начиная с эпохи Просвещения (18 век). Само же слово  латинского происхождения и переводится как возделывание, обработка, имеющее непосредственное отношение к земледельческому труду, взращиванию злаков. Впоследствии данное понятие стало использоваться преимущественно для характеристики явлений и процессов духовной жизни общества (искусство, философия, наука, нравственность, религия, исторические и национальные формы сознания), хотя неоспоримо значение и материальной культуры.

Для определения линий взаимосвязи философии и культуры (материальной и духовной, национальной и общечеловеческой) важно уяснить исходный, базовый тезис, что культура во всех своих проявлениях и формах, исторически (генетически) -  детище человека, различных видов его деятельности в личностных, групповых и общественных рамках. Это объективная реальность, в которой воплощены способы и результаты деятельности людей – подлинных творцов культуры.

В философии раскрываются общезначимые природные и социальные условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действительность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функционирования сущностнных сил личности.

Развитие культуры находится в прямой связи с освобождением человека от природной зависимости, его порабощение государством, обществом, собственными пороками. Свобода, являющаяся центральной проблемой философской антропологии, по мере ее достижения определяет развитие человека результатами собственной деятельности, а не вмешательством внешних, в том числе сверхъестественных, потусторонних сил, тем самым культура получает глубинные философские основания реализации возможностей освобожденного труда в создании материальных и духовных  ценностей. Некоторые из них носят уникальный характер, отличаются  неповторимостью, имеют общекультурное значение.

Весьма характерно, что в обществе наблюдается известная синхронность в развитии философии и культуры: как их высоких достижений, так и упадка. Об этом наглядно свидетельствует европейская история античности, средних веков и Ренессанса. С этим связан вопрос о критериях развития культуры, в том числе  характер (способе, уровне) отношений человека к человеку, обществу, природе, состоянии просвещения и науки, искусства, философии, литературы; роли религии в жизни общества; качественной оценки и степени познания господствующих норм жизни (гносеологический аспект культуры) и  др.

В философии принято делить производство на материальное, духовное и производство человека. Для культуры это положение имеет общелитодологическиое значение : не только в том смысле, что служит основанием для  типологии культуры, но и для такого обобщающего ее определения, как культивирование «все свойств общественного человека  и производство его как  человека с возможно более богатыми свойствами и связями, а потому и потребностями – производство человека как возможно более целостного универсального продукта общества…»

Культура в концентрированном виде воплощает в себе итог развития  человека, его  материальной (производственно- экономической) и идеальной  (духовной) деятельности. Он итожится двояко : результатом и выступает видимое и осязаемое внешнее богатство, получающее в рыночном хозяйстве форму растущего количества разнообразных товаров, услуг и информации, и не зримое, скрытое, но особой ценности внутреннее богатство человеческой личности.

Информация о работе Место философии в духовной культуре человечества