Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 15:49, реферат
Метафизический подход к исследованию бытия проявляется в предельности философского знания. А одной из форм формулирования предельности выступают наиболее общие закономерности самых разнообразных проявлений бытия и мира. Именно эта претензия на познание закономерностей провоцирует вывод о том, что философия может бьпь уподоблена частным наукам. Возникают варианты «научной» философии, что приводит к массе противоречий в трактовке самой философии, ее истории.
Метофизическое представление
об устройстве мира.
Спор о том, является ли философия наукой или нет, бесконечен, и в этом смысле каждая из философских концепций дополняет наше общее представление о мире, создавая из мозаики взглядов, настроений и переживаний общую картину мира. Поэтому затруднительно дать некое всем подходящее определение философии, которое всегда будет временно и ограничено и может быть использовано лишь в методических целях, а гораздо эффективнее описать указанное проблемное смысловое пространство.
Вместе с тем философия
Одним из первых, кто дал блестящее понимание сущности философии и структуры, вытекающей из этой сущности, был великий немецкий философ И. Кант.
Прежде всего, он выделяет два самостоятельных уровня философии, выполняющих разные задачи в общественном сознании.
Первый он обозначает как «школярская» философия. Данная характеристика философии не является негативной, если она реализуется в соответствующих ей пределах. Это некоторая совокупность наиболее общих представлений о философии, философах, проблемах, которые стояли в ее истории и с которыми должен ознакомиться каждый культурный и образованный человек в рамках своего самовоспитания, так же как он должен знакомиться с религией, искусством, правом, не становясь при этом обязательно верующим, художником или юристом. Знакомиться с такой философией следует на ранних стадиях обучения, в школах, гимназиях и лицеях, говоря современным языком, в рамках среднего школьного образования. Сами по себе эти знания не учат людей философии, а учат тому, что понимали под философией другие люди. В результате такого обучения человек не научается философствовать, а лишь приобретает положительное знание о ней.
Однако кроме этого существует философия как особая наука о последних целях человеческого разума, которая придает ценность всем другом видам знания, выявляя их значение для человека. Именно в этом плане она выступает как философская мудрость. Философ, стремящийся к такой мудрости, должен постигать то, насколько знание может способствовать достижению высших целей Человека и Человечества. Человек познает мир, но это познание не просто слепок бытия, а результат сложного взаимоотношения между человеком и предметом познания. По Канту, часть знаний содержится в разуме в априорной форме, носит доопытный, надприродный характер. Исследование процесса познания и знания в целом является одной из важнейших сторон философского предмета, которая обозначается как гносеология, или учение о познании. Но это, в свою очередь, требует от философа выработки неких общих представлений об устройстве мира, сущности бытия в целом, что и входит в область онтологии -- другой важнейшей стороны философского предмета.
Исследуя фундаментальные
Любая наука, любое иное -- нефилософское
-- постижение бытия неизбежно сталкиваются
с понятием истины. Однако в логике
данное понятие может, по существу,
означать правильность или корректность
вывода, который очень далеко отстоит
от реальности, реальных объектов, т.е.
речь идет о некой особой истине
-- логической истине. Понятие истины
может значительно зависеть от ее
индивидуального восприятия, что
характерно, например, для искусства.
Здесь часто говорят о
Казалось бы, наиболее полное понимание
истины реализуется в науке. Однако
и здесь дело обстоит не так
просто. Здесь чаще всего берут
такой признак истины, как соответствие
действительности, но разнообразие форм
последней порождает и
Метафизика исследует истину как таковую, находя общее в разнообразнейших формах ее конкретного проявления. Поэтому в метафизическом смысле истина нередко трактуется как подлинное бытие в отличие от бытия неподлинного (Платон, Флоренский), которое можно постигать и рациональным способом, и путем религиозного откровения.
Метафизика не сводит понятие истины к какому-то одному аспекту. Человек здесь, например, исследуется не только как личность, находящаяся в определенных социальных обстоятельствах, зависимая от определенных ценностных и эстетических регулятивов, но и как определенный слой бытия, мира, Космоса. То есть можно сказать, что метафизика -- это предельный вид философского знания, связанный с наиболее абстрактной и глубокой формой рефлексии (размышления) человека над проблемами личного и мирового бытия.
Однако вернемся к столь значимому для нас термину «метафизика». На первый взгляд он совпадает с термином «философия». Однако это не совсем так. С самого своего возникновения в философии наличествует некое прочное центральное ядро, как бы сердце философии, которое, вслед за учениками Аристотеля, можно назвать метафизикой (буквально то, что «идет после физики»). Метафизика в таком ее традиционном понимании1 является учением о первоосновах сущего. Ее еще иногда называют «теоретической» философией, тем самым противополагая практическим ее разделам, о которых речь пойдет ниже.
О составе философской
метафизики, а следовательно, и о
структуре теоретической
Онгатошческий уровень. Человек как особая мыслящая структурная единица бытия и реального мира необходимо вступает с ним во взаимодействие. Это приводит человека к постановке вопросов о сущности мира и его происхождении, о том, что лежит в основе мира (например, материальная или духовная субстанция). Человек пытается выявить основные формы проявления мира, ставит вопросы о том, един или множественен мир, в каком направлении он развивается и развивается ли вообще.
В чем специфика постановки такого рода вопросов, например, в отличие от вопросов в частных науках? Дело в том, что частные науки отвечают на подобного рода вопросы, исходя из рамок собственного предмета, и получают соответствующие ответы. Поэтому здесь мы можем вполне согласиться, например, с пониманием человека как совокупности взаимосвязанных систем рычагов (механика), или как системы биохимических процессов, или как элемента социальной системы, выполняющего определенные функции. Все эти ответы будут правильными, но в рамках собственной предметной области исследования.
В отличие от этого философия
ставит данные вопросы в их предельной
форме, говоря о наиболее общих предпосылках
бытия, о наиболее общих взаимоотношениях
между миром и человеком, о
всеобщих закономерностях бытия
как такового. При этом не важно,
о какой конкретно
Это порождает разнообразие философских систем по решению ими онтологических проблем. Например, философы, по-разному решающие вопрос о том, что лежит в основе мира: дух или материя, дают нам идеалистическое или материалистическое решение данного вопроса. Философы, которые кладут в основу мира одну или несколько субстанций (духовных или материальных), подразделяются на монистов или дуалистов и т.д. Философов объединяет их совместное проблемное поле, и разнообразие взглядов осуществляется в единых предметных рамках.
Таким образом, онтология
представляет собой раздел метафизики,
нацеленный на выявление всеобщих закономерностей
бытия как такового, не важно о
какой конкретно разновидности
бытия идет речь -- природной, культурно-символической,
духовной или личностно-
Гносеологический уровень. Являясь частью бытия, человек в то же время определенным образом противостоит ему и осознает это свое противостояние. Одна из реализаций такой ситуации позволяет рассматривать весь окружающий мир как объект познания. Причем в качестве объекта может выступать не только вешний мир, но и сам человек как часть мира; общество как организованная совокупность людей. На этом уровне философия в предельной форме ставит вопрос о познаваемости мира и обоснованности наших знаний о нем.
Гносеология, или, в более
общем виде, теория познания, есть философское
учение о знании и закономерностях
познавательной деятельности человека.
Здесь на первый план выходит проблема
взаимодействия между познающим
субъектом и познаваемым
Предельность гносеологической
позиции философии связана с
тем, что, в отличие от конкретных
наук, она затрагивает проблемы обоснования
знания и познания как таковых. Представитель
частных наук в рамках своего предмета
никогда не ставит вопрос о познаваемости
мира, ибо сам предмет науки
строится на таком ограничении бытия,
которое позволяет его
Математик не ставит вопрос
в общей форме о том, познаваем
ли мир. Если он выделил относящуюся
к миру систему количественных отношений,
т.е. описал мир математически, то он
тем самым познал некоторые его
структуры. Если нет, то математика в
данной области просто не применима,
что не является абсолютно никакой
трагедией для нее, потому что
она имеет возможность
Если физик выявляет физические закономерности каких-то процессов, он их тем самым познает, но, если он попытается таким образом исследовать нефизические процессы, например биологические или социальные, методы его познания могут быть применены лишь ограниченно и познать он может только физические характеристики этих процессов, не отражающие их сущности, а, следовательно, его познание будет ограниченным.
Информация о работе Метофизическое представление об устройстве мира