Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 16:58, творческая работа
Рассматривая развитие философии через призму времени, а также изучая различные направления философских идей и размышлений, переходя от традиций философии к инновациям, я сформулировала для себя следующий вопрос: возможна ли постановка проблемы отчуждения в философии без глубокого проникновения в рационализм? Рассуждая над этим, я поставила для себя следующую проблему: возможен ли процесс познания и развития философской мысли человека при отчуждении его от созданных им результатов «физического и духовного умения», как говорил Гегель? Имеет ли при этом место отчуждение достойных условий существования, как размышлял Маркс, а также возможна ли при этом утрата людьми своей социальной содержательности?
Через тернии к звёздам
(Итоговая работа по философии)
Выполнила:
студентка группы
5ПМИ-3ДБ-086
Зайцева Светлана
Вопрос своей философской принадлежности очень интересный. Кто ты есть в этом мире? К чему склоняешься? Чем руководствуешься? Эта мысль стала интересовать меня задолго до того, как я стала понимать значение понятий «эмпиризм», «рационализм» и им подобные. Всё потому, что данные вопросы интересовали меня в столь юном возрасте, когда, на мой взгляд, интересуются более приземлёнными вещами. Ну а уж мысли о своём собственном «я», о становлении человека, его свободе, борьбе, противостоянию и т.п. должны были возникнуть в более взрослом возрасте, как мне казалось тогда. Сейчас же я понимаю, что эта тема не даёт мне покоя, хотя я бы не назвала себя человеком с достаточно богатым жизненным опытом и накопленным с годами философским багажом. Так я стала интересоваться различными философскими направлениями с целью найти себя, определить свою приверженность к тому или иному направлению в философии.
Первые признаки своего «я» мне показались замеченными в эмпиризме. Я считаю, что в первую очередь принимать те или иные решения необходимо, опираясь на опыт (свой, родственников, знакомых) и самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие события. Ведь жизненный опыт подобен асфальту, которым мы закладываем свой путь к цели. Мы делаем ошибки, учимся на них и получаем опыт, мы учимся у других людей и также получаем опыт. Жизнь даёт нам уроки, и если мы хорошо усваиваем их, получаем накопленные знания, становимся мудрее. Без опыта любое наше путешествие по цели рискует оборваться где-то посередине, поэтому эмпирическое начало определённо занимает важное место в моём «я». Я думаю, что именно наш человеческий опыт, причем критически осмысленный, должен считаться отправной точкой в познании мира, самого себя. Тем не менее, ни в коем случае нельзя отвергать и рациональное зерно, ведь мы – люди, «гомо сапиенс», не только накопившие опыт и передающие его их поколение в поколение, но и разработавшие богатейшие знания мира, основанные на логике Лейбница, математике Декарта, учении о бытие Гегеля. И слишком уж принижать роль рационального познания, понятий, теорий нельзя.
Итак, все-таки, как поступать? Рационально, логично, последовательно или интуитивно? Я стала рассматривать этот вопрос через призму «поступать как всегда, либо постоянно находиться в поиске». Например, рассмотрим строительство дома. Можно поступать традиционно. Есть планы, схемы, согласованные сметы. Можно идти по проторенной дорожке, строя фундамент из обычного бетона в теплую погоду, стены, крышу из проверенных временем строительных материалов, используя стандартные технологии и научные конспекты. Но можно привлечь инновационные технологии, а ведь это не только всякое новшество, а в обязательном порядке такое нововведение, которое серьёзно сможет повысить эффективность при строительстве (например, новые зимние присадки для раствора, последние технологии 21 века утепления окон и т.д.), которые снизят затраты на строительство, увеличат большее сохранение тепла в доме и смогут быть использованы в дальнейшем при строительстве других объектов. В случае применения инноваций привлекаются креативные люди, которые привыкли работать не по шаблону, а постоянно находятся в творческом поиске. И все же, по моему мнению, лучше всегда искать золотую середину между традиционными подходами, мышлением и новыми. Как это делал, например, великий Аристотель. Мне импонирует его идея избегание крайностей — принцип «золотой середины». Ведь неспроста девиз «ничего слишком» («всё в меру») был начертан на стене главного греческого храма — храма Аполлона в Дельфах в Древней Греции.
Однако некоторые жизненные обстоятельства заставили меня пересмотреть свою точку зрения на вопрос принадлежности к эмпиризму или рационализму. Мне всё чаще стало казаться, что человека должно продвигать рациональное, а не эмпирическое. «Всё есть разум» - убеждала меня жизнь. Таким образом, мои качели «эмпиризм – рационализм» перевесили меня в сторону рационализма. Мне всё больше стало казаться, что человек (человек разумный!) всегда близок к отчуждению. Я всё больше стала сопоставлять понятия «рационализм» и «отчуждение».
Рассматривая развитие философии через призму времени, а также изучая различные направления философских идей и размышлений, переходя от традиций философии к инновациям, я сформулировала для себя следующий вопрос: возможна ли постановка проблемы отчуждения в философии без глубокого проникновения в рационализм? Рассуждая над этим, я поставила для себя следующую проблему: возможен ли процесс познания и развития философской мысли человека при отчуждении его от созданных им результатов «физического и духовного умения», как говорил Гегель? Имеет ли при этом место отчуждение достойных условий существования, как размышлял Маркс, а также возможна ли при этом утрата людьми своей социальной содержательности? Характерная черта нашего времени – участие большого числа ученых, конструкторов, дизайнеров и людей других специальных профессий в промышленном производстве. Эти люди отчуждаются от продуктов своего творчества. Если отрекаться от природных данных, можно предположить, что в таком случае творения художников, писателей и т.д. – результат отчуждения их создателей, в результате чего эти произведения не являются плодом свободного воображения, а должны следовать стандартам «массовой» культуры, подвергаться цензуре и критике тех, кого не интересует творческая сторона творений. Такие принципы жизни, на мой взгляд, убивают в человеке его индивидуальность, его видение мира, философские размышления, представления об обществе, морали и этике.
Отчуждаясь от всех и от самого себя, есть ли у человека возможность найти выход из такой обречённости? Безусловно, у каждого он свой. Человек постоянно должен выбирать ту или иную форму своего поведения, ориентироваться на те или иные ценности и идеалы. И можно ли найти ответ на проблему человеческой свободы в мире, в котором привычные моральные императивы пришли в негодность или утрачены? Имеют ли что-то общее такая свобода и равнодушие, свобода и отчуждение? Об этом заставил меня задуматься Н.А.Бердяев и его «Самопознание». Основываясь на своих собственных ощущениях и анализируя возникшие эмоции, мысли, чувства после прочтения работы Николая Александровича Бердяева «Самопознание», я почувствовала в себе возникший интерес к изучению первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. Вопрос метафизики интересовал меня и ранее, но после ознакомления с философским путем Бердяева он стал для меня актуальным снова. Что есть причина причин? Каковы истоки истоков? Каковы начала начал? «Истина может принести мне освобождение, но эту истину я мог принять лишь через свободу», - пишет Бердяев. Думаю, его мысль об истине можно добавить к инструментам поиска свободы человека. Познав истину, человек словно выбирается наконец через тернии к звёздам, открывает для себя возможность познать себя, ведь самая яркая звезда на небе жизни – это всегда человек и только человек.