Мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:37, доклад

Краткое описание

В зависимости от того, какие взгляды преобладают в той или иной совокупности представлений о мире в целом, а также в зависимости от способа включения соответствующих взглядов и представлений в структуру мировоззрения и способа их обоснования, можно говорить о разных типах мировоззрения. В разных обществах, у разных классов господствуют разные типы мировоззрения, которые отличаются своеобразной трактовкой явлений внешнего мира и самого человека.

Содержание

Введение
1. Мифологическое мировоззрение
2. Религиозное мировоззрение
3. Философское мировоззрение
4. Отличия философского мировоззрения от мифологического и религиозного
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ ОТЛИЧИЯ.docx

— 34.99 Кб (Скачать файл)

Введение

1. Мифологическое мировоззрение

2. Религиозное мировоззрение

3. Философское мировоззрение

4. Отличия философского мировоззрения  от мифологического и религиозного

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Человек всегда стремился составить  себе обобщенное представление о  мире в целом и о своем месте  в нем. Именно мировоззренческие  взгляды дают человеку путеводную нить в его духовной и практической деятельности, формируют его ценностные установки.

Мировоззрение - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к  окружающей их действительности и самим  себе, а также обусловленные этими  взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Носитель мировоззрения - личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы  взглядов.

В зависимости от того, какие взгляды  преобладают в той или иной совокупности представлений о мире в целом, а также в зависимости  от способа включения соответствующих  взглядов и представлений в структуру  мировоззрения и способа их обоснования, можно говорить о разных типах  мировоззрения. В разных обществах, у разных классов господствуют разные типы мировоззрения, которые отличаются своеобразной трактовкой явлений внешнего мира и самого человека.

Различают следующие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное  и философское. Исторически первым был мифологический взгляд на мир.

1. Мифологическое мировоззрение

философия мифология религия мировоззренческий

Мифологическое мировоззрение  формируется на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение  и устройство мира.

Мифологическое мировоззрение  было древнейшей формой познания мира, космоса, общества и человека. Миф  по необходимости возник из потребности  индивида, его семьи, рода и социума  в целом, в осознании окружающей природной и социальной стихии, сущности человека и передачи их единства через  различные символические системы. В мифологических системах человек  и социум, как правило, не выделяют себя из окружающего мира. Космос, природа, общество и человек - различные проявления одного и того же божественного закона, передаваемого через символическую  или символико-мифологическую системы. Природа, общество и человек слиты  в единое целое, неразрывное и  единое, однако сами они внутри неоднородны  и уже авторитарны, авторитаризм общества перенесён на всю природу.

Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, бог, культурный герой, действующее  лицо обозначает стоящее за ним явление  или понятие. Это возможно потому, что в мифологическом мировоззрении  существует постоянная и неразрывная  связь между «однотипными» явлениями  и объектами в социуме, личности, природе и космосе.

Важнейшим аспектом традиционной культуры и мифологического мировоззрения  является и то, что мифы изначально живут в своём, особенном времени - времени «первоначала», «первотворения», к которому неприложимы линейные представления о течении времени. Подобное отношение ко времени хорошо прослеживается в народных, в частности  русских сказках, где время действия определяется как «давным-давно», «в стародавние времена» и т. д.

Кроме того, миф, особенно на начальных  стадиях своего развития (в долитературном виде), мыслит образами, живёт эмоциями, ему чужды доводы современной  формальной логики. При этом он объясняет  мир, исходя из ежедневной практики. Данный парадокс объясним тем, что социум, где преобладает мифологическое мировоззрение, напрямую соотносит  особенности своего восприятия мира с реальным миром, индивидуальные психические  процессы с природными и социальными  явлениями, зачастую не делая различия между причиной и следствием, а  часто меняя их местами.

По традиционному мифологическому  мировоззрению её последователь  способен подняться до уровня бога, а значит для человека, рода и  социума миф о странствиях  и подвигах культурного героя, в  большинстве случаев, читай «бога», был практически полезен и  являлся руководством к действию.

Характеристика мифологического  сознания:

1. синкретичность (слитность, нерасчлененность). В любом мифе сосуществуют  объективные знания о мире, зачатки  религиозных верований, искусства;

2. нечувствительность к противоречиям.  Основа мифа - человеческая фантазия;

3. нет причинно-следственных связей  между предметами и явлениями.

В мифологическом сознании присутствуют:

а) метаморфоза (превращение, преобразование чего-либо)

б) ассоциации (дыхание <=> душа, сон <=> смерть)

в) телеологичность (связь не от причины  к следствию, а от цели к причине)

г) символичность (оперирование не понятиями, а конкретными символами)

д) коллективность (миф - это всегда продукт коллективного сознания)

е) авторитарность (мифы не оставляют  возможности для личного проявления индивида и не допускают критики  своих положений).

Для мифологического мировоззрения  характерны следующие черты:

- эмоционально-образная форма (проявляется  при передаче образов героев, богов, духов);

- очеловечивание природы (перенос  человеческих черт на окружающий  мир, олицетворение и одушевление  космоса, природных сил. Мифологии  свойственны нежёсткие разграничения  мира, природы и человека, мысли  и эмоций, художественных образов  и научного знания.);

- отсутствие рефлексии (рефлексия  - это работа сознания, мысли человека  над собственным сознанием);

- утилитарная направленность (проявляется  в том, что решаемые мировоззренческие  проблемы тесно связаны с практическими  задачами: на удачу, счастливую  жизнь, защиту от голода, болезней, нужды и так далее).

Для современного сознания мифологическая форма мировоззрения является наиболее ранней и архаичной.

Мифология доминировала в общественном сознании первобытного общества и была ориентирована на преодоление фундаментальных  антиполий человеческого существования, на гармонизацию личности, общества и  природы. Неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления служили  предпосылкой мифологической «логики». Следствием было метафорическое сопоставление  природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей природной  среды, и одушевление фрагментов космоса.

Мифологическому мышлению свойственно  отчётливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и  временных отношений, происхождения  и сущности, безразличия к противоречию и так далее. Объекты сближались по вторичным чувственным качествам, смежности в пространстве и времени, выступали в качестве знаков других предметов. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии тотальным  генетизмом и этиологизмом, то есть объяснение вещи и мира в целом  сводилось к рассказу о происхождении  и творении.

Мифологии свойственно резкое разграничение  раннего (сакрального), текущего и последующего (профанного) времени. Всё происходящее в мифическом времени приобретает  значение парадигмы и прецедента, то есть образца для воспроизведения. Моделирование оказывается специфической  функцией мифа. Мифология оперирует  конкретным и персональным, использованным в качестве знака.

Содержание мифа представлялось первобытному сознанию в высшем смысле реальным, так как воплощало коллективный «надежный» опыт осмысления действительности множества поколений. Опыт осмысления действительности служил предметом  веры, а не критики. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему  ценностей, поддерживали и санкционировали  определённые нормы поведения.

Мифологическое мироощущение выражалось не только в повествованиях, но и  в действах (обрядах, танцах). Миф  и обряд в древних культурах  составляли известное единство: мировоззренческое, функциональное и структурное, являя  собой два аспекта первобытной  культуры: словесный и действенный.

Первые мифы человечества возникли в глубокой древности и были повествованием о происхождении и судьбах  мира. Гегель писал, что создание мифов  есть проявление бессилия разума перед  миром. В те времена человечество в форме мифов, сказаний, преданий пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы, как: происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение  наиболее важных явлений природы, возникновение  животных и людей. Значительную часть  мифологии составляли космологические  мифы, посвящённые устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в  мифах уделялось различным стадиям  жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегали человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях  людей: добывании огня, изобретении  ремёсел, развитии земледелия, приручении диких животных.

Миф обычно совмещает в себе два  аспекта: диахронический (рассказ о  прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось  с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим  абсолютного доверия.

Мифология играла огромную роль в  жизни людей на ранних стадиях  их развития. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали  определённые нормы поведения. И  в этом смысле они были важными  стабилизаторами общественной жизни. Стабилизирующая роль мифологии  этим не исчерпывается. Главное значение мифов состоит в том, что они  устанавливали гармонию между миром  и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким  образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни. Особое место в  мифах принадлежит проблеме культурных достижений человека.

Мифологическое мировоззрение  обеспечило социализацию человека, способствовало осуществлению перехода от биологической  популяции к человеческой общности, сформировало общество и подготовило  условия для его дальнейшего  развития.

2. Религиозное мировоззрение

Близким к мифологическому, хотя и  отличным от него, стало религиозное  мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного  общественного сознания.

Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам (это могут  быть и очень высокие чувства - любви, веры, надежды, благоговения перед  жизнью, бытием, мирозданием).

Однако в отличие от мифа религия  «не смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым  образом разводит их на два противоположных  полюса. На первый план выдвигается  психологическая установка - вера в  бога, в возможность человека прожить  богочестивую жизнь, достичь подлинных  нравственных (божественных) ценностей  и обеспечить себе бессмертие.

Главной ориентацией на религиозно-мифологической стадии бытия являлось следование вековым  традициям, раз и навсегда установленным  правилам: подчинение младшего - старшему; индивида - роду; слабого - сильному; рядового члена группы - авторитету, вождю. Усилия человека были направлены на то, чтобы "не выбиться из стаи", "быть, как  все". Первые наивные религиозные  представления как нельзя лучше  освещали этот веками установленный  порядок.

Но жизнь не стояла на месте, и  дальнейшее историческое развитие характеризуется  созреванием индивидуального сознания, становлением человека как самости, как личности. Этот процесс сопровождался  колоссальными изменениями во всех сферах бытия и, прежде всего, в духовной и социальной жизни. Нарастала дисгармония, как во внутреннем мире человека, так  и между миром и человеком: силы природы оставались по-прежнему непознанными, социальные реалии усложнялись - рабство, гнет, расслоение внутри групп, вражда между племенами и т.д. И человек начал задаваться вопросами: Кому и чему подчиняться? Кому вверять  свою жизнь? Есть ли силы, превосходящие  человеческие, и как к ним относиться? - человек искал гармонию с миром, ему были нужны новые ориентиры  и дополнительные силы для упорядочения бытия. Такой дополнительной силой  и стали монотеистические религии, с новым, единым, всесильным и мудрым Богом.

Ранние формы религиозного сознания характеризовались политеизмом (многобожие, язычество, идолопоклонство). Каждый бог (дух, идол и т. п.) в такой системе  отвечает за что-то своё, они отличаются друг от друга по целому ряду характеристик  и их отношения между собой  нередко напоминают взаимоотношения  в человеческом обществе (например, языческие боги нередко вступают в битвы друг с другом, плетут интриги и т. д.). Религии, которые считают, что Бог существует всего один, называются монотеистическими.

В отличие от мифологического политеизма, монотеизм (иудаизм, христианство, ислам) уже ставит человека по отношению  к миру, к Богу, как к отделенным от него, трансцендентным (вынесенным за пределы чувственного понимания) реалиям бытия - бытия не земного, а высшего, небесного, устанавливающего всю мировую иерархию и гармонию, в которой человек занял подчиненное, вторичное после Бога (тварное), место. Бог и человек в монотеизме начинают противопоставляться друг другу как разные сферы бытия. И оцениваются эти сферы по-разному: высшее - низшее, блаженство - страдание, истинное небесное - неистинное земное, благодатное - греховное. Этот дуализм  бытия (разделение его на две сферы) действительно выражал дисгармонию  человека с окружающей его действительностью. Данное представление поставило  человека перед дилеммой: как преодолеть этот разрыв? В результате формируется  новое мировоззрение - система единых внутри каждой религии догм (незыблемых установлений) во главе с Абсолютом - Богом. Формируется система жизненных  предписаний, данных как откровение Бога избранным, пророкам. В иудаизме - это Моисей, в христианстве - Иисус  Христос и апостолы, в исламе - Магомет (Мухаммед). Система догм уже  готова и непреложна, она не требует  от человека сомнений в ее правильности и не требует выработки собственных  представлений о ценностях. От человека здесь ожидается только одно - безусловная  вера и в сами предписания (догмы  и заповеди), и в того, от чьего  имени они транслируются в  мир, к людям.

Основная функция религиозного мировоззрения - психологически-умиротворяющая. Французский просветитель и философ XVIII в. Вольтер писал, что если бы религии не было, ее следовало бы специально создать, так как, прежде всего, религия учит человека терпению, скромности, смирению и надежде.

Религиозная вера призвана придать  верующему жизненную устойчивость, направляет на те установления, которые  не могут не нравиться человеку: уважение к традициям, уверенность  в борьбе с жизненными невзгодами, мужество перед лицом смерти, надежда  на спасение души и пр. Религиозное  мировоззрение опирается не на теоретическое  сознание, не на его критичность, а  на эмоциональные, чувственные, а часто, и бессознательные (интуитивные) элементы человеческой психики: Бога постигают  сердцем, мистически, непосредственно. В этом плане религия "выигрывает" по сравнению с научным или  философским видением мира и отношением к нему, потому что психологически она ближе человеку, чем философия  с ее критичностью, ибо опирается  на более простые (однозначные) и  более короткие по времени, более  понятные механизмы овладения человеком  мира и взаимодействия с ним.

Информация о работе Мировоззрение