Введение………………………………………………………………………2
1. Понятие мировоззрения……………………………………………………3
2. Структура мировоззрения…………………………………………………4
3. Типы мировоззрения……………………………………………………….5
3.1 Обыденное мировоззрения……………………………………………….5
3.2 Религиозное мировоззрения……………………………………………...6
3.3 Философское мировоззрения…………………………………………….7
4. Мировоззрение
в жизни человека………………………………………...8
Заключение……………………………………………………………………9
Список
использованной литературы
Введение:
МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система обобщенных
взглядов на мир и место человека в нем,
на отношение людей к окружающей их действительности
и самим себе, а также обусловленные этими
взглядами основные жизненные позиции
людей, их убеждения, идеалы, принципы
познания и деятельности, ценностные ориентации.
Мировоззрение – это далеко не все взгляды
и представления об окружающем мире, а
только их предельное обобщение. Содержание
мировоззрения группируется вокруг того
или иного решения основного вопроса философии.
В качестве субъекта мировоззрения реально
выступают группа и личность. Мировоззрение
является ядром общественного и индивидуального
сознания. Выработка мировоззрения –
существенный показатель зрелости не
только личности, но и определенной социальной
группы, общественного класса. По своей
сущности мировоззрение – общественно-политический
феномен, возникший с появлением человеческого
общества.
1 Понятие мировоззрения
Человек разумное социальное
существо. Его деятельность целесообразна.
И чтобы действовать целесообразно в сложном
реальном мире, он должен не только много
знать, но и уметь. Уметь выбрать цели,
уметь принять то или иное решение. Для
этого ему необходимо, в первую очередь,
глубокое и правильное понимание мира
– мировоззрение.
Мировоззрение – это система
взглядов на объективный мир и место в
нем человека, на отношение человека к
окружающей его действительности и самому
себе, а также сложившиеся на основе этих
взглядов убеждения, идеалы, принципы
познания и деятельности, ценностные ориентации.
И действительно, человек не существует
иначе, как в определенном отношении к
другим людям, семье, коллективу, нации,
в определенном отношении природе, к миру
вообще. Это отношение упирается в самый
существенный вопрос: «Что такое мир?».
У человека всегда существовала
потребность выработать общее представление
о мире в целом и о месте в нем человека.
Такое представление принято называть
универсальной картиной мира.
2 Структура мировоззрения
Будучи важной составной частью
внутреннего мира человека, мировоззрение
имеет сложную структуру.
Мировоззрение человека непременно
обнаруживает себя в различных феноменах
его духовной жизни и поведения: во взглядах,
верованиях, убеждениях, поступках и т.п.
Но в них самих следует видеть лишь отдельные
проявления более глубоких структур или
слоев мировоззрения.
Основной структурообразующий
элемент мировоззрения – вопросы, которые
возникают перед человеком вместе с началом
его сознательной жизни:
- «О сущем» (что значить существовать
и быть действительным или реальным);
- «О должном» (что обладает
высшей ценностью, т.е. является благом,
а что ценностью не обладает
или является «антиценностью»; к
чему в конечном счете следует стремиться
и чего избегать);
-«О реализации должного
в сущем» (каким образом, какими путями
можно достичь должного, короче - как жить
в этом мире, руководствуясь избранными
ценностями).
Центральная проблема мировоззрения
– вопрос о месте и назначении человека
в мире. От ее решения зависят ответы на
другие мировоззренческие вопросов. Хотя
и они, в свою очередь, влияют на решение
этой проблемы.
Указанным группам мировоззренческих
проблем-вопросов соответствуют познавательная,
ценностная и программно-поведенческая
подсистемы мировоззрения, в которых и
происходит формирование взглядов, убеждений,
жизненных стратегий.
3 Типы мировоззрения
3.1Обыденное мировоззрения
Обыденное (житейское) мировоззрение
– исторически первичная форма мировоззрения
как в онто-, так и филогенезе. Целостность
обыденного мировоззрения достигается
за счет преобладания в мышлении ассоциативности
и установления произвольной связи знаний
о разных сферах бытия; путем случайного
(неупорядоченного) смешения результатов
мироощущения и результатов миропонимания
в единое целое. Главная особенность обыденного
мировоззрения – его фрагментарность,
эклектичность и бессистемность.
Только категориальное мышление
способно развиваться из содержательного,
а не формального противоречия, потому
что формальные противоречия устраняются
из такого мышления автоматически, на
уровне безусловных рефлексов. Без развитого
категориального мышления мировоззрение
зачастую остаётся противоречивым не
только на содержательном, но и на формально-логическом
уровне.
При деятельности такого типа
мировоззрения обычно нарушаются все
законы формальной логики.
На основе обыденного мировоззрения
исторически первым стихийно рождается
миф – т.е. творческое отображение мира
сознанием, главной отличительной особенностью
которого являются логические обобщения,
нарушающие логический закон достаточного
основания. Логические посылки для
мифологизированного восприятия действительности
при этом имеются, они лежат в основании
практического опыта человека, но выводы
о строении и законах существования действительности
в мифе, как правило, вполне соответствующие
наблюдаемым фактам из жизни природы,
общества и человека, соответствуют этим
фактам лишь в произвольно выбираемом
числе взаимосвязей.
Миф - это наиболее простой творческий
способ преодоления незнания путем прямого
моделирования в сфере незнаемого знакомых
(известных) связей и закономерностей.
Огромное подспорье при мифологизации
обыденного мировоззрения играет потребность
и способность человека к фантазии, формируемая
в обществе в силу уже упоминавшейся необходимости
существования человека одновременно
и в прошлом, и в настоящем, и в будущем,
да к тому же при преобладании условных
связей над безусловными.
3.2Религиозное мировоззрения
Мифологическое сознание исторически
предшествует религиозному. Религиозное
мировоззрение более системно, чем мифологическое,
оно более совершенно в логическом плане.
Системность религиозного сознания предполагает
его логическую упорядоченность, а преемственность
с мифологическим сознанием обеспечивается
за счет использования в качестве основной
лексической единицы образа.
Религиозное мировоззрение
«работает» на двух уровнях: на теоретико-идеологическом
(в форме теологии, философии, этики, социальной
доктрины церкви), т.е. на уровне миропонимания,
и общественно-психологическом, т.е. уровне
мироощущения. На обоих уровнях религиозность
характеризуется прежде всего верой в
сверхъестественное (сверхприродное),
верой в чудо. Чудо противоречит закону.
Законом называют неизменность в изменениях,
непременную однородность действия всех
однородных вещей. Чудо противоречит самой
сущности закона: Христос шёл по воде,
аки по суше и сие чудо есть. Мифологические
представления не имеют представления
о чуде: для них естественно самое противоестественное.
Религиозное мировоззрение
уже различает естественное и противоестественное,
уже имеет ограничения. Религиозная картина
мира гораздо контрастнее, чем мифологическая,
богаче красками.
Она намного критичнее мифологической,
и менее самонадеянна. Однако всё, выявленное
миропониманием непонятное, противоречащее
рассудку, религиозное мировоззрение
объясняет универсальной силой, способной
нарушить естественный ход вещей и гармонизировать
любой хаос.
Вера в эту внешнюю сверхсилу
и является основой религиозности. Религиозная
философия, таким образом, так же как и
теология, исходит из тезиса о наличии
в мире некой идеальной сверхсилы, способной
по своему произволу манипулировать и
природой, и судьбами людей. При этом и
религиозная философия, и теология,
обосновывают и доказывают теоретическими
средствами и необходимость Веры, и наличие
идеальной сверхсилы – Бога.
Религиозное мировоззрение
и религиозная философия являются разновидностью
идеализма, т.е. такого направления в развитии
общественного сознания, в котором исходной
субстанцией, т.е. основанием мира, выступает
Дух, идея.
3.3 Философское мировоззрения
Философия может быть и религиозной,
и атеистической, – в зависимости от того,
каким исходным мировоззренческим тезисом
она руководствуется при построении своей
системы. Но основной особенностью философского
мировоззрения является его мировоззрения:
- концептуальная обоснованность;критичность
по отношению даже к собственным исходным
тезисам.
Философское мировоззрение
выступает в понятийной, категориальной
форме, в той или иной мере опираясь на
достижения наук о природе и обществе
и обладая определенной мерой логической
доказательности.
Основные черты философского
- систематичность;
- универсальность;
- критичность.
Несмотря на свою максимальную
критичность и научность, философия чрезвычайно
близка и к обыденному, и к религиозному
и даже к мифологическому мировоззрению,
ибо так же как и они, она выбирает направление
своей деятельности весьма произвольно.
4 Мировоззрение в жизни человека
Несмотря на то, что мировоззрение
это самое общее представление о нашем
мире, без него общество и человек будут
находиться в вакууме, в неопределенности.
Не будет цели, а значит и существование
будет бессмысленно. Приведем примеры,
когда мировоззрение формируется под
влиянием знаний и опыта людей в различных
сферах деятельности. Так, по праву говорят
о мировоззрении ученых, инженеров, политических
деятелей, чиновников. Обобщения жизненного
опыта через деятельность педагогов, публицистов,
писателей, представителей творческих
профессий в различных видах искусства
внедряются в общественное сознание, реально
живут и функционируют в нем. Современная
ситуация наглядно свидетельствует о
том, что люди, составляющие цвет науки,
культуры, глубоко и масштабно размышляющие
о больших, жизненно важных проблемах,
оказывают формирующее воздействие на
общественное мировоззрение. Мировоззренческие
идеи, возникающие в процессе научного,
художественного, политического и другого
творчества, могут в определенной степени
воздействовать и на мышление профессиональных
философов. Яркий пример тому – огромное
влияние творчества Л. Н. Толстого, Ф. М.
Достоевского на отечественную и мировую
философию.
Мировоззрение, выраженное
в его обыденных, типовых, массовых, элементарных
проявлениях, заключает в себе не только
богатую «память веков», убедительный
жизненный опыт, навыки, традиции, веру
и сомнения, но и множество предрассудков.
Такое миропонимание порой
слабо защищено от ошибок, подвержено
влиянию нездоровых настроений (националистических
и других), современных «мифов» (например,
неверно толкуемого равенства) и иных
не вполне зрелых проявлений общественного
сознания, не говоря уже о целенаправленном
воздействии со стороны преследующих
свои узкоэгоистические цели отдельных
социальных групп.
Не застрахованы от такого рода
влияний и взгляды некоторых людей, профессионально
занятых научным, литературным, инженерным
и другим трудом.
Заключение
Мировоззрение есть общее понимание
мира, человека, общества, определяющее
социально-политическую, философскую,
религиозную, нравственную, эстетическую,
научно-теоретическую ориентацию человека.
Мировоззрение – это не только содержание,
но и способ осознания действительности,
а также принципы жизни, определяющие
характер деятельности. Характер представлений
о мире способствует постановке определенных
целей, из обобщения которых образуется
общий жизненный план, формируются идеалы,
придающие мировоззрению действенную
силу. Содержание сознания превращается
в мировоззрение тогда, когда оно приобретает
характер убеждений, полной и непоколебимой
уверенности человека в правоте своих
идей.
Все типы мировоззрения выявляют некоторое
единство, охватывая определенный круг
вопросов, например, как дух соотносится
с материей, что такое человек и каково
его место во всеобщей взаимосвязи явлений
мира, как человек познает действительность,
что такое добро и зло, по каким законам
развивается человеческое общество. Гносеологическая
структура мировоззрения образуется в
результате обобщения естественно-научных,
социально-исторических, технических
и философских знаний.
Мировоззрение имеет огромный практический
жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения,
на отношение человека к труду, к другим
людям, на характер жизненных стремлений,
на его быт, вкусы и интересы. Это своего
рода духовная призма, через которую воспринимается
и переживается все окружающее.
Список литературы:
1. -Дильтей В. Типы мировоззрения
и обнаружение их в метафизических системах.
— В сб.: Новые идеи в философии, № 1. СПб.,
1912.
2. -Бройль Л. Революция в физике.
М., 1965.
3. -Борн М. Размышления и воспоминания
физика. М., 1971.
4. -Богомолов А. С., Ойзерман Т.
И. Основы теории историко-философского
процесса. М., 1983.
5. -Митрохин Л. Н. Философия религии.
М., 1995.
6. -Шелер М. Философское мировоззрение.
— В кн.: Шелер М. Избр. произв. М., 1994.
7. -Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.
– М.,1998.
8. -Крапивенский С.Э. Социальная
философия. – М.,1998.
9. -Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч.
– Тт. 28,41.
10. -Радугин А.А. Философия. –
М.,1998.
11. -Философия. Курс лекций (под
ред. В.Л. Калашникова). – М.,1998.
12. -Цикличность в социальных
системах («круглый стол»). Социс, 1992. -
№ 6.