Мифология как исторический
тип мировоззрения. От мифологии
к философии Исходной
для человеческого общества системой
общих знаний о мире была мифология. Мифология
— способ понимания и освоения природной
и социальной действительности на ранних
стадиях общественного развития. Мифологическому
сознанию архаического общества свойственны
нерасчлененность мышления и эмоционально-аффективное
восприятие среды, очеловечивание природы,
одушевление космоса и вместе с тем разграничение
раннего (сакрального) героического прошлого
и текущего (профанного) настоящего. Миф
выступает как способ отражения мира в
сознании человека, характеризующийся
чувственно-образными представлениями
об окружающем мире. В этом смысле он включает
в себя совокупность сведений, преданий,
норм, табу, обрядов, верований, в которых
делались попытки дать ответ на происхождение
и устройство мира, происхождение человека
и его рода (племени). Миф регламентировал
поведение членов рода, обеспечивал гармонию
в отношениях между миром и человеком,
природой и обществом, регулировал взаимоотношения
между родами и племенами, объяснял различные
явления природной и социальной жизни
— дождь, снег, мороз, войну, семью и т.д.
Традиционный миф — не идеальное понятие,
не идея, это сама жизнь. Для мифического
субъекта это есть подлинная жизнь со
всеми ее надеждами и страхами, ожиданиями
и отчаяниями, со всей ее реальной повседневностью
и личной заинтересованностью. Миф всегда
чрезвычайно практичен, насущен, эмоционален,
аффективен, жизнен. И даже такое наивное
(с позиций нашего времени) восприятие
мира, выраженное в сказаниях, эмоциях,
образах, метафорах, формировало мироощущение
человека. Оно характеризовалось не только
наивностью, но и антропоморфизмом — уподоблением
природных явлений человеку, гилозоизмом
— оживлением всего, анимизмом — одушевлением
неживого и другими специфическими характеристиками.Таким
образом, самые первые представления о
мире существовали как мироощущение, формируемое
мифом. Но в то же время эти представления,
знания о мире не были однородными. С одной
стороны, миф включал фантазии, верования
в богов и героев, а с другой — эмпирические
знания, обобщения многолетних наблюдений,
здравый смысл.По мере совершенствования
понятийного мышления происходит и рационализация
мифа, в нем все дальше друг от друга «отходят»
знания, основанные, с одной стороны, на
опыте, с другой — на вере в сверхъестественное.
В результате из мифологии выделяются
и обретают статус самостоятельных две
системы знаний. Та часть мифологии, которая
рассматривала проблемы первоосновы мира,
его природы, устройства, взаимосвязи
с человеком, стала «праматерью» философии.
А та часть, — которая обращалась к проблемам
постижения действительности через веру,
стала основой для теологии как учения
о религии. В этом качестве философия выступает
как способ решения мировоззренческих
проблем при помощи разума, рационального
мышления, интеллекта. Однако генетическая
связь мифологии, религии и философии
продолжается и в функциональной связи
этих систем знаний. Все они выступают
как способы освоения мира как целостности,
рассматривают наиболее общие проблемы
происхождения и устройства мира, взаимоотношений
мира и человека, роли человека и смысла
его жизни, т.е. являются средствами формирования
и одновременно формами мировоззрения.
Нельзя исключить и будущего их синкретизма.
Философия как самостоятельная система
знаний появляется примерно в одно время
(VI-V вв. до н. э.) у разных народов и в разных
странах — в Индии, Китае, Египте, Греции,
Персии, Вавилоне. Первоначально философские
системы разных стран существенно отличались
друг от друга. Так, восточная философия
рассматривала преимущественно гуманистические
проблемы; египетская философия большое
внимание уделяла исследованию здоровья;
греческая — поиску первоначала и проблемам
познания. Постепенно проблематика философии
унифицировалась, что, разумеется, не повлекло
за собой единствовзглядов на одни и те
же проблемы, но позволило очертить объект
и предмет этой системы знаний, ее предметное
поле 3Основные принципы философского мышления
в Древней ИндиДревнеиндийская предфилософия
исторически восходит к З-2-му тыс. до н.э.
и простирается до III-IV вв. н.э. Внутри этого
периода выделяются несколько весьма
самостоятельных этапов: ведический (до
VI-V ев. до н.э.); послеведический (до III-IV
вв. до н.э.); период философии сутр (до lll-IVBB.
н.э.). Главная целью индийской философии
— достижение вечного блаженства как
до, так и после смерти. Это означает полное
и вечное освобождение от всякого зла.
Методом достижения этой цели выступает
уход в себя, самоуглубление. Сосредоточившись
в себе, человек постигает единое, нечувственное
высшее существо. Эта мысль проходит через
джайнизм и буддизм.Для джайнизма, как
и брахманизма, характерна направленность
на индивида, личность. Однако в джайнизме
больше элеменгоа рационализма. Он в определенном
смысле противостоит брахманизму. Центральной,
системообразующей проблемой джайнизма
выступает личность, ее место в мироздании.
Джайнисты старались освободить не только
телесное, но и духовное в человеке. Освобождение
духа джайнизм основывает на действии
закона кармы, который регулирует связь
индивидуальной души с природой. Сущность
личности двояка: она одновременно материальна
и духовна. Карма трактуется как тонкая
материя, соединяющая материальное и духовное
в человеке. Душа может освободиться от
влияния кармы в результате благих дел
и аскетического поведения. Джайнизм пытается
помочь человеку спастись, найти вечное
блаженство, оказаться в состоянии нирваны.
Жизнь надо Прожить так, чтобы достичь
состояния блаженства, слиться с брахманом,
оказаться в состоянии нирваны.Буддизм
— религиозно-философской концепция,
которая возникла в VI—V вв. до н.э. Основателем
буддизма был Сиддхартха Гаутама, который
постиг правильный жизненный путь в результате
просветления (или пробуждения) и был назван
Буддой, т.е. просветленным. Буддизм исходит
из равенства всех людей а страданиях,
поэтому все вправе избавиться от них.
В основе буддийской концепции человека
лежит идея перевоплощения (метемпсихоза)
живых существ. Смерть в ней означает не
полное исчезновение, а распад определенной
комбинации дхарм — вечных и неизменных
элементов сущего, безначального и безличного
жизненного процесса — и образование
другой комбинации, что и представляет
собой перевоплощение. Новая комбинация
дхарм зависит от кармы, которая представляет
собой сумму грехов и добродетелей человека
в прошлой жизни. Важной составной частью
буддийского мировоззрения выступает
учение о познании человеком себя и мира
через процесс самоуглубления и самосозерцания
в йоге. Как философская концепция и система
медитационных техник йога возникла около
I в. до н. э. и направлена на то, чтобы научить
человека освобождаться от волнений жизни,
страданий, оков телесно-материального,
чтобы остановить поток перевоплощений.
Такое по плечу только «святым» — людям,
достигшим нирваны, полностью освободившимся
от всего земного. Достичь нирваны чрезвычайно
трудно, но можно. Как особое состояние
его сложно представить рационально, его
можно только ощутить. По сути это бессмертие,
вечность, конец мира. Достигнуть такого
состояния могут те, кто тренируют веру,
мужество, внимание, сосредоточенность,
мудрость. Это позволяет им войти в состояние
вечности, пустоты, отсутствия времени,
пространства, желаний. Индийская философская
мысль предстает как целостная концепция
личности, стремящаяся помочь человеку
в его волнениях и страданиях. Индийский
тип философствования сосредоточивает
внимание на индивиде, абстрагируясь от
сложных социальных связей. Более того,
индийская философия ориентирует на уход
от этих связей, ищет пути достижения независимости
субъекта. Можно сказать, что и нирвана,
и йога служат не столько адаптации мира
к чешвеку, сколько человека к миру. Тем
самым индийская филовЬфия полагает, что
если мир не удовлетворяет человека, то
надо изменить не мир, а человека.. 4Место социально-нравственной проблематики
в философии Древнего Китая Осознание
человеком Востока себя и мира начинается,
как и везде, с мифологии, которая выступает
как предфи-лософский этап развития культуры.
В Китае формирование предфилософско-мифологических
представлений прослеживается вплоть
до XVIII в. до н.э. и проходит несколько этапов
до возникновения философских систем
Конфуция, Лас-цзы и других мыслителей.
Собственно философская традиция восходит
к VI в. до н.э., когда появляется учение
Кун Фуцзы, известного в Европе как Конфуций.
Основные его идеи изложены в книге «Лунь
юй». Центральной, системообразующей идеей
учения Конфуция выступает «жэнь», или
гуманность, человеколюбие. «Жэнь» нельзя
трактовать как романтическое чувство
или как любовь к Богу. Для Конфуция «жэнь»
— это показатель истинно человеческого
в человеке, естественное, инстинктивное
чувство, обогащенное купьтурой. «Жэнь»
раскрывается через категории «сяо» —
цивилизованное, почтительное отношение
к своим родителям, «ди» — распространение
такого отношения на ровесников и других
окружающих, «чжун» (преданность) — цивилизованное
отношение к вышестоящим — правителям,
императору, собственной стране. Конфуций
придавал большое значение поведенческим
нормам, через которые должны быть реализованы
эти отношения. Они тоже входили в смысл
категории «жэнь». Согласно концепции
другого выдающегося китайского философа
Лао-цзы, основополагающей категорией
выступает дао. Эта концепция лежит в основе
философии даосизма. Дао, согласно Лао-цэы,
«пусто, но в применении неисчерпаемо».
Дао выступает праотцом всех вещей. Вопрос
о причинах появления Дао не ставится.
Оно невыразимо словами. В нем начало неба
и земли. Тайна дао доступна только тем,
кто лишен страсти. Уже здесь — начало
созерцательности, самоуглубления для
дости жения сути первосущего, столь характерное
для большийства философских систем на
Востоке. Дао как путь, согласно которому
происходит развитие Космоса, реализует
себя во внешнем мире по принципу у-вэй,
что означает непреднамеренную активность.
Преднамеренная активность опасна. Лао-цзы
исходил из того, что деятельность человека
разрушает гармонию сущего, естественный
ход событий. Поэтому покои — путь к постижению
сущности. Человек не должен вмешиваться
в естественный ход событий. Согласно
Лао-цзы, тот, «кто действует, потерпит
неудачу. Кто чем-либо владеет — потеряет.
Вот почему совершенно мудрый бездеятелен,
и он не терпит неудачу. Он ничего не имеет
и поэтому ничего не теряет. Лао-цзы, как
и другие китайские мыслители, старался
гармонизировать прошлое и будущее, совместить
противоположности в настоящем. Дао —
своеобразный первопринцип, который воплощает
в себе гармонию идеального Космоса. Конфуцианство
и даосизм в своей основе не исключают
друг друга, а взаимодополняют. Они ориентированы
различным образом, по-разному решают
проблемы гармонизации Космоса, но в своей
сути направлены на совершенствование
духовного мира личности. Китайская философская
мысль сознательно не пошлая по пути создания
эмпирического знания, справедливо полагая,
что нельзя усиливать физические и технологические
возможности человека, не формируя достаточно
высокого морально-этического уровня.
В этой культуре не занимались формированием
абстрактных теоретических инструкций,
мыслители сосредогочили внимание на
реальных проблемах человека и социума.
Отсюда преобладание социальных утопий
в философских концепциях, попытки создания
проектов идеального общества, идеализация
прошлого и призывы к возврату в «золотой
век», который представлялся совершенной
эпохой. 7Поиск первоосновы мира в античной философии
Родина философии в собственно европейском
смысле слова — Древняя Греция. Греческая
философская мысль имеет свои этапы рождения,
расцвета и увядания. На первом, досократовском,
этапе греческая философская мысль носит
космоцентрический характер и сохраняет
вначале черты мифологии. Вместе с тем
философы (Пифагор, Фалес, Гераклит, Анаксагор)
делают значительный шаг от мифологии
к философии пытаясь построить моноэлементарную
модель бытия, которая однако базируется
не на доказательствах своих утверждений,
а на изречениях, что особенно ярко проявляется
у Гераклита. На этом этапе происходит
становление философской категориальной
системы. Следует особо отметить значение
первых космоцентрических философских
концепций, поскольку самое сложное —
начало чего-то фундаментального. Начало
европейской философии, у истоков которой
стояли греки, — революция в интеллектуально-мировозэренческой
культуре, оказавшая влияние на все последующее
развитие истории. Следующей за милетской
школой философии была элейская, более
определенно поставившая вопрос о бытии.
Парменид доказывает, что бытие вечно,
неподвижно и неизменно. Действительно
существует не то, что мы непосредственно
воспринимаем и чувствуем, а то, что мы
мыслим. Отсюда утверждение о том, что
мыслимое существует, а немыслимое не
существует. Все эти положения нашли отражение
и в знаменитых апориях (парадоксах) Зенона,
таких как «Ахиллес и черепаха», «Дихотомия
(деление пополам)» и др.Значительной в
древнегреческой философии была атомистическая
традиция Демокрита, углубившая обсуждение
проблемы бытия и небытия. Демокрит исходит
из того, что в основе сущего лежат неделимые,
неуничтожимые, не состоящие из частей,
вечные частицы, названные им «атомами».
Тем самым многообразие сущего сводится
к движущимся в пустоте атомам. Это продолжает
традицию, идущую от Фалеса, Анаксимена,
Пифагора, Гераклита, но углубляет ее,
поскольку у атомов больше объяснительных
возможностей, так как они могут образовать
различные комбинации. В дальнейшем, в
эпоху Сократа, Платона и Аристотеля античная
философия получает свое наивысшее, классическое
развитие. После открытия природы как
объекта философии стало возможным поставить
вопрос о человеке, а затем о Боге.Человек
— всегда тайна не только для других, но
и для себя. Поэтому бытие человека включает
в себя стремление познать себя. Познавая
внешний мир, других людей, человек познает
себя. Отношение человека к другим, Космосу
характеризует в первую очередь самого
познающего человека, его интенции, ценностные
установки и убеждения. В определенном
смысле человек — цель) бытия, что и подчеркнули
греки, предложившие максиму «Человек
есть мера всех вещей». Атомистическое учение Демокрита
Предпосылкой атомизма была потребность
дать материальное объяснение наблюдаемых
свойств вещей — их множества, движения
и изменения. После Зенона, доказавшего
будто гипотеза о бесконечной делимости
вещей, пространства и времени ведет к
неустранимым противоречиям и парадоксам,
всякая попытка обосновать реальность
множества, раздельности вещей и их подвижности
должна была считаться с этим. Учение атомизма
явилось попыткой разрешения этих трудностей.
Атомисты предполагали существование
бесконечного множества телесных частиц,
они допускали существование пустоты
в которой происходит движение частиц
и отрицали за частицами возможность делиться
до бесконечности, видели в них непроницаемые
атомы. Согласно этой гипотезе каждая
вещь, будучи суммой весьма большого (но
не бесконечно) количества частиц — весьма
малых, но в силу своей неделимости необращающихся
в ничто, уже не может рассматриваться
как бесконечно большая и в то же время
вовсе не имеющая величины как это было
у Зенона.Видным представителем атомизма
был Демокрит. Исходное положение атомической
системы — существование атомов и пустоты,
образующих своими бесконечными соединениями
все сложные тела. Следовательно, одной
из главных предпосылок учения Демокрита
является взгляд по которому ощущения
представляют хотя и недостаточный, но
необходимый источник познания. Недостаточные
и неточные свидетельства ощущения исправляются
более тонким усмотрением ума. Так атомы
и пустота невидимы, но их существование
удостоверяется основанным на чувственных
наблюдениях размышлением. Демокрит отличает
то , что существует во мнении от того,
что существует в действительности: «лишь
в общем мнении существует сладкое, в мнении
— горькое, в мнении — теплое, в мнении
— холодное, в мнении — цвет, в действительности
же существуют только атомы и пустота».
Однако Демокрит не отрицает реальность
чувственности воспринимаемого. В данном
случае Демокрит говорит о том, что философия
занимается изучением не того, что известно
всем, а того, что лежит в основе всего,
образует его причину. Повидимому Демокрит
не согласен с тем, что чувственные восприятия
качеств совпадают с самими качествами.атомы
— малые тела, не имеющие качеств, пустота
же — метод, в котором все эти тела, в течении
всей вечности носясь вверх и вниз, или
сплетаются между собой, или наталкиваются
друг на друга и отскакивают, расходятся
и снова сходятся в такие соединения, и
таким образом они производят и все прочие
сложные тела и наши тела, и их состояния
и ощущения. Для объяснения реального
многообразия действигельности Демокрит
допускает, что атомы различаются по форме,
порядку и положению. Такое разделение
и лежит в основе всех наблюдаемых отличий.
Ни одно из них следовательно не является
беспричинным. Он отрицает наличие целесообразности
в природе. Свойства горько, сладко и т.д.
существуют условно, не по природе самих
вещей. Не отличал причинность и необходимость,
поэтому отрицал случайность, рассматривая
ее как результат незнания. Согласно Демокриту
душа человека состоит из мельчайших,
круглых, огнеподобных, постоянно мятущихся
атомов; обладая внутренней энергийностью,
она является причиной движения живых
существ. Он первым высказал идею проэктивной
объективации субъективного образа: от
вещи отделяются тончайшие «пленки» (поверхности),
втекающие в глаза, уши и т.д. Иначе говоря,
от предметов исгекают своего рода флюиды,
которые, попадая в наше тело через органы
чувств, порождают у нас ощущения, восприятия,
т.е. образы, которые мы чувствуем не в
нас, а там, где находится воспринимаемый
предмет: иначе ведь мы тянулись бы ложкой
не в тарелку, скажем, с супом, а в свои
глаза. При этом визуальный образ формируется
истечением, исходящим из глаз, и из того,
что видимо. Атомическое учение распространяется
Демокритом на учение о жизни и душе. Жизнь
и смерть организма сводится к соединению
и разложению атомов. Душа состоит из огненных
атомов и есть их временное соединение.
Душа не бессмертна. Суть принципа софистов: «Человек
есть мера всех вещей» Софистика — открытый
рационалистический (ранее натуралистический)
период греческой философии. Софистом
(от греч. sohyists — искусник, мудрец) сначала
именовали человека, который посвящал
себя умственной деятельности, или искусного
в какой-либо премудрости, в том числе
учености. Таким почитали Солона и Пифагора,
а также знаменитых «семь мудрецов». Впоследствии
смысл этого понятия сузился, хотя и не
заключал еще негативного смысла. Софистов
было немало, но наиболее характерны для
сути этого направления — Протагор (ок.
480 — ок. 410 до н.э.), Горгий (ок. 483-375 до н.э.),
Продик (род. между 470 и 460 до н.э.). Каждый
из них обладал неповторимой индивидуальностью,
но в целом они разделяли схожие воззрения.
Софисты — эти «учителя мудрости» — учили
не только технике политической и юридической
деятельности, но и обучали вопросам философии.
Важно подчеркнуть, что софисты сосредоточили
свое внимание на социальных вопросах,
на человеке и на проблемах коммуникации,
обучая ораторскому искусству и политической
деятельности, а также конкретно-научным
и философским знаниям. Некоторые софисты
обучали приемам и формам убеждения и
доказательства независимо от вопроса
об истинности. В своем стремлении к убедительности
софисты доходили до идеи, что можно, а
нередко нужно, доказать все, что угодно,
и также что угодно опровергнуть, в зависимости
от интереса и обстоятельств, что приводило
к безразличному отношению к истинности
в доказательствах и опровержениях. Так
складывались приемы мышления, которые
стали именоваться софистикой. Софисты
как образованные люди прекрасно понимали,
что чисто формально можно доказать все.
Наиболее полно суть воззрений софистов
выразил Протагор. Ему принадлежит знаменитое
положение: «Человек есть мера всех вещей:
существующих, что они существуют, и несуществующих,
что они не существуют». Он говорил об
относительности всякого знания, доказывая,
что каждому утверждению может быть с
равным основанием противопоставлено
противоречащее ему утверждение. Заметим,
что Протагор написал законы, определявшие
демократический образ правления и обосновал
равенство свободных людей.
Другой представитель софистов
— Горгий утверждал, что бытие не существует.
Если бы оно существовало, то его невозможно
было бы познать, так как между бытием
и мышлением существует непреодолимая
несовместимость Несовместимость обусловлена
способностью мышления создавать несуществующие
образы. Мыслимое бытие принципиально
отличается от средства его выражения
— слова. Продик проявлял исключительный
интерес к языку, к назывной (номинативной)
функции слов, проблемам семантики и синонимии,
т.е. идентификации совпадающих по смыслу
слов, правильному употреблению слов.
Он составлял этимологические гроздья
родственных по значению слов, а также
анализировал проблему омонимии, т.е. различения
смысла графически совпадающих словесных
конструкций с помощью соответствующих
контекстов, и очень большое внимание
уделял правилам спора, приближаясь к
анализу проблемы приемов опровержения,
что имело огромное значение в дискуссиях.
Софисты были первыми преподавателями
и исследователями искусства слова. Именно
с них начинается философская лингвистика.
Им принадлежит заслуга в изучении греческой
словесности. Раз объективной истины нет
и субъект является мерой всех вещей, тогда
есть лишь видимость истины, которую может
порождать человеческое слово и по произволу
менять его смысл, делая сильное слабым
и, наоборот, черное белым, а белое черным.
8 связи с этим софисты посчитали словесность
чрезвычайно важным объектом осмысления,
и слово явилось самостоятельным предметом
изучения. Хотя иные софисты были крупными
мыслителями, релятивизм их зачастую вел
к субъективизму и скептицизму. Вместе
с тем нельзя отрицать их несомненной
роли в развитии диалектики. Философия Сократа Поворотным
пунктом в развитии античной философии
явились воззрения Сократа (469-399 до н.э.).
Его имя стало нарицательным и служит
для выражения идеи лудрости. Сам Сократ
ничего не писал, был близким к народу
мудрецом, философствовал на улицах и
площадях, отсюду вступал в философские
споры. Неоценимая заслуга Сократа состоит
в том, что в его фактике диалог стал основным
методом нахождения истины. Если прежде
принципы просто постулировались, то Сократ
критически и всесторонне обсуждал всевозможные
подходы. Его антидогматизм выражался
а отказе от претензий на обладание достоверным
знанием. Сократ применял повивальное
искусство, именуемое мэйевтикой — искусство
определять понятия при посредстве наведения.
С помощью искусно задаваемых вопросов
он выделял ложные определения и находил
правильные. Обсуждая смысл разнообразных
понятий (благо, мудрость, справедливость,
красота и т.д.), Сократ впервые начал использовать
индуктивные доказательства и давать
общие определения понятий, что явилось
бесценным вкладом в формирование науки
логики. Сократ прославился как один из
родоначальников диалектики в смысле
нахождения истины при помощи бесед и
споров. Метод диалектических споров Сократа
заключался в обнаружении противоречий
в рассуждениях собеседника и приведения
его к истине посредством вопросов и ответов.
Он первый увидел в отчетливости и ясности
суждений основной признак их истинности.
В спорах Сократ стремился доказать целесообразность
и разумность как мира, так и человека.
Он совершил поворот в развитии философии,
впервые поставив в центр своего философствования
человека, его сущность, внутренние противоречия
его души. Благодаря этому познание переходит
от философского сомнения «я знаю, что
я ничего не знаю» к рождению истины посредством
самопознания. Сократ возвел в философский
принцип знаменитое изречение дельфийского
оракула: «Познай самого себя!» Главная
цель его философии — восстановить авторитет
знания, поколебленный софистами. Его
неугомонная душа неподражаемого спорщика
стремилась трудом непрестанным и упорным
к совершенству общения, дабы уяснить
истину. Сократ твердил, что он знает только
то, что он ничего не знает.
Сократ акцентировал своеобразие
сознания сравнительно с материальным
бытием и одним из первых глубоко
раскрыл сферу духовного как
самостоятельную реальность, провозгласив
ее как нечто не менее достоверное,
чем бытие воспринимаемого мира,
и тем самым как бы возложил
ее на алтарь общечеловеческой культуры
для изучения всей последующей философской
и психологической мыслью. Рассматривая
феномен души, Сократ исходил из
признания ее бессмертия, что увязывалось
с его верой в Бога. В вопросах
этики Сократ развивал принципы рационализма,
утверждая, что добродетель проистекает
из знания и человек, знающий, что
такое добро, не станет поступать
дурно. Ведь добро есть тоже знание,
поэтому культура интеллекта может
сделать людей добрыми: никто
не зол по доброй воле, люди злы лишь
по неведению! Политические воззрения
Сократа базировались на убеждении,
что власть в государстве должна
принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным,
справедливым, порядочным и непременно
обладающим искусством государственного
управления. Он подвергал резкой критике
недостатки современной ему афинской
демократии. С его точки зрения:
«Худшее — это большинство!»
Ведь далеко не все, избирающие правителей,
разбираются в политических, государственных
вопросах и могут оценить степень
профессионализма избираемых, их моральный
и интеллектуальный уровень. Сократ
ратовал за профессионализм в
делах управления, в решении вопроса
о том, кто и кого может и
должен избирать на руководящие посты. Учение
Платона об «идее» Платон (427-347 до н.э.)
— великий мыслитель, ронизывающий своими
тончайшими духовными нитями сю мировую
философскую культуру. Платон говорит:
«Мир это не просто телесный космос, и
отдельные предметы и явления: в нем общее
совмвщено с единичным, а космическое
— с человеческим». Космос - это своего
рода художественное произведение. Он
прекрасен, он — цельность единичностей.
Космос живет, дышит, пульсирует, преисполненный
различных потенций, а управляется он
силами, образующими общие закономерности.
Космос полон божественного смысла, являющего
собой единство идей, вечных, нетленных
и пребывающих в своей лучезарной красоте.
По Платону, мир по природе двойствен:
в нем различается видимый мир изменчивых
предметов и невидимый мир идей. Мир идей
являет собой истинное бытие, а конкретные,
чувственно воспринимаемые вещи — нечто
среднее между бытием и небытием: они только
тени вещей, их слабые копии. Идея — центральная
категория в философии Платона. Идея вещи
есть нечто идеальное. Так, к примеру, воду
мы пьем, но не можем же мы пить идею воды
или есть идею неба, расплачиваясь в магазинах
идеями денег: идея — это смысл, сущность
вещи. В платоновских идеях обобщена вся
космическая жизнь: они обладают регулятивной
энергийностью и управляют Вселенной.
Им свойственна регулятивная и формообразующая
сила; они — вечные образцы, парадигмы
(от греч. jaradigma — образец), по которым из
бесформенной и текучей материи организуется
все множество реальных вещей. Платон
трактовал идеи как некие божественные
сущности. Они мыслились как целевые причины,
заряженные энергией устремления, при
этом между ними существуют отношения
координации и подчинения. Высшая идея
— это идея абсолютного добра — она своего
рода «Солнце в царстве идей», мировой
Разум, ей подобает название Разума и Божества.
Платон доказывает существование Бога
чувством нашего сродства с его природой,
которое как бы «вибрирует» в наших душах.
Существенной составляющей мировоззрения
Платона является вера в богов. Платон
считал ее важнейшим условием устойчивости
общественного миропорядка. По Платону,
распространение «нечестивых воззрений»
пагубно влияет на граждан, особенно на
молодежь, является источником смут и
произвола, приводит к попранию правовых
и нравственных норм. Трактуя идею души,
Платон говорит: душа человека до его рождения
пребывает в царстве чистой мысли и красоты.
Затем она попадает на грешную землю, где,
временно находится в человеческом теле,
как узник в темнице. Появившись на свет,
она уже знает все. что нужно знать. Она
сама избирает свой жребий; ей уже как
бы предназначена своя участь, судьба.
Таким образом. Душа, по Платону, — бессмертная
сущность, в ней различаются три части:
разумная, обращенная к идеям; пылкая,
аффективно-волевая; чувственная, движимая
страстями, или вожделяющая. Разумная
часть души — основа добродетели и мудрости,
пылкая — мужества; преодоление же чувственности
есть добродетель благоразумия. Как и
для Космоса в целом, источник гармонии
есть мировой разум, сила, способная адекватно
мыслить самое себя, являясь вместе с тем
активным началом, кормчим души, управляющим
телом, которое само по себе лишено способности
к движению. В процессе мышления душа активна,
внутренне противоречива, диалогична
и рефлексивна. По мысли Платона, высшее
благо (идея блага, а она превыше всего)
пребывает вне мира. Стало быть и высшая
цель нравственности находится в сверхчувственном
мире. Ведь душа получипа свое начало не
в земном, а в высшем мире. И облеченная
в земную плоть, она обретает множество
всякого рода зол, страданий. По Платону,
чувственный мир несовершенен — он полон
беспорядка. Задача же человека в том,
чтобы возвыситься над ним и всеми силами
души стремиться к уподоблению Богу, который
не соприкасается ни с чем злым; в том,
чтобы освободоть душу от всего телесного,
сосредоточить ее на себе, на внутреннем
мире умозрения и иметь дело только с истинным
и вечным. Философия Аристотеля как энциклопедическое
учение Философская мысль Древней
Греции достигла наибольшей высоты в творениях
Аристотеля (384-322 до н.э.), воззрения которого,
энциклопедически вобравшие в себя достижения
античной науки, являют собой грандиозную
систему конкретно-научного и собственно
философского знания в его удивительной
глубине, тонкости и масштабности. Исходя
из признания объективного существования
материи, Аристотель считал ее вечной,
несотворимой и неуничтожимой. Материя
не может возникнуть из ничего, не может
также увеличиться или уменьшиться в своем
количестве. Однако сама по себе материя,
по Аристотелю, инертна, пассивна. Она
содержит лишь возможность возникновения
действительного многообразия вещей.
Чтобы эту возможность превратить в действительность,
надо придать материи соответствующую
форму. Под формой Аристотель разумел
активный творческий фактор, благодаря
которому вещь становится действительной.
Форма — это стимул и цель, причина становления
многообразных вещей из однообразной
материи: материя — своего рода глина.
Для того чтобы из нее возникли разнообразные
вещи, необходим гончар — бог (или ум —
перводвигатель). Форма и материя неразрывно
связаны между собой, так что каждая вещь
в возможности уже содержится в материи
и путем естественного развития получает
свою форму. Весь мир представляет собой
ряд форм, находящихся в связи друг с другом
и расположенных в порядке все большего
совершенства. Категории — это фундаментальные
понятия философии. Аристотелевское рассмотрение
соотношения материи и эйдоса (формы),
акта и потенции выявляет энергийный динамизм
сущего в его развитии. При этом мыслитель
усматривает причинную зависимость явлений
сущего: все имеет причинное объяснение.
В связи с этим он проводит различение
причин: есть действующая причина—это
энергийная сила, порождающая нечто в
потоке универсального взаимодействия
явлений сущего, не только материи и формы,
акта и потенции, но и порождающей энергии-причины,
имеющей наряду с действующим началом
и целевой смысл: «то, ради чего». Аристотель
разработал иерархическую систему категорий,
в которой основной была «сущность», или
«субстанция», а остальные считались ее
признаками. Стремясь к упрощению категориальной
системы, Аристотель затем признал основными
только три категории: сущность, состояние,
отношение.По утверждению Аристотеля,
мировое движение есть цельный процесс:
все его моменты взаимно обусловлены,
что предполагает и наличие единого двигателя.
Далее, исходя из понятия причинности,
он приходит к понятию о первой причине.
А это так называемое космологическое
доказательство бытия божия. Бог есть
первая причина движения, начало всех
начал. И в самом деле: ведь ряд причин
не может быть бесконечным или безначальным.
Есть причина, сама себя обусловливающая,
ни отчего не зависящая: причина всех причин.
Ведь ряд причин никогда бы не закончился,
если не допустить абсолютного начала
всякого движения. Этим началом является
божество как общемировая сверхчувственная
субстанция. Аристотель дал анализ различных
«частей» души: памяти, эмоций, перехода
от ощущений к общему восприятию, а от
него — к обобщенному представлению; от
мнения через понятие — к знанию, а от
непосредственно ощущаемого желания —
к разумной воле. Душа различает и познает
сущее, но она «немало времени проводит
в ошибках» — «добиться о душе чего-нибудь
достоверного во всех отношениях безусловно
труднее всего». Согласно Аристотелю,
смерть тела освобождает душу для ее вечной
жизни: душа вечна и бессмертна. Познание
у Аристотеля имеет своим предметом бытие.
Основание опыта — в ощущениях, в памяти
и привычке. Любое знание начинается с
ощущений: оно есть то, что способно принимать
форму чувственно воспринимаемых предметов
без их материи. Разум же усматривает общее
в единичном. Нельзя приобрести научное
знание лишь с помощью ощущений и восприятий
в силу преходящего и изменчивого характера
всех вещей. Формами истинно научного
знания являются понятия, постигающие
сущность вещи. Детально и глубоко разработав
теорию познания, Аристотель создал труд
по логике, который сохраняет свое непреходящее
значение и поныне. Он разработал теорию
мышления и его формы, понятия, суждения,
умозаключения и т.д. Аристотель является
основоположником логики. Роль философских и нравственных
идей Библии в развитии мировой духовной
культуры В Библии содержатся асе
принципы, которым необходимо следовать,
чтобы быть приспособленным к этой жизни
и к жизни вечной. Ценность изучения Библии
состоит не только в возможности ее исследования
и обобщения. Необходимо еще умственное
напряжение, чтобы уяснить пройденные
темы. Ум, занятый только повседневной
суетой, — это карликовый и ослабленный
ум. Если человек не тренирует свои мыслительные
способности, чтобы понять грандиозные
и далеко идущие истины, то он спустя некоторое
время перестанет прогрессировать. Ничто
не может быть большей гарантией от умственной
деградации и стимулом к развитию, чем
изучение Библии. Как средство развития
мышления Библия является более эффективной,
чем любая другая книга или все книги вместе
взятые. Величие и обширность ее тем, облагораживающая
простота ее изречений, красота ее образов
оживляют и возвышают мысли, как ничто
другое. Никакое другое учение не может
дать столько мыслительной энергии, сколько
дает изучение изумительных истин Божественного
откровения. Разум, соприкасающийся с
мыслями Вечносущего, не может не расширяться
и не укрепляться. Еще большее влияние
оказывает сила Библии на развитие нашей
духовной природы. Человек, сотворенный
для общения с Богом, может обрести настоящую
жизнь и гармоничное развитие только в
общении с Ним. Созданный для того, чтобы
найти в Боге высшую радость, он ни в чем
другом не может найти того, что могло
бы успокоить страстные желания его сердца,
удовлетворить голод и жажду души. Тот,
кто искренно и прилежно изучает Слово
Божье, стремясь понять его истины, тот
соприкасается с его Автором, и для него
не существуют более, если он сам того
не захочет, ограничения для дальнейшего
развития. На ее страницах можно найти
историю глубокой древности, рассказы
о благородной жизни, принципы правления
государством, семейные вопросы — то,
чего человеческая мудрость самостоятельно
никогда бы не достигла. В Библии заключена
самая глубокая философия, таится приятнейшая
и величественнейшая поэзия. Библейские
писания по ценности неизмеримо выше произведений
любого автора, с какой бы стороны они
ни изучались, но когда мы рассматриваем
Библию в свете вечности, она приобретает
бесконечно широкое значение и безгранично
великую ценность, и тогда каждая тема
приобретает новое значение. В самых простейших
утверждениях Библии заложены принципы
такие же высокие и вечные, как небеса.
Центральной темой Библии, вокруг которой
сгруппированы другие, является план искупления,
восстановление в человеческой душе Божьего
образа. Наш разум и душевные качества
формируются , в зависимости от того, что
их питает, и мы вправе определить,чем
питать свою душу. Каждый выбирает темы,
которые интересны ему и займут его мысли,
которые, в конечном счете, сформируют
характер. Теоцентризм средневековой философии В основе средневекового
человекознания лежали религиозные (теоцентристские)
о своей сути установки о том, что Бог —
начало всего сущего. Он создал мир, человека,
определил нормы человеческого поведения.
Первые люди (Адам и Ева), однако, согрешили
перед Богом, нарушили его запрет, захотели
стать наравне с ним, чтобы самим определять,
что есть добро и зло. В этом заключается
первородный грех человечества, который
частично искупил Христос, но который
должен искупиться и каждым человеком
через раскаяние и богоугодное поведение,
Средневековая философия поставила принципиальные
вопросы о сущности и существовании, о
Боге, человеке и Истине, смысле вечности,
соотношении градов «земного» и «Божьего»
(Августин, Боэций, Эриугена, Альберт Великий
и др.). На вершине средневекового интеллектуального
мышления стоит Фома Аквинский. Согласно
Фоме Аквинскому, «есть некоторые истины,
которые превосходят сколь угодно мощный
разум: например, Бог един в трех лицах.
Другие истины вполне доступны разуму:
например, что Бог существует, что Бог
един и подобные этому». Фома Аквинский
впервые ввел различие истин факта и веры,
которое широко распространилось в религиозной
философии. Бог — действующая и конечная
причина мира, мир создан Богом «из ничего»;
душа человека бессмертна, его конечная
цель — блаженство, обретаемое в созерцании
Бога в загробном мире; сам человек тоже
творенье Божье, а по своему положению
— промежуточное существо между тварями
(животными) и ангелами.В целом влияние
Фомы Аквинского на европейскую культуру
трудно переоценить, поскольку именно
он синтезировал христианство и идеи Аристотеля,
гармонизировав соотношение веры и знания.
В его концепции они не противостоят друг
другу, а сливаются в целое, что достигается
допущением возможности рационального
постижения сущности универсума, созданного
Творцом. Наиболее емко философско-антропологические
взгляды Средневековья представлены в
трудах Августина Блаженного. Он утверждал,
что человек — это душа, которую вдохнул
в него Бог. Тело, плоть — презренны и греховны.
Душа есть только у людей, животные ее
не имеют. Человек полностью и всецело
зависим от Бога, он несвободен и не волен
ни в чем. Человек создавался Богом как
свободное существо, но, совершив грехопадение,
сам выбрал зло и пошел против воли Бога.
Так возникает зло, так человек становится
несвободным. С момента грехопадения люди
предопределены ко злу, творят его даже
тогда, когда стремятся делать добро. Главная
цель человека, считал Августин, — спасение
перед Страшным Судом, искупление греховности
рода человеческого, беспрекословное
повиновение церкви как «граду Божьему».
Таким образом, в средневековой философии
господствует теоцентристское понимание
человека, суть которого заключается в
том, что происхождение, природа, целевое
предназначение и вся жизнь человека предопределены
Богом. Тело (природное) и душа (духовное)
противопоставлены друг другу. Впоследствии
вопрос об их соотношении стал одниЯЛз
стержневых в философской антропологии. Спор
между номиналистами и реалистами в средневековой
философии В XI веке развернулась борьба между номинализмом
и реализмом. Конфликт был связан с догматом
христианской религии о триединой сущности
Бога. Бог един, но триедин в лицах: Бог-Отец.
Бог-Сын и Бог-Святой Дух. Развернувшаяся
полемика вышла за пределы этого вопроса
и вылилась в рассмотрение диалектики
единого и общего. Реализм рассматривал
общее как нечто идеальное, предшествующее
вещи, т.е. фактически разрабатывал идеалистическую
концепцию связи общего и единичного.
Номинализм выражал материалистическое
решение этой проблемы. Доказательностью
бытия Бога занимался Аксельм Кен-терберийский
(1033-1109). «Если есть мысль о Боге, то Бог
есть в действительности». Мысль и бытие
тождественны. Общие понятия «универсалии»
существуют реально. Отсюда и термин «реализм».
Общее существует так же реально как бытие,
а Бог — это реально существующее «общее».
Этой теории возражал философ Росцелин,
он полагал, что в мире существуют только
единичные вещи, а общее «реально, как
вещь, не существует». — «Универсалии»
— это общие понятия, это «звуки голоса
— номинал. Отсюда «номинализм». Свое
учение Росцелин применил к догмату о
Троице, по его теории получилось, что
существует не один, а три Бога. В 1022 г.
это учение было объявлено еретическим.Пьер
Абеляр (1079-1142) в своем учении которое называется
«концептуализм», пытался объединить
реализм с номинализмом. Опираясь на идеи
мыслителей античности, он развил теорию,
в которой утверждал, что общее не существует
реально вне вещей. Оно существует в самих
вещах и выделяется нашим умом, когда мы
начинаем изучение этих вещей. Общее реально
существует только в уме (ум — это есть
концепт), концептуально, но не в виде самостоятельных
идеи. Поскольку наш ум вполне реален,
то общее в уме реально. Абеляр принял
участие в споре о Троице, попытавшись
свести воедино все три атрибута Бога,
создав некое совершенное Существо Фактически
он сводил существование троицы к качеству
одной личности. Систематизировал схоластику
Фома Аквинский (1225-1274) — видный философ,
автор одного из господствующих направлений
философии католической Церкви — томизма.
Его учение в 1878 г. было объявлено официальной
идеологией католицизма, а со второй половины
XIX в оно становится основой неотомизма,
который является одним из мощных течений
в современной философской мысли. В трудах:
«Сумма теологии», «Сумма философии»,
«Сумма против язычников» он, опираясь
на труды Аристотеля, рассматривает бытие
как возможное и как действительное. Бытие
— это существование единичных вещей,
что и есть субстанция. Аквинский, наряду
с категориями «возможность» и «действительность»,
вводит и такие, как «материя» и «форма».
Материя — это возможность, а форма —
действительность. Используя идеи Аристотеля
о форме и материи, он подчиняет им учение
о религии. Он утверждает, что материальное
без формы не существует, а форма зависит
от высшей формы — Бога. Бог же — существо
духовное. Только для телесного мира необходимо
соединение формы с материей. Но материя
пассивна, активность ей дает форма.Фома
Аквинский утверждал, что «бытие Божие»
должно быть доказано через доступные
нашему познанию следствия. Он предложил
пять своих доказательств существования
Бога, которыми пользуется современная
католическая церковь:1. все, что движется,
движимо кем-то и есть перводвигатель,
коим является Бог; 2. все, что существует,
имеет причину — следовательно, есть первопричина
всего — Бог; 3. случайное зависит от необходимого
— следователь- . но, первоначальной необходимостью
является Бог; 4. все, что существует, имеет
различные степени качества, следовательно,
должно быть высшее качество — Бог; 5. все
в мире имеет цель, или смысл — значит
существует разумное начало, которое направляет
все к цели — Бог. Патристика: суть учения и
основные представители Средние века, охватывающие почти тысячелетие
(с V по XV в.), мировоззренчески пронизаны
христианскими представлениями о сущем.
В IV в. «слово Божье» было провозглашено
официальной религией, что позволило ее
сторонникам бороться с язычниками за
утверждение новых ценностей. Христианство
дает новую интерпретацию суги Природы,
Знания и Веры. Если для язычника природа
самоценна, самодостаточна и божественна,
то для христианина Бог первичен, он вне
природы, которая им сотворена. Истинное
бытие — Бог, остальное — его творение.
Всевышний сотворил мир из ничего благодаря
своему всемогуществу. Такое мировоззрение
называется креационизмом (лат. creatio —
творение, создание). Истолкованием исходных
положений Библии занимались так называемые
отцы церкви, деятельность которых по
обоснованию христианства в философии
называется патристикой. Патристика —
первый этап, начало концептуализации
текстов Библии. Чтобы послание Христа
стало частью новой интеллектуальной
традиции, необходимо было собрать многочисленные
тексты, материалы, документы, которые
появились с середины I в. н.э., отделить
истинные, настоящие тексты от ненастоящих,
выработать каноны, объяснить расхождения
между различными книгами и т.д. Все эти
и другие многочисленные проблемы композиционного,
терминологического, содержательного
характера решали отцы церкви. Самым ярким
представителем патристики был Аврелий
Августин. Августин (354—430) — выдающийся
мыслитель. вписавший заключительные
страницы в историю духовной культуры
Рима и всей античности своими многочисленными
трудами и заложивший мощный фундамент
религиозно-философской мысли средневековья.
Он был вдохновителем многочисленных
и разнообразных идей и течений в области
не только богословия и общей философии,
но и научной методологии, этических, эстетических
и историософских воззрений. Августин
считал достойным познания такие объекты,
как Бог и душа: бытие Бога возможна вывести
из самосознания человека, т.е. путем умопостижения,
а бытие вещей — из обобщения опыта. Он
анализировал идею Бога в соотношении
с человеком, а человека — в отношении
к Богу. Он осуществил тончайший анализ
жизненного пути человека — разработал
философскую антропологию. Душа, согласно
Августину, — нематериальная субстанция,
отличная от тела, а не простое свойство
тела. Она бессмертна. В учении о происхождении
человеческих душ Августин колебался
между идеей передачи душ родителями вместе
с телом и идеей креационизма — творения
душ новорожденных Богом. Креационизм
(творение), сформулированный в Священном
писании, осмысливается и комментируется
крупнейшими мыслителями Августин рассматривает
Бога как внематериальный Абсолют, соотнесенный
с миром и человеком как своим творением.
Августин настоятельно противопоставляет
свои воззрения всем разновидностям пантеизма,
т.е. единства Бога и мира. Бог, по Августину,
сверхприроден. Мир, природа и человек,
будучи результатом творения Бога, зависят
от своего Творца. По Августину, христианский
Бог всецело овладел судьбой, подчинив
ее своей всемогущей воле: она становится
промыслом, предопределением его. Утверждая
принцип бестелесности Бога, Августин
выводит отсюда принцип бесконечности
божественного начала. Если Бог, говорит
Августин, «отнимет от вещей свою, так
сказать, производящую силу, то их так
же не будет, как не было прежде, чем они
были созданы» («О граде Божием». XII. 25).
Опираясь на тексты Священного Писания,
где говорится о доброте Творца, Августин
доказывал, что все сотворенное им в той
или иной мере причастно к этой абсолютной
доброте: ведь Всевышний, осуществляя
творение, запечатлел в тварном определенную
меру, вес и порядок; в них вложены внеземной
образ и смысл. В меру этого в природе,
в людях, в обществе заключено добро. Большое
влияние на последующую христианскую
философию оказало учение Августина о
божественной благодати в ее отношении
к воле человека и о божественном предопределении.
Суть этого учения заключается в следующем:
без предопределенной божественной благодати
человек не может иметь доброй воли. Схоластика
и её роль в философии Средневековья Само слово
«схоластика» было изобретено гуманистическими
писателями, стремившимися дискредитировать
идеи средневекового периода, чтобы придать
еще большую привлекательность своему
обращению к классическому периоду. Гуманисты
мало интересовались различиями между
разнообразными типами «схоластики»—
такими, как томизм и скотизм (две крупные
схоластические школы, названные, соответственно,
по имени Фомы Аквинского и Дунса Скота).
Таким образом, слово «схоластика» является
одновременно уничижительным и неточным,
однако историк не может избежать его
использования. Термин «схоластика» относится
не к конкретной системе взглядов, а к
конкретному способу организации богословия
— высокоразвитому методу представления
материала, делающему тонкие различия
и пытающемуся достичь исчерпывающего
взгляда на богословие. Становится понятным,
почему, сточки зрения гуманистических
критиков, схоластика выродилась в не
более чем логическое педантство.Влияние
схоластики сильнее всего ощущалось в
средневековых университетах. В отличие
от гуманизма XV века, который процветал
в университетах и пользовался огромным
влиянием в обществе, схоластика имела
очень ограниченную сферу влияния.
Хотя схоластика как академическая
сила находилась в упадке, остается
признанным фактом, что богословская
программа Мартина Лютера была реакцией
на схоластическое богословие. В то
время как схоластика представляла
собой ничтожную интеллектуальную
силу в Швейцарии, она была еще
очень сильна в Германии, в частности,
в Эрфуртском университете, где получил
свое образование Лютер. Ранняя деятельность
Лютера как богословского реформатора
проходила в университетском
контексте, в борьбе с академическими
оппонентами. Как мы уже видели, швейцарские
реформаторы были гуманистами, стремившимися
реформировать жизнь и нравы
современной им Церкви, которым не
нужно было обращать внимание на схоластику.
Лютер же был вынужден вступить в
диалог с крупнейшей интеллектуальной
силой своего времени — со схоластикой.
Швейцарские реформаторы могли
позволить себе смеяться над схоластикой,
поскольку она не представляла для
них угрозы. В ранний схоластический
период (ок.1200 — ок. 1350) преобладал реализм,
в то время как в более поздний период
доминировал номинализм. Различие между
этими двумя системами можно свести к
следующему. Рассмотрим два белых камня.
Реализм утверждает, что существует универсальная
концепция «белизны», которую воплощают
эти два камня. Эти два конкретных белых
камня обладают универсальной характеристикой
«белизны». Хотя белые камни существуют
в пространстве и времени, универсалия
«белизна» не имеет этих ограничений.
Номинализм, однако, утверждает, что универсальная
концепция «белизны» не нужна, и вместо
этого призывает нас сосредоточиться
на конфетных вещах. С точки зрения номинализма,
существуют эти два камня, и нет нужды
начинать разговор об «универсальной
концепции белизны». Антропоцентризм философии
эпохи Возрождения Возрождение — философские и социологические
учения в эпоху становления раннего буржуазного
общества (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной
философией в эту эпоху оставалась схоластика,
но возникновение культуры гуманизма,
значительные достижения в области естествознания
привели к тому, что философия перестала
играть роль служанки богословия и перспектива
ее развития приобрела антисхоластическую
направленность. Прежде всего она проявилась
в этике — возобновление этических учений
стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Балла),
направленных против христианской морали.
Наибольшую роль в философии эпохи возрождения
сыграли натурфилософские концепции (Бруно,
Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие
о крушении схоластических методов осмысления
природы. Наиболее важными результатами
этого естественно-научного направления
в философии были: методы экспериментально-математического
исследования природы; детерминисткое
истолкование действительности, противоположное
теологическому; формулировка научных,
свободных от элементов антропоморфизма
(наделение субьектов, с которыми человек
соприкасается в своей жизни, человеческими
качествами) законов природы (Галилей
в механике). Определяющими чертами натурфилософского
направления — метафизическое понимание
последних (неделимых) элементов природы
как абсолютно бескачественных, неживых;
отсутствие исторического взгляда на
природу и в связи с этим деистическая
непоследовательность (деизм предполагает
наличие бога, как безличной причины бытия,
не участвующей в дальнейшем развитии
мира), сохраняющая обособленное положение
бога в бесконечном мире. Огромные социально-экономические
изменения нашли свое отражение во многих
социологических концепциях, для которых
было характерно понимание общества как
суммы изолированных индивидов. В борьбе
со средневековым теократизмом на первый
план культуры возрождения выступают
гуманистические, антропоцентрические
мотивы. Антропоцентризм — воззрение,
согласно которому человек есть центр
вселенной и цель всех совершающихся в
мире событий. Гуманизм — отражаемый антропоцентризм,
который исходит из человеческого сознания
и имеет своим объектом ценность человека.
Презрение к земному естеству заменяется
признанием творческих способностей человека,
разума, стремлением к земному счастью.
Гуманизм начинается тогда, когда человек
начинает рассуждать о самом себе, о своей
роли в мире, о своей сущности и предназначении,
о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения
имеют всегда конкретные исторические
и социальные предпосылки, гуманизм по
своей сущности всегда выражает определенные
социальные, классовые интересы. Гуманизм
ренессанса проявлялся в революционных
идеях, обращенных на внутреннюю, земную
((божественность» человека, в привлечении
человека к жизненной активности, в утверждении
веры человека в себя. В узком смысле слова
гуманизм определяется как идейное движение,
содержанием которого является изучение
и распространение античных языков, литературы,
искусства и культуры. Поэтому итальянский
гуманизм характеризуется как литературный,
филологический. Теория познания И. Канта: основные
понятия и принципыОдним из величайших
умов человечества, основоположником
немецкой классической философии является
Иммануил Кант (1724-1804). Не только в философии,
но и 8 конкретной науке Кант был глубоким,
проницательным мыслителем. Человек, этика
и право— вот главные темы философского
учения Канта. Кант считал, что решению
таких проблем философии, как проблемы
бытия человека, души, морали и религии,
должно предшествовать исследование возможностей
человеческого познания и установление
его границ. Необходимые условия познания
заложены, согласно Канту, в самом разуме
и составляют основу знания. Они-то и придают
знанию характер необходимости и всеобщности.
Но они же суть и непереходимые границы
достоверного знания. Отвергая догматический
прием познания, Кант считал, что вместо
него нужно взять за основу иной — метод
критического философствования, состоящий
в исследовании приемов самого разума,
в расчленении общей человеческой способности
познания и в исследовании того, как далеко
могут простираться его границы. Кант
различай воспринимаемые человеком явления
вещей и вещи, как они существуют сами
по себе. Мы познаем мир не так, как он есть
на самом деле, а только так, как он нам
является. Нашему знанию доступны только
явления вещей (феномены), составляющие
содержание нашего опыта: мир познается
нами только в своих явленных формах. В
своем учении о познании Кант большое
место отводил диалектике: противоречие
рассматривалось им как необходимый момент
познания. Но диалектика для него — лишь
гносеологический принцип, она субъективна,
так как отражает противоречия не самих
вещей, а только противоречия мыслительной
деятельности. Именно потому, что в ней
противопоставляются содержание знаний
и их логическая форма, предметом диалектики
становятся сами эти формы.В логическом
аспекте теории познания Кант ввел идею
и термин «синтетическая сипа суждения»,
позволяющую осуществлять синтез рассудка
и данных чувственного восприятия, опыта.
Кант ввел воображение в теорию познания,
назвав это коперниканским переворотом
в философии. Наши знания — не мертвый
слепок вещей и их связей. Это духовная
конструкция, возведенная воображением
из материала чувственных восприятий
и каркаса доопытных (априорных) логических
категорий. Помощь воображения человек
используег в каждом звене своих рассуждений.
К своей характеристике человека Кант
добавляет: это существо, наделенное продуктивной
способностью воображения. В своей теории
познания Кант часто рассматривает и собственно
антропологические проблемы. Он выделяет
в познании такой феномен духа, как трансцендентальная
апперцепция, т.е. единство сознания, составляющее
условие возможности всякого познания.
Это единство есть не результат опыта,
а условие его возможности, форма познании,
коренящаяся в самой познавательной способности.
Кант отличал трансцендентальную апперцепцию
от единства, характеризующего эмпирическое
Я и состоящего в отнесении сложного комплекса
состояний сознания к нашему Я как его
центру, что необходимо для обьединения
всего многообразия, данного в опыте и
образующего содержание всех переживаний
Я. Это гениальная идея великого мыслителя.