Мировоззрение и его этапы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 17:14, реферат

Краткое описание

Таким образом, цель данной работы определить сущность мировоззрения и его исторические типы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить три типа мировоззрения; выяснить, что собой представляет мировоззрение как комплексная форма сознания, определить его основные структурные элементы; определить общее и особенное в понятиях «мировоззрение», «миропонимание» и «мироощущение».

Содержание

Введение…..........................................................................................................3
1 Мировоззрение ..............................................................................................5
2 Исторические типы мировоззрения..............................................................7
2.1 Обыденное мировоззрение ……………………………………………....7
2.2 Мифологическое мировоззрение………………………….…..................9
2.3 Религиозное мировоззрение ……………………………………………12
2.4 Философское мировоззрение …………………………………………..16
Заключение ......................................................................................................20
Список использованной литературы .............................................................21
Интернет ресурсы ……………………………………………………….…...22

Вложенные файлы: 1 файл

мировоззрение реферат.docx

— 42.23 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение…..........................................................................................................3

1 Мировоззрение ..............................................................................................5

2 Исторические типы мировоззрения..............................................................7

2.1  Обыденное мировоззрение ……………………………………………....7

2.2 Мифологическое мировоззрение………………………….…..................9

2.3 Религиозное мировоззрение ……………………………………………12

2.4  Философское мировоззрение …………………………………………..16

Заключение ......................................................................................................20

Список использованной литературы .............................................................21

Интернет ресурсы ……………………………………………………….…...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не  размышлял бы над вопросом  о жизни и смерти, о неминуемости  своего конца. Такие размышления  нередко действуют угнетающе  на человека. Вот что писал  по этому поводу известный  русский философ Н.А. Бердяев:  «Будущее всегда в конце концов  приносит смерть, и это не может  не вызывать тоски». Тоска, в  сущности, всегда есть тоска по  вечности, невозможность примириться  со временем. Тоска направлена  к высшему миру и сопровождается  чувством ничтожества, пустоты,  тленности этого мира. Тоска обращена  к трансцендентному, вместе с тем она означает неслиянность с ним. Тоска по трансцендентному, по иному, чем этот мир, по переходящему за границы этого мира. Но она говорит об одиночестве перед лицом трансцендентного. «Всю жизнь, - свидетельствует Н.А. Бердяев, - меня сопровождала тоска. Это, впрочем, зависело от периодов жизни, иногда она достигала большей остроты и напряженности, иногда ослаблялась». Философия же «освобождена от тоски и скуки «жизни». Я стал философом, - пишет он, - чтобы отрешиться от невыразимой тоски обыденной «жизни». Философская мысль всегда освобождала меня от гнетущей тоски «жизни», от ее уродства». И далее, уже обобщая историю развития человеческой мысли, Н.А. Бердяев заключал: «Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла».

Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить  эту жизнь, помогает найти ее смысл  и укрепить свой дух.

Потеря высших мировоззренческих  ориентиров в жизни может вести  к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям.

Понятия «философия» и  «мировоззрение» очень взаимосвязаны, ибо сама философия есть мировоззрение, то есть совокупность взглядов на мир  в целом и на отношение человека к этому миру. Иными словами, понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, натуралистское, обыденное. Не определив для себя характер и сущность мировоззрения, мы не сможем определить и сущность философии, а также ее функции.

 Таким образом, цель  данной работы определить сущность  мировоззрения и его исторические  типы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить три типа мировоззрения; выяснить, что собой представляет мировоззрение как комплексная  форма сознания, определить его основные структурные элементы; определить общее  и особенное в понятиях «мировоззрение», «миропонимание» и «мироощущение».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мировоззрение

 

Мы живём уже в 21 веке и видим, как возросла динамика социальной жизни, удивляя нас глобальным переменами во всех структурах политики, культуры, экономики. Люди потеряли веру в лучшую жизнь:  устранение нищеты, голода, преступности. С каждым годом преступность всё  возрастает, становится всё больше нищих. Цель - превратить нашу Землю  в общечеловеческий дом, где каждому  будет отведено достойное место, перешла в нереальность, в разряд утопий и фантазий. Неопределённость поставила человека перед выбором, заставив оглядеться и задуматься над  тем, что же происходит в мире с  людьми. В этой ситуации и раскрываются проблемы мировоззрения.

На любой стадии человек (общество) имеет вполне определенное мировоззрение, т.е. систему знаний, идей на мир и место в нем  человека, на отношение человека к  окружающей действительности и самому себе. Кроме того мировоззрение включает в себя основные жизненные позиции  людей, их убеждение идеалы.  Под  мировоззрением следует понимать не все знания человека о мире, а  лишь знания фундаментальные - предельно  общие.

- Как устроен мир?

- Каково место человека  в мире?

- Что такое сознание?

- Что есть истина?

- Что такое философия?

- В чём счастье человека?

Это мировоззренческие вопросы  и основные проблемы.

Мировоззрение — это часть  сознания человека, представление о  мире и месте в нём человека. Мировоззрение более или менее  целостная система оценок и взглядов людей на: окружающий мир; цель и  смысл жизни; средства достижения жизненных целей; суть человеческих отношений.

Существует три формы  Мировоззрения:

1.Мироощущение: - эмоционально-психологическая  сторона, на уровне настроений, чувств.

2. Мировосприятие: - формирование  познавательных образов мира  с использованием наглядных представлений.

3.Миропонимание: - познавательно-интеллектуальная  сторона мировоззрения, бывает: жизненно-повседневное  и теоретическое.

Существует три исторических типа мировоззрения — это  мифологическое, религиозное, обыденное, философское, но об этом мы поговорим более подробно в следующей главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Исторические  типы мировоззрения

2.1 Обыденное мировоззрение

 

Мировоззрение людей существовало всегда,  и это проявлялось  и в мифологии, и  в религии  и философии, и науке. Обыденное  мировоззрение — это  простейший вид мировоззрения. Формируется  за счет наблюдения над природой, трудовой деятельности, участие в жизни  коллективов и общества, под влиянием условий быта, форм досуга, существующей материальной и духовной культуры. Каждый имеет свое обыденное мировоззрение, которое отличается в разной степени  глубины, полноты от влияния иных видов мировоззрения. По этой причине  обыденные мировоззрения разных людей могут быть даже противоположными по своему содержанию и поэтому несовместимыми. По этому признаку можно делить людей  на верующих и неверующих, эгоистов и альтруистов, людей доброй и  людей злой воли. Обыденное мировоззрение  имеет много недостатков. Важнейшие  из них – неполнота, не системность, непроверенность многих знаний входящих в состав обыденного мировоззрения. Обыденное мировоззрение является основой формирования более сложных видов мировоззрения. [8]

Целостность обыденного мировоззрения  достигается за счет преобладания в  мышлении ассоциативности  и установления произвольной связи знаний о разных сферах бытия; путем случайного (неупорядочен-ного) смешения результатов мироощущения и результатов миропонимания в единое целое. Главная особенность обыденного мировоззрения – его фрагментарность, эклектичность и бессистемность.

На основе обыденного мировоззрения  исторически первым стихийно рождается  миф – т.е. творческое отображение  мира сознанием, главной отличительной  особенностью которого  являются логические обобщения,  нарушающие логический закон достаточного основания. Логические посылки для  мифологизированного восприятия действительности  при этом имеются,  они лежат в основании практического опыта человека, но выводы о строении и законах существования действительности в мифе, как правило, вполне соответствующие наблюдаемым фактам из жизни приро-ды, общества и человека, соответствуют этим фактам лишь в произвольно выбираемом числе взаимосвязей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Мифологическое  мировоззрение

 

Первой формой мировоззрения  исторически считается мифология. Мифология  - (с греческого — предание, сказание, слово, учение), это способ понимания мира, характерный для  ранних стадий общественного развития, в форме общественного сознания.

Мифы — древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и  героев.

Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно  относится, мы назовем такое  миро-воззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях,  рожденных неадекватным  восприятием  большими  группами  людей  (классами,   нациями) социальных процессов  и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том,  что  миф  объясняет «все», так как  для  него  нет  непознанного  и  неизвестного.  Он  является наиболее  ранней,  а  для современного   сознания   –   архаичной,   формой мировоззрения.

Она появилась на самой  ранней стадии общественного развития. Когда человечество в форме мифа, сказания, предания пыталось дать ответ  на такие глобальные вопросы, как  произошёл и устроен мир в  целом, объяснить различные явления  природы, общества  в те далёкие  времена, когда люди только начинали вглядываться в окружающий мир, только приступать к его исследованию.

Основные темы мифов:

• космические — попытка  ответа на вопрос о начале устройства мира, возникновения явлений природы;

• о происхождении людей  — рождении, смерти, испытаниях;

• о культурных достижениях  людей — добывания огня, изобретение  ремёсел, обычаях, обрядах.

Таким образом, мифы имели  в себе зачатки знаний, религиозных  верований, политических взглядов, разных видов искусств.

Основными функциями мифом  считалось, что с их помощью прошлое  связывалось  с будущим, обеспечивало связь поколений; закреплялись понятия  ценностей, поощрялись, определённые формы  поведения; искались пути разрешения противоречий, пути единения природы и общества. В период господства мифологического  мышления ещё не возникла потребность  в получении специальных знаний.

Таким образом, миф представляет собой не первоначальную форму знаний, а особый вид мировоззрения, специфическое  образное   синкрети-ческое   представление   о явлениях природы и коллективной жизни. Миф считается как наиболее ранняя форма человеческой культуры, в которой объединились зачатки знаний, религиозных верований, нравственная эстетическая и эмоциональная оценка ситуации.

Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать  свое знание, так и убедиться в  своем незнании. Для него знание не существовало как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытном сознании,  мыслимое должно совпадать с пережи-ваемым, действующее - с тем, что действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица. Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхож-дения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Так, в знаменитой «Теогонии»  Гесиода и в «Илиаде»  и «Одиссее» Гомера — наиболее полном собрании древнегреческих мифов-   процесс творения мира представлялся следующим образом.  Вначале  существовал  лишь  вечный, безграничный, темный  Хаос.  В  нем заклю-чался источник  жизни мира.  Все возникло из безграничного Хаоса- весь мир  и  бессмертные боги.  Из  Хаоса произошла и богиня Земля- Гея. Из  Хаоса,  источника жизни,  поднялась и могучая, все оживляющая любовь- Эрос. Безграничный Хаос породил Мрак- Эреба и темную Ночь-Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет- Эфир и радостный светлый День- Гомера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день. Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо-Урана, и раскинулось Небо  над Землей.  Гордо поднялись к нему  высо-кие  Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Небо, Горы  и Море рождены матерью Землей, у них нет отца. Дальней-шая история порождения  мира связана с браком Земли и Урана- Неба  и  их потомков.  Аналогичная  схема присутствует в мифологии других народов мира. Например, можем познакомиться с такими представлениями древних евреев по Библии- Книга Бытия. [7]«... Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его ...» [4, с.1]

Мифологическая культура, вытесненная в более поздний  период философией, конкретными науками  и творениями искусства, сохраняет  свою значимость на всём протяжении всемирной  истории до настоящего времени. Никакая  философия и наука и жизнь  вообще не властны, разрушить мифы: они неуязвимы и бессмертны. Их нельзя и оспорить, потому что они  не могут быть обоснованы и восприняты сухой силой рациональной мысли. И всё-таки надо их знать — они  составляют значи-мый факт культуры. [5, с.20]

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Религиозное  мировоззрение.

 

Религия- это форма мировоззрения, основу которой составляет вера в существование сверхъестественных сил. Это специфическая форма отра-жения действительности и до сих пор она остаётся значительной организо-ванной и организующей силой в мире.

Информация о работе Мировоззрение и его этапы