Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 14:12, реферат
Мечта новой философии – стать научной или наукообразной. Никто из официальных философов не сомневается серьезно в верности и законности этого стремления во что бы то ни стало превратить философию в научную дисциплину. На этом сходятся позитивисты и метафизики, материалисты и критицисты. Кант и Гегель, Конт и Спенсер, Коген и Рик-керт, Вундт и Авенариус – все хотят, чтобы философия была наукой или наукообразной. Философия вечно завидует науке. Наука – предмет вечного вожделения философов. Фи-лософы не смеют быть самими собою, они хотят во всем походить на ученых, во всем подражать ученым. Философы верят в науку больше, чем в философию, сомневаются в себе и в своем деле и сомнения эти возводят в принцип.
Мечта новой философии
– стать научной или
Философия ни в каком смысле не есть наука
и ни в каком смысле не должна быть научной.
Почти непонятно, почему философия возжелала
походить на науку, стать науч-ной. Не должны
быть научны искусство, мораль, религия.
Почему философия должна быть научна?
Казалось бы, так ясно, что ничто на свете
не должно быть научно, кроме са-мой науки.
Научность есть исключительное свойство
науки и критерий только для науки. Казалось
бы, так ясно, что философия должна быть
философской, исключительно фило-софской,
а не научной, подобно тому как мораль
должна быть моральной, религия – рели-гиозной,
искусство – художественным. Философия
– первороднее, исконнее науки, она ближе
к Софии; она была уже, когда науки еще
не было, она из себя выделила науку. А
кончилось ожиданием, что наука выделит
из себя философию. Та дифференциация,
кото-рая выделила науку из философии,
должна радовать философию как освобождение
ее са-мобытной сферы. Но дифференциация
эта попутно вела к порабощению философии.
Если признать философию специальной
наукой в ряду других наук (напр., наукой
о принципах познания или о принципах
сущего), то этим окончательно упраздняется
философия как самобытная сфера духовной
жизни. Нельзя уже будет говорить о философии
наряду с наукой, искусством, моралью и
т.п. О философии придется говорить наряду
с другими науками, с математикой, с физикой,
химией, физиологией и т.п. Но ведь философия
– са-мостоятельная область культуры,
а не самостоятельная область науки. У
философов пре-обладает стремление сделать
философию не столько наукой, сколько
научной. Что же та-кое "научность"?
Никто серьезно не сомневается в ценности
науки. Наука – неоспоримый факт, нуж-ный
человеку. Но в ценности и нужности научности
можно сомневаться. Наука – и науч-ность
– совсем разные вещи. Научность есть
перенесение критериев науки на другие
об-ласти духовной жизни, чуждые науки.
Научность покоится на вере в то, что наука
есть верховный критерий всей жизни духа,
что установленному ей распорядку все
должно по-коряться, что ее запреты и разрешения
имеют решающее значение повсеместно.
Науч-ность предполагает существование
единого метода. Никто не станет возражать
против требования научности в науке.
…Но научность не есть наука и добыта
она не из науки. Никакая наука не дает
директив научности для чуждых ей сфер.
Астрономия, физика, гео-логия или физиология
нимало не заинтересованы в научности
философии, в научном рас-порядке культуры.
Научность (не наука) есть рабство духа
у низших сфер бытия, неус-танное и повсеместное
сознание власти необходимости, зависимости
от мировой тя-жести. Научность есть лишь
одно из выражений утери свободы творческого
духа. В этом смысле "научность" глубоко
симптоматична. …Наука есть специфическая
реакция чело-веческого духа на мир, и
из анализа природы науки и научного отношения
к миру должно стать ясно, что навязывание
научности другим отношениям человека
к миру есть рабская зависимость духа.
По специфической своей сущности наука
есть реакция самосохранения человека,
по-терянного в темном лесу мировой жизни.
Чтобы жить и развиваться, должен человек
по-знавательно ориентироваться в мировой
данности, со всех сторон на него наступающей.
Для этой охраняющей его ориентировки
человек должен привести себя в соответствие
с мировой данностью, с окружающей его
мировой необходимостью. Наука и есть
усовер-шенствованное орудие приспособления
к данному миру, к навязанной необходимости.
Наука есть познание необходимости через
приспособление к мировой данности и позна-ние
из необходимости. …Эта печать приспособления
лежит не только на научном опыте, но и
на дискурсивном мышлении, которым пользуется
наука для своих выводов. Научная логика
есть орудие приспособления к необходимости,
в ней есть покорность мировой не-обходимости,
и на ней лежит печать ограниченности
этой необходимостью, этой данно-стью.
…Необходимость мира должна быть опознана,
и для этого должна быть выработана соответствующая
необходимость в мышлении. Можно относиться
критически к отдель-ным проявлениям прагматизма,
но трудно отрицать прагматическую природу
науки, ее жизненно-корыстный, биологический
характер. Уже Бекон раскрыл корыстно-прагматическую
природу науки. …Об универсальной науке
мечтали лишь философы – ученые всегда
были скромнее. Ученые расчленяли мировую
данность на отдельные, спе-циальные сферы
и давали экономически сокращенное описание
отдельных сфер под на-именованием законов
природы. Ценность научных законов природы
прежде всего была в практической ориентировке
в природе, в овладении ею ее же средствами,
т.е. через при-способление. Правда, в науке
всегда жили и боролись две души, и одна
из них жаждала познания мировой тайны.
Но науку создавала не эта душа, эта душа
всегда склонялась к философии, к теософии,
к магии. …Чтобы яснее стала невозможность
и ненужность науч-ной философии, важно
подчеркнуть вывод, что наука есть послушание
необходимости. Наука – не творчество,
а послушание, ее стихия – не свобода,
а необходимость. …Наука никогда не была
и не может быть освобождением человеческого
духа. …Наука не прозре-вает свободы в
мире. Наука не знает последних тайн, потому
что наука – безопасное по-знание. Поэтому
наука не знает Истины, а знает лишь истины.
Истина науки имеет значе-ние лишь для
частных состояний бытия и для частных
в нем ориентировок. Наука создает свою
действительность. А философия и религия
создают совсем другие действительности.
Если наука есть экономическое приспособление
к мировой данности и послушание мировой
необходимости, то почему же и в каком
смысле философия должна зависеть от науки
и быть наукой? Прежде всего и уж во всяком
случае философия есть общая ориен-тировка
в совокупности бытия, а не частная ориентировка
в частных состояниях бытия. …Философия
любит мудрость. София движет подлинной
философией. На вершинах фи-лософского
сознания София входит в человека. Наука
в своих основах и принципах, в своих корнях
и вершинах может зависеть от философии,
но никак не наоборот. Допустима философия
науки, но недопустима научная философия.
По своей сущности и по своей за-даче философия
никогда не была приспособлением к необходимости,
никогда подлинные, призванные философы
не были послушны мировой данности, ибо
философы искали пре-мудрой истины, превышающей
данный мир. …Заветной целью философии
всегда было познание свободы и познание
из свободы. Стихия философии – свобода,
а не необходи-мость. Философия всегда
стремилась быть освобождением человеческого
духа от рабства у необходимости. Философия
может исследовать тот логический аппарат,
который есть приспособление мышления
к мировой необходимости, но она сама не
может стоять в раб-ской зависимости от
этого аппарата. Познание мудрое выше
познания логического. Фило-софия есть
познавательный выход из мировой данности,
прозрение, преодолевающее ми-ровую необходимость.
Философия есть принципиально иного качества
реакция на мир, чем наука, она из другого
рождается и к другому направляется. Подчинение
философии науке есть подчинение свободы
необходимости. Научная философия есть
порабощенная философия, отдавшая свою
первородную свободу во власть необходимости.
Неволя у ми-ровой данности, обязательная
для науки, для философии есть падение
и измена познава-тельной воле к свободе.
Должно сказать с полным сознанием и дерзновением,
что грани-цы мировой данности и повеления
мировой необходимости необязательны
для филосо-фии. Философия свободна от
того, каким дан нам мир, ибо ищет она истину
мира и смысл мира, а не данность мира.
И если бы мир был дан исключительно материальным,
то фило-софия не обязана была бы быть
материалистической. …Философия есть
творчество, а не приспособление и не послушание.
Освобождение философии как творческого
акта есть ос-вобождение ее от всякой зависимости
от науки и от всяких связей с наукой, т.е.
героиче-ское противление всякому приспособлению
к необходимости и данности. В философии
совершается самоосвобождение творческого
акта человеческого духа в его познаватель-ной
реакции на мир, в познавательном противлении
миру данному и необходимому, а не в приспособлении
к нему. Философия есть искусство, а не
наука. Философия – особое ис-кусство,
принципиально отличное от поэзии, музыки
или живописи, – искусство позна-ния. Философия
– искусство, потому что она – творчество.
Философия – искусство, пото-му что она
предполагает особый дар свыше и призвание,
потому что на ней запечатлева-ется личность
творца не менее чем на поэзии и живописи.
Но философия творит бытийст-венные идеи,
а не образы. Философия есть искусство
познания в свободе через творчество идей,
противящихся мировой данности и необходимости
и проникающих в запредельную сущность
мира. Нельзя искусство ставить в зависимость
от науки, творчество – от при-способления,
свободу – от необходимости. Когда философия
делается наукой, она не дос-тигает своей
заветной цели – прорыва из мировой данности,
прозрения свободы за необ-ходимостью.
В философии есть победа человеческого
духа через активное противление, через
творческое преодоление; в науке – победа
через приспособление, через приведение
себя в соответствие с данным, навязанным
по необходимости. В науке есть горькая
нужда человека; в философии – роскошь,
избыток духовных сил. Философия не менее
жизненна, чем наука, но это жизненность
творчества познания, переходящего пределы
данного, а не жизненность приспособления
познания к данному для самосохранения
в нем. Природа философии совсем не экономическая.
Философия – скорее расточительность,
чем эконо-мия мышления. В философии есть
что-то праздничное и для утилитаристов
будней столь же праздное, как и в искусстве.
Для поддержания жизни в этом мире философия
никогда не была необходима, подобно науке
– она необходима была для выхода за пределы
данно-го мира. Наука оставляет человека
в бессмыслице данного мира необходимости,
но дает орудие охраны в этом бессмысленном
мире. Философия всегда стремится постигнуть
смысл мира, всегда противится бессмыслице
мировой необходимости. Основное предпо-ложение
всякой подлинной философии – это предположение
о существовании смысла и постижимости
смысла, о возможности прорыва к смыслу
через бессмыслицу. …Нельзя отрицать,
что в науке есть философские элементы,
что в научных гипотезах бывает фило-софский
полет и что ученые нередко бывают и философами.
Но нам важно принципиаль-но отличить,
что от науки и что от философии. И нельзя
требовать от философии научно-сти на
том основании, что науке придан философский
характер. Нельзя отрицать относи-тельное
значение логических категорий, на которых
покоится научное познание, но при-давать
им высший и абсолютный онтологический
смысл есть просто одна из ложных фи-лософий,
плененных мировой данностью, бытием в
состоянии необходимости.
…История философского самосознания
и есть арена борьбы двух устремлений
чело-веческого духа – к свободе и к необходимости,
к творчеству и к приспособлению, к искус-ству
выходить за пределы данного мира и к науке
согласовать себя с данным миром. Пла-тон
был великим основателем первого устремления.
Материализм – крайнее выражение второго
устремления, покорности, послушания необходимости,
несвободы. В философ-ском творчестве
участвовала совокупность духовных сил
человека, целостное напряжение всего
духа прорваться к смыслу мира, к свободе
мира. На истории философии столь же отпечатлевалась
индивидуальность ее творцов, как и на
истории искусства.
Философы хотят сделать философию научно-общеобязательной,
потому что истина должна быть общеобязательна,
а научность представляется им единственной
формой об-щеобязательности. Но субъективная
по внешности и не научная философия может
быть гораздо более истинной, прорвавшейся
к смыслу мира философией, чем философия
по внешности объективная и наукообразная.
…Истина открывается в премудрости. Научная
общеобязательность современного сознания
есть общеобязательность суженного, обед-ненного
духа; это – разрыв духовного общения
и сведение его к крайнему минимуму, столь
же внешнему, как общение в праве. В научной
общеобязательности есть аналогия с юридической
общеобязательностью. Это – формализм
человечества, внутренно разорван-ного,
духовно разобщенного. Все свелось к научному
и юридическому общению – так ду-ховно
отчуждены люди друг от друга. Научная
общеобязательность, как и юридическая,
есть взаимное обязывание врагов к принятию
минимальной истины, поддерживающей единство
рода человеческого. …Чужие должны доказывать
друг другу всякую истину. Общеобязательность
науки, как приспособление к данному состоянию
мира, выражает низшую, ущербную форму
общения на почве мировой необходимости.
…В философском познании рвется к свободе
творческая интуиция. Творческая ин-туиция
в философии, как и в искусстве, не есть
произвол. Но не всякой интуиции можно
доверять. Ведь и во всяком искусстве творчество
не есть произвол. Интуиция философ-ского
познания связана с истинно-сущим, со смыслом
бытия, и творческая ее природа не означает,
что сущее лишь в познании созидается.
В творческом познании сущее лишь раз-вивается
к высшим формам, лишь возрастает. Может
ли интуиция обосновываться и оп-равдываться
дискурсивным мышлением? Подлежит ли интуиция
философии суду науч-ному? Это значило
бы обосновывать и оправдывать свободу
– необходимостью, творчест-во – приспособлением,
безграничную сущность мира – ограниченным
его состоянием. Это искание безопасного
убежища в принудительности дискурсивного
мышления, в необхо-димой твердости науки
обозначает иссякание творческого дерзновения
в познании. Люди хотят укрепляться и общаться
на почве минимума принудительно данного,
необходимого в материале познания и необходимого
в форме познания.
…Философия, как и всякий творческий акт,
устремлена к трансцендентному, к пере-ходу
за грани мировой данности. Философия
не верит, что мир таков, каким нам по необ-ходимости
навязан.
Бердяев Н.А. Смысл творчества/Бердяев
Н.А.//
Философия творчества, культуры и искусства.
С. 47-60