Мировоззрение и его исторические типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 11:15, контрольная работа

Краткое описание

Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения - существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса. По своей сущности мировоззрение - общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества.

Содержание

1.МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ 2

2.ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ7

3.СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ 11

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 58.17 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

1.МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ 2

 

2.ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ7

 

3.СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ 11

 

4.СПСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ

Мировоззрение - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение - это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения - существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса. По своей сущности мировоззрение - общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества.

Мировоззрение имеет огромный практический жизненный смысл. Оно  влияет на нормы поведения, на отношение  человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это  своего рода духовная призма, через  которую воспринимается и переживается все окружающее.

1.1 Методологические функции мировоззрения в построении картины мира

С помощью мировоззрения  человек строит картину мира определенной эпохи или свою собственную. Мировоззрение - это комплексное воззрение о  том, как вести себя в этом мире и по отношению к Пространству, и по отношению ко Времени. Например, мировоззрение западноевропейцев  считается активным, рациональным и  линейным (культура «мужского типа»), а мировоззрение народов Востока - созерцательным, иррациональным и  нелинеаризированным (культуры «женского типа»). Мировоззрение - способ построения картины мира.

Картина мира - это обобщенное знание о строении, устройстве мира, закономерностях его развития. Картина  мира является исходным пунктом и  результатом деятельности мировоззрения.

Картина мира задается человеку (или сообществу) извне (т.е. внешними условиями существования) сразу  после рождения в «свернутом»  виде, а затем, в процессе реальной жизнедеятельности, на основе получаемого  опыта жизни, она дешифруется, корректируется и видоизменяется в соответствии с новыми объективными условиями  и субъективными желаниями человека. Картина мира, таким образом, в  определенной степени произвольна, а в определенной степени - обусловлена  объективными обстоятельствами.

Чем системней, шире и глубже мировоззрение, тем точнее картина мира, тем успешней жизнедеятельность личности или сообщества людей, потому что точнее и адаптивней становится программа человеческой жизнедеятельности, т.е. ее мировоззренческая стратегия. Это - основная функция мировоззрения. Она называется методологической (метод - способ; логос - учение; функция исполнение), поскольку именно мировоззрение личности или общества определяет какие именно способы будут использоваться для достижения жизненной цели. Дело в том, что люди, осуществляя любую деятельность, живут не только в Настоящем (как животные), но, одновременно, и в Прошлом, и в Настоящем, и в Будущем. Поэтому, кроме инстинктов и безусловных рефлексов, им требуются особые мыслительные конструкции, позволяющие людям уверенно чувствовать себя и в самооценке, и в своих прогнозах на будущее. Помимо цели, люди обычно руководствуются в своем поведении и более или менее общими установками, общими правилами действия, запретами, предписаниями и ограничениями. Именно эти общие установки и составляют методологию в широком смысле.

Человек утверждает себя в  предметном мире не только с помощью  мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей. Целостное осознание и переживание  воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений  и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание  представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения. Для мировоззрения же характерна еще более высокая интеграция знаний, чем в общей картине  мира, и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения  человека к миру.

Мировоззрение у огромного  количества совершенно разных людей  имеет множество общих черт в  различных отношениях. Так, мировоззрение  может быть научным или антинаучным, религиозным или атеистическим, обыденным или философским, но оно  всегда стремится к целостности  и успешности относительно совершенно конкретных обстоятельств. Однако достигаются  эта целостность и эта успешность разными способами. Художественное, мифологическое, религиозное мировоззрение  формируются при преимущественном значении мироощущения; научное мировоззрение  действует в основном на уровне миропонимания; философское осуществляет попытку  системно гармонизировать оба уровня; а обыденное мировоззрение - это  произвольное смешение мироощущения с  миропониманием.

Будучи отражением мира и  ценностным отношением к нему, мировоззрение  играет и определенную регулятивно-творческую роль, выступая в качестве методологии  построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть мировоззрение, хотя каждая из них с необходимостью содержит в  себе мировоззренческое начало.

Понятие мировоззрения соотносится  с понятием «идеология», но они не совпадают по своему содержанию: мировоззрение  шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть мировоззрения, которая  ориентирована на социальные явления. Мировоззрение же в целом относится  ко всей объективной действительности и к человеку.

1.2 Структура мировоззрения

Мировоззрение человека непременно обнаруживает себя в различных феноменах  его духовной жизни и поведения: во взглядах, верованиях, убеждениях, поступках  и т.п. Но в них самих следует  видеть лишь отдельные проявления более  глубоких структур или слоев мировоззрения.

Основной структурообразующий  элемент мировоззрения - вопросы, которые  возникают перед человеком вместе с началом его сознательной жизни:

- «О сущем» (что значить  существовать и быть действительным  или реальным);

- «О должном» (что обладает  высшей ценностью, т.е. является  благом, а что ценностью не  обладает или является «антиценностью»; к чему в конечном счете следует стремиться и чего избегать);

-«О реализации должного в сущем» (каким образом, какими путями можно достичь должного, короче - как жить в этом мире, руководствуясь избранными ценностями).

Центральная проблема мировоззрения - вопрос о месте и назначении человека в мире. От ее решения зависят  ответы на другие мировоззренческие  вопросы.

Указанным группам мировоззренческих  проблем-вопросов соответствуют познавательная, ценностная и программно-поведенческая  подсистемы мировоззрения, в которых  и происходит формирование взглядов, убеждений, жизненных стратегий.

1.3 Типология мировоззрений

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.

Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал: «Миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме - это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива»[2,95]. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. В период господства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении специальных знаний. Таким образом, миф - это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации.

Основным принципом решения  мировоззренческих вопросов в мифологии  был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения  природных и общественных явлений  сводились к рассказу о том, кто  кого породил.

Миф обычно совмещает в  себе два аспекта - диахронический (рассказ  о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось  с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений.

Религиозное мировоззрение более системно, чем мифологическое, оно более совершенно в логическом плане. Системность религиозного сознания предполагает его логическую упорядоченность, а преемственность с мифологическим сознанием обеспечивается за счет использования в качестве основной лексической единицы образа.

Религиозное мировоззрение  «работает» на двух уровнях: на теоретико-идеологическом (в форме теологии, философии, этики, социальной доктрины церкви), т.е. на уровне миропонимания, и общественно-психологическом, т.е. уровне мироощущения. На обоих уровнях религиозность характеризуется прежде всего верой в сверхъестественное (сверхприродное), верой в чудо. Чудо противоречит закону. Законом называют неизменность в изменениях, непременную однородность действия всех однородных вещей. Чудо противоречит самой сущности закона: Христос шёл по воде, аки по суше и сие чудо есть. Мифологические представления не имеют представления о чуде: для них естественно самое противоестественное.

Религиозное мировоззрение  уже различает естественное и  противоестественное, уже имеет  ограничения. Религиозная картина  мира гораздо контрастнее, чем мифологическая, богаче красками.

Она намного критичнее  мифологической, и менее самонадеянна. Однако всё, выявленное миропониманием непонятное, противоречащее рассудку, религиозное мировоззрение объясняет универсальной силой, способной нарушить естественный ход вещей и гармонизировать любой хаос.

Вера в эту внешнюю  сверхсилу и является основой религиозности. Религиозная философия, таким образом, так же как и теология, исходит из тезиса о наличии в мире некой идеальной сверхсилы, способной по своему произволу манипулировать и природой, и судьбами людей. При этом и религиозная философия, и теология, обосновывают и доказывают теоретическими средствами и необходимость Веры, и наличие идеальной сверхсилы - Бога. 

Религиозное мировоззрение  и религиозная философия являются разновидностью идеализма, т.е. такого направления в развитии общественного  сознания, в котором исходной субстанцией, т.е. основанием мира, выступает Дух, идея.  Разновидностями идеализма  являются субъективизм, мистицизм и  др. Противоположностью религиозного мировоззрения является атеистическое  мировоззрение.

Философия может быть и религиозной, и атеистической, - в зависимости от того, каким исходным мировоззренческим тезисом она руководствуется при построении своей системы. Но основной особенностью философского мировоззрения является его критичность по отношению даже к собственным исходным тезисам.

Философское мировоззрение  выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и  обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

Основные черты философского мировоззрения:

- концептуальная обоснованность;

- систематичность;

- универсальность;

- критичность.

Несмотря на свою максимальную критичность и научность, философия  чрезвычайно близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому  мировоззрению, ибо так же как и они, она выбирает направление своей деятельности весьма произвольно.

2.ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

Ф. Бэкон выделял в философии  как основной - вопрос о расширении могущества человека над природой, благодаря познанию явлений окружающего  мира и внедрению знания в практику.

Р. Декарт и Б. Спиноза  в качестве основного вопроса  философии выделяли вопрос о завоевании господства над внешней природой и совершенствования человеческой природы.

К. А. Гельвеций основным вопросом считал вопрос о сущности человеческого счастья.

Ж.-Ж. Руссо такой вопрос сводил к вопросу о социальном неравенстве и путях его преодоления.

И. Кант считал основным в  философии вопрос о том, как возможно априорное знание, т. е. такое знание, которое добывается доопытным путем, а И. Г. Фихте данный вопрос сводил к вопросу об основоположениях всякого знания.

Для известного российского  философа С. Л. Франка такой вопрос звучал так: что такое человек и каково его истинное назначение, а известный представитель французского экзистенциализма А. Камю считал, что в этом качестве выступает вопрос о том, стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой?

В современной отечественной  философской мысли многими специалистами  основным считается вопрос об отношении  мышления к бытию, сознания к материи. Такая постановка основного вопроса  философии отражена в работе Ф. Энгельса “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”. В ней отмечено: “Великий основной вопрос всей, в особенности  новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию”, и далее “философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечают они на этот вопрос” [3,282-283], т. е. на материалистов и идеалистов. Принято считать, что основной вопрос в такой постановке имеет две стороны. Первая — связана с ответом на вопрос о том, что первично — материя или сознание, а вторая сторона сопряжена с ответом на вопрос о познаваемости мира.

Информация о работе Мировоззрение и его исторические типы